рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Пищевая промышленность Хабаровского края рефераты

         Одним из наиболее прогрессивных и перспективных направлений развития торговли  и увеличения объемов реализации производимой в Хабаровском крае продукции стало зарождение и развитие сети фирменных магазинов производственных предприятий, которая еще довольно слабо развивается в Хабаровском крае.

         11) Слабо развита реализация продукции, производимой предприятиями края  за его пределы.

         В связи с широким ассортиментом производимой в стране пищевой продукции, а также завозимой из-за пределов страны негативно сказывается на реализации  продукции местных товаропроизводителей. Субъектами Российской Федерации проводится ряд мероприятий по защите и поддержке местного товаропроизводителя, так как зачастую под завозной продукцией проводится ввоз фальсифицированной и  некачественной продукции.

         Решение вышеперечисленных проблем потребует наращивания ресурсного потенциала пищевой промышленности и в первую очередь создания устойчивой, достаточной как по объемам, так и по качеству сырьевой базы, развития научно-технического потенциала отрасли, а также качественного обновления основных производственных фондов подавляющей части пищевых предприятий.

3 Направления и перспективы развития пищевой промышленности Хабаровского края


3.1 Перспективы развития пищевой промышленности Хабаровского края



Для дальнейшего развития пищевой  промышленности края необходимы значительные средства, повышение эффективного участия предприятий пищевой промышленности в развитии интеграционных процессов с предприятиями агропромышленного комплекса, совершенствование инвестиционной и ценовой политики. Необходимы новые управленческие подходы, более совершенные технические и технологические решения, выработка маркетинговой стратегии.

Приоритетным направлением перспективного развития пищевой промышленности Хабаровского края должно быть выполнение государственной политики в области обеспечения населения Хабаровского края качественной, безопасной и конкурентоспособной продукцией за счет применения передовых и новейших технологий производства, модернизации и технического оснащения предприятий, а также выход на рынки Дальнего Востока и других регионов Российской Федерации.

Основными задачами  по выполнению приоритетных направлений перспективного развития пищевой промышленности Хабаровского края должны стать:

- наращивание объемов производства во всех отраслях пищевой промышленности путем увеличения загрузки производственных мощностей, реконструкции и технического перевооружения предприятий;

- привлечение крупных инвестиций для обновления оборудования;

- оптимизация и расширение ассортимента выпускаемой продукции на основе усиления маркетинговой деятельности;

- повышение качества продукции;

-  увеличение объемов реализации продукции местных производителей, как на внутреннем рынке края, так и за его пределами с расширением фирменной торговли.

Учитывая особую роль пищевой промышленности в обеспечении продовольственной безопасности для решения основных задач по перспективному развитию пищевой промышленности Хабаровского края   необходимо выполнить  следующие мероприятия:

1) Увеличить объем выпускаемой предприятиями края пищевой продукции за счет загрузки существующих производственных мощностей.

Несмотря на принципиальный подход управления и руководителей предприятий к качеству и ассортименту, удовлетворению спроса всех категорий населения и постоянное стремление заполнить новинками освободившиеся сегменты рынка, в отрасли по-прежнему имеется резерв по выпуску всех видов продукции.

Так, использование мощностей отрасли, как уже отмечалось, составляет: по водке 28,9%, по колбасным изделиям 51,2%, по цельномолочной продукции 77,3%, по безалкогольным напиткам 25,9%, по хлебобулочным изделиям 39,5%, по кондитерским изделиям 50,8%, макаронным 51,6%, муки и крупы  16,5%.

Для повышения процента использования мощностей и увеличения объемов производства всех видов выпускаемых предприятиями края продуктов питания имеются все возможности.

2) Обновить физически изношенное и морально устаревшее оборудование за счет приобретения современного оборудования на условиях лизинга и дополнительных инвестиций.

- на государственном уровне необходимо создать экономические механизмы, позволяющие обеспечивать долгосрочный и устойчивый приток инвестиций, с тем, чтобы не только восстановить утраченные темпы обновления основных производственных фондов, но и провести всеобъемлющую их модернизацию, соответствующую мировому уровню; роль государства должна состоять в координации работы между исполнительной властью и бизнесом для выполнения их взаимных обязательств по достижению конкретных поставленных целей;

- Министерству оказывать содействие в выделении бюджетных кредитов, в предоставлении гарантий Правительства края для получения кредитов банков на приобретение современного оборудования;

3) Обеспечить предприятия пищевой промышленности сырьем и вспомогательными материалами за счет централизованной поставки импортного мяса под гарантию Правительства края, поддержки и развития сельскохозяйственных комплексов, переданных в аренду молокоперерабатывающим предприятиям края:

- для решения вопроса сырьевого снабжения предприятий пищевой промышленности края необходимо на уровне Правительства края  ввести централизованное бюджетное финансирование, предоставление гарантий Правительства края для получения кредитов банков, заключение межрегиональных договоров по обеспечению сырьем предприятий пищевой промышленности;

- Министерству совместно с министерством финансов  и министерством экономического развития и внешних связей края  необходимо проработать вопрос по централизованной закупке импортного мяса под гарантию Правительства края для переработки мясоперерабатывающими предприятиями;

- Министерству необходимо  осуществлять поддержку и развитие сельскохозяйственных комплексов, переданных в аренду молокоперерабатывающим предприятиям края и обеспечить выполнение мероприятий по экономическому развитию сельскохозяйственных имущественных комплексов края для сохранения и стабилизации сырьевой базы.

4) Расширить ассортимент производимой продукции за счет внедрения  новых технологий и новых видов продукции:

Постоянное обострение конкуренции на потребительском рынке Хабаровского края, связанное с перенасыщением его в последние 3 года продуктами питания, заставляет активизировать работу технологических служб предприятий по поиску новых решений.

Наряду с освоением новых видов продукции для общего потребления, необходимо дальше разрабатывать и осваивать виды продукции для диетического питания, лечебно-профилактического назначения, питания для здорового образа жизни и вегетарианцев.

5) Сократить затраты на производство продукции пищевой промышленности за счет приобретения сырья по низким ценам и снижения региональных тарифов по водо- и энергопотреблению, оплаты арендной недвижимости до уровня ставок эксплуатационных расходов:

-  Министерству на уровне Правительства Хабаровского края необходимо решить вопрос снижения региональных тарифов для предприятий пищевой промышленности по водо – и энергопотреблению и оплаты арендной недвижимости до уровня ставок эксплуатационных расходов;  

- Министерству совместно с предприятиями пищевой промышленности, министерством финансов  и министерством экономического развития и внешних связей края  проработать вопрос по централизованной поставке импортного мяса для переработки мясоперерабатывающими предприятиями и зерна для производства спирта под гарантию Правительства края;

- Министерству оказывать помощь в выделении бюджетных кредитов, предоставлении гарантий Правительства края для получения кредитов банков, заключение межрегиональных договоров для закупки более дешевого  сырья для работы предприятий пищевой промышленности.

6) Повысить конкурентоспособность продукции, производимой в Хабаровском крае, за счет снижения себестоимости производимой продукции, обеспечения качества, создания привлекательности продукции:

- рекомендовать предприятиям пищевой промышленности снизить себестоимость производимой продукции за счет  приобретения более дешевого и качественного сырья;

- предприятиям пищевой промышленности для стабилизации обеспечения качества продуктов питания необходимо проработать вопрос внедрения системы менеджмента качества; 

- предприятиям пищевой промышленности края рекомендовать ежегодно проводить  оптимизацию ассортимента выпускаемой продукции и улучшение дизайна упаковки;

- Министерству совместно с предприятиями пищевой промышленности разработать совместную объединенную рекламную стратегию, направленную на создание привлекательности продукции местных производителей, и приступить к ее внедрению;

- Министерству совместно с Управлением Федеральной налоговой службы РФ по Хабаровскому краю постоянно проводить проверки поступающей в край алкогольной продукции для обеспечения контроля за оборотом алкогольной продукции;

- Министерству совместно с  министерством здравоохранения Хабаровского края необходимо создать систему учета  поступления и реализации спирта этилового и спиртосодержащих лекарственных средств с содержанием спирта этилового более 70 процентов в целях  организации контроля за его реализацией; 

7) Увеличить объем реализации производимой в Хабаровском крае продукции за счет расширения фирменной торговой сети и контроля за наличием в розничной торговой сети края максимального ассортимента продукции, выпускаемой местными товаропроизводителями:

Несмотря на определенные положительные результаты в вопросах увеличения реализации продукции производителей Хабаровского края, существует ряд проблем и недостатков как в работе самих предприятий-производителей, так и в общей системе организации розничной торговли в крае.

По-прежнему, слабым звеном в деятельности предприятий алкогольной отрасли по реализации продукции является работа с организациями оптовой торговли.

В связи с отменой с 1 января 2006 года режима акцизного склада завоз алкогольной продукции в край стали осуществлять 22 (вместо 17) предприятия оптовой торговли, имеющие лицензии на закуп, хранение и поставки алкогольной продукции.

Из 40,2 тыс. дал алкогольной продукции, реализованных предприятиями оптовой торговли, 50 % приходится на два предприятия – ООО "Столица" и ООО "Новоторг". Работа с остальными двадцатью предприятиями практически не прослеживается. На уровне 9,5% остается процент реализации через оптовую сеть водки и ликероводочной продукции предприятий края.

В то же время, за 5 месяцев 2006 года оптовыми предприятиями завезено в край алкогольной продукции 1031,2 тыс. дал, в том числе водки 331,1 тыс. дал, что к соответствующему периоду 2005 года составило 167,1% и 146,2% соответственно.

Отмеченное количество завезенной водки составляет 93% к произведенной за этот период в крае и 81% к реализованной предприятиями края.

В 1 квартале 2006 года ОАО ЛВЗ "Хабаровский" снизил реализацию собственной продукции в Приморском крае относительно 2005 года на 60%, в тоже время реализация ОАО "Уссурийский бальзам" увеличилась на 80%.

Необходимо еженедельно осуществлять контроль за наличием в розничной торговой сети ассортимента продукции, вырабатываемой предприятиями края; предприятиям ликероводочной отрасли   увеличить объемы реализации алкогольной продукции, выпускаемой предприятиями пищевой промышленности через оптовое звено с ежегодным ростом  до 5 процентов; муниципальным образованиям городов и районов края необходимо постоянно осуществлять государственный контроль за соблюдением законодательства в области розничной продажи алкогольной продукции и за ее качеством;  управлению совместно с муниципальными образованиями городов и районов края необходимо осуществлять постоянный контроль за наличием в розничной торговой сети края максимального ассортимента продукции, выпускаемой местными товаропроизводителями.

8) Увеличить поставку продукции, производимой предприятиями Хабаровского края за пределы края за счет развития интегрированных связей, продвижения продукции в другие регионы и заключения торгово-экономических соглашений по реализации продукции:

Слабым звеном в работе предприятий отрасли остается поставка продукции в районы Хабаровского края. Прослеживается явная тенденция отказа краевых производителей инвестировать средства в организацию поставок продукции в отдаленные районы Хабаровского края.

Данная позиция позволила производителям Приморского края занять свободные «ниши». В поселках района им. Лазо (Мухен, Сита, Обор) колбасные изделия представлены, как правило, только приморскими производителями. Более половины ассортимента колбасных изделий в розничной торговой сети Вяземского района так же представлена продукцией приморских производителей.

Молокоперерабатывающими предприятиями края ЗАО «Переяславский молочный завод», КГУП «Комбинат детского питания», ОАО «ДАКГОМЗ» освоен выпуск продукции длительного хранения, но по-прежнему в северных районах края – Николаевском, Охотском, Аяно-Майском и Тугуро-Чумиканском районах – молочная продукция названных предприятий в продаже отсутствует.

В южных районах края – городах Бикин и Вяземский, Бикинском и Вяземском районах краевые производители представлены лишь продукцией молочных заводов ОАО «ДАКГОМЗ» и ООО «Вяземский молочный комбинат»,  ликероводочными изделиями Хабаровского и Корфовского заводов. Практически полностью отсутствует продукция мясопереработчиков края.

Непонятна также позиция в реализации продукции местных производителей Хабаровского Крайпотребсоюза, собственная торговая сеть которого  расположена более чем в 90 населенных пунктах края и насчитывает 153 организации розничной торговли и общественного питания. Свыше 50% колбасных изделий, реализуемых через эту сеть, составляет завезенная продукция, краевые производители представлены только собственной продукцией филиала «Хабаровский пищекомбинат». Не в полной мере используются возможности реализации продукции через предприятия общественного питания, более 50% ликероводочной продукции реализуется завезенной.

Острым остается вопрос реализации алкогольной продукции через розничную торговую сеть края. По данным анализа представленных деклараций о розничной продаже алкогольной продукции за 4 месяца 2006 года удельный вес алкогольной продукции краевых производителей составляет чуть больше половины (52,7%) в общем закупе водки и ЛВИ. Так, если в Нанайском районе доля закупа алкогольной продукции краевых производителей составляет 80,9%, то в Хабаровском районе и в городе Хабаровске – 66,7% и 59,4% соответственно, то в городе Комсомольск-на-Амуре, Советско-Гаванском и Комсомольском районах, где расположены предприятия-производители, доля закупа алкогольной продукции производителей края составляет менее 40% (40,0%, 31,4%, 39,5% соответственно).   

Такое положение дел может быть ухудшено и в связи с затягиванием переоформления лицензий индивидуальных предпринимателей на розничную продажу алкоголя. На 20 июня текущего года их переоформлено 44% к выданным ранее.

Кроме того, проверкой организаций розничной торговли по исполнению постановления Правительства Хабаровского края от 31.12.2005 № 147-пр «О декларировании розничной продажи алкогольной продукции на территории Хабаровского края», проведенной в апреле 2006 года в розничной торговой сети города Хабаровска специалистами министерства установлены факты завышения объемов закупа продукции производителей края. Это ООО «Ладыгина», ООО «Лита Восток», ООО «Кировец», ООО «Госым». Кроме того, 10 из 80 проверенных организаций на момент проверки не представили декларации вообще. Например,  ООО «Востокмаркет», ООО «Лузитания» и другие. С начала 2006 года наметилась тенденция снижения объемов реализации продукции предприятий края в крупных сетевых магазинных города Хабаровска. Если в сети магазинов самообслуживания "Три толстяка" в 2005 году среднемесячный закуп колбасной продукции составлял 19,6 тоны, то в 2006 году – 15,9 тонны или 81% к уровню прошлого года. Доля закупа макаронных изделий производителей края составляет только 12%. В 3 раза снижены объемы закупа алкогольной продукции и на 25% объемы колбасных изделий в сети магазинов "Народная компания".

Одним из основных факторов, сдерживающих увеличение объемов продаж выпускаемой предприятиями края продукции, является хроническая (постоянная) задолженность организаций торговли за отгруженную продукцию. Предоставляемые предприятиями отрасли отсрочки платежей, как правило, не стимулируют реализацию продукции. Вполне возможно, что отдельные организации розничной торговли сознательно накапливают задолженность за реализованную продукцию, приобретая на эти средства продукцию других производителей.  На  1 июня 2006 года просроченная  дебиторская задолженность предприятий оптовой и розничной торговли предприятиям пищевой промышленности составила 170 млн. рублей.

Проведенные управлением пищевой промышленности проверки структуры ассортимента продовольственных товаров в розничной торговой сети  выявили факты отсутствия в продажи продукции краевых производителей. Так, например, в магазине ООО «Арго Восток» (ул. Юности, 44) отсутствовала в продаже  продукция ликероводочного завода «Хабаровский», при этом долг предприятию составлял 45,5 тыс. рублей. В магазине индивидуального предпринимателя Гаспаряна (ул. Калараша, 22) покупателям предлагалась только завезенная из-за пределов края продукция.  При этом долг краевым производителям за реализованную ликероводочную продукцию и колбасные изделия составил 120 тысяч рублей. Систематически нарушают сроки оплаты за отгруженную продукцию Охотский филиал ООО «Востокпродукт», Дочернее государственное унитарное предприятие военной торговли № 081, ООО «Метрон»,  Торговый дом «Светлый», Корпо Хабаровское, муниципальные  магазины города Комсомольск-на-Амуре № 17, 61,  ХОО «Зенит», Нижнетамбовское ПО, индивидуальные предприниматели Генцель, Левина, Агрофенин и многие другие.

По этой причине предприятия пищевой промышленности вынуждены приостанавливать отпуск продукции этим торговым организациям.

Мероприятия представлены восьмью основными пунктами и направлены на: стабилизацию работы предприятий пищевой промышленности, повышение эффективности отраслей, развитие предприятий пищевой промышленности,  повышение конкурентоспособности продукции предприятий пищевой промышленности, снижение себестоимости продукции за счет технического перевооружения предприятий, увеличение объемов производства и выполнение установленных контрольных показателей  по выпуску пищевой продукции и мобилизации доходов в бюджет края.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11