рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Пищевая промышленность Хабаровского края рефераты



Недоимка в бюджет края по предприятиям пищевой промышленности на 01.01.2005г. составила 19,9 млн. рублей, по сравнению с недоимкой на начало прошлого года снижена на 2,6 млн. рублей, или на 13%. На 01.01.2006 недоимка составила 31,6 млн. руб., по сравнению с недоимкой на 01.01.2005 г. возросла на 11,0 млн. руб. увеличение суммы недоимки обусловлено в основном за счёт ухудшения финансового состояния предприятий спиртовой и ликёроводочной отрасли.

Сумма налогов поступающих в бюджет края на одного работающего по предприятиям пищевой промышленности в 2005 году, составила 206,6 тыс. руб., что на 44,5 тыс. руб. больше, чем за соответствующий период 2004 года.

На рисунке 2.5 показано количество платежей перечисленных в бюджет края предприятиями пищевой промышленности за 2000 – 2005 гг. 


Рисунок 2.5 – Обязательные платежи, перечисляемые в бюджет края предприятиями пищевой  промышленности с 2000 по 2005 гг.


Доля прибыльно работающих предприятий в пищевой промышленности таблица 11 на протяжении четырех лет составляет около 80%, ежегодно от семи до десяти  предприятий работают с убытками. Из 53 работающих предприятий по итогам работы за 2004 год 49 предприятий, в 2005 из 61 предприятия 54 получили прибыль. Количество предприятий работающих с прибылью по сравнению с 2001 годом увеличено на 16,7%. Чистая прибыль по предприятиям пищевой промышленности в 2004 году составила 135,0 млн. рублей, в том числе по алкогольной и пивобезалкогольной отрасли 70 млн. рублей, по перерабатывающей 65 млн. рублей. В 2005 балансовая прибыль в целом по отрасли составила 175,5 млн. руб., в том числе по алкогольной и пивобезалкогольной – 113,2 млн. руб, что на 27,2 млн. руб. выше уровня 2004 года.






Таблица 11 - Финансовый результат предприятий пищевой промышленности  за 2001 – 2005 годы[38]



Ед.

изм.

Год

2001

2002

2003

2004

2005

Количество предприятий всего

шт.

49

49

54

56

61

Работают с прибылью

шт.

42

41

44

49

54

Доля прибыльно работающих предприятий

%

85,7

83,7

81,5

87,5

87,5

Сумма прибыли

млн.

руб.

218,0

235,0

120,0

135,0

175,5


По итогам работы в 2004 году наблюдается тенденция снижения уровня балансовой прибыли по предприятиям ликероводочной отрасли к уровню 2003 года: ОАО «Комсомольский горпищекомбинат»- на 5,0 млн. рублей, ОАО «Горпищекомбинат «Совгаванский» - на 1,5 млн. рублей. Уменьшение балансовой прибыли ликероводочной отрасли обусловлено снижением уровня рентабельности. В 2005 году наблюдается увеличение обусловленное значительным приростом прибыли на 46,7 млн. руб. ОАО ЛВЗ «Хабаровский». Прибыль, полученная в мясомолочной  отрасли составила 62,3 млн. руб.

За четыре года (таблица 11) предприятиями пищевой промышленности общая рентабельность снижена с 16,1% в 2001 году до 6,5% в 2005 году, в том числе по алкогольной отрасли с 21,5% до 5,4%, по мясомолочной отрасли рентабельность увеличена с 5,3% до 6,7%.





Таблица 12 - Уровень рентабельности по предприятиям пищевой промышленности  за 2001 – 2005 годы (по прибыльным предприятиям)[39]



Ед.

изм.

Год

2001

2002

2003

2004

2005

Рентабельность всего

%

16,1

10,0

5,3

5,1

6,5

в т.ч. алкогольная отрасль

%

21,5

19,2

11,7

10,3

5,4

мясомолочная отрасль

%

5,3

6,3

4,9

11,0

6,7

 

Основную часть полученной прибыли предприятия направляют на техническое перевооружение и обновление производства.

В 2004 году по сравнению с 2003 увеличен выпуск пива на 7354 тыс. декалитров или в 1,6 раза, цельномолочной продукции на 14,0%, полуфабрикатов на 1550 тонн или на 25,2%.

За 11 месяцев 2006г. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года выпуск цельномолочной продукции увеличен на 12,5 процента, пива на 18,2, безалкогольных напитков на 10,5, полуфабрикатов - на  3 процента.

За 2004 год и 11 месяцев 2005 года молокоперерабатывающими предприятиями края переработано 42,4 тысячи тонн молока-сырья, что составило 73,8 процента от общего объёма молока, вырабатываемого в крае.

Из крупных молокоперерабатывающих предприятий наибольшего роста объемов производства по выпуску цельномолочной продукции достигли: акционерные общества «Переяславский молочный завод», ДАКГОМЗ, краевое предприятие "Комбинат детского питания". Удельный вес этих предприятий в выпуске молочной продукции составляет 78%.

В 2005 году предприятиями пищевой промышленности края произведено продукции на сумму 9586,7 млн. рублей – 102,5% к уровню 2004 года в сопоставимых ценах.

Достигнуто превышение объемов производства по выпуску цельномолочной  продукции  на 12,1%, пива на 19,7%, безалкогольных напитков на 8,7%, полуфабрикатов на 4,9%, комбикормов на 28,0 процентов.

За январь-май 2006 года предприятиями края произведено товарной продукции на 3 млрд. 660 млн. рублей, что составляет к аналогичному периоду 2005 года 93,8% в сопоставимых ценах. Рост объемов производства относительно аналогичного периода 2005 года достигнут по цельномолочной продукции на 6,9%, мясным полуфабрикатам – 1,2%, безалкогольным напиткам – 33,3%, комбикормам – 6,0%, кондитерским изделиям на 1%.

Предприятиями пищевой промышленности выпускается 1470 наименований продукции, в том числе 628 видов колбасных изделий и полуфабрикатов, 121 наименование молочных, соевых и комбинированных продуктов, 24 наименования пищеконцентратов и консервов, 83 алкогольных и 179 пивобезалкогольных напитков и питьевой воды, 180 наименований хлебобулочной продукции, 20 макаронных изделий, 230 разновидностей тортов, пирожных, рулетов, кексов, печенья и пряников, 5 видов крупы и  сортовой муки и комбикормов.

Относительно ведущих пищевых предприятий Российской Федерации ассортимент выпускаемой продукции основных групп продовольствия предприятиями Хабаровского края выдерживается практически на уровне, а по отдельным превосходит.

Отдельно необходимо отметить определенную работу муниципальных образований края по выполнению Постановления Правительства края от 23.01.2006 №2-пр "Об основных направлениях развития пищевой промышленности Хабаровского края до 2010 года"  в части решения вопросов увеличения реализации продукции краевых производителей. Данная тема стала предметом обсуждения на коллегиях муниципального образования город Комсомольск-на-Амуре, Советско-Гаванского и Вяземского муниципальных районов, а также на заседании Хабаровского городского Совета по предпринимательству при Мэре города.

Для ориентирования предприятий торговли на реализацию продукции местных производителей администрацией города Хабаровска организуются выездные встречи представителей предприятий и специалистов на предприятия пищевой отрасли. В ходе встреч участники знакомятся с процессом производства, лабораторным контролем, высказывают свои пожелания по ассортименту и качеству товаров, маркировке и упаковке, отрабатывают предложения по договорам поставки. В краевом центре в 2005 году проведено 8 таких встреч.

В целях привлечения внимания покупателей к местной продукции органы управления используют такой метод, как организация дегустаций. В Хабаровске, например, это позволило увеличить количество заключенных договоров поставки с 5500 до 6700. В условиях жесткой конкуренции на рынке продовольственных товаров предприятия проводят различного рода маркетинговые исследования, создают товарные бренды, проводят рекламные мероприятия, широко используя средства массовой информации.

На телевидении и радио постоянно транслируются рекламные ролики, в прессе публикуются информационные статьи. Ряд предприятий отрасли, такие, как ООО «Григ Чернобельского», ООО «Корфовский ЛВЗ», ООО «Мостовик-1», ООО «Кооператор-2», ОАО «Балтика», ОАО "Амур-Пиво" и другие, выступают в качестве спонсоров тематических передач и рубрик на ТВ, организации и проведении культурно-массовых мероприятий, что, несомненно, сказывается на формировании в сознании жителей края положительного отношения к предприятиям и выпускаемой ими продукции.

Активно используются возможности Интернета. Предприятиями ОАО ЛВЗ "Хабаровский, ОАО "МЖК "Хабаровский",   ООО "Балтимор-Амур" и ОАО "Балтика" и другими созданы и работают Интернет-сайты.

Дополнительной рекламой, на наш взгляд, станет разработанный ВЭБ-сайт министерства, в котором будет размещаться информация обо всех подведомственных предприятиях пищевой промышленности и потребительского рынка края.

Ряд предприятий, такие, как ОАО ЛВЗ "Хабаровский", ОАО Комсомольский ГПК", ООО "Мерилен" и другие разработали красочные каталоги выпускаемой продукции. В розничной торговой сети городов края применяется более современная "паллетная" выкладка продукции предприятий отрасли, проводятся дегустации и промоакции.

Суммарные затраты на проведение рекламных мероприятий предприятий отрасли в 2005 году составили 20 млн. рублей, в 2004 году – 17 млн. рублей.

Все это подтверждает, что сегодня для любого руководителя вопросы цены реализации наращивания объемов продаж являются первостепенными. Именно они определяют экономическую стабильность предприятий.

Большинство предприятий отрасли пошло по пути создания собственных каналов сбыта – торговые дома, розничная фирменная торговая сеть. Понятно, что при формировании собственной торговой сети предприятия, в меньшей степени, зависят от посредников. Прямой канал сбыта усиливает возможность изучения непосредственного рынка своих товаров, поддержания тесных связей с потребителями, проведения исследования по качеству товаров, воздействия на скорость реализации с целью уменьшения дополнительной потребности в оборотном капитале.

В настоящее время фирменная торговая сеть предприятий пищевой промышленности края насчитывает 681 объект торговли. В том числе 4 торговых дома кондитерского комбината Спутник, ДАКГОМЗ, ликеро-водочных заводов Хабаровский и Корфовский, 58 магазинов, 564 отдела и киоска, 9 мелкооптовых магазинов, 42 единицы мелкой розницы. Кроме того, в крае и за его пределами созданы и действуют 8 филиалов и представительств (Комсомольского и Совгаванского горпищекомбинатов, ликеро-водочных заводов Хабаровский и Корфовский, акционерного общества ДАКГОМЗ).

За 2005 год и 5 месяцев текущего года предприятиями пищевой промышленности края реализовано через собственную торговую сеть 17% (307,2 тыс. дал) алкогольной продукции, 33% (9,4 тыс. тонн) колбасных изделий и полуфабрикатов, 22% (17,8 тыс. тонн) молочной и комбинированной соевой продукции, 48% (28,8 тыс. тонн) хлебобулочных изделий, 34,1% (1,4 тыс. тонн) кондитерских изделий.

Вместе с тем, из-за недостатка финансовых ресурсов, большая часть предприятий продолжает работать на изношенном оборудовании. Моральный износ основных фондов в пищевой промышленности все еще остается на высоком уровне и это говорит о том, что объемов инвестиций недостаточно для их замены на более современные.

Пищевая и перерабатывающая промышленность края располагает мощным производственным потенциалом, однако, для восстановления и развития собственной продовольственной базы необходимы значительные средства, повышение эффективного участия Правительства края в управлении предприятиями пищевой промышленности для развития интеграционных процессов между субъектами АПК, совершенствования инвестиционной и ценовой политики, финансово-кредитного механизма.

Продовольственная безопасность – важнейший критерий независимости и социально-экономического развития края. Для ее обеспечения необходимы новые подходы, более совершенные технические и технологические решения, создание надежного контроля качества и безвредности пищевой продукции. В настоящее время назрела необходимость решения неотложных управленческих задач, направленных на обеспечение продовольственной безопасности.

Проблема отечественного продовольствия должна стать приоритетной, особенно в связи с вступлением России в ВТО. Требуются четко отработанные межведомственные связи, научно-технические программы, коренная реконструкция предприятий пищевой промышленности, оснащение их современной техникой, создание принципиально новых, энергетически выгодных, экологически безопасных технологий, обеспечивающих глубокую, комплексную безотходную переработку сельскохозяйственного сырья и производство пищевых продуктов высокого качества.



2.2 Общая характеристика деятельности по управлению и развитию пищевой промышленности Хабаровского края


В Хабаровском крае органом, непосредственно осуществляющим регулирование деятельности пищевой промышленности, является Министерство пищевой промышленности и потребительского рынка Хабаровского края.

Министерство является правопреемником министерства пищевой промышленности, торговли и бытового обслуживания Хабаровского края.

В своей деятельности Министерство руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, Уставом Хабаровского края, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, Губернатора Хабаровского края и Правительства Хабаровского края, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Хабаровского края.

Министерство осуществляет свою деятельность во взаимодействии с органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями и их объединениями независимо от их организационно-правовых форм.

Основными задачами Министерства являются:

- Реализация государственной политики в области пищевой промышленности и потребительского рынка.

- Обеспечение качества и безопасности пищевых продуктов и защита здоровья населения края.

- Обеспечение поступления доходов от налогов и сборов, подлежащих уплате подведомственными организациями в краевой бюджет.

- Создание благоприятного инвестиционного климата и развитие конкурентоспособности в курируемых отраслях.

- Осуществление полномочий Хабаровского края как собственника имущества в пределах своей компетенции.

- Обеспечение готовности Министерства и подведомственных организаций к работе в условиях военного времени и чрезвычайных ситуаций.

Министерство в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет следующие функции:

- Разрабатывает и реализует целевые программы развития подведомственных отраслей, в том числе в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов, вносит предложения о разработке и реализации совместных с Российской Федерацией программ производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также разрабатывает прогнозы социально-экономического развития подведомственных отраслей.

- Определяет потребность в продукции, необходимой для решения задач жизнеобеспечения региона и реализации целевых программ поставки продукции для региональных нужд. Принимает меры по обеспечению жителей края потребительскими товарами в требуемом ассортименте и количестве.

- Разрабатывает в установленном порядке предложения по совершенствованию системы государственного регулирования рынка потребительских товаров.

- Осуществляет анализ экономической ситуации в подведомственных отраслях, устанавливает тенденции их развития, выявляет диспропорции и определяет пути их устранения.

- Взаимодействует с органами государственной власти и местного самоуправления по вопросам, касающимся деятельности Министерства.

- Осуществляет в пределах компетенции Министерства контроль за реализацией органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий края.

- Организует и проводит с участием органов государственного надзора и контроля мониторинг качества и безопасности пищевых продуктов, материалов и изделий, контактирующих с пищевыми продуктами.

- Осуществляет совместно с уполномоченными федеральными органами исполнительной власти контроль и надзор за качеством и безопасностью пищевых продуктов.

- Осуществляет подбор кандидатур на должности руководителей и представителей государства в органах управления хозяйственных обществ, пакеты акций (долей) которых находятся в собственности Хабаровского края.

- Осуществляет через представителей государства в советах директоров (наблюдательных советах) и ревизионных комиссиях обществ контроль за результатами их финансово-хозяйственной деятельности.

- Подготавливает предложения и социально-экономические обоснования приватизации краевых государственных унитарных предприятий, а также находящихся в краевой государственной собственности акций открытых акционерных обществ и иного краевого имущества.

- Проводит мониторинг финансового состояния краевых государственных унитарных предприятий, обществ, пакеты акций (доли) которых находятся в собственности Хабаровского края, контроль за выполнением ими финансово-экономических показателей, а также распределение чистой прибыли и дивидендов в соответствии с установленным порядком.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11