рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Пищевая промышленность Хабаровского края рефераты

Государственное регулирование пищевой промышленности осуществляется в следующих направлениях[22]:

- определение общих для всех регионов путей развития пищевой промышленности;

- объединение интересов государства, потребителей и субъектов хозяйствования;

- обеспечение соблюдения правил производства и реализации продукции массового потребления;

- обеспечение соблюдения финансовой дисциплины и, в отдельных случаях, порядка установления цен.

Основными функциями государственного регулирования и управления пищевой промышленностью являются:

- формирование государственной политики в области  производства  продукции в соответствии с интересами государства и населения;

- осуществление контроля за соблюдением законодательства, регулирующего деятельность пищевой промышленности в Российской Федерации;

- разработка и проведение в Российской Федерации единой государственной политики в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов;

- принятие федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации;

- разработка и реализация федеральных целевых и научно-технических программ обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов, материалов и изделий;

- государственное нормирование в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов, материалов и изделий;

- организация и проведение обязательной сертификации отдельных видов пищевых продуктов;

- организация и проведение государственного надзора и контроля;

- разработка и реализация программ по развитию пищевой промышленности;

- организация контроля за качеством пищевых продуктов, изготавливаемых и находящихся в обороте на территории Российской Федерации;

- осуществление международного сотрудничества Российской Федерации.

Одной из главных задач власти было и остается продовольственное   обеспечение населения страны. Для решения этой проблемы принимаются специальные законы и программы, определяются стратегические подходы к производству пищевой продукции и распределению произведенных продуктов питания. 

За годы осуществления реформ в раз­витии пищевой промышленности в результате просчетов, допущенных в переходный период в орга­низационной, финансовой, кредитной и внешнеторговой политике, наметились негативные тенденции, приведшие к ка­тастрофическому снижению объемов производства продукции, ухудшению обеспечения населения отечественными продовольственными товарами, что явля­ется одной из причин социальной напря­женности в обществе.

На уменьшение объемов производ­ства скота и птицы в крупных животновод­ческих и птицеводческих комплексах не­гативно повлиял резкий спад производ­ства комбикормов. Это привело к сниже­нию объемов закупок скота, птицы, молока и другой сельскохозяйственной продук­ции. Кроме того, либерализация оптовых и розничных цен, и в первую очередь на топливно-энергетические ресурсы, транс­портные перевозки, привела к росту цен на пищевую продукцию превышающему потребительский спрос населения.

Нарушение кредитно-финансовой си­стемы создало трудности пищевым предприятиям в приоб­ретении необходимого сырья, материа­лов и оборудования для производства.

Созданная в Минсельхозпроде РФ в конце 1994 г. Федеральная продоволь­ственная корпорация не смогла выпол­нить задачи, поставленные перед ней Правительством. Вместо того чтобы ус­транить причины, мешающие ей эффек­тивно организовать работу, корпорацию упразднили в сентябре 1997 г., создав взамен Агентство по регулированию про­довольственного рынка с большинством функций, присущих отраслевому НИИ[23].

Из-за отсутствия должного финансо­вого планирования и контроля сложилась ситуация невозврата государственных кредитов на закупку и переработку сель­скохозяйственных сырья и продукции. В этой ситуации выделение новых кредитов не улучшало, а ухудшало финансовое по­ложение предприятий.

Падение производства также обус­ловлено нарушением хозяйственных и экономических связей в сложившихся ус­ловиях перестройки банковской системы, налоговой и кредитной политики, при ро­сте взаимной  задолженности   между предприятиями-производителями и по­требителями.

Как следствие, возникли трудности с обеспечением сырьем и материально-техническими ресурсами, с организаци­ей обновления физически изношенных и морально устаревших производственных фондов.

К 1996 г. сложилась ситуация, при ко­торой на предприятиях почти четверть затрат на единицу продукции составля­ла плата за кредиты банков, взятые на пополнение оборотных средств, что при­мерно равно затратам на приобретаемое ими сырье.

При резком падении темпов произ­водства необоснованно возросли выпла­ты на заработную плату. Таким образом, предприятия пищевой промышленности потеряли заинте­ресованность в увеличении объемов про­изводства, особенно трудоемкой продук­ции, так как оплата труда утратила фун­кции мотивации трудовой деятельности.

При таких условиях предприятия поте­ряли заинтересованность в инвестирова­нии средств для развития производствен­но-технической базы и увеличения выпус­ка продукции, а полученная прибыль от реализации стала направляться в основ­ном на повышение заработной платы и другие материальные стимулы.

Нарушение сложившегося за многие годы соотношения цен на сырье и гото­вую продукцию, а также реализация про­граммы приватизации перерабатываю­щих предприятий в ряде регионов отра­зились на ухудшении взаимоотношений между партнерами-поставщиками и пе­реработчиками животноводческого сы­рья. При резком снижении использования мощностей действующих предприятий, из-за сокращения объемов производи­мой продукции, возникла тенденция стро­ительства предприятий и цехов малой мощности без должного технико-эконо­мического обоснования, что повлекло за собой еще большее отвлечение сырья у промышленности, потерю значительных объемов вторичных ресурсов и дальней­шее снижение эффективности производ­ства.

В течение достаточно продолжитель­ного времени Россия представля­ла собой зону закрытого экономичес­кого пространства. Развитие экономи­ки было плановым и осуществлялось «сверху» - путем разработки руковод­ством страны и выполнения предприя­тиями жестко регламентированного плана. Критерием развития субъекта или региона служила совокупность ко­личественных показателей: площадь территории, численность населения, запасы полезных ископаемых, объем ВВП. Вопросы качества и безопасности продукции жестко регламентирова­лись государством посредством разра­ботки государственных стандартов, а также ведомственных правил и норм, выполнение которых контролирова­лось различными государственными инспекциями.

Пищевая промышленность являлась одним из самых слабых звеньев агропромышленного ком­плекса в результате остаточного принци­па формирования и материально-техни­ческого обеспечения промышленности, сложившегося после создания Минсель­хозпрода РФ на базе Минсельхоза, Минпищепрома, Минхлебопродуктов и др.

Интеграционные процессы в сельском хозяйстве, пищевой и перерабатываю­щей промышленности осуществлялись неудовлетворительно. Как показывает опыт, приватизация пищевых и перера­батывающих предприятий с участием сельскохозяйственных производителей вёл к дальнейшей деградации сектора.

В настоящее время наряду с крупными пищевыми и перерабатывающими пред­приятиями имеется значительное число мини-производств по переработке сель­скохозяйственной продукции, находящих­ся в структуре сельскохозяйственных организаций и в ведении частных пред­принимателей.

В соответствии с Указом Президента № 565 от 16.04.94 г. и постановлением Пра­вительства РФ № 650 от 30.05.97 г. Мин­сельхозпрод РФ, как головной орган в уп­равлении агропромышленным комплек­сом, имел в структуре аппарата Депар­тамент пищевой и перерабатывающей промышленности, проводящий государ­ственную политику и управление агропро­мышленным комплексом.

Кроме Департамента пищевой промышленности в Мин­сельхозпроде РФ функции регулирования продовольственного рынка были возложены на Федеральное агентство, имеющее две­надцать региональных агентств.

На рисунке 1.11 показана система государственных органов регулирующих пищевую промышленность с 1981года до настоящего времени.

Минмясомолпром (1981 г.)

 

 




Комитет по пищевой и перерабатывающей промышленности  (1993 г.)

 

Минпищепром (1994 г.)

 













Рисунок 1.11 – формирование системы государственных органов регулирующих пищевую промышленность

Таким образом, в настоящее время функции управления пищевой промышленностью возложены на Министерство сельского хозяйства РФ. В  соответствии  с  Указом  Президента Российской Федерации от 9 марта  2004 г.  № 314  «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» Правительство Российской Федерации установило, что Министерство сельского хозяйства Российской  Федерации  является  федеральным органом исполнительной власти,   осуществляющим   функции   по выработке государственной политики и нормативно-правовому    регулированию в сфере агропромышленного комплекса, устойчивого развития сельских территорий, а также изучения, сохранения,  воспроизводства  и использования объектов  животного  мира,  отнесенных  к  объектам охоты,   водных   биологических   ресурсов   и  среды  их  обитания.       

Министерство сельского хозяйства Российской Федерации осуществляет в пределах своих полномочий координацию и контроль деятельности  находящихся в его  ведении Федеральной службы  по ветеринарному  и фитосанитарному надзору, Федерального агентства по сельскому хозяйству и Федерального агентства по рыболовству.      

Министерство  сельского  хозяйства  Российской Федерации на основании   и   во  исполнение  Конституции  Российской  Федерации, федеральных  конституционных  законов,  федеральных  законов, актов Президента   Российской   Федерации   и   Правительства  Российской Федерации  самостоятельно  осуществляет  правовое  регулирование, а также  разрабатывает  и  представляет  в  Правительство  Российской Федерации  проекты федеральных конституционных законов, федеральных законов  и  актов  Президента  Российской Федерации и Правительства Российской Федерации по следующим вопросам: а) реформирование  и  финансовое  развитие  в агропромышленном комплексе и рыболовстве;   б) государственная поддержка  организаций агропромышленного комплекса и рыболовства;  в) программы по развитию села;  г) племенное животноводство и элитное семеноводство; д) использование земель сельскохозяйственного назначения; е) регулирование рынков сельскохозяйственного сырья, продукции и продовольствия; ж) техническое и технологическое обеспечение в агропромышленном комплексе и рыболовстве; з) производство и оборот этилового спирта из пищевого и  непищевого сырья, спиртосодержащей и алкогольной продукции; и) изучение, сохранение, воспроизводство и использование водных  биологических  ресурсов  и  производственная деятельность в морских   рыбных портах, находящихся в ведении Федерального агентства по рыболовству, и на судах рыбопромыслового флота; к) обеспечение ветеринарного и фитосанитарного благополучия территории Российской Федерации; л) охота и охотничье хозяйство.

Как уже отмечалось, государственное регулирование пищевой промышленности осуществляется рядом нормативно-правовых актов различных уровней. Они регулируют условия производства, хранения и поставки производимой пищевой продукции и обеспечение качества пищевых продуктов  в натуральном или переработанном виде, употребляемые человеком в пищу.

Изготовление, хранение, перевозки и реализация пищевых продуктов, материалов и изделий осуществляется в соответствии с утвержденными техническими документами: техническими регламентами и техническими условиями, технологическими инструкциями, рецептурами  на производимую продукцию. Нормативными документами, устанавливающими требования к качеству и безопасности пищевых продуктов, материалов и изделий, контролю за их качеством и безопасностью, условиям их изготовления, хранения, перевозок, реализации и использования являются государственные стандарты, санитарные и ветеринарные правила и нормы.

Основным законом, регулирующим отношения, возникающие при разработке, принятии, применении и исполнении обязательных требований и требований на добровольной основе к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации; оценке соответствия является Федеральный закон Российской Федерации «О техническом регулировании»[24]. Закон определяет порядок разработки, принятия, изменения и отмены  технических регламентов;  цели, принципы и формы  стандартизации, подтверждения соответствия и обязательной сертификации. 

Документом,  регулирующим правовые отношения в области обеспечения качества пищевых продуктов и их безопасность для здоровья человека, является Федеральный закон Российской Федерации «О качестве и безопасности пищевых продуктов»[25].

Государственное регулирование в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов осуществляется путем:

- государственного нормирования в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов;

- государственной регистрации пищевых продуктов;

- оценки и подтверждения соответствия требованиям нормативных документов пищевых продуктов, а также систем качества;

- государственного надзора и контроля в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов;

- мониторинга качества и безопасности пищевых продуктов, здоровья населения.

Государственное нормирование в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов, материалов и изделий устанавливается государственными стандартами, санитарными и ветеринарными правилами и нормами по областям применения, утвержденными федеральным органом исполнительной власти по государственному надзору в области стандартизации и сертификации, федеральным органом исполнительной власти в области государственного санитарно-эпидемиологического надзора и федеральным органом исполнительной власти в области государственного ветеринарного надзора в соответствии с их компетенцией.

Государственной регистрации пищевых продуктов, материалов и изделий подлежат новые пищевые продукты, материалы и изделия, изготовленные в Российской Федерации, а также пищевые продукты, материалы и изделия, ввоз которых осуществляется впервые на территорию Российской Федерации. Импортные пищевые продукты, материалы и изделия подлежат государственной регистрации до их ввоза на территорию Российской федерации.

Оценка и подтверждение соответствия требованиям нормативных документов подлежат предназначенные для реализации определенные виды пищевых продуктов,  материалов и изделий, услуг, оказываемых в сфере розничной торговли пищевыми продуктами и сфере общественного питания, а также систем качества посредством: подачи деклараций о соответствии; обязательной сертификации.

При выборе пищевых продуктов, материалов и изделий, подтверждение соответствия которых требованиям нормативных документов проводится посредством обязательной сертификации, должны учитываться степень опасности для здоровья человека пищевых продуктов, материалов и изделий, условия их изготовления и оборота. Перечень пищевых продуктов, материалов и изделий, подлежащих обязательной сертификации  утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации «Об утверждении перечня товаров, подлежащих обязательной сертификации, и перечня работ и услуг, подлежащих обязательной сертификации»[26].

В отношении пищевых продуктов, материалов и изделий, которые не подлежат обязательной сертификации и подтверждению соответствия требованиям нормативных документов посредством подачи декларации о соответствии, лица, осуществляющие деятельность по изготовлению и обороту таких пищевых продуктов, материалов и изделий, вправе проводить их добровольную сертификацию.

Государственный надзор и контроль в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов осуществляются территориальными федеральными органами исполнительной власти.

В целях определения приоритетных направлений государственной политики в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов, охраны здоровья населения, а также в целях разработки мер по предупреждению поступления на потребительский рынок некачественных и опасных пищевых продуктов, материалов и изделий органами государственного надзора и контроля совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации организуется и проводится мониторинг качества и безопасности пищевых продуктов, здоровья населения.

Мониторинг качества и безопасности пищевых продуктов, здоровья населения проводится в соответствии с положением, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации.

Правовые основы промышленного производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в Российской Федерации устанавливаются Федеральным законом Российской Федерации   «О государственном регулировании производства и оборота  этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции»[27]. Государственное регулирование в области промышленного производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции направлено на защиту экономических интересов Российской Федерации, обеспечение нужд потребителей в указанной продукции, а также на повышение ее качества и проведение контроля за соблюдением законодательства, норм и правил в регулируемой области.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11