рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Пищевая промышленность Хабаровского края рефераты

Рисунок 1.10 – Производство алкогольных и безалкогольных напитков

1990 -2005 гг.


Российские производители пива сде­лали работу предприятий по настояще­му эффективной, подняв качество про­дукции до международного уровня и сохранив почетное место пивоваренной отрасли среди передовых бюджетообразующих отраслей промышленности. На рынке появилось много качествен­ного пива, и эта тенденция с каждым годом укрепляется.

Развитие рынка безалкогольных напитков и ми­неральных вод в России по качествен­ным характеристикам соответствует мировым тенденциям. Запасы мине­ральных вод (лечебных, лечебно-столо­вых) в Российской Федерации практи­чески не ограничены, а их уникальность предоставляет возможность для разви­тия прямых связей с зарубежными стра­нами по поставкам на экспорт. Посте­пенно восстанавливаются позиции на­ционального русского напитка - кваса -брожения с длительным сроком хране­ния. Производство безалкогольных налит­ков в 2005 г. составило 494,1 млн дал, или 119 % к 2004 г., минеральных вод -4914,-8 млн полулитров (110 %)[16].

Имеются определенные положительные тенденции а производ­стве этилового спирта, водки и ликеро-водочных изделий. Улучшается каче­ство продукции и ее ассортимент. За 2005 г. в целом по Российской Фе­дерации предприятиями выработано спирта этилового из пищевого сырья 71,6 млн дал, что на 8 % меньше, чем в 2004 г., водки и ликероводочных изде­лий соответственно 132,4 млн дал и меньше на 2 %.

Имеющиеся производственные мощ­ности позволяют вырабатывать этило­вый спирт из пищевого сырья в объеме 150 млн дал, водку и ликероводочные изделия - свыше 400 млн дал. По рас­четам, в целом по Российской Федера­ции мощности будут использованы: по производству этилового спирта из пи­щевого сырья - на 43,1 %, водки и ли­кероводочных изделий - на 28,9 %.

Производство вин виноградных в 2005 г. составило 31,8 млн. дал, вин плодовых - 3 млн дал, коньяков – 4,5 млн дал, вин шампанских и игристых – 14,1 млн дал[17].

Таким образом, анализ показал, что предприятия пищевой промышленности ра­ботали устойчиво. Увеличилось произ­водство мяса и субпродуктов I катего­рии на 3 %, колбасных изделий - на 5, цельномолочной продукции - на 5, сы­ров жирных - на 7, масла растительно­го - на 16, сахара-песка - на 16, крупы - на 4, кондитерских изделий - на 6, ма­каронных изделий - на 3, плодоовощ­ных консервов - на 12, пива - на 7, бе­залкогольных напитков - на 19, мине­ральных вод - на 10 %. Выросло также производство и многих других пищевых продуктов, кроме отдельных видов ал­когольных напитков.

В то же время, несмотря на высокие темпы роста, среднедушевое потребле­ние таких важнейших продуктов, как мясо и мясопродукты, молоко и молокопродукты, рыба и рыбопродукты, яйца и яйцепродукты, сахар, масло ра­стительное, овощи и фрукты, еще оста­ется ниже рекомендуемых медицинских норм потребления (таблица 3, 4). Наряду с этим, сред­недушевое потребление таких дешевых продуктов, как картофель и хлебопро­дукты, превышает рекомендуемые нор­мы, что в некоторой степени связано с низкой платежеспособностью большей части населения.


Таблица 3 – Рекомендуемый объём потребления продукции пищевой промышленности



Наименование

Ед. измерен.

Объем потребления в среднем на одного человека в год

Средний объём потребления

Трудоспособное население

Пенсионеры

Дети

Хлебные продукты (хлеб и макаронные изделия, в пересчёте на муку, мука, крупы, бобовые)

кг

133,7

103,7

84,0

107,1

Сахар и кондитерские изделия

кг

22,2

21,2

25,2

22,9

Мясопродукты

кг

37,2

31,5

33,7

34,1

Молоко и молокопродукты

кг

237,2

218,9

325,2

260,8

Масло растительное, маргарин и другие жиры

кг

13,8

11,0

10,0

11,6

Прочие продукты (соль, чай, специи)

кг

4,9

4,2

3,6

4,2



Таблица 4 - Динамика потребления основных продуктов питания в России на душу населения, кг. в год[18]


Продукты

Норма

Годы

1980

1985

1990

1995

1997

1999

2000

2002

2003

2005

Мясо и мясопродукты

81

62

67

75

55

50

42

45

50

52

53

Молоко и молокопродукты

392

328

344

386

253

229

229

216

229

231

233

Яйца

292

279

299

297

214

210

205

229

245

245

250

Хлеб и хлебопродукты

110

126

119

119

124

118

117

118

122

120

120

Картофель

118

118

109

106

124

130

126

118

122

125

125

Овощи

139

94

98

89

76

79

74

86

91

94

95

Масло растительное

16

9,1

9,8

10,2

7,4

8,4

6

9,6

10,6

11

12

Сахар

41

46,7

45,1

47

32

33

48

35

36

36

36,5

Рыба и рыбопродукты

25

23

23

20

9

9,3

17,1

10

11,1

11,3

11,1

Фрукты и ягоды

35

30

40

35

29

33

31

34

40

41

42


Сокращение производства в АПК привело к ухудшению пи­тания населения. Если Россия по уровню потребления продоволь­ствия на душу населения ранее входила в первую десятку мира, то в настоящее время она занимает 67 место. Потребление основ­ных продуктов питания на душу населения - мясопродуктов, мас­ла животного, молокопродуктов, рыбопродуктов в 2 раза и бо­лее ниже рекомендуемой нормы[19].

С учетом сокращения душевого потребления продуктов пи­тания баланс продовольственных ресурсов в стране складывает­ся напряженно.

Динамичное развитие производства основных пищевых продуктов стало ре­зультатом целенаправленной работы федерального центра и органов испол­нительной власти субъектов Российской Федерации по решению возникающих проблем. Произошла адаптация работ­ников агропродовольственной сферы к рыночным условиям, изменилась пси­хология хозяйствования. Повысилось внимание коммерческих банков, зару­бежных и частных инвесторов к произ­водству продуктов питания.

Шире и активней стали применяться защитные меры отечественных произ­водителей путем введения соответству­ющих квот и пошлин на импортируемое продовольствие и сырье, используемое отечественными предприятиями для производства пищевых продуктов.

Практика подтвердила, что переход от экономики централизованного пла­нирования к социально ориентирован­ному рыночному хозяйству не может происходить стихийно, без государ­ственного регулирования рыночными отношениями. Государство должно компенсировать несовершенство рын­ка. Поэтому необходимо создавать си­стему государственного регулирования экономикой страны, адекватную новым условиям, разумно воздействовать на ход ее развития и контролировать с уче­том интересов общественного произ­водства и хозяйствующих субъектов.

Формирование эффективного конкурентоспособного агропромышленного производства, обеспечивающего про­довольственную безопасность страны и наращивающего экспорт отдельных ви­дов сельскохозяйственной продукции и продовольствия, является основной стратегической задачей в экономичес­кой области.

При этом государство исходит из воз­можностей увеличения внутреннего производства. В промышленности пос­ледовательно принимаются меры по созданию специализированных произ­водств и осуществлению разумного тор­гового протекционизма, не допускаю­щего демпинга на внутреннем рынке со стороны зарубежных импортеров и не­добросовестной конкуренции.

Большое внимание в отраслях уделя­ется улучшению качества и расширению ассортимента производимой продук­ции, внедрению инновационных техно­логий, освоению новейших методов и видов упаковки. Эти меры позволяют завоевывать не только отечественного потребителя, но и увеличивать объемы экспорта по отдельным позициям. Се­годня из России экспортируются мука, макаронные и кондитерские изделия, пиво, соки, безалкогольные напитки и минеральные воды, масло подсолнеч­ное, папиросы и сигареты, водка и дру­гие товары.

Динамичному наращиванию объе­мов производства важнейших видов продовольствия способствовали ста­билизация общеэкономической ситуа­ции в стране, повышение платежеспо­собности населения, создание усло­вий для привлечения частных отече­ственных и иностранных инвестиций, направляемых на развитие отраслей пищевой и перерабатывающей про­мышленности.

Пищевая промышленность России относится к категории отраслей, произ­водящих продукцию массового потребления, пользующуюся повседневным спросом населения, что способствует сравнительно быстрой оборачиваемос­ти средств и окупаемости инвестиций. Сегодня к наиболее инвестиционно привлекательным отраслям относят та­бачную, пивобезалкогольную, конди­терскую, масложировую, чайную, пло­доовощную и некоторые другие. В раз­витие этих отраслей вложены значи­тельные инвестиции, в частности, в строительство иностранных предприя­тий, создание совместных производств, приобретение акций акционерных об­ществ.

Развитие пищевой и перерабатываю­щей промышленности в определяющей мере зависит от объемов производства сельскохозяйственного сырья отече­ственным АПК, его качества и стоимос­ти. При производстве многих видов пи­щевой продукции в структуре ее себес­тоимости доля исходного сырья превы­шает 70 %. Поэтому развитие всех сфер АПК должны решаться в комплексе[20].

Динамичному развитию пищевой и перерабатывающей промышленности в последние 7 лет способствовали меры, принятые законодательной и исполни­тельной властью. Сделаны серьезные шаги по совершенствованию государ­ственного регулирования АПК.

Таким образом, всесторонний анализ работы отрас­лей пищевой промышленности за годы проведения рыночных преобразований в экономике показывает, что пока не удалось в полном объеме решить все проблемы. Многие виды продукции отечественных товаропроизводителей неконкурентоспособны по сравнению с субсидируемым импортом продоволь­ствия. Общий объем импорта продо­вольственных товаров и сельскохозяй­ственного сырья в последние годы рас­тет и в общем объеме формирования товарных ресурсов продовольствия превышает 32 %.

Динамика и тенденции развития отрасли во многом определяется той системой государственного регулирования, которая складывается в государстве, в связи с этим для полного анализа состояния развития пищевой промышленности необходимо в рамках исследования проанализировать систему государственного регулирования пищевой промышленности в РФ.

 

1.3 Система государственного регулирования пищевой промышленности



Государственное регулирование имеет большое значение в развитии пищевой промышленности. Государственное регулирование представляет собой систему мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, направленных на достижение определенных социально-экономических целей. Для реализации целей экономической политики государство использует различные методы: методы прямого (административное и экономическое влияние) и косвенного воздействия (реализуется только экономическими средствами).[21]

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11