Шпаргалка: Финансы Украины
Структура обор ср-в - это
соотношение между перечисл элементами обор ср-в, выраженными в уд весе тех или
иных элементов (в целом по стране, по отраслям н/х и по отдельным пп-ям).
Структура об ср-в:
товарно-мат ценности - 81 %;
отгруженная прод-ия и услуги - 9
%;
ден ср-ваа в обращении - 6 %;
дебит задолженность пп-я - 3 %;
др обор ср-ва - 1 %.
Обор ср-ва делятся на нормируемые
и ненормируемые. Нормируемые - это ср-ва, кот характериз собой миним запасы
тов-мат ценностей на пп-ии (произв запасы - полуфабрикаты, сырье и материалы,
топливо; незаверш пр-во; расходы будущих периодов и гот продукция на складе)
Норматив обор ср-в - это
установление плановой å ден ср-в, кот должна обеспечивать минимальную и вто же
время достаточную потребность пром пп-я в произв запасах, незаверш пр-ве и в
запасах гот прод
Ноб.ср. = Р · Д, где
Р - однодневные раходы,
Д - норма запасов в днях
Нормируемые обор ср-ва - это ден
ср-ва, кот должны обеспеч нормальную и бесперебойную хоз деят пп-я.
Ненормир об ср-ва - это те ср-ва,
величина которых регулир-ся в динамичном порядке (гот продукция, отгруженная
покпателям; деньги в кассе, на р/с и на вал счете и в ценных бумагах; дебит
задолженность).
Осн источниками финансир-ия обор
ср-в явл-ся: 1) собственные ср-ва пп-й, представленные долей в уставном фонде
пп-я; 2) прибыль пп-я; 3) устойчивые пассивы пп-я, в т.ч. кредитор
задолженность по з/п; 4) кредиты банков; 5) ср-ва целевого назначения, кот
имеются на счетах и в распоряжении пп-я.
Улучшение оборач-ти обор ср-в -
важная цель для улучшения работы пп-я. Для оценки эффект-ти использ-ия могут
примен-ся след показатели:
- коэффициент эффективности использ-ия
обор ср-в = V реализованной прод-ии / среднедневные остатки обор ср-в;
- длительность оборота обор ср-в
=
= среднедн остатки · 360 / V реализ
прод-ии;
- коэфф-т оборач-ти обор ср-в =
= V реализ прод-ии / средние
оста-
тки обор ср-в, кот были в
распоря-
жении пп-я за этот период;
- уровень рентаб = åприбыли
от ре-
лиз прод-ии / средние остатки
обор
ср-в
№47. Виды
расходов пп-й
В проц своей произв-хоз деят-ти
пп совершают расходы, а именно:
1. Затраты на пр-во и реал-ю прод
Различают произв и непроизв
расх.
2. Расх по расшир пр-ва или расх,
связан с КВ. КВ - это совокуп. затрат по созд новых, реконструир-ию действ осн
фондов, расх по ремонту
3. Расх на спец мероприятия,
включ.
расх. на соц.-культ. цели
4. Выполнение обязательств перед
фин-кред сист и бюджетом
5. Расх, связан с приватизац.
пп-й.
Решаюшее знач. для пред-й имеют
затраты на пр-во и реализац. прод. Эти затраты представл. собой денеж. выраж.
израсходов. предпр-ем ср-в пр-ва и затрат труда в процессе пр-ва и реализац.
прод. Кроме того, в затратах на пр-во учитываются отчмсления на соц. страх.
Затраты, связан. с выпуском прод., и отчисл. на соц. страх. составляют
производств.с\с, а вместе с внепроизвод. расх. - полную с\с прод. С\с представл.
собой часть ст-ти, которая должна постоянно возвращаться пр-ю для возмещения
его затрат и обеспеч. на этой основе непрервности процесса пр-ва.
Затраты на расширение пр-ва
каждого пред-я включ. КВ и прирост норматива оборотных ср-в.
Для усиления матер. заинтересов.
и повыш. эфф-ти пр-ва, улучшения кач-ва прод., роста объема реал-ции и прибыли,
пред-я направляют часть прибыли на образов. фондов экономич. стимулир. От приб.
происх. отчисл. в фонд матер. поощрения. Фонд матер. поощренияиспользуется: на
премирование рабочих, руководящ. работ., ИТР; для единовремен. поощрения
отличившихся работн. и служащ.; для выплаты вознагражд. за результаты работы
пред-я по итогам за год; для оказания единовр. помощи работн. пп-й.
Фонд соц.-культ. мероприятий и
жилищного строит. создается за счет прибыли . Его ср-ва использ. для строит. и
кап.ремонта жилых домов и культ.-бытов. учрежд., улучшения культ.-быт.
обслужив. работн. пп-я.
Фонд развития пр-ва использ для
финансир КВ на внедрение нов. техники. механизац., автоматизац. пр-ва,
модернизац. оборудов., обновление осн. фондов, совершенствование орг-ции пр-ва,
труда и т.д.
№48.
Формир-ие доходов и ден ср-в на пп-ии
Закон Укр. “ О предприятиях в
Украине” говорит, что основыными доходами предприятия являются денежные и
материальные доходы, которые могут иметь внутренние и внешние источники. К
числу внутренних доходов относ.: вал. продукция, валовый доход предпр., прибыль
от реал. прод., валовая и баланс. приб., чистая прибыль предпр. Доходы предпр.
и его имущ сост. уставной капитал предпр. который делится на основной и
оборотный капитал. Кроме того предпр. м. иметь доходы от реал. от реал. ЦБ,
поступления от разгосуд. и приват собств., бесплатн. и благотв. взносов внешних
организаций и пожертвования - внешние доходы. Гл. источником дох. предпр. явл.
выручка от реализации производимой им продукции, ее размер равен: Выр=åЦi·кол-во i.
Валов. продукц. предпр. - это ст-ть всех выполненных работ и услуг за опред.
промежуток времени. Показатели:
1 Вал. доход рассчвается как
разница м/у объемом вал. продукции и мат. затратами на пр-во этой пр-ции: ВД =
ОВ - МЗ;
2. Чистый доход: ЧД = ВД —
(Фпотр+Фчерн+Фпен+соц.стр.+Фзан)3. Прибыль от реализ-ии прод=
= выручка от реал — с/с полн.
Полн с/с = затр на пр-во пр-ции +ком.расходы;
4. Вал или баланс.пр-ль = приб от
реал. прод + внереал.доходы - убытки предпр.
К внереал. доходам относятся
штрафы, неустойки, дивиденды, получаемые от операций с ЦБ, арендная плата.
Убытки: штрафы, пени, неустойки, кот. уплачиваются данн. предпр, убытки от
стихийных бедствий.
Чистая
прибыль=баланс.вал.приб-налог. платежи=иначе назыв. распред. прибыль. Именно
она явл. осн. обобщающим показат. результат. данного предпр.
Относит пок-ли: Рентаб-сть пп-я =
(åприбыл/ст-ть ОФ+Обср-ва ) ·100% рент. един = åприб /
полн с/с· 100%.
Порядок распределения прибыли и
дохода: 1. платежи в бюджет, 2. средства идущие на развитие пр-ва, на
финансирование затрат по КВ, на погашение долгосро. кредитов, уплата % за
пользование кредитами, на проведение научно-исслед.работ, коллектива. в т.ч. -
содержания объектов соц. сферы;б) проведение оздоровительных мероприятий;в)
проведение культ. массов. меропр.; г)ден. выплаты работников в виде
поощрения;д) соц. льготы. е) выплаты доходов и дивидендов; ж) образов. фин.
резервов, страх, фонда и фонда риска на предпр. 4. расходы на благотв. цели,
кот. составляют более 2% от налогообл. прибыли;5. прочие затраты и отчисления.
№49. Фин
аспекты приватизации имущества гос пп-й
Проведение эк реформ,
осуществление структурн перестройки, достижение качеств воспр и эфф использов
произв аппарата треб знач фин ср-в. В сложивш усл-ях одним из возм источников
ср-в для финансир меропр по улучшению воспр процессов, инвест активности может
быть иностр капитал, а также участие иностр компаний в приватиз-ии имущ гос-ва.
Подключение иностр капитала к процессу приват явл целесообр для стран-продавцов
имущества. Участие иностр инвесторов в приват в знач степени опред-ся кон целью
приват-ии и ее полит и эк мотивами. КМ Укр утвержд перечень объектов,приват-ия
кот должна осущ с привлеч иностр инвесторов: АПК, легкая пром, машиностр, базов
отрасли пром, трансп и соц инфрастр-ры. Приват-ия имущ гос. пп-й осущ на основе
след принципов: 1. выкуп объектов малой прив, собственниками станов-ся
товарищ-ва покупателей, создан работниками эт пп-я. Ср-ва от приватиз идут в
местн бю-джеты. 2. выкуп гос имущ по альтернат плану приватиз. Собств. пп-я
стан-ся товарищ-во покупат. Здесь заложена конкур основа прив. 3. выкуп
имущ-ва, сданного в аренду. вследствие выкупа пп-я собственником стан
арендатор. 4. продажа на аукционе. 5. продажа по конкурсу с отсрочкой платежа
на 3 года при усл внесени 30% стоим пп-я. Перед при-ватиз определ цена объекта
приватиз. Она определ исходя из восст стоим ОФ, зафиксир в момент эмиссии
приват ЦБ, за вычетом износа ОФ, фактич стоим ОбФ с учетом дебит и кредиторс
задолж-тей пп. Цена объекта м.б. изменена с уч потенциальн прибыльности приват
объекта. Источники приват-ии: 1.собств ср-ва товарищ-в покупателей, кот
принадлежат работникам приват объекта - часть чист прибыли, кот принадл труд
коллективу, 2. заемные ср-ва.3. ЦБ и приват имущ серт, чеки, ср-ва на прив.
депоз и спец счетах.
Средства от приватизации
зачисляются во внебюджетные фонды, идут в доходную часть ГБ в размере,
предусмотренном законом о ГБ на конкр. год. Средства от прив. направляются
также на возмещ. затрат, связанных с приват, на кредитование технического
переоснащения пр-ва, развитие пр-ва и создание новых раб. мест.
Удельный вес ЧП в 1995г. составил
56%, а часть в общем объеме пром. пр-ва - 68%. В негос. секторе в 1995 г. работало
свыше 5000 предпр., каждое второе из которых долевое, каждое пятое - арендное.
В перспективе будет введено понятие гос. акционерного общества, в котором не
менее 51% акций будет прин. гос. Это есть создание корпорат. предпр, что
позволит: -окончательно разграничить бюджет гос. и финансы предпр.; - открыть
этим предприятиям путь к фин рынкам;- внести соотв. изменения в структуру их
подчинения.
Указом Президента о задачах и
особенностях приватизации гос. имущ в 1996г. определяется положение о задачах и
приоритетах гос. имущ прдпр, в 1996г. об обесчпечении единой правовой политики
в регул процессов приватизации, устранение изъянов в законодательстве - по этим
вопросам образование условий дял структурной перестройки экономики в период
осущ. приватизации гос. имущ. предприятий.
№50.
Организация фин планирования на пп-ии
Фин. планиров. предст. собой
сов-сть меропр. по сотавлению и выполнению плана форм-я и исп-я ден. фондов и
накоплений пром. предпр-ия.Объектом данного план-я явл. фин. деят-ть субъектов
хозяст-я и гос-ва, а итогов. рез-том составление фин.планов, начиная от сметы
отд. учреждения до свободного фин. баланса гос-ва. Составление фин. плана
непосредств.влияет на форм-е произв.планов и позволяет увязать произв. задания
с имеющимися фин. рес-сами. Произв. ком. предпр-я составляют годовые фин. планы
с распред.фин.показателей по кварталам, а также оперативн. фин.
планы(платежн.календари, кредитн. и кассовые планы). Осн. формой фин.плана явл.
баланс доходов и расходов, кот. сост. из 5 осн. разделов.
1.”Доходы и поступления
ср-тв”.Сюда включ.все фин.рес-сы предпр-я кроме ср-тв,полученных из бюдж.и
внебюдж.фондов.В составе пок-лей этого раздела выдел: прибыль от
осн.деят-ти,прибыль от инвст.деят-ти,%-ы и диведенды по ЦБ,амортиз.отчисления и
т.д.
2.”Расходы и отчисления ср-тв”.
Он отраж. исп-ие фин. рес-сов на рсширение пр-ва, эконом. стимулирование,
опрац. и прочие расходы, кроме расходов на осн. пр-во. По разд.2 проходят: КВ,
отчисления в фонды эк. стимулирования, расходы на приобрет. ЦБ, отчисления в разл.
благотворительные фонды и т.п.
3.”Кредитн. взаимоотношения
пр-тия с банковскими учрежд-ями”, где фиксир. полученные предпр-ем ссуды, их
возрат и уплата % за пользование кредитом. Этот раздел сост. из 2 частей: в
доходной отраж. полученные предпр-ем ссуды, а в расходной-их постепенное
погашение и уплата % за пользов. ими.
4.”Взаимоотношения предпр-ия с
бюдж-ом и внебюдж. фондами”, сост. тоже из двух частей- дох-й и расх-й. В этот
раздел вкл. все налог. платежи в бюдж. и внебюдж. фонды. Превышение платежейй в
бюджет и внебюдж. фонды над полученными ассигнованиями должно точно сост.
разницу м-у доходами(р.1) и расходами (р.2) с учетом сальдо кредитн.
взаимоотношений (р.3). Т.о. 3, 4 раз. явл. балансирующими.
5.”Ассигнования из бюдж. и
внебюдж. фондов”. Сюда вкл. получаемые ассигн-я, бюдж. кредиты, ср-ва на кап.
стр-во и т.д.
В фин.плане пр-тия отраж. конечн.
итоги планов. расчетов по всему кругу показателей, полученныхразн. видов фин.
рес-сов и нгаправл-я их исп-ия.
В усл-ях фин. и хоз.
самостоятельности пр-тие само разраб. свои планы.Руководствуясь при этом
единств. целью - достижением высокой эф-ти хоз-ия и получения мах. прибыли.
Именно поэтому в ходе фин. план-иябольшое внимание уделяется более полному
выявлению внутр. ре-вов пр-тия. Эф. исп-ию произв. мощностей, рац. расход-ию
мат., труд. и ден. рес-сов, лучшей орг-ции пр-ва и т.п.
В усл. инф-и фин. план-е хоз.
субъекта делается на квартал и корректир с учетом индекса инфляции.
№51.
Дефицит бюджета. Его сущность и пути предоления
Бюдж дефицит- величина превышения
расходов бюдж над его доход.
Бюдж деф может финанс за счет 3-х
источников.: внутренних и внешних займов, ден.-кредитн. эмиссии. В случае
финнсирования деф. бюдж. за счет внутр. займов и выпуска правит. ЦБ, кол-во
товаров и услуг в н/х остается неизмен., и последствия такой задолженности
зависят от экономической коньюктцры и состояния рынка труда и капиталов. При
наличии у населения свободных денежных средств и недостаточности спроса на
капитал со стороны частного сектора, высоком уровне скрытой безработицы, увеличении
гос. расходов фин. за счет внутр. займов является фактором, благопр. эконом.
развитию страны. В этом случае фин. дефицита бюджета происходит за счет сокр.
личного потребл. Фин. бюджетного дефицита за счет вн. займов означает появление
возможности осущ-я доп. гос. расходов без ограничения текущего потребления и
реальной инвест. деятельности частн. сектора. Вместе с тем возврат долга и его
обслуживание происходят за счет будущего пр-ва, что потр. в будущем соотв.
увел. импорт. товаров и услуг. В 1996 г. за счет получения внешних займов в
Украине планируется обеспечить 44% от суммы дефицита бюджета. Речь идет о
займах, предоставляемы МВФ. 3 источником финансирования дефицита является
ден.-кредитная эмиссия. В Укр. предполагается, что кредиты НБУ составят 23% ДБ
на 1996г. Увеличение ДБ в основном означает его эмиссионное финансирование, и,
как следжствие этого, рост инфляции. Поэтому кредитыц НБУ правит. д.б.
поставлены в жесткие законодательные рамки.
В целом же дефицит бюджета выражает
экономические отношения, которые возникают между участн. хоз деят. и обществ.
пр-ва в процессе исп. ден ср-в сверх имеющихся закрепленных источников доходов
относительно роста предельных издержек пр-ва.
№52.
Особен форм бюдж на 1996 г
Особенности формир ГБ на 1996 г :
1. формирование ГБ происходило
под воздействием МВФ. Решение МВФ состояло в том, что до 6.04.96 должен быть
принять бюджет на 96 год в окончательной редакции, при этом было поставлено условие,
чтобы дефицит бюджета не превышал 6,7% от ВВП, а местные бюджеты должны быть
бездефиц. В окончательном варианте гос. консол. бюджеты на 1996 г. были приняты
до 6.04.96г., а 6.04 были уже обнародованы, причем принятые цифры как по гос.,
так и по конс. бюджету были скоррект, т.к. это был второй вариант: доходы ГБ -
2,39 квдр, расходы - 2,65 квдр. Дефицит - 6.2% от ВВП.
2. Закон содержит доходную. и
расходную части, причем доходная часть пополнилась родом новых потуплений и
тут же обозначены доп. доходные источники, которые не вошли в основную часть.
По расходной части значительно расширен спектр расходов ГБ особенно тех
направлени, которые связаны с соц. защитой населения и особенно пострадавших от
Чернобыля.
3. В расходной части бюджета
затраты на кап. вложения содерж. спец статью - затраты на агрокомплекс.
4. в структуре затрат выделяется
фонд по развитию топливно-энерг. компл.Украины.
5. Всего при формировании гос.
бюдж. выделено 4 приоритетных направления: 1. развитие АПК. 2. Развитие ТЭК, в
частности угольн. пром. 3. развитие наукоемких программ 4. соц развитие
населения.
6. В законе обозначены норм.
отчислений от общегос налогов. и сборов, которые идут в местные бюджеты:
нормативыв отч. с НДС варьируются с 20% по Днепр. области до 100% по Зап.
областям; 20% от акциза, 50% от под. налога, прим 70% от налога на приб.
7. В законе обусл. особенности
форм местных бюджетов: НДС, полученный сферх норм. величин в объеме 50%
остается в распор. местных бюджетов, таким образом осущ стимул. развития пр-ва,
особенно товаров нар. потреб.
8. Данным законом увеличена в
1,45 раза ставка земельного налога по отношению к ставке 1995г.
№53. Закон
Укр “О ГБ Укр” на 1996
22.03.96 ВС Укр принял З.Укр. “О
ГБ”, в соот с кот доход источниками фин. дефицита ГБ Укр. явл внутр. гос. займы
- 33%, кредиты НБУ - 23%, внешн источники фин. - 44%. Доходы ГБ на 1996 г.
(структура): НДС-12.7%,налог на приб. пп-й7,2%, акциз - 2,4% под. нал с гражд -
4,8%, 30% поступлений ср-в платы за землю - 1,23%, плата за спец исп. лестных
рес. - 0,07 %, плата за спец исп. пресных водн ресурсов - 0,3% , плата за спец
исп. недр при добыче пол ископ - 0,1%, рентная оплата за нефть и прир газ -
11,1%, гос. пошлина-0,27%,поступ от ВЭД - 1,53%, отчислен на геолого-развед.
работы - 1,5%. взносы пп-я и хоз. организ в Ф черн - 7,5%., пост-ия и отчисл от
превыш тек. дох над расх. НБУ - 0,54%, сборы и ненал платежи- 8,9% Поступл в
пенс. Ф Укр - 30,5%, гос. инов. фонд - 0,9 %, гос. Ф содействия занятости насел
- 1,6%, Ф разв-ия топл-энер комплекса - 4,5 %. др поступления - 2.36%.
Структура расходов ГБ :
соц.защ. насел - 5.6%, финансир
соц-культ сферы- 8,8%, науки - 2,5% гос.кап. вложения -3,2, расходы реструкт
угольн пром - 0,9, н/х - 12,4, расх на техн. перевооруж предпр. топл-энерг.
комплекса - 3,7, охрана окр. среды - 0,3%, нац оборона 4,8, правоохр. деят. и
обесп безоп гос-ва - 4,8%, местные ГНИ - 0,4, содерж органов закон, исполн, гос
и суд власти - 1,54, ВЭД - 1,6, пр расходы 0,33. Резервн Ф каб. мина Укр 0,8%,
чернобыль - 6,3, расходы пенс фонда - 25,6. расх гос. фонда сод занят. - 1,
расх по обсл гос долга - 1,2.
Последние годы идет перекачивание
ср-в из вост рентаб регионов в западные, убыточные. Таких областей-доноров - 5:
Днепр., Дон., Запор, Полт, и Харьковская, также самым крупным донором выступает
Киев.
Законом Укр. о ГБ установлен
нормативы отчисления от общегос. налогов и сборов в бюджеты автон респ. Крым,
обл-тей, г Киева и Севастоп. Также для Днепр. обл. установлены сл. нормативы
отч. : акциз - 20%, НДС- 24,2%, под. налог - 50%. Данным законом устанавлив,
что акц. сбор ввезенных на терр. Укр подакциз. товаров защитывается в ГБ Укр.
Также в 1996г. состав доходов Гб Укр. зачисл.: выручка от реал товаров и др
предметов, конфис таможенными правоохр и другими уполн. на это орган., а также å, полученные
от реал. товаров. и др. предметов, кот. сберегались под тамож. контр.; доходы,
получен от аукционной продажи квот на экспорт товаров после покрытия расх,
связан с проведением аукциона; ср-ва в инвалюте за регистрацию представительств
иност. субъектов хоз дят. и в валюте Укр за выдачу экс. и импортн. лицензий.
Ср-ва, в т.ч инвалюте, от реал. излишнего воор., военной и спец. техники,
имущества п ОФ воор. сил Укр, напраляются целевым назначением на финансир
мат.-техн и научного обесп., строит. жилья и решение др. соц вопросов военосл.
и членов их семей
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
|