Шпаргалка: Финансы Украины
№39. Сущн
налогов и их роль в форм-ии бюджетов разл уровней
Доходная часть бюджетов формир за
счет налогов и неналоговых поступлений. В наст время осн видами госдоходов
явл-ся налоги. Эк сущность налогов выраж в том, что это есть ден отношения,
складываю-щиеся у гос-ва с ю и физ лицами по поводу внесения обязат
платежей в бюджет. Эти ден отн-ия объективно обусловлены и имеют специфич
и обществ назначение - мобилизацию ден ср-в в распоряж гос-ва. Поэтому налог
может рассматриваться в качестве эк категории с присущими ей двумя функциями-
фискальной и экономической. С по- мощью первой формир бюджетный фонд,
реализуя вторую, гос-во влияет на воспроизводство, стимулируя или сдерживая
его развитие,усиливая или ослабляя накопление капитала, расширяя или уменьшая
платежеспос-ть насел.
Налоги олицетворяют собой ту
часть совокупности фин отношений, которая связана с формированием ден доходов
гос-ва, необходимых ему для выполнения соответствующих функций соц-эк, военнооборонной,
правоохранительной и др. Налоги явл объективной необходимостью, ибо
обусловлены потребностями поступательного развития общества. Конкретными
формами проявления категории налога явл виды налог платежей, устанавливаемых
законодательными органами власти. Совокупность разных видов нало- гов в
построении и методов исчисления которых реализуются опреде- ленные принципы,
образуют налоговую систему страны. Налоговая системы Укр строится на
сочетании прямых и косвенных налогов. Первые устанавливаются непосредственно на
доход или имущество налогоплательщиков, вторые-включаются ввиде надбавки в
цену товаров или тарифа на услуги и оплачиются потребителями. При прямом
налогооблажении ден отношения возникают между государством и самим плательщиком,
вносящим налог непосредственно в казну, при косвенном - субъектом налога
становится продавец товара (услуги), выступающий посредником между
государством и плательщиком ( пот- ребителем).
Прямые налоги подразделяются
на реальные, уплачиваемые с от- дельных видов имущества, и личные, взымаемые с
юридических и физ лиц у источника дохода или по декларации. Косвенные налоги
делятся на акцизы, которые могут быть индивидуальными и уни- версальными,
фискальные монополии и таможенные пошлины. Косвенные налоги отличаются
простотой взымания. Их применение дает фискальный эффект даже в условиях
падения производства. Использование в единой системе разнообразных по объектам
обложения и методам исчисления прямых и косвенных налогов позволяют
государству полнее реализовать на практике обе функции налогов- и фискальную и
экономическую: под налоговым воздействием оказывается и имущество
предприятий создающих -техническую основу их действий, и потребляемые в
производстве разные виды ресурсов и рабочая сила и получаемый доход.
№40.
Взаимоотн пром пп с бюдж
Финансы пром пп-я предст собой
совокупность эк ден отношений, связанных с формированием и использ-ем фондов
ден средств и накоплений пп-й. Финансы пп-й составляют основу фин системы и занимают
в структуре финансов исходное и определяющее положение, т.к. обслуживают осн
звено общест пр-ва, где создаются мат блага, которые затем в виде СОП и НД и
составляют основу бюджета.
Взаимосв ф-ов пп-я с фин с-ой
Укр:
На основе фин-ов пп-й формир-ся:
- бюджеты всех уровней
- централиз внебюдж фонды
- фонды соцобеспечения
- гос кредиты
- прочие централиз фонды
Тем самым между пп-ем и гос-ом
через ден отношения происходит формир-ие бюдж-ых и внебюдж-ых фондов и их
использ-ие.
Финансы пп-й поступают в бюджеты
разл уровней посредством системы налогооблож. Это такие налоги, как НДС, налог
на прибыль, акцизный сбор и другие федеральные налоги.
Через налоги, налог льготы, объем
и направление бюдж финансирования можно влиять на разл стороны хозяйствования,
способствуя ускоренному обновлению производств фондов, быстрейшему внедрению
в пр-во научно-тех достижений, повышению рентабельности. Этому же должна
служить отмена бюджетного датирования нерентабельных предприятий их закрытия
или перепрофилирования.
№41.
Сущность НДС
В соответствии с данными доходной
части Государственного бюджета Украины на 1995 наибольшую долю (14,3 %) в
общем объеме бюджетных поступлений составляет налог на добавленную стоимость
(НДС). НДС предст собой форму изъятия в бюджет части добавл стоим, создаваемой
на всех стадиях пр-ва и обращения и определяемый как разница между стоимостью реализованной
прод-ии (товаров), работ, услуг, и стоим мат затрат, отнесен на издержки пр-ва
и обращения.
В Украние НДС введен в 1992 г.
Объектом налогообложения явл обороты по реализации товаров, работ, предоставл
услуг, кроме их реализации на экспорт. В связи с этим НДС имеет широкую базу
налогообложения, что обеспечивает стабильность поступления средств в гос
бюджет. Для исчисления НДС к обороту, который включает å уже
уплаченного налога, сейчас использ ставка 16,67%, а при включении НДС в цены
реализованных товаров (работ, услуг) - 20%.
Порядок исчисления и уплаты НДС
регламентируется сегодня Декретом Кабмином Укр " О НДС" от 26.12.92
г. и нек др нормативными актами.
У предпринимателей возникают
значительные трудности при исчислении подлежащей уплате суммы НДС, особенно при
определении налогооблог оборота. Это может привести к знач недоплатам, за
которые налог инспекция взыскивает не менее значит штрафы.
Особенностью налогообложения
импортных операций является то, что полученная выручка за эскпортную продукцию
не является объектом налогообложения. В этом случае (т.е. при исчислении НДС)
объектом обложения при экспорте является сумма отгруженнонй продукции. При этом
НДС, уплачен ранее, возмещается пп-ем после поступления выручки на счет, но не
позже чем через год после выпуска прод-и.
НДС на импорт начисл по
декларированной стоимости товара и учитыв-ся в покупной цене импортируемого
товара. НДС экспортно-импортных операций уплачив в момент нахождения товара на
таможен складе. Лишь после уплаты налога товар может быть отгружен за границу
или на склад потребителю.
Контроль за полнотой исчисления и
своевремнностью перечисления НДС в бюджет осущ-ся налоговыми органами на
основании данных, сообщаемых налогоплательщиками в налоговых расчетах, которые
предоставляются в сроки, установл действующим законодат-ом.
№42. Сущ
налога на прибыль пп-й
Налог на прибыль наряду с НДС
явл-ся составным элементом налоговой с-мы Укр и служит инструментом пераспр-ия
НД. Налог на прибыль пп-й явл прямым, т.е. его окончательная å полностью
зависит от конечненого фин результата.
Он исчисл-ся на основе закона Укр
“О налогообл-ии прибыли пп-й”
Плательщиками налога на приб явл:
- субъекты предпринимат деят-ти,
бюдж орг-ции в части осуществл хозрасч деят-ти, банки (кроме НБУ и его
учреждений), являющиеся юр лицами согласно законод-ву Укр, междунар орг-ции,
кот не польз иммунитетом и дипломат привилегиями и осущ предприним деят в Укр;
- филиалы, отделения и другие
обособл подразд-ия налогоплательщиков, указанные выше, кот сост отдельн баланс
и имеют р/с (текущий);
- нерезиденты, кот осущ
предприним деят-сть через постоянные представительства, расположенные на Укр;
- нерезиденты, кот осущ
репатриацию прибылей, полученных на Укр.
Объектом налогообложения явл
балансовая прибыль налогоплательщика, увеличенная на:
- å убытков по товарообменным
операциям при реализации прод-ии (работ, услуг), осуществл по ценам ниже
обычных,опред-ых законод-ом;
- ср-ва фондов, созданных
налогоплательщиками за счет c/c прод-ии, использ ими не по целев назнач;
- å средств, включая валютные
ценности, стоимость мат ценностей и немат активов, включая корпоративные права
и ценные бумаги, полученные налогоплательщиком от других субъектов предпринимательской
деятельности на собственные нужды безвозмездно или в виде безвозвратной
финансовой помощи или не учтенных в реализации.
Прибыль пп-й, включая
предприятия, учрежденные на собственности отдельного гражданина Укр, облаг-ся
налогом по базовой ставке 30 %.
Прибыль от посреднических
операций, аукционных торгов материальными ценностями (кроме ценных бумаг,
корпоративных прав, валютных ценностей и других видов финансовых ресурсов)
облагается налогом по ставке 45 процентов.
Прибыль от проведения лотерей
(кроме государственных), от казино, других игорных домов (мест), игровых
автоматов с денежным выигрышем и иного игорного бизнеса облагается налогом по
ставке 60 процентов.
От уплаты налога освобождаются:
- пп-я — с прибыли, получаемой от
пр-ва сельхоз продукции и продукции ее переработки на собств перерабатывающих
мощностях, включая межхоз пп-я, за исключением прибыли, получаемой от
цветочно-декоративного растениеводства, производства спирта, ликеро-водочных
изделий, пива, меховых и табачных изделий, виноматериалов;
Прибыль пп-й и орг-ций агропром
комплекса по обслуживанию сельхоз пр-ва облаг налогом по ставке 15 %.
Уплата налога на прибыль
произв-ся в безнал порядке в сроки, установленные действ законод-ом. Пп-я с
иностр инвестициями могут уплачивать налог в инвалюте по курсу НБУ,
действующему на дату получения дохода.
№43.
Сущность подоходн налога
Плательщиками подоходного налога
явл-ся физ лица как имеющие, так и не имеющие постоянного места жительства в
Укр. Объектом налогообложения у граждан, имеющих пост место жит-ва в Укр явл совокупный
доход, полученный в календарном году на территории Укр, в ее эк зоне и за
пределами Укр как в ден (национальной или иностр валюте) так и в натур форме.
Доходы граждан, не имеющих пост места жит-ва в Укр, подлежат обложению налогом,
только если они получены на территории Укр. В состав совокупного дохода граждан
включ также å мат и соц благ, предоставл-ых пп-ми персонально своим
работникам.
В совокупн годовой доход не
включ:
- гос пособия по соцстраху и
соцобеспечению, а также др виды помощи в ден и натур форме, оказываемые из
средств благотворительных, внебюдж и экологич фондов
- все виды пенсий
- суммы, полученные работниками в
возмещение ущерба за ухудшение здоровья, связанное с исполнением ими своих
трудовых обязанностей
- выходные пособия,
выплачива-емые при увольнении
- компенсационные выплаты раб-ам
ЦИФРЫ !!!!!
ПП-я, учреждения, организации,
физ лица, зарегистрир в качестве предпринимателей, обязаны подавать в органы
ГНИ декларацию о доходах, на основании которой они уплачивают подоходный налог.
Работники налоговых органов обязаны контролировать своевременность подачи
декларации о доходах и тщательно проверять полученные материалы на основании
имеющихся у них сведений. Налоговые органы должны производить обследование
деят-ти граждан, в отношении которых имеются сведения о получении ими доходов
не от работы на пп-ях, в учреждениях и организациях. В целях выявления граждан,
извлекающих доходы, кот подлежат налогообложению, налог органы осущ прверки
также в местах реализ-ии изготовляемых изделий или оказания услуг.
За несвоврем перечисление подох
налога за своих работников независимо от наличия ден ср-в на счетах пп-й
взыскивается пеня в установл размере за каждый день просрочки. С физ лиц,
зарегистрированных в качестве предприн-ей, пеня взыскивается на основании
платежного извещения, вручаемого им налог органом по результ проверки.
В случае установления фактов перечисления
пп-ем или организацией сумм налогов за своих работников, указанные суммы включ
в состав облагаемого год дохода этих лиц.
№44. Фин-ы
пп-й как осн звено фин системы Укр
Ф-ы пп-я явл составн частью фин
с-мы. Они отраж ден отн-ия, кот возник в проц кругооборота осн и обор ср-в при
пр-ве и реализ-ии прод-ии или услуг, а также при создании и исп ден фондов
пп-я. Посредством рац организации фин на пп-и обеспеч непрер кургооборот ден
ср-в, их своеврем поступление на счета пп-я, правильн распр по источникам и цел
назначению и использ-ию этих ср-в. Т.о. вся произв-комм. деятельн пп-я
пронизана фин и ден отнош-ми, кот позвол создавать необх прод и услуги,
формир-ть конкр ден фонды и развивать техн базу пр-ва. К таким фондам отн -
фонд з/п, фонд потребления, фонд дивидендов и др. Сущность фин пп-я явл
создание и использ-ие ден.доходов и фондов для обесп-ия конечн результ хоз
деят-ти пп-я. Фин предпр м.б. охаракт. с точки зр гос. предпр., АО, частн.
пп-я, арендн пп-я и др. разл. форм собств-ти. В завис от отраслей н/х разл
фин пром, с/х, транспорта, стр-ва, торговли и т.д.
Фин пп-й явл основ звеном фин
с-мы в той связи, что здесь производится ВВП и НД общества за счет кот. формир.
доходы гос. и местн. бюджетов. Фонды ср-в гос. и банк. кредита, такие фонды:
Пенс Ф, фонд черн, Ф занят-ти, Фонд охр труда, Устойч фин сост пп-й - это
основа фин стабильности всей с-мы, т.к. подавл часть фин рес отраслей (>80%)
нах. в обращ-ии на пром пп.
Сущн фин. пп-я раскр в их
функциях: 1. распред, 2. контрольная (соде-ржание токае же, как и в ф-ции фин.
Осн задачи, кот стоят перед фин.
службами сводятся к след: 1. анализ фин. -хоз. и ком деят предпр. ; 2. мобил.
фин ресурс, необход для обесп процессов пр-ва и реализ прод. 3. составление
бизнесс-плана, 4. кредитование, 5. мобилизация ист. расширения пр-ва, т.е.кап.
влож и ремонта, 6. поиск путей увеличения приб и рентаб пр-ва. 7. осущ
расчетов и платежей с поставщ, потреб и орган. фин-кред. с-мы. 8. осущ-е
контроля за эфф. использ. ден. фондов. Общие принципы орган. финансов:1.
демократиз. фин отношений, 2. плановость, 3.ком. расчет и самоокупаемость, 3.
распредел ср-в на собств. и заемные и создание резервов.
Принцип демократиз означает. рац.
сочетание гос. управл. финансов поср. фин. решений с оперативной самост.
предпр. Гос. регул. использ. в след. направл: 1 налог. и финансово-кредитная
политика, включя разработку налог. ставок, льгот и санкций, процент по гос.
кредиту, разработку цен и принципов ценообр., установление вал. курса и др.
фин. операц. 2. приобретение гос. имущества, создание с-мы резервов ( лизинг,
разраб соц-экон норм и нормат). 3. Научно-техн. и соц программы.4. гос заказы и
гос договоры на выполнение конкр работ. 5. дотации и субвенции, предоставл.
отд. предпр. гос-ом. Самостоятельность предпр проявл. в том, что предпр.
самост. планирует V и номенклатуру произв. продукции, определяет перспективы
развития производства, исходя из спроса на продукцию, а также необходимости
обесп. трудящихся соц.-куль услугами и повышение доходности предпр. Основу
планирования предпр. сост. заказы и договоры, закл. с потребителями изделий и с
поставщ. мат.-техн. ресурсов. При этом предпр-е
№44.
(продолжение)
сомост. реализует продукцию,
распред. чистую прибыль и осущ. ВЭД. 2 принцип заключается в том, что форм.
всех видов дохода и ден. фондов, инвест. осущ. на основе годовых и тек.
произв. и фин. планов. Плановость закл. также в стабильности норм и нормативов,
а также в условиях марк. работы. Комм. расчет и самоупр. закл в том, что
предпр. само обесп. себя и добивается мах прибыли при мин. затртах на пр-во.
Распр. ср-в на собств и заемные
ср-ва обусл. тем, что предпр. не м.б. обеспечено собств ОбС полностью в размере
год. произв. программы, т.к. во времен. период могут возникнуть излишки фин.
ср-в, а в какой-то - недостаток. Поэтому предпр покрывают часть нормтива
собств. ср-в за счет заемных ср-в, таких как средства банка, а также создают
резервн. фонды ликвидации врем фин. затрудн.
№45. Осн
фонды пп-я, их состав и показатели эффек-ти использ-ия
Для осущ коммерч деят любое ппп-е
располагает осн фондами и обор срдствами. Осн фонды - это совокупность мат
ценностей, кот многократно участвуют в процессе пр-ва, сохраняя свою натур
форму и постепенно переносят свою ст-ть в виде аморт. отчислений на гот прод.
По характеру осн фонды подразд на: осн произв (ОПФ) и непроиз фонды. ОПФ:
строения, сооружения, оборудование - 64%, машины, механизмы и приспособления -
16%, трансп. ср-ва - 4%. Непроизв. фонды - жилье, дома, дет сады, кот. непоср в
процессе пр-ва не участвуют. Различают физический и моральный износ ОФ. Физ
износ - это потери их ст-ти вследствие матер. изнашивания в процессе
эксплуатации или утраты их ст-ти вследствии плохой сохранности. Моральный износ
- удешевление пр-ва такиж же ср-в пр-ва или появление более производимых машин
подобного класса. Денежное выражение ст-ти изношенного в процессе эксплуат.
оборудования наз. аморт. отчислениями. Это есть элемент с/с-ти продукции и
после ее реал. возвращается в å выручки. Сущ. з метода оценки ОФ: 1. первоначальная ст-ть,
кот. отражает все затраты на приобрет. или строит. ОФ; 2. восстанов. ст-ть,
т.е. это ст-ть воссоздания ОФ в современных условиях; 3. остаточная ст-ть, кот.
отражает первон. ст-ть ОФ с учетом их износа, т.е. аморт. отчислений. Сущ. ряд
показателей эф-ти исп. ОФ: 1) фондоотдача: V вал. прод/среднег. ст-ть ОФ; 2)
фондоемкость: 1/фондоотдачу. 3) фондовооруж: ст-ть осн. фондов/сре-днесп. числ.
работников. 4) уровень рент: åприбыл/среднег. ст-ть ОФ.
№46. Обор ср-ва
пп-я. Их состав и показатели эффект-ти использ-ия
Для организации нормального
функцион-ия произв и коммреч деят-ти пп-я, корме ОПФ, оно использует обор
ср-ва, кот предст собой совокупность обор фондов и фондов обращения, выражен в
ден измерении.
ОбПФ сост из предметов труда
(сырье, материалы, топливо, электроэнергия), незаверш пр-ва и расходов будущих
периодов.Фонды обращения по своей структуре и составу предст собой гот
продукцию на складе, отгруженную продукцию, денги за кот еще не поступили, ден
ср-ва дебиторской задолженности, ср-ва а кассе пп-я, на расчетных и валютных
счетах и в аккредитивах.
В научных исследов-ях и
хозяйст-ой практике различ структуру и состав обор ср-в. Состав обор ср-в - это
совокупность разных видов и групп мат элементов, ценностей в ден оценке,
выраженных либо по оценке прибретения, либо по оценке пр-ва.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
|