Шпаргалка: Финансы Украины
Главенств положение в этой
системе занимает госбюджет Укр, кот взаимосвязан с сист-ой фин планов.
Фин планы пп-й, АО, объединений и
отраслей мат пр-ва составляются в виде балансов, доходов и расходов, в которых
выдел-ся спец раздел “Взаимоотношения с бюджетом”. В нем отражаются суммы платежей
в бюджет и ассигнования из бюджета. Посредством бюдж перераспр-ия в процессе
составления фин планов могут изыматься фин излишки у одних пп-й и направляться
на нужды других. Т.о., бюджет как фин план с одной стороны - основыв-ся на фин
планах отраслей мат пр-ва, с другой - во многом их определяет.
№26. Бюдж
механизм как составная часть фин механизма
Бюдж механизм - реальное
воплощение бюдж политики. Он отражает конкретную направленность бюдж отношений
в области эк, соц развития, осуществление эколог и природоохранных меропр-ий в
Укр.
Фин механизм прдст собой
совокупн-ть способов организации фин отношений, реализуемых в обществе для
создания благопр условий эк и соц развития страны. Фин мех-зм включ формы и
методы организации фин отн-ий, способы их количественного определения и
установление качеств соотношения.
В реализации фин мех-ма осн роль
отводится гос-ву, кот в лице исполнит и законодат органов власти на сонове
изучения действия эк законов вообще и закономерностей развития фин-ов в
частности, а также задач эк и соц политики устанавливает методы распр-ия СОП и
НД, формы и виды ден накоплений, определяет виды и структуру платежей в разл
звенья фин системы, разраб-ет принципы и напр-ия использ-ия гос фин рес-ов и
т.д.
в зависим от особенностей отд
подразделений общест пр-ва, а также на основе выделения отд сфер и звеньев фин
отн-ий, фин механизм делится на механизм функционир-ия гос фин-ов, страховой
мех-зм, кредитный мех-зм, фин мех-зм пп-й и хоз организаций. Далее каждая из
этих сфер включ отдельные структурные звенья. Так, мех-зм гос фин-ов делится на
бюджетный и мех-зм функцион-ия вне бюдж фондов.
Рассматривая бюдж мех-зм как одно
из направл-ий реализации фин мех-ма, след отметить, что с его помощью можно
использовать бюджет в качестве инструмента гос регулирования эк процессов,
решения соц, производственных и эколог задач. Именно посредством бюдж
перераспр-ия возможно совершен-ие структуры общест пр-ва в целом. Тем самым
гос-во добивается необх изменений в н/х-ых пропорциях, осуществляемых как на
макроуровне, так и в усл регионов. При правлильном построении бюдж механизма он
может воздействовать на эк подъем и укрепление соц сферы, усорение темпов НТП,
переоснащение мат-тех базы общест пр-ва, перестройку его структуры.
Регулирование эк процессов
посредством бюдж мех-ма осущ-ся путем маневрирования ден ср-ми, поступающими в
распоряж гос-ва. Это возможно, т.к. в бюджете отсутствует принцип закрепления
доходов за конретными видами и напралениями расходования бюдж ср-в. В этой
связи ср-ва, поступающие в гос или местные бюджеты обезличиваются, и поэтому
могут быть использованы по любому целевому назначению (кроме пенс и инновац
фондов). Именно посредством маневр-ия бюдж фондами можно влиять на темпы и
пропорции развития общест пр-ва в целом.
№27. Бюдж
мех-зм как инструмент реализ-ии бюдж политики гос-ва
Сущность бюдж политики гос-ва
отраж-ся в статьях доходов и расходов бюджета, источниках их формир-ия и
направлениях использ-ия. Через динамику бюдж показателей можно следить за
течением эк и соц процессов.
Бюдж механизм органически связан
с бюджетом. Но вместе с тем на его реализацию существенное воздействие
оказывают также задачи, решаемые обществом на конкретном этапе историч
развития. В зависим от изменения задач должен меняться и бюдж мех-зм. Существ
изменением бюдж мех-ма в рын условиях должна стать направленность его воздействия
на хоз конъюктуру и уровень деловой активности предпринимателей. Через такие
фин инструменты, как налоги, объемы финансирования, госинвестиции можно влиять
на разл стороны хозяйст-ия, способствуя ускорению обновления ОПФ, внедрению
НТП, инноваций, развитию непроизв сферы, инфраструктуры общест пр-ва.
Рын экономика не отвергает
планирования, т.к. план - это конкретоне оформление управленч решений. Но рын
экономика более гибкая, ибо опирается на моделирование, прогнозирование и
программировние. Эти расчеты баз-ся на использ-ии методов экспертных оценок,
экстраполяции, математ моделирования и нормативного метода.
Метод экстраполяций состоит в
определении бюдж показателей на основе выявления закономерностей их динамики.
Нормат метод основани на использ-ии устан-ых в законодат порядке норм и нормативов,
кот применяются при бюджетировании. Разраб-ся Минфином Укр и утвержд-ся Верх
советом. Могут применяться также местные нормы и нормативы. Математ
моделирование закл в построении моделей, имитирующих течение реальных эк, соц и
демографич процессов. Быстрее всего колич и кач изменения отраж-ся в V и
структуре местных бюджетов. В бюдж планир-ии и прогоз-ии примен-ся
оптимизационные, динамические, статистич математ модели.
Для согласования направлений
использ-ия бюдж ср-в с источниками их формир-ия примен-ся балансовый метод.
Также в бюдж процессе использ-ся метод многовариантного планирования (выбир
наилучший).
Функционир-ие бюдж мех-ма
происходит посредством особых эк форм - доходов и расходов, выражающих последоват
этапы перераспр-ия стоимости общест продукта, кот концентр-ся в руках гос-ва.
Доходы и расходы бюджета - это объективно обусловленные категории. Каждая из
них имеет свое специфич общест назначение: доходы служат фин базой деят-ти
гос-ва, расходы - для удовлетворения общест потребнотей.
№28. Бюдж
система и бюдж устройство в Украине
Бюдж система - это основанная на
эк отношениях и юридических нормах совокупность всех видов и звеньев бюджета
страны. Бюдж система Укр регулир-ся законом Укр “О внесении изменений и
дополнений к закону Укр “О бюдж систме Укр”, в соотв-ии с кот бюдж с-ма Укр
состоит из: госбюджета Укр, республиканского бюджета автономной республики Крым
и местных бюджетов.
Совок-ть всех бюджетов, входящих
в состав бюдж с-мы Укр предст собой сводный (консолидированный) госбюджет Укр.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Консолидированный госбюджет Укр
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Бюджет городов
респ подчинения
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Бюджет гор-ов
обл подч-ния
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
бюджет городов рай-подчинения
|
|
|
Поселковый
и сельский
бюджеты
|
|
Сводный госбюджет Укр использ в
целях анализа и выявления методов госрегул-ия эк и соц развития Укр.
Бюджет автон респ Крым объедин
республ бюджет и бюджеты районов и городов респ подчинен респ Крым.
К местным бюджетам относ обл,
городские, районные, районные в городах, поселковые и сел бюджеты.
Бюджет области объед облбюджет, а
также бюджеты районов и городов облподчинения. Бюджет района сост из
райбюджета, бюджета городов райподчинения, поселкового и сел бюджетов.
Последние созд-ся по решению рай- и горсоветов нар деп-ов при наличии необх фин
базы. Рай и горсоветы опред доходы соответств поселковых и сел бюдж-ов.
Бюджет города, имеющего районное
деление, объедин гобюджет и бюджеты райнов,кот входят в его состав
Под бюдж устройством поним
организация и принципы построения бюдж системы, функционирующей на основе
действующ бюдж права; структура бюдж системы; взаимоотношения между отд
звеньями бюдж системы. Бюдж устройство Укр опред с учетом гос устройства и
админ-территор деления Украины.
№29. Принц
бюдж устр-ва в Укр
Под бюдж устройством поним
организация и принципы построения бюдж системы, функционирующей на основе
действующ бюдж права; структура бюдж системы; взаимоотношения между отд
звеньями бюдж системы. Бюдж устройство Укр опред с учетом гос устройства и
админ-территор деления Украины.
Бюдж устройство Укр основано на
принципах: демократизации бюдж отношений, единства, полноты, достоверности,
гласности, наглядности и самостоят-ти всех бюджетов, входящих в бюдж систему.
Демократизация бюдж отношений
сост в том, что потсроение сводного бюджета Укр предусм рацсочетание
централизованного начала в управлении бюдж процессом с широким участием местных
и регион органов власти, а также непоср участие трудящихся в обсуждении и
осуществлении бюдж политики.
Принцип единства бюджета означает
существование единого метода расчета доходов и расходов звеньев бюдж с-мы.
Единство бюдж с-мы обеспеч-ся единой правовой бюдж классификацией, едтнством
форм бюджетной документации, согласованными принципами бюдж процесса,
предоставлением необх статистич и бюдж информации от одного уровня бюджета к
другому.
Принцип полноты состоит в
отображении в бюджете всех без исключения доходов и расходов.
Принцип достоверности закл в
формир-ии бюджета на базе реальных эк показателей, научно обоснованных
нормативов и отражении в отчете о выполнении бюджета только тех доходов и
расходов, кот явл-ся результатом конечных кассовых операций банков.
Принцип гласности обеспеч-ся тем,
что в средствах массовой информации постоянно освещ-ся показатели бюджетов и
отчетов об их исполн-ии
Принцип наглядности - это
отражение показателей бюджета во взаимосвязи с общими эк показателями путем
использ-ия средств максим информированности, рез-ов сравнит анализа,
определения темпов и пропорций эе развития общест пр-ва.
Самостоятельность бюджетов
обеспеч-ся наличием собственных источников дохода и правом определения основных
направлений их использования в соответствии с законодательством Укр.
Самостоятельность в принятии решений означает, что при составлении и исполнении
своих бюджетов соответствующие органы местной власти должны учитывать, впервую
очередь, общегосударств интересы.
№30.
Планирование, составление, рассмотрение и утвержд бюджета
Бюджетный процесс - это
регламентирванный законодат-ом порядок составления, рассмотрения и утвержд
бюджетов, их исполнения и контроль за их исполнением, утверждения отчетов о
выполнении бюджетов, кот сост бюдж систему Укр. Бюдж порцесс предусматр
разработку нормативно-правовых и организац основ, дающих представление о конкр
формах организации этой работы, о распр-ии ф-ций в исполнении бюджета между
органами госвласти, хозупраления, планово-фин органами и уреждениями банков,
объединениями ,пп-ми, бюдж учрежд-ми по всей террит страны.
Содержание бюдж планирования
более широко: оно включ также вопросы теории и методологии составл-ия бюджетов
всех уровней и всех фин планов н/х Укр. При осущ-ии бюдж планирования важно
учесть его осн принципы, а именно:
- демократиз-ия бюдж отношений
- приор значение бюдж планирова-
ния во всей совокуп-ти фин
планов
- единство с-мы бюдж планов. Бюдж
планы должны быть согласов как
по
доходной , так и по расходной
части
по всем звеньям бюдж с-мы Укр
- директивность и целевой
характер
бюдж назначений и обязательств
- органическая связь бюдж
планиро-
вания с планами соц-эк развития
страны и регионов.
Бюдж планирование осущ-ся
Минфином Укр и местными фин организациями в соотв-ии с предоставл-ми им
правами. Основа бюдж планирования, права и обязанности плановых органов
определены в законе “О бюдж с-ме Укр”, а также в законе “О местных советах нар
депут-ов, меснтом и регион самоуправлении”, в Правилах составления и исполнения
госбюджета Укр.
Одной из стадий бюдж процесса
явл-ся составление проекта госбюджета, в котром предполагают, что он обеспеч
средствами финанс-ия мероприятия эк и соц развития страны, которые имеют
общегос значение, а также межгосотношения.
Порядок составления проэкта и
бюджета состоит в том, что в ВС Украины не позднее 15 июня текущего года
разрабатывает и по- сылает Президенту Украины спецпостановления (бюджетную
резолюцию) о денежных направлениях бюджетной политики на предстоящий бюджет-
ный год. Правила оформления проэкта закона " О Госбюджете Украи- ны"
утверждается ВС Украины. Расходы Госбюджета расписываются в проэкте Закона в
разрезе Министерств, Ведомств и др.органов Госисполнительной власти.
На своем заседании КМУ
рассматривает проэкт закона, прини- мает окончательное решение относительно
проэкта Закона и пред- ставляет его Президенту. К проэкту закона
прилагаются: "Основные прогнозные макропоказатели экономического и
социального развития Украины" ( величина СОП, НД, нац продукта,
прибыли, производи- тельности общественного труда, уровень потребления и
др.); сводный баланс финресурсов Украины; основное направление бюджетной и
налоговой политики; предложения относительно взаимоотношений госбюджета Украины
с местными бюджетами; объемы централизованных капитальных вложений с расчетами
и обоснованиями по отдельным позициям и общие показатели сводного бюджета
Украины.
Разработаный и представленый
КМУ и ВС Украины проект Госбюджета предварительно обсуждается в комиссиях по вопросам
планирова- ния, бюджета, налоговой политики, ценообразования и др. постоян-
ных комиссиях в подкомиссиях ВС Укр по результатам его рассмотрения
постоянные комиссии ВС готовят и представляют ВС заключение и предложения по
совершенствованию бюджетного процесса.
Проект закона " О госбюджете
Украины" представляет на заседании ВС Украины Президент Украины. С
докладом о проэкте закона выступает Министр финансов Укр или лицо выполняющее
его обязанности.
Доходы и расходы целевых
общегосударственных фондов включенных в состав Госбюджета Украины,
утверждаются по каждому фонду отдельно. Текущие расходы целевых
общегосударственных фондов утверждаются ВС Украины в пределах доходов этих
фондов. Запрещ. использование средств пенсионного фонда на др. цели, кроме
предусм. положением об этом фонде.
В закон о Госбюджете не
допускается установление новых или устранение существующих налогов, сборов и
платежей, внесение изменений в законодательство. В случае необходимости
изменения или дополнения вносятся вначале в соответствующие законы. ВС
Украины принимает постановление о порядке введения в действие закона о
Госбюджете Украины. Этот закон публикуется для всеобщего сведения. Если ВС
Украины не утвердил в полном объеме расходы, отраженные в Госбюджете по
зарплате и начислению на нее штатная численность учреждения, финансируемых из
бюджета соотвественно сокращается.
№32.
Содержание и принципы исполнения бюджета.
Исполнение бюджета означает
обеспечение полного и своевременного поступления запланированных доходов,
налогов и платежей во все звенья бюдж с-мы Укр и бесперебойное финансир-ие
меропр-ий, намеч-ых планом соц-эк развития регионов или страны в целом. Эта
стадия бюдж процесса включ меры по выполнению доходной и расходной части
каждого из бюджетов, входящих в состав консолидированного госбюджета Укр. В
работе по исполнен бюджета участвуют пп-я, плановые, хоз, фин организации.
К принципам организации
исполнения бюджета относятся:
- обеспечение полного и
своевремекнного поступления доходов в целом и по кажд источнику отдельно
- финанс-ие меропр-ий в пределах
утвержд-ых по бюджету сумм и в теч года, на который утвержд бюджет
- предоставление бюдж прав в меру
выполнения кажд пп-ем планов заданий с учетом ранее отпущен ср-в
- финанс-ие юр лиц только из бюдж
- увелич фин ресурсов гос-ва за
счет вовлечения в пр-во внутрихоз резервов, улучшения деят-ти пп-й на основе
повышения конкурентосп-ти и рентаб-ти, повышения ПТ, максимизации прибыли
- соблюдение режима экономии в
расходовании трудовых и природных ресурсов, мат средств
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
|