Шпаргалка: Финансы Украины
Бюджетные отношения - это
производственные отношения, поэтому они явл-ся элементом базиса общества. В
любом случае они выражают отношения конкретных групп и слоев населения и здесь
бюджет предст собой философию и идеологию общест развития. Являясь частью фин
отн-ий, бюджет имеет те же характеристики, что и фин-ы в целом, но в то же
время характеризуется опред особенностями:
- бюджет явл-ся особой формой
перераспред-ых отн-ий, связанных с обособл частью НД в руках го-ва;
- посредством бюджета осущ-ся
перераспр-ие НД на всех уровнях н/х и по всем сферам экономики;
- область бюдж распр-ия занимает
центр место в составе гос фин-ов.
Как эк категория бюджет связан со
многими другими категориями, среди которых можно выделить два уровня:
1) вал общ прод-т (ВОП), СОП, НД
-
бюджет служит средством
перераспр-ия этих категорий;
2) фин-ы, прибыль, налоги,
кредит, з/п, матер стимулирование и др. - бюджет служит результатом распр-мя
этих кат-ий по отраслям пр-ва, сферам деятельности и т.д.
№20. Роль
бюджета в осуществлении расшир восроиз-ва
В бюджете страны аккумул-ся знач
часть вновь созданной стоимости - НД, распределяемого и используемого в соотв с
рын законами общест развития (закона стоимости, спроса и предложения, закона
повышающейся ПТ, закона возрастания потребностей) для обеспечения расширенного
воспроиз-ва и удовлетворения общегос потребностей.
В усл рын отношений распр-ие НД
произв-ся посредством образования, распр-ия и исп-ия ден доходов и накоплений
(гос доходвы, доходы пп-й и объед-ий, разл коммерческих и фин структур, банков,
инвестиционных фондов и населния). Значит часть НД поступает в бюджет путем
прямого распр-ия - налогообложений гос, частных и коммерч пп-й. Часть чистого
дохода нас-ия перечисл-ся в бюджет в порядке перераспр-ия. Распр-ие НД через
госбюджет обусл необходимостью создания централиз фонда ден средств для расшир
воспроиз-ва и удовлетворения других совокупных потребностей общества путем
перераспр-ия средств между отраслями произв и непроизв сфер жизнедеятельности
общества, а также между экономич-ми районами страны, сто обусловлено
необходимостью передачи части чистого дохода из одной отрасли общест пр-ва в
другую в соотв-ии с планами эк и соц развития страны, с программами радикальных
эк преобразований общества для осуществления перестройки структуры общест
пр-ва.
Такое перераспр-ие в знач степени
вызвано различным уровнем тех оснащения, энерго- и фондовооруженности пп-я;
неравномерностью размещения; действующей системой ценообразования и тем, что
при переходе к рынку необходима поддержка со стороны гос-ва перспективных
отраслей пр-ва. Перераспр-ие НД как между отраслями, так и внутри них
происходит посредством гос инвестиций и приоритетного финансирования отд видов
производств, высоких технологий, инновационных процессов.
При переходе к рын отношениям
существенно меняется роль бюджета в регулировании общест пр--ва и распр-ии НД.
Осн направления этих преобразований - сосредоточение главных ресурсов
госбюджета на приорит отралях экономики, определение наиболее общих пропорций
развития общест пр-ва, необх темпов развития экономики в целом.
Осн логика таких трансформаций в
том, что должна соблюдаться общая тенденция развития экономики в усл рын
отношений - перенос центра тяжести с централиз-ых на децентрализ фин-ы страны.
Пр-во, распр-ие и перераспр-ие
через бюджет СОП и НД явл-ся предпосылкой и целью развития общества в целом и
каждого человека в отдельности.
№21.
Бюджетная программа и осн направления ее распределения
Бюджетная программа Укр по своей
сути предполагает распр-ие и перераспр-ие НД. Распр-ие НД через госбюджет обусл
необходимостью создания централиз фонда ден средств для расшир воспроиз-ва и
удовлетворения других совокупных потребностей общества путем перераспр-ия
средств между отраслями произв и непроизв сфер жизнедеятельности общества, а
также между экономич-ми районами страны, сто обусловлено необходимостью
передачи части чистого дохода из одной отрасли общест пр-ва в другую в соотв-ии
с планами эк и соц развития страны, с программами радикальных эк преобразований
общества для осуществления перестройки структуры общест пр-ва.
Такое перераспр-ие в знач степени
вызвано различным уровнем тех оснащения, энерго- и фондовооруженности пп-я;
неравномерностью размещения; действующей системой ценообразования и тем, что
при переходе к рынку необходима поддержка со стороны гос-ва перспективных
отраслей пр-ва. Перераспр-ие НД как между отраслями, так и внутри них
происходит посредством гос инвестиций и приоритетного финансирования отд видов
производств, высоких технологий, инновационных процессов. Важным направлением
перераспр-ия НД явл-ся выделение части средств, идущих на развитие непроизв
сферы. В усл рын отношений это относится прежде всего к поддержанию
государством просвещения и здравоохр-ия, науки и культуры. Значит место в
структуре перераспределяемой части НД отводится содержанию аппарата упр-ия,
правоохр органов и т.д.
Поступл ср-в от населения
Амортиз отчисления
При переходе к рын отнош-ям
существенно меняется роль бюджета в регулир-ии общест пр--ва и распр-ии НД. Осн
напр-ия этих преобразований - сосредоточение гл ресурсов госбюджета на приор
отраслях эк-и, определение наиболее общих пропорций развития общест пр-ва,
необх темпов развития эк-и в целом.
Осн логика таких трансформаций в
том, что должна соблюдаться общая тенденция развития экономики в усл рын
отношений - перенос центра тяжести с централиз-ых на децентрализ фин-ы страны.
Характ особенностью соврем этапа
бюджетной политики явл и то, что все большая доля НД формируется в сфере
обращения. Более того, в условиях инфляционного роста фин ресурсов изменилась
структура распр-ия и перераспр-ия НД. Т.е. его инфляц прирост не
пропорционально распр-ся между теми субъектами, кто получает его для
использования.
№22.
Взаимосвязь воспроиз-ва раб силы с исполнением бюджета
Пр-во, распр-ие и перераспр-ие
через бюджет СОП и НД явл-ся предпосылкой и целью развития общества в целом и
каждого человека в отдельности. В этой связи, рассматривая роль бюджета в
распр-ии СОП и НД, важно отразить влияние бюдж политики на процесс воспроиз-ва
личностного элемента пр-ва - раб силы. Изучая 1-ую фазу этого воспроиз-ва -
пр-во личностного элемента пр-ва (кот включ бюдж расходы на медицину, культуру,
образование и переподготовку кадров), надо отметить, что эта фаза органически
связана с расходной частью бюджета. 2-ая фаза - также в знач степени связана с
расх частью бюдж средств. Речь идет о содержании за счет бюджета бирж труда и
центров занятости, о расходах на трудоустр-во незанятой раб силы, содержание
безработных. 3-я фаза - использ-ие раб силы, связана с фазой пр-ва общест
пр-ва. Здесь идет процесс создания мат благ, СОП и НД и процесс потребления раб
силы. Т.о. эта фаза связана с доходной частью бюджета. Это выраж в том, что
часть вновь созданной работниками мат пр-ва стоимости (прибыли, поступающей в
бюджет в виде подоходного налога с населения) поступает в бюджет для дальнейш
перераспр-ия между отраслями, сферами общест пр-ва, различными группами и
слояями населения и т.д.
Отразим взаимосвязь воспроиз-ва
раб силы с бюджетом на схеме:
Трансферные платежи
Трансферные платежи - такие виды
плаиежей, которые затем ни в какой форме не возвращаются в бюджет (пенсии,
пособия, стипендии) - включаются в 1-ую фазу воспроиз-ва личностного элемента
пр-ва.
Рассмотрение проблем рац
взаимосвязи воспроиз-ва раб силы с бюдж процессом позволяет на стадиях
формирования и исполнения бюджета определять наиболее приоритетные напр-ия
расходования бюдж средств с точки зрения качественного воспроиз-ва раб силы.
№23.
Соц-эк и полит факторы, влияющие на формир-ие бюджета
Как эк категория бюджет отражает
сложные отношения по поводу движения централиз ден средств, предназначенных для
удовлетворения обществ потребностей. Отмечая тот факт, что бюджет явл-ся и предпосылкой,
и результатом общест развития, можно выделить факторы, кот влияют на формир-ие
бюджета и его исп-ие. Эти факторы делятся на: экономические, соц-ые и полит-ие.
Эк-ие в значит степени связаны с
макроэк процессами, происходящими в сфере общест пр-ва. Сюда относятся СОП,
ВВП, НД, эк рост (спад) пр-ва, инфляция, безработица, структурные изменения в
пр-ве, производительность общест труда, задания по развитию важнейших отраслей
науки и техники, налоговая политика, инвестиц затраты на развитие н/х и
соотношение средств, идущих на потребл и накопление.
С точки зрения перспектив
формир-ия бюджета, основной закономерностью воспроиз-ва в усл рынка должна
стать тенденция увеличения фонда накопления при распр-ии НД Украины. Это
позволит осуществлять более целенаправленную инвестиц политику, укреплять
мат-тех базу пр-ва и тем самым увеличивать доходную часть госбюджета Укр.
Соц фаторы обусловлены
особенностями воспроиз-ва раб силы и населения страны в целом. Это фин
средства, идущие на образование, медицину, соц-культ мероприятия, соцзащиту
населения, а также общест фонд потребления; V и уровень з/п разл категорий
работающих; размер потребит корзины; товарооборот гос и коммерч торговли; сеть
учебн заведений и больниц.
Полит факторы непосредственно
связаны с обеспечением обороноспособности страны и поддержанием внутр
правопорядка, рац организацией упр-ия страной, укреплением законодат и исполнит
власти - осуществлением регулирующих функций демократического гос-ва.
Важнейшее предназначение бюджета
- создание мат основы для реализации демократ государством своих регулирующих
функций (кот проявл-ся через эк, соц и полит факторы). Раскроем эти функции (в
усл рын экономики) в виде схемы:
Соцзащита нас Защита
потреб-ля
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
СВОБОДНАЯ
РЫН ЭК-КА
- част собств
- свобода кон-
куренции
- свобода
объедин-ий
- свобода пре-
дприним-ва
- свобода вы-
бора профес
|
|
Защита
Защита
демок-
окруж
ратии
среды
Защита
Защита
инфор- человеч
мации досто-
инства
Обеспеч гос Защита эк
независим-и
системы
№24.
Функции бюджета
Сущность госбюджета как эк
категории реализуется через его ф-ции: распределительную, контрольную и ф-цию
по обеспеч существ-ия гос-ва
Благодаря распред ф-ции бюджета
происходит концентрация ден ср-в в руках гос-ва и их дальнейшее исп-ие с целью
удовлетворения общест потребностей. Распр-ие и перераспр-ие ден ср-в происх
между отд отраслями и сферами деятельности, между отд слоями населения, внутри
слоев нас-ия, между некот видами услуг. В рез-те распр-ия и перераспр-ия
осуществл формирование различных фондов ден ресурсов - гос и местных бюджетов,
фондов соцстрахования, пенсионнго обеспечения, соцзащиты, занятости населения,
Черноб и инновационного фондов. Посредством бюджета гос-во воздействует не
только на перераспр-ие НД, но и на его произ-во; накопление ден ср-в; сферу
потребления; процессы демонополизации экономики и обобществления пр-ва.
Существенно, что содержание
распред ф-ции бюджета опр-ся процессами перераспр-ия фин средств между различн
подразделениями общест пр-ва и слоями населения.
Контрольная ф-ция закл в том, что
бюджет через формирование и исп-ие ден ср-в гос-ва отражает эк процессы,
протекающие в структурных звеньях экономики. При формир-ии гос доходов фин
контроль осущ-ся за правильностью взымания разл видов налогов, мобилизацией
других источников доходов, соблюдением установл пропорций между ними,
определением налоговой базы, формами льготного налогообложения, сроками
поступления доходов. При расходовании бюдж средств контрол-ся эффект-ть их
исп-ия, их соответствие целевому назначению. Фин контроль осущ-ся за произ-ом,
распр-ем и потребл-ем СОП и НД, за пропорциями, складывающ-ся в проц
перераспр-ия НД.
Ф-ция обеспечения сущест-ия
гос-ва ставит своей задачей создание мат-фин базы функцион-ия гос-ва;
содержание аппарата упр-ия страной, президентской власти, законодат и исполнит
власти, правоохр и фин органов, налоговой службы (7-9 % расходов госбюджета).
Важное знач имеет осуществление
внешнеэк деят-ти Укр: содержание бюджета дипломатич представительств Укр
зарубежом, взносы в междунар организации, членом которых явл-ся Укр и др.(3-7 %
расходной части госбюджета).
№25.
Госбюджет - основной фин план Украины
Под госбюджетом как фин планом
понимается бюдж план движения централизуемой части СОП. Это есть результат
практического исп-ия объект эк отн-ий, возник в обществе.
Госбюджет - это особая форма
госплана, имеющего силу закона и устанавл-го для н/х в целом, для всех
структурных подразд-ий общест пр-ва бюдж взаимоотношения по ассигнованиям из
бюджета и платежам в бюджет на основе заданий и мероприятий Госплана эк и соц
развития Украины. Госбюджет входит в общую систему фин планов Укр.
Определяющими принципами организации системы фин планов общест развития можно
назвать всеобщность, целостность и сбалансиров-сть фин централиз-ию.
Рассматривая бюджет как осн фин
план, след отметить, что в нем представлены все атрибуты фин плана: ден
поступления или доходы (формир-ие фондов ден ср-в) по конкретным источникам
поступлений; ден расходы (исп-ие фондов ден ср-в) по конкретным направлениям и
мероприятиям; соизмерение ден доходов и расходов на основе балансовых расчетов.
Составление и исполнение фин
планов во всей их совокупности определяют содержание фин планирования, а
формир-ие исполнения госбюджета - содержание бюджетного планирования. Они
явл-ся неотъемлимой составной частью гос планирования и базируются на общих
принципах, задачах и целях хозяйствования в усл рын экономики. В усл рыночного
ведения хозяйства осн задачами фин планир-ия явл-ся:
1) установление оптимальных
пропорций между централиз и децентрализ финансами; 2) определение объемов и
источников фин ресурсов в разрезе отраслей, отд пп-й и объединений; 3) рац
распр-ие фин ресурсов между произв и непроизв сферой, отраслями экономики, эк
регионами страны; 4) стимулирование наиболее эффективного использ-ия ден ср-в;
5) концентрация фин ресурсов на наиболее важных направлениях эк развития.
В состав единой системы фин
планов Укр входят: 1) госбюджет; 2) местные бюджеты; 3) бюджеты соцстраха и
соцобеспечения нас-ия; 4) пенс фонд; 5) балансы доходов и расходов гос,
частных, коммерческих, совместных пп-й и организаций; 6) фин планы общест
организаций; 7) сметы учреждений непроизв сферы; 8) фин планы гос и частного
имущ-го и личного страхования.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
|