рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Шпаргалка: Финансы Украины рефераты

Бюджетные отношения - это производственные отношения, поэтому они явл-ся элементом базиса общества. В любом случае они выражают отношения конкретных групп и слоев населения и здесь бюджет предст собой философию и идеологию общест развития. Являясь частью фин отн-ий, бюджет имеет те же характеристики, что и фин-ы в целом, но в то же время характеризуется опред особенностями:

- бюджет явл-ся особой формой перераспред-ых отн-ий, связанных с обособл частью НД в руках го-ва;

- посредством бюджета осущ-ся перераспр-ие НД на всех уровнях н/х и по всем сферам экономики;

- область бюдж распр-ия занимает центр место в составе гос фин-ов.

Как эк категория бюджет связан со многими другими категориями, среди которых можно выделить два уровня:

1) вал общ прод-т (ВОП), СОП, НД -

бюджет служит средством перераспр-ия этих категорий;

2) фин-ы, прибыль, налоги, кредит, з/п, матер стимулирование и др. - бюджет служит результатом распр-мя этих кат-ий по отраслям пр-ва, сферам деятельности и т.д.

№20. Роль бюджета в осуществлении расшир восроиз-ва

В бюджете страны аккумул-ся знач часть вновь созданной стоимости - НД, распределяемого и используемого в соотв с рын законами общест развития (закона  стоимости, спроса и предложения, закона повышающейся ПТ, закона возрастания потребностей) для обеспечения расширенного воспроиз-ва и удовлетворения общегос потребностей.

В усл рын отношений распр-ие НД произв-ся посредством образования, распр-ия и исп-ия ден доходов и накоплений (гос доходвы, доходы пп-й и объед-ий, разл коммерческих и фин структур, банков, инвестиционных фондов и населния). Значит часть НД поступает в бюджет путем прямого распр-ия - налогообложений гос, частных и коммерч пп-й. Часть чистого дохода нас-ия перечисл-ся в бюджет в порядке перераспр-ия. Распр-ие НД через госбюджет обусл необходимостью создания централиз фонда ден средств для расшир воспроиз-ва и удовлетворения других совокупных потребностей общества путем перераспр-ия средств между отраслями произв и непроизв сфер жизнедеятельности общества, а также между экономич-ми районами страны, сто обусловлено необходимостью передачи части чистого дохода из одной отрасли общест пр-ва в другую в соотв-ии с планами эк и соц развития страны, с программами радикальных эк преобразований общества для осуществления перестройки структуры общест пр-ва.

Такое перераспр-ие в знач степени вызвано различным уровнем тех оснащения, энерго- и фондовооруженности пп-я; неравномерностью размещения; действующей системой ценообразования и тем, что при переходе к рынку необходима поддержка со стороны гос-ва перспективных отраслей пр-ва. Перераспр-ие НД как между отраслями, так и внутри них происходит посредством гос инвестиций и приоритетного финансирования отд видов производств, высоких технологий, инновационных процессов.

При переходе к рын отношениям существенно меняется роль бюджета в регулировании общест пр--ва и распр-ии НД. Осн направления этих преобразований - сосредоточение главных ресурсов госбюджета на приорит отралях экономики, определение наиболее общих пропорций развития общест пр-ва, необх темпов развития экономики в целом.

Осн логика таких трансформаций в том, что должна соблюдаться общая тенденция развития экономики в усл рын отношений - перенос центра тяжести с централиз-ых на децентрализ фин-ы страны.

Пр-во, распр-ие и перераспр-ие через бюджет СОП и НД явл-ся предпосылкой и целью развития общества в целом и каждого человека в отдельности.

№21. Бюджетная программа и осн направления ее распределения

Бюджетная программа Укр по своей сути предполагает распр-ие и перераспр-ие НД. Распр-ие НД через госбюджет обусл необходимостью создания централиз фонда ден средств для расшир воспроиз-ва и удовлетворения других совокупных потребностей общества путем перераспр-ия средств между отраслями произв и непроизв сфер жизнедеятельности общества, а также между экономич-ми районами страны, сто обусловлено необходимостью передачи части чистого дохода из одной отрасли общест пр-ва в другую в соотв-ии с планами эк и соц развития страны, с программами радикальных эк преобразований общества для осуществления перестройки структуры общест пр-ва.

Такое перераспр-ие в знач степени вызвано различным уровнем тех оснащения, энерго- и фондовооруженности пп-я; неравномерностью размещения; действующей системой ценообразования и тем, что при переходе к рынку необходима поддержка со стороны гос-ва перспективных отраслей пр-ва. Перераспр-ие НД как между отраслями, так и внутри них происходит посредством гос инвестиций и приоритетного финансирования отд видов производств, высоких технологий, инновационных процессов. Важным направлением перераспр-ия НД явл-ся выделение части средств, идущих на развитие непроизв сферы. В усл рын отношений это относится прежде всего к поддержанию государством просвещения и здравоохр-ия, науки и культуры. Значит место в структуре перераспределяемой части НД отводится содержанию аппарата упр-ия, правоохр органов и т.д.

СОП

 

НД

 

Чист доход общ-ва

 


           Поступл ср-в от населения

                      Амортиз отчисления

При переходе к рын отнош-ям существенно меняется роль бюджета в регулир-ии общест пр--ва и распр-ии НД. Осн напр-ия этих преобразований - сосредоточение гл ресурсов госбюджета на приор отраслях эк-и, определение наиболее общих пропорций развития общест пр-ва, необх темпов развития эк-и в целом.

Осн логика таких трансформаций в том, что должна соблюдаться общая тенденция развития экономики в усл рын отношений - перенос центра тяжести с централиз-ых на децентрализ фин-ы страны.

Характ особенностью соврем этапа бюджетной политики явл и то, что все большая доля НД формируется в сфере обращения. Более того, в условиях инфляционного роста фин ресурсов изменилась структура распр-ия и перераспр-ия НД. Т.е. его инфляц прирост не пропорционально распр-ся между теми субъектами, кто получает его для использования.

№22. Взаимосвязь воспроиз-ва раб силы с исполнением бюджета

Пр-во, распр-ие и перераспр-ие через бюджет СОП и НД явл-ся предпосылкой и целью развития общества в целом и каждого человека в отдельности. В этой связи, рассматривая роль бюджета в распр-ии СОП и НД, важно отразить влияние бюдж политики на процесс воспроиз-ва личностного элемента пр-ва - раб силы. Изучая 1-ую фазу этого воспроиз-ва - пр-во личностного элемента пр-ва (кот включ бюдж расходы на медицину, культуру, образование и переподготовку кадров), надо отметить, что эта фаза органически связана с расходной частью бюджета. 2-ая фаза - также в знач степени связана с расх частью бюдж средств. Речь идет о содержании за счет бюджета бирж труда и центров занятости, о расходах на трудоустр-во незанятой раб силы, содержание безработных. 3-я фаза - использ-ие раб силы, связана с фазой пр-ва общест пр-ва. Здесь идет процесс создания мат благ, СОП и НД и процесс потребления раб силы. Т.о. эта фаза связана с доходной частью бюджета. Это выраж в том, что часть вновь созданной работниками мат пр-ва стоимости (прибыли, поступающей в бюджет в виде подоходного налога с населения) поступает в бюджет для дальнейш перераспр-ия между отраслями, сферами общест пр-ва, различными группами и слояями населения и т.д.

Отразим взаимосвязь воспроиз-ва раб силы с бюджетом на схеме: 


Трансферные платежи


Трансферные платежи - такие виды плаиежей, которые затем ни в какой форме не возвращаются в бюджет (пенсии, пособия, стипендии) - включаются в 1-ую фазу воспроиз-ва личностного элемента пр-ва.

Рассмотрение проблем рац взаимосвязи воспроиз-ва раб силы с бюдж процессом позволяет на стадиях формирования и исполнения бюджета определять наиболее приоритетные напр-ия расходования бюдж средств с точки зрения качественного воспроиз-ва раб силы.

№23. Соц-эк и полит факторы, влияющие на формир-ие бюджета

Как эк категория бюджет отражает сложные отношения по поводу движения централиз ден средств, предназначенных для удовлетворения обществ потребностей. Отмечая тот факт, что бюджет явл-ся и предпосылкой, и результатом общест развития, можно выделить факторы, кот влияют на формир-ие бюджета и его исп-ие. Эти факторы делятся на: экономические, соц-ые и полит-ие.

Эк-ие в значит степени связаны с макроэк процессами, происходящими в сфере общест пр-ва. Сюда относятся СОП, ВВП, НД, эк рост (спад) пр-ва, инфляция, безработица, структурные изменения в пр-ве, производительность общест труда, задания по развитию важнейших отраслей науки и техники, налоговая политика, инвестиц затраты на развитие н/х и соотношение средств, идущих на потребл и накопление.

С точки зрения перспектив формир-ия бюджета, основной закономерностью воспроиз-ва в усл рынка должна стать тенденция увеличения фонда накопления при распр-ии НД Украины. Это позволит осуществлять более целенаправленную инвестиц политику, укреплять мат-тех базу пр-ва и тем самым увеличивать доходную часть госбюджета Укр.

Соц фаторы обусловлены особенностями воспроиз-ва раб силы и населения страны в целом. Это фин средства, идущие на образование, медицину, соц-культ мероприятия, соцзащиту населения, а также общест фонд потребления; V и уровень з/п разл категорий работающих; размер потребит корзины; товарооборот гос и коммерч торговли; сеть учебн заведений и больниц.

Полит факторы непосредственно связаны с обеспечением обороноспособности страны и поддержанием внутр правопорядка, рац организацией упр-ия страной, укреплением законодат и исполнит власти - осуществлением регулирующих функций демократического гос-ва.

Важнейшее предназначение бюджета - создание мат основы для реализации демократ государством своих регулирующих функций (кот проявл-ся через эк, соц и полит факторы). Раскроем эти функции (в усл рын экономики) в виде схемы:

Соцзащита нас      Защита потреб-ля

СВОБОДНАЯ  

РЫН  ЭК-КА

- част собств

- свобода кон-

   куренции

- свобода

  объедин-ий

- свобода пре-

  дприним-ва

- свобода вы-

  бора профес

 


Защита                                   Защита

 демок-                                     окруж   

 ратии                                      среды

Защита                                   Защита

инфор-                                   человеч

мации                                       досто- 

                                                инства


                                                                                                       

Обеспеч гос                       Защита эк

независим-и                        системы      

№24. Функции бюджета

Сущность госбюджета как эк категории реализуется через его ф-ции: распределительную, контрольную и ф-цию по обеспеч существ-ия гос-ва

Благодаря распред ф-ции бюджета происходит концентрация ден ср-в в руках гос-ва и их дальнейшее исп-ие с целью удовлетворения общест потребностей. Распр-ие и перераспр-ие ден ср-в происх между отд отраслями и сферами деятельности, между отд слоями населения, внутри слоев нас-ия, между некот видами услуг. В рез-те распр-ия и перераспр-ия осуществл формирование различных фондов ден ресурсов - гос и местных бюджетов, фондов соцстрахования, пенсионнго обеспечения, соцзащиты, занятости населения, Черноб и инновационного фондов. Посредством бюджета гос-во воздействует не только на перераспр-ие НД, но  и на его произ-во; накопление ден ср-в; сферу потребления; процессы демонополизации экономики и обобществления пр-ва.

Существенно, что содержание распред ф-ции бюджета опр-ся процессами перераспр-ия фин средств между различн подразделениями общест пр-ва и слоями населения.

Контрольная ф-ция закл в том, что бюджет через формирование и исп-ие ден ср-в гос-ва отражает эк процессы, протекающие в структурных звеньях экономики. При формир-ии гос доходов фин контроль осущ-ся за правильностью взымания разл видов налогов, мобилизацией других источников доходов, соблюдением установл пропорций между ними, определением налоговой базы, формами льготного налогообложения, сроками поступления доходов. При расходовании бюдж средств контрол-ся эффект-ть их исп-ия, их соответствие целевому назначению. Фин контроль осущ-ся за произ-ом, распр-ем и потребл-ем СОП и НД, за пропорциями, складывающ-ся в проц перераспр-ия НД.

Ф-ция обеспечения сущест-ия гос-ва ставит своей задачей создание мат-фин базы функцион-ия гос-ва; содержание аппарата упр-ия страной, президентской власти, законодат и исполнит власти, правоохр и фин органов, налоговой службы (7-9 % расходов госбюджета).

Важное знач имеет осуществление внешнеэк деят-ти Укр: содержание бюджета дипломатич представительств Укр зарубежом, взносы в междунар организации, членом которых явл-ся Укр и др.(3-7 % расходной части госбюджета).

№25. Госбюджет - основной фин план Украины

Под госбюджетом как фин планом понимается бюдж план движения централизуемой части СОП. Это есть результат практического исп-ия объект эк отн-ий, возник в обществе.

Госбюджет - это особая форма госплана, имеющего силу закона и устанавл-го для н/х в целом, для всех структурных подразд-ий общест пр-ва бюдж взаимоотношения по ассигнованиям из бюджета и платежам в бюджет на основе заданий и мероприятий Госплана эк и соц развития Украины. Госбюджет входит в общую систему фин планов Укр. Определяющими принципами организации системы фин планов общест развития можно назвать всеобщность, целостность и сбалансиров-сть фин централиз-ию.

Рассматривая бюджет как осн фин план, след отметить, что в нем представлены все атрибуты фин плана: ден поступления или доходы (формир-ие фондов ден ср-в) по конкретным источникам поступлений; ден расходы (исп-ие фондов ден ср-в) по конкретным направлениям и мероприятиям; соизмерение ден доходов и расходов на основе балансовых расчетов.

Составление и исполнение фин планов во всей их совокупности определяют содержание фин планирования, а формир-ие исполнения госбюджета - содержание бюджетного планирования. Они явл-ся неотъемлимой составной частью гос планирования и базируются на общих принципах, задачах и целях хозяйствования в усл рын экономики. В усл рыночного ведения хозяйства осн задачами фин планир-ия явл-ся:

1) установление оптимальных пропорций между централиз и децентрализ финансами; 2) определение объемов и источников фин ресурсов в разрезе отраслей, отд пп-й и объединений; 3) рац распр-ие фин ресурсов между произв и непроизв сферой, отраслями экономики, эк регионами страны; 4) стимулирование наиболее эффективного использ-ия ден ср-в; 5) концентрация фин ресурсов на наиболее важных направлениях эк развития.

В состав единой системы фин планов Укр входят: 1) госбюджет; 2) местные бюджеты; 3) бюджеты соцстраха и соцобеспечения нас-ия; 4) пенс фонд; 5) балансы доходов и расходов гос, частных, коммерческих, совместных пп-й и организаций; 6) фин планы общест организаций; 7) сметы учреждений непроизв сферы; 8) фин планы гос и частного имущ-го и личного страхования.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10