Шпаргалка: Финансы Украины
- обеспечение эффективного
контроля за правильным исполь-ем гос ср-в, соблюдением на пп-ях и в ораниз-ях
бюджетной сферы госплановой и фин дисциплины.
Задачи по исполнению бюджета
возлагаются на фин органы, уреждения банков, министерства, ведомства, местные
органы власти, пп-я, организации и учр-ия. Координирующим центром по исполнению
бюджета явл фин система Укр.
Исполнение бюджета состоит в
обеспечении поступления, расходования и учета движения бюдж ресурсов.
Исполнение бюджета предст собой сложную систему фин отношений, связ-ых с
формир-ем, распр-ем и использ-ем централиз ден ср-в как на гос уровне, так и в
рамках отд областей и регионов. В соотв-ии с законом “О бюдж с-ме Укр”
исполнение госбюджета возложено на Кабмин Укр. Он организует исполнение бюджета
через Минфин Укр, министерства, ведомства и исполнит органы местных советов
народных деп-ов Укр. Последними осущ-ся и исполнение местных бюджетов.
№33.
Роспись дох-ов и расходов - осн опер план в бюджетировании
Для организации исполнения
бюджета принципиально важное значение имеет правильное и экономически
обоснованное распределение всех видов платежей и бюдж ассигнований по
кварталам. В процессе этой работы нужно учитывать, чтобы бюдж показатели
каждого квартала соответствовали заданиям госплана и планов соц-эк развития
областей.
Покварт распр-ие ср-в строится
таким образом, чтоб не допустить занижения заданий на первые кварталы года,
обесп-ить равном поступл-ие доходов для бесперебойного финанс-ия всех намечен
меропр-ий.
Поквартальное распр-ие бюдж
назначений произв-ся по каждому министерству, ведомству, управлению (отделу)
исполнительного комитета местного органа власти, по кажд виду доходов и по
каждой сводной смете расходов. Утвержденное поквартальное распр-ие доходов и
расходов бюджета служит основанием для разработки росписи доходов и расходов
соответствующего бюджета. Ответственность за исполнение бюджета возлагается на
фин органы, кот и разрабат росписи.
Роспись доходов и расходов - это
осн оперативный план, на основе которого распр-ся доходы и расходы бюджета по
подразделениям бюдж классификации - разделам, главам, параграфам и статьям. В
ней предусматр сроки поступл-ий доходов и расход-ия бюдж ср-в в теч года. Кажд
фин орган составл такую роспись по соответствующ бюджету после его утвержд,
обесп-ая соблюд необх баланса на протяж бюдж года.
Роспись госбюджета утвержд
Минфином Укр. Росписи обл, городских (кроме городов районного подчинения),
районных бюджетов - заведующими соответствующих финотделов (управлений). По
городским (районного подчинения), сельским, поселков бюджетам роспись доходов и
расх-ов отдельно не составл.
Роспись доходов и расходов явл-ся
оперативным документом для руководства исполнением бюджета. Посредством их фин
органы проверяют выполнение юр лицами обязательств перед гос-ом. Несвоеврем или
не полное выполнение таких обязательств явл-ся грубым нарушением фин
дисциплины.
Роспись доходов и расходов
(годовая с поквартальным распр-ем) составл-ся на основании сводных балансов
доходов и расходов и сводных смет расходов по разделам и статьям бюджетной
классификации. Итоговые данные этих материалов должны соответствовать
утвержденному годовому бюджету.
Годовая с поквартальным распр-ем
роспись доходов и расходов составл-ся по каждому главному распорядителю кредитов
в соотв-ии с подразделениями бюдж классиф-ии.
Свод расходов, включ-ых в роспись
доходов и расходов, явл-ся документом, удостовер-им право руководителей
министерств, ведомтсв, управлений исполнит комитетов местных органов власти на
использ-ие бюдж ср-в в теч года. Утвержденная роспись доходов и расходов
бюджета явл-ся документом, на основании которого произв-ся взыскание платежей с
конкретных плательщиков и открытие кредитов для финансирования предусмотренных
в бюджете мероприятий по министерствам, управлениям исполнит комит-ов местн
органов власти.
№34.
Бюджетные кредиты и их распорядители
Важн шагом в исполнен бюджета явл
открытие бюдж кредитов. Оно предопредел направление и обуславл эффект-ть всей
послед работы, связанной с бюдж финансир-ем меропр-ий,предусмотренных планом
соц-эк развития Укр по подъему эк-и н/х, инвестир-ию наиболее приорит отраслей,
обеспечению соцзащиты, улучшению соц-культ обслуживания насел и осущест-ию
других ф-ций, возлагаемых на гос-во.
Планом соц-эк развития и бюджетом
как осн фин планом предусм-ся конкр задание по хоз строительству, размещению
капвложений, структурной перестройке эк-и, содержанию органов управления и др,
кажд из которых имеет самост значение. Все напр-ия и виды расход-ия обесп-ся
необх источниками финансир-ия, кот-ми могут быть собств ср-ва субъектов
хозяйст-ия, кредиты банков, гос или частные инвестиции, бюдж ассигнования.
Определ конкр источников финанс-ия (собств, заемные или бюдж-ые) должно
произв-ся в проц бюдж планирования.
Важн особен-тью бюдж процесса явл
то, что бюдж планир всегда бывает конкретным и адресным, и имеет в своей основе
конкретных исполнителей (юр лиц). Поэтому расходн часть бюджета предст собой
свод бюдж назначений конкретным министерствам и управлениям (отделам) исполнит
комитетов местн органов власти. Эти назначения носят название бюдж кредитов -
это ср-ва, предоставляемые министерствам, ведомствам, объединениям, отделам
исполкомов местных советов на цели, предусм-ые фин планом или сметой. Он имеет
строго целевое назначение и предоставл-ся в завис от наличия средств на текущем
счете соответств бюджета, с учетом действит потребн-ей в бюдж ассигн-ях и
освоения ранее отпущ-ых ср-в.
Открытие бюдж кредитов фин
органами происх путем перечисления бюдж ассигн-ий, принятых на год, на счета
главных (руководителей министерств, ведомств, объединений, отделов исполкомов
местн советов, распределяющие бюдж ассигн-ия между нижестоящими распорядителями
кредитов - между руководителями подчиненных органов и подведомственных пп-й,
орган-ий, учр-ий) и нижест распорядителей кредитов.
Гл распорядители кредитов имеют
право раходовать бюдж ср-ва на содержание возглавл-го ими учреждения, на
централиз меропр-ия, осуществл-ые непосредст-но этим учр-ем, а также
распределять предост-ые им бюдж ассигн-ия между нижестоящ распорядителями
кредитов.
Нижестоящ распорядители могут
использ-ать выделенные им кредиты для нужд собств-ых (подчи-ненных им)
учреждений и распределять кредиты между ними.
Открытие кредитов предст собой
документ оформление фактич права гл распорядителей кредитов расходовать с бюдж
счетов в учреждениях банков средства, выделенные по соответствующ бюджетам.
Кажд бюдж кредит имеет строго
целев назнач. Обязат услов открытия кредита явл наличие утвержд-ых фин планов
для хоз субъектов и смет затрат для бюдж учреждений. Кредиты открыв отдельно на
кажд раздел, характериз ту или иную отрасль (медицина, просвещение, упр-ие,
прокуратура и суд и др).
№35.
Сущность гос доходов. Осн статьи доходов госбюджета Укр
В составе централиз госдоходов гл
место занимают доходы бюджета, за счет которых обеспеч-ся решение эк и соц
задач развития обществ пр-ва.
Под доходами госбюджета понимают
эк отношения, возникающие у гос-ва с пп-ми, фирмами, корпорациями, банками,
страх организ., фин компаниями, а также с гражданами, в проц формир-ия
централиз бюдж фонда страны. Формой проявления этих эк отношений служат разл
виды платежей пп-й, организаций и населения в госбюджет, а их мат-веществ
воплощением - ден ср-ва, мобилизуемые в бюдж фонд. Бюдж доходы, с одной стор,
явл результатом распр-ия стоимости общест продукта между разл участниками воспроизводств
процесса, а с другой - выступают объектом дальнейшего распр-ия
сконцентрированной в руках гос-ва стоимости, ибо последняя использ-ся для
формир-ия бюдж фондов территор-го, отраслевого и целевого назначения. Состав
бюдж доходов, формы мобилизации ден ср-в в бюджет зависят от системы и методов
хозяйст-ия, а также от решаемых обществом эк и соц задач. Доходная часть
госбюджета Укр формир-ся за счет налогов и неналоговых поступлений. В соотв-ии
с законом Укр “О системе налогообл-ия” в Укр взымаютя:
А. Общегос налоги, сборы и др
обязат платежи: 1) НДС, 2) акцизн сбор, 3) налоги на прибыль пп-й, 4)
подоходный налог с граждан, 5) гос пошлина, 6) плата за землю, 7) плата за
специ ипольз-ие прирдн рес-ов, 8) взносы в фонд содейст занят насел, 9) взносы
в Ф Черн, 10) взносы в пенс Ф, 11) взносы в гос иннов Ф.
Б. Местн налоги, сборы и др обяз
платежи.
Доходная часть бюджета не явл
величиной постоянной. Так, с 1990 по 1995 г. доходы бюджета, выраженные в абсолютном
значении и в %-ах к валов. внутр. прод. (ВВП) существенно менялись. За этот период
произошло значит повышение уд.веса доходов бюджета в ВВП.
Структура доходов госбюджета
также претерпела существенные изменения. Из года в год происходит усложнение
структуры дох.бюджета за счет пополнения его новыми видами налогов , сборов и
платежей, а также неналог. Поступлений. Так, в 1995 г. в доходную часть бюджета
внесены новые статьи дохода - плата за спец.использ.недр при добыче
полез.ископ., рентная плата за нефть и газ., кот.добываются на Украине,
поступления от реализации драг.металлови т.д.
Из всех статей доходов гос
бюджета Укр в последние годы занимают налоги. В структуре налогов первостеп
знач имеет НДС; также все большую роль играет акцизный сбор, налог на прибыль,
земельный налог.
Однако, наблюдается устойч
тенденция к сокращению доли налогов в общем V доходов госбюджета Укр. Вместе с
тем возрастает знач неналоговых поступл.:доходов от ВЭД, платы за использ
водных и др природ рес-ов, недр страны, рентной платы, что способствует
бережному отношению к нац богатству страны. Также в доход части бюджета выдел
целев гос фонды (указанные выше).
Фонды имеют целевое назначение,
т.к. в той же сумме, в кот.они поступают в бюджет, они расходуются на
определенные цели.
№36.
Сущность гос расходов. Осн направления расхода бюдж ср-в
Расходы госбюджета - это эк
отн-ия, проявл-ся в обществе в связи с рапср-ем фонда централиз ден ср-в гос-ва
и его использ-ем по отрасл, целевому и регион назначен. В расходах бюджета
находят свое выраж две стороны единого распред-го процесса: расщепление бюдж
фонда на составн части и формир-ие ден фондов целев назнач-ия у пп-й, орг-ий и
учр-ий мат пр-ва и непроизв сферы, получ-их бюдж ассигн-ия. С целью выяснения
роли и знач многообр бюдж расходов их классифицируют по опред признакам: по
роли в обществ воспроиз-ве; обществ назначению; отраслям пр-ва и видам деят-ти;
целевому назначению.
По роли в обществ пр-ве расходы
госбюджета подразд на две части: одна связана с развитием мат пр-ва, совершенс-ем
его отрасл структуры, др использ на содержание и дальнейш развитие непроизв
сферы. С пом бюдж расходов гос-во может регулир распр-ие ср-в между мат пр-ом и
непроизв сферой в соотв-ии с потребностями в обл эк и соц развития: оказывать
стимулир воздействие на развитие приорит отраслей эк-и и видов производств,
осуществлять структурную перестройку обществ пр-ва, добиваться ускорения НТП,
перетворять в жизнь инновац политику и т.д. Бюдж расходы в силу перераспред-ых
ф-ций бюджета играют реш роль в гос обеспечении и гос регулировании эк-и
страны.
Группировка расходов по их
обществ назначению непосредственно отраж выполняемые гос-ом ф-ции: политич, эк,
соц, оборонные и т.д. В соотв-ии с обществ назначением все расходы бюджета
могут быть подразделены на группы:
1) н/х, 2) соц-культ меропр-ия,
3) оборона, 4) управление, 5) внешнеэк деят-ть, 6) соц защита населения.
В основу отраслевой группировки
расходов бюджета положено общепринятое деление эк-и на осн отрасли и сферы
деят-ти. Исходя из этих принципов расходы в произв сфере подразд-ся на развитие
промышл-ти, с/х, транспорта, связи и т.д.; в непроизв сфере - по отраслям и
видам обществ деят-ти - на образование, медицину, науку, соцзащиту насел,
госуправление и др. Отраслевое деление расходов позвол регулировать межотрасл
пропорции в распр-ии бюдж ассигн-ий и, корректируя их, добиваться необх сдвигов
в отрасл структуре общест пр-ва.
В бюдж процессе Укр сохран-ся
целевое назначение выделяемых ассигн-ий, кот отражают конкр виды затрат,
финансируемых гос-ом. Так, в составе расходов на н/х выдел-ся затраты на
капвложения, дотации, операц расходы. Классиф-ия расходов по целевому
назначению явл-ся предпосылкой для осущест-ия фин контроля за использ-ем фин
ср-в.
Наряду с эк классиф-ей существует
организац группировка госрасходов. В ее основе лежит распр-ие ассигн-ий по
целевым программам и уровням управления. В госбюджете Укр выдел-ся ср-ва на
финансир-ие нац космической программы, нац программы исследования и использ-ия
ресурсов Азово-Черноморского бассейна, нац программы улучшения безопасности,
произв сферы и др.
В соотв-ии с уровнем
госуправления расходы консолидир-го госбюджета Укр делятся на: расходы
госбюджета, расх бюджета авт респ Крым и расх местн бюджетов.
№37. Осн
доходные источники местных бюджетов
Сущность функцион-ия внутрибюдж
отношений позаол определить местн бюджеты (МБ) как совокуп-ть форм организации
бюдж отн-ий, посредством которых часть бюдж ресурсов гос-ва направл в распоряж
местных органов власти для обесп-ия ф-ций управления местным сектором эк-и страны.
К МБ в Укр относятся:
бюджеты областей
бюдж городов респ подчинения
-----областного подчинения
---- районного подчинения
бюджеты районов (в городах)
сельск и поселковые бюджеты
Все доходы МБ дел на 2 группы:
закрепл-ые (собств) и регулирующие.
Закр доходы характериз тем, что
они направл в тот или иной вид бюджета в завис от ведомств подчиненности хоз-ва
и с учетом террит признака поступлен ден ср-в. К числу закрепл источников относ
налог на прибыль пп-й, нах-ся в коммун собств-ти, мест.налоги, сборы, платежи и
др.
Регулир дох - дох, поступ в
различн звенья бюджетов в соотв-ии с %-ми отчислений,устанавл-ми для данного
бюджета. К ним относ отчислот НДС, налога на приб пп-й, подох.нал.с граж. и
т.д. Состав и размеры отчисл.от общегос.налогов , сборов и платежей, поступающ.
В МБ, опред ВС Укр.исходя из соотв соц-эк нормативов, бюдж обеспеч-ти терит-ии
и сост-ия мест источ дох.
Источниками доходов МБ явл.:
1.Общегос.налоги, сборы и
платежи:
1) НДС, 2) нал на приб.пп-й и
орг-й всех форм собств-ти; 3) акцизный сбор; 4) подоходный налог с граждан; 5)
плата за землю; 6) налог с владельцев транспорт.средств; 7) гос.пошлина; 8)
плата за воду; 9) налог на промысел
2.Мес налоги, сборы и обяз
платежи:
1) гостинич.сбор; 2) сбор за
парковку автомоб; 3) рыночный сбор; 4) сбор за выдачу ордеров на квартиру; 5)
курортный сбор; 6) сбор за участие в бегах на ипподроме; 7) налог с рекламы; 8)
коммунальный налог; 9) сбор за право проведения фото- и киносъемок; 10)
-----аукционов; 11) сбор за выдачу разрешения на размещ.объектов торговли; 12)
налог на продажу импортных товаров и т.д.
Отд и самостоят статьей дох.МБ
явл дотации, субвенции и субсидии.
Дотации - форма централиз.регулир
доходов и расх пп-й, орг-й,учреж-й, а также бюджетов, планов затраты, кот
превыш получен дох,в виде предоставл. ден ср-в, компенсир убыточность. Такая
дополн выдача ср-в может идти на покрыт убытков пп-й и орг-й произв и
непроизв. сферы, а также на сбалансиров. МБ.
Субвенции - целевые пособия, вид
гос. содействия мест. органам власти или отраслям хоз-ва, предоставл. для
решения определ. задач.
Субсидии - фин помощь в виде ден
пособия, предост-го чаще всего за счет ср-в госбюджета мест. органами власти,
юр и физ лицами, др гос-ми. Разл прямые и косвен субсидии.
Наиболее весомый V дотаций и
субвенций получают Житомир., Закарпат., черновиц., и ряд др. областей
№38.
Направления расход-ия местных бюджетов (МБ)
Местн органы власти расходуют
поступающие в их распоряж ср-ва в соотв-ии с возлож на них ф-ями. Расходы МБ
выражают эк отн-ия, возник в связи с распр-ем централиз ден ср-в,
наход-ся в распоряж. местн органов власти. В з-не У "о бюдж. сис-ме
У" указ-ся, что ср-ва МБ расход лишь на цели и в пределах, утвержден местн
советами народных деп-ов. В соотв. с этим из МБ осуществл расходы на: 1) финансир.
учрежден. просвещ. науки, культуры, охраны здоровья, соц.обеспеч. и соц.
защиты нас-ия, кот-ые находятся в подчинении исполнит. органов власти
областей, городов Киева и Севастополя, а также соц.-культ. мер-ий в соответств.
с ф-ями возложен. на эти пп-я. 2) содержан. местн органов гос. власти и управления.
3) финансир. пп-ий и орг-ий, входящих в состав мест. хоз-ва, природоохран
мер-ий. 4) финансир. др. мер-ий.
В обл, гор-их и рай-ых бюдж.
создаются резервн фонды исполнит. органов обл, гор-их и рай-ых советов нар
деп-ов, в размере до 1% от V расходов кажд из соответств. бюдж. для финансир.
неотлож. мер, которые не были предусмотрены во время утвержден. этих
бюджетов.
В обл, гор-их, сельских и
поселковых бюджетах созд оборотная кассовая наличность. Она м.б. использ в
теч года на покрытие временных кассовых разрывов и д.б. пополнена в том же
году до размеров, установленных во время утвержден. соответств. бюджетов.
Распр-ие расходов м/у бюджетами,
входящими в состав обл осущест обл советами нар деп-ов а также ра-йонными и
городскими СовНарДеп.
Органами местн самоуправлен.
самост. опред. направления использ ср-в своих бюджетов.: м.б. увелич в
пределах имеющихся у них ср-в нормы расходов на содерж. жил-комун хоз-ва,
учрежд здравоохр, просвещен, соцобеспеч, культуры.
Стр-ра расходов бюджетов завис от
вида бюдж. (обл. гор. рай. и т.д.) а также от территор. располож обл-ти.
Формир расход части мест бюдж.
осущ. в соотв с з-ом У "о бюдж. сис-е У", в кот указ, что органы
местн СовНарДеп и органы госуд. исполнит. власти во время составлен. проекта
бюдж. уточнен. бюдж. в ходе его исполнения им право: - определить в
своих бюдж. - объем финансир. мер-ий соц.культ. развития соответств.
территор.-администрат. единиц в пределах плановы бюдж. доходов, выделенных
дотоаций, субвенций, а также с учетом получен. бюдж. ср-тв // - опр-ть
направлен. ис- пользован. бюдж. ср-тв на инвестиции, собствен. целевые
програм- мы с органами власти др. административно-территор. единиц; // -
увеличивать в пределах имеющихся ср-тв расходы на содержан. жи-
лищно-комунал. хозяйств, учрежден. просвещен. здравоохран. прос- вещ. науки и
т.д. // - опр-ть в установленном порядке в пределах доп. поступлен. в теч.
года ср-тв дополнит. льгот на помощ граж- данам, нуждающимся в соц. защите. //
- создавать в составе свое- го бюдж. в пределах объема его доходов резервные и
целевые фонды если их создание предусмотр. з-ом У // - опр-ть размеры дотаций
и субвенций бюдж. низшего территор. уровня и их целевое использован.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
|