Шпаргалка: Финансы Украины
В наиболее обобщенной форме С.
разделяется на добров и обязат.
Добров С осущ-ся на основе
договора между страхователем и страховщиком. Общие условия и порядок проведения
добровольного страхования определяются правилами страхования , которые
устанавливаются страховщиком самостоятельно в соответствии с требованиями этого
Закона. Конкр условия страхования определяются при заключении договора
страхования.
Обязательное С. устанавливается
законами Украины путем внесения изменений в этот Закон.
Некот виды обязат страхования :
- медицинское; гос личное С.
Военнослужащих; гос личное С. лиц состава органов внутр дел; гос обязат С.
мед работников на случай инфицирования вирусом иммунодефицита при исполнении
ими служебн обязательств; гос обязат личное С. работников прокуратуры; гос
обязат личное С. работников тамож органов; гос С. жизни и здоровья народных
депутатов; С. членов экипажа и авиационного персонала и др.
По форме организации выделяют
групповые и индивид виды С.
По форме ориентации выделяют С.,
направленное на: 1) соц и имущ запросы семьи (С. жизни, здоровья, трансп
средств и др), 2) запросы предприним структур (С. от всех видов рисков, морское
С., С. гражданской ответственности.
№69. Закон
Укр “О страховании”
Этот з-н регулирует отн-ия в
сфере С. и сориентирован на образование р-ка страх. услуг, усиление страх.
защиты имущ. интересов пп-й, учр-ий, орг-ций, граждан. Действие этого з-на не
распр-ся на гос. соц. страх. З-н содержит 5 разделов:
1) общ положения. С.- это вид
правовых отн-ий по защите имущ интересов граждан и юр лиц (ЮЛ). В случае
наступл страх. случаев, опред. договором С. или закон-вом, за расчет ден.
ф-дов, кот. форм-ся путем уплаты гражданами и ЮЛ стахов. платежей.
Страховщиками явл. ЮЛ, образованные в форме АО, ООО, и обществс с доп.
ответственностью, а также те, кот. получили лицензию на осущ. страх. деят-ти.
Страхователями явл. ЮЛ и дееспос граждане, кот. заключили договор со
страховщиками или явл. страхователями в соотвествии с закон-вом У-ны.
Страхователи м. подписывать со страховщиками договоры о страх-ии третьих лиц,
кот. могут приобретать права и обязанности страховщика. В соотв с договором С.
страхователи имеют право при заключении дог-ра С. опр. граждан или ЮЛ для
получения страх. сумм а также изменить их до наступления страх. случая.
Объектами С. м.б. имущ. интересы, кот. не противоречат закон-ву У-ны, связанных
с жизнью, здоровьем, с владением и исп-ем им-ва и т.д. С. м.б. добровольным или
обязат. Добр. С. осущ. на основе дог-ра м/у страхователем и страховщиком.
Страх. сумма - ден. сумма, в
границах кот. страховщик в соответствии с соглашением С. обязан провести
выплату, а также сумма, кот выплачикается при личном С. Страх. платеж - рлата
за С., кот. страхователь обязан выплатить страховщику в соответствии с
договором С. Страх. тариф - ставка страх. взноса с ед-цы страх. суммы за опред
период С. Перестрахование - С. одним страховщиком на опред договором усл-ий
риска исп-ия всех или части своих обязательств перед страхователем др.
страховщикам.
2) Дог-ры страхования. Дог-р С. -
это письм. соглашение м/у страхователем и страховщиком, в соответствии с кот.
страхователь берет на себя обязательство в случае наступления страх. случая
выплатить страхователю сумму возместить полученный убыток в границах страх.
суммы, а страхователь обязуется выплатить страх. платежи в опред. размере и
исполнить др. условия дог-ра. Дог-р С. закключ. в соответствии с правилами С.
3) Обеспечение платежеспособности
страховщика . Миним. размер УФ страхователя устан. в сумме, эквиввалентной
100000 ЭКЮ, по вал. обменному курсу У-ны, а для страховщиков, образованных с
участием иностр. ЮЛ и граждан, миним. размер УФ - 500000 ЭКЮ.
4) Гос. контроль за страх.
деят-тью в У-не. Он осущ-ся комитетом по делам контроля за страх. деят-тью и
его органами. В з-не рассмотрены его ф-ции (их 7) и права (их 4), а также
санкции за нарушение з-на.
5) Заключит. положения. Здесь
рассматрив. положения о С. иностр. граждан, лиц без гражданства и иностр. ЮЛ
на тер-рии У-ны, а также рассмотрение споров, связанных со С. и международные
дог-ры.
№70. Обяз
и добров страхование
В наиболее обобщенной форме С.
разделяется на добров и обязат.
Добров С осущ-ся на основе
договора между страхователем и страховщиком. Общие условия и порядок проведения
добровольного страхования определяются правилами страхования , которые
устанавливаются страховщиком самостоятельно в соответствии с требованиями этого
Закона. Конкр условия страхования определяются при заключении договора
страхования.
Выделяют след принципы добров С:
1) добров С. действует как в силу
закона, так и на добров началах; 2) приоритет принадлежит страователю
(покупатель всегда прав); 3) по усл С. действует ограничение для заключения
договоров; 4) добров С. всегда ограничено сроком С.; 5) добров С. действует
только при уплате разового или периодических взносов; 6) страх обеспечение
зависит от желания страхователя (он определяет размер страх å в
пределах страх оценки имущ-ва.
Обязательное С. устанавливается
на основании законодательства Укр.
Некот виды обязат страхования :
- медицинское; гос личное С.
Военнослужащих; гос личное С. лиц состава органов внутр дел; гос обязат С.
мед работников на случай инфицирования вирусом иммунодефицита при исполнении
ими служебн обязательств; гос обязат личное С. работников прокуратуры; гос
обязат личное С. работников тамож органов; гос С. жизни и здоровья народных
депутатов; С. членов экипажа и авиационного персонала и др.
По форме организации выделяют
групповые и индивид виды С.
По форме ориентации выделяют С.,
направленное на: 1) соц и имущ запросы семьи (С. жизни, здоровья, трансп
средств и др), 2) запросы предприним структур (С. от всех видов рисков, морское
С., С. гражданской ответственности.
Принципы обязат С.: 1)
устанавл-ся законом, в котором предусматривается перечень объектов, подлежащих
обязат-му С., объем страх ответственности, уровень или нормы страх обеспечения,
периодичность внесения страх платежей, осн права и обязанности страховщика и
страхователей; 2)сплошной охват обязат-ым С. объектов, указанных в законе; 3)
автоматичность распред-ия обяз С. на указанные объекты; 4) действие обязат С.
независимо от внесения страх платежей; 5) бессрочность обяз С.; 6) нормирование
ставок обеспечения обяз С. в % от страх оценки.
№71.
Имуществ страхование в Укр
По имуществ С. страховщик
возмещает полностью или частично мат ущерб страхователей.
В имущ. С в кач объекта выступают
мат ценности. К обязат. имущ. С относятся: С им-ва колхозов, совхозов, др гос
с/х пп-й, С строений и т.д. Объектами этого вида С явл урожай с/х культур,
плодов насаждения, поголовье с/х животных, строения, транспортного ср-в и т.д.
При этом по С. урожая действует наиб. широкий объем страх. ответст-ти, а по С
животных страх. отв-сть резко ограничена. Животные подлежат С в размере 70% их
баланс. ст-сти. С строений и др. осн. и обор ф-дов от пожаров, аварий, стих
бедствий осущ в размере баланс ст-ти, а ОФ - по остат ст-ти. По С урожая страх
обеспеч-ие сост. 70% ущерба. Размер ущерба опр как разница м/у стоим. урожая
данной культуры с 1га. в ср. за последние 5 лет и такой же ст-ти урожая после
стих. бедствия в тек. году. В хоз-вах гр-н обязат. С подлежат принадлежащие им
дома, др. постройки в размере 40% их ст-сти, ост. 60% ст-сти м. застраховать в
добров. порядке. Добр. имущ. С охватывает им-во гос. пп-й в сфере мат пр-ва, С
граждан, занимающихся индив. деят-тью, С домашнего им-ва, ср-в транспорта.
Объектами добров. С им-ва гос. кооперативн. пп-й явл сооружение, оборуд,
строения, сырье, мат-лы, топливо, транспорт и др. тов-мат ценности. Срок С -1
год или неопред. период, если перед окончанием опред. срока страхователь внес
страх. платежи.
При С дом. им-ва м. застраховать
в полной ст-сти со скидкой на износ мебель, картины, разл. аппаратуру и т.д.
Ср-ва транспорта подлежат С в сумме до их полной ст-сти по гос. розн. ценам со
скидкой на износ на случай аварии, угона, стих. бедствия.
№72.
Личное страхование в Укр
По личному С. возмещается не мат
ущерб, а оказывается ден помощь.
В в личном С в кач объекта
выступают жизнь граждан, их здоровье и трудоспос-ть.
Основу личн. С сост. добров. С,
виды кот. предусм. выплату страх. суммы страхователю или др. лицам, всвязи: с
достижением до обусл. срока или событи, до пенсион. возраста с полед.
пожизненной выплатой пенсии в устновл. размере; с наступления смерти застрахов.
лица; с разл. увечиями от несч случая, происшедшего в период С Наиболее
популярно С жизни, имеющее сберегат. ф-цию, напр-р, смешан. С Смеш. С - это С,
кот. объединяет в одном дог-ре несколько самостоят. видов С: С от несч случаев,
С на дожитие до окончания срока С, С на случай смерти застрахованного. Дог-оры
смешан. С жизни закл с гражд в возр-е от 16 до 77 лет на срок 3,5,10,15, 20
лет. Размер страх. суммы зависит от желания страх-ля.
При С детей страхователями явл.
родители или др. родственники, а застрахованными - ребенок в возрасте до 15
лет. Страх. сумма выплач-ся при дожитии ребенком до окончании срока С, а также
за посчледствия несчастных случаев с ребенком за период С При наступлении
смерти застрахованного страхователю выдается пособие в размере 30% от страх.
суммы и возвращ. уплаченные страх. взносы. Своеобр. вар-том С детей явл. С к
бракосоч-ию. Отличие сост. в том, что страх. сумма выплачив. при вступлении
застрахованного в брак в период со дня окончания срока С и до достижения 21г.
При этом размер страх. суммы после осночания срока С возраст на 3% в год. При
невступлении в брак, страх. сумма выпл-ся до достижения застрахованным 21г.
На страх. дополн. пенсий
приним-ся мужчины в возрасте от 25 до 65 лет, женщины от 25 до 60 лет. Срок С
опр-ся как разница м/у пенсион. возрастом и возр-ом страхователя при закл-ии
дог-ра. Пенсия выплач-ся пожизненно после окончания срока С, если договор
полностью оплачен страх. взносами. Пенс ф-д по С дополнит. пенсии форм-ся
наполовину за счет взносов страхователей и наполовину за счет ср-в бюджета.
С от несч случаев пр-ся как за
счет страхователей, так и за счет пп-й и орг-ий, в кот. они работают.
Также сущ. обязат. С пассажиров
от несч случаев на путях сообщения ж/д, автомобильного, водного и возд.
транспорта дальнего следования. Страх. взносы включ. в ст-сть пассаж билета.
Пров-ся С воспитанников детдомов и школ-интернатов, обязат. С военносл-их.
№73.
Воздействие фин политики на рынок труда в Укр
При переходе к рын отнош гос
вмешательство в эк-у страны должно носить огранич характер и быть направленным
на устранение сбоев в развитии и функц-ии рын мех-зма, установл связей между
разл видами рынков: рынком труда, фонд рынком, рынком ссудных капиталов,
инвестиц рынком и т.д. В обознач структуре вед роль отводится рынку труда,
функц-ие кот связано с особен-ми бюдж политики в совр усл.
Рынок труда - сложная соц-эк
категория, кот предст собой систему эк отношений, опосредствующих движение
мат-вещ усл-ий пр-ва (рынок раб мест) и движение раб силы, осу-ществляемых в
процессе обществ пр-ва. Рынок труда представлен в виде произв сферы, где
происходит соединение вещ и личных элементов пр-ва, а также сбалансированность
профессион-квалифик структуры кадров и структуры раб мест.
Рынок труда характеризуется как
система отношений, имеющих след особенности: 1) эти отношения охватывают всю
структуру обществ пр-ва; 2) регулирование этих отношений основано на условиях
свободного спроса и предложения на раб силу; 3) эти отношения требуют
регулирования со стороны гос-ва, кот путем рацион сочетания бюдж обеспечения и
бюдж регул-ия возд на рынок труда путем расширения или сокращения сферы его
деят-ти.
Формир-ие рынка труда в Укр
происх на основе всех уровней управления им: гос-го (макроуровень),
регионального (мезоуровень) и управления на уровне пп-й (микроуровень).
На гос уровне определяются необх
нормы регул-ия рынка труда, общие принципы управления им и границы управления.
Гос-во обеспечивает унификацию системы соц и трудового законод-ва, определяет
права работодателей и работников в сфере найма раб силы, устанавлив границы
участия последних в управлении пр-вом, компетенцию мест органов власти в управл-ии
рынком труда.
Помимо нормативного, прямого
воздействия гос-во обеспеч косвенное управление рынком труда через бюдж
процесс. Влияние бюдж политики на развитие рынка труда осущ посредством след
фин маневров:
1) бюдж регулирование структурной
перестройки экономики, что позволяет расширить рынок раб мест и влияет на
снижение безработицы в трудоизбыточных регионах;
2) изменение политики
госкапвлож-й в соотв со структ перестройкой эк-и
3) фин обеспечение развития
инновац процессов, что дает возможность обновлять мат-тех базу отраслей и тем
самым влиять на рынок раб силы в строну повышения ее качественных
характеристик;
4) бюдж обеспечение воспроиз-ва
раб силы, развития сферы соц-культ обслуживания населения;
5) создание гос фонда содействия
занятости населения Укр, для которого пп-я отчисляют в госбюджет 2% фонда
потребления.
Рассматривая структурную
перестройку как важнейший фактор воздействия бюдж политики на рынок труда,
нужно указать, что главное ее назначение - обеспечение рацион использ-ия
природных ресурсов и трудового потенциала страны, обеспечение расшир
воспроиз-ва, стабильного наращивания пр-ва всех видов прод-ии и услуг в кажд
конкр регионе Укр.
№74.
Взаимосвязь рынка труда с фин рынками
Рассматривая рынок труда как
систему эк отн-ий, опосредствующих собой движение к сбалансированности
структуры раб мест и раб силы в ходе обществ пр-ва и воспроиз-ва в целом,
отметим, что этот рынок имеет свои сегменты, кот соответств структуре обществ
пр-ва. Сегмент рынка труда - его обособл часть, характериз-ся присущей ей
спецификой произв процесса и проф-квалиф структурой занятых в ней
работников.Выдел след сегменты рынка труда:пром пр-во, с/х, транспорт, связь,
торголя, непроизв сфера (медицина, образование, культура, наука, упрвление),
фин рынки (фонд и инвестиц-ый, валютный и денежный, рынок страх услуг).
Изучая фин рынки, отметим, что
это есть обособл сфера произв отн-ий и чел деят-ти, где происходит
сбалансир-сть раб силы и раб мест в проц осущ-ия фин обслуживания как произв
процессов, так и сфер непроизв деят-ти, а также жизнеобеспечения отд
коллективов и членов общества. Роль фин рынков в обеспечении обществ пр-ва
отразим на схеме:
расх на
нац расходы на
продукт потреблен
расх госуд
на закупки
инвес-
тиции чистые
налоги
инвестиц сбере-
фонды жения
платежи
за
ресурсы НД
Проф-квалиф структура фин рынков
обусловлена функцион особенностями деят-ти фин учреждений и их обществ
предназначением.
На фин рынках в профессион
составе кадров следует выделить такие наиболее общие группы занятых работников:
работники страх компаний, инвестиц фондов, фонд рынков, маклеры, брокеры,
дилеры, фин менеджеры и др фин посредники.
Сбалансированность на фин рынках
диктуется в основном структурой раб мест. Это означает, что движение раб силы
на фин рынках и уровень занятых здесь специалистов опред-ся развитием всех
элементов, составляющ структуру фин рынков:
количеством страховых и инвестиц
компаний, кредитных учреждений, фондовых и валютных бирж и т.д. Важную роль
играет также эмиссия ЦБ (их кол-во в обращении); объем внешнеторг связей;
развитие конъюктуры фин рынков и его инфраструктуры и др.
Хотя фин рынки впитали в себя
многие атрибуты сегментов рынка труда, этому сегменту присущи свои специфич
особенности: 1) широкое развитие самоокупаемости и коммерч расчета, как
принципов произв-хоз и фин деят-ти; 2) отсутствие фин поддержки со стороны
гос-ва; 3) слабая мобильность раб силы; 4) высокая степень обособленности при
осуществлении хоз деят-ти.
Рассматривая взаимосвязь фин
рынков с рынком труда, отметим, что этот сегмент рынка труда по мере укрепления
рын отноешний получает все более широкое развитие. Однако он пока не устойчив и
треб решения многих вопросов правового, нормативного и организ хар-ра.
КАТАЛОГ “ФИНАНСЫ”
1. Предмет, содержание и задачи курса.
2. Роль фин-ов в воспроиз-ве СОП
и НД.
3. Сущность и назначение
финансов.
4. Финансовая система Украины.
5. Основные звенья фин системы
Укр.
6. Структура и состав центр и дец
ф-ов.
7. Фин-пром группы и их роль в
упр ф-ми.
8. Фин менеджмент как с-ма управления.
9. Значение и функции фин
менеджмента.
10. Прогнозир и планир в фин
менеджм-е
11. Ф-ции ф-ов в обеспеч общес
воспр-ва.
12. Сущность фин политики.
13. Стартегия и тактика в фин
политике.
14. Цель фин политики в Укр.
15. Эк стимулир-ие пр-ва как
составная
часть фин политики на совр
этапе.
16. Сдерживание инфл процесов как
сост
часть фин политики на совр
этапе.
17. Управление финансами в Укр.
18. Бюдж как эк кат-ия в с-ме
стоим кат-ий
20. Роль бюдж в осущ расшир
воспр-ва.
21. Бюджетная программа и
основные на-
правления ее распределения.
22. Взаимосвязь воспроиз-ва раб
силы с
исполнением бюджета.
23. Соц-эк и полит факторы,
влияющие на
формирование бюджета.
24. Функции бюджета.
25. Гос бюджет - осн фин план
Укр.
26. Бюдж мех-зм как сост часть
фин мех-а
27. Бюдж механизм как инструмент
реа-
лизации бюджетной политики
гос-ва.
28. Бюдж с-ма и бюдж устройство в
Укр.
29. Принципы бюдж устройтсва в
Укр.
30. Планирование, составление,
рассмо-
трение и утверждение
бюджета
31. Контроль за исполн бюдж-а и
его знач.
32. Содерж и принципы исполн
бюджета.
33. Роспись доходов и расходов -
основн
оперативный план в
бюджетировании.
34. Бюдж кредиты и их
распорядители.
35. Сущность гос доходов.
Основные ста-
тьи доходов госбюджета Укр.
36. Сущность гос расходов. Осн
направ-
ления расхода бюджетных
средств.
37. Осн доходн источники мест
бюджетов.
38. Напр-ия расходования мест
бюджетов
39. Сущность налогов и их роль в
форми-
ровании бюджетов различн уровней.
40. Взаимоотн-ия пром пп-я с
бюджетом.
41. Сущность НДС.
42. Сущность налога на прибыль
пп-я.
43. Сущность подоходного налога.
44. Ф-сы пп-й как осн звено фин
с-мы Укр.
45. Основные фонды пп-я, их
состав и по-
казатели эффективности
использ-ия
46. Обор ср-ва пп-я, их состав и
показате-
ли эффективности
использования
47. Виды расходов пп-я.
48. Формир доходов и ден фондов
на пп.
49. Фин аспекты приват-ции имущ
гос пп-й
50. Организ-ия фин планир-ия на
пп-ии.
51. Дефицит бюджета, его сущность
и
принципы преодоления
52. Особенности формир бюдж на
1997 г.
53. Закон Укр “О госбюдж Укр на
1997 г.”
54. Закон Укр “О бюдж системе
Укр”
55. Фонд рынок, его сущность и
назнач.
56. Классификация рынка ценных
бумаг.
58. Виды ценных бумаг, их характер-ка.
59. Акции, их сущность и
характеристика.
60. Облигации, их сущность и
характер-ка.
61. Посредники на рынке ценных
бумаг.
62. Эмитенты на РЦБ.
63. Фондовые биржи их назначение.
64. Виды фондовых бирж.
65. Валютный рынок и валютн
операции.
66.1. Валютные фонды в Укр,
порядок их
формирования и
использвания
66.2. Страховой рынок в Укр.
67. Эк сущность страхования.
68. Виды страхования и их
классиф-ия.
69. Закон Укр “О страховании”.
70. Обязат и добров страхование в
Укр.
71. Имущественное страхование в
Укр.
72. Личное страхование в Укр.
73. Воздействие фин политики на
рынок
труда в Укр.
74. Взаимосв рынка труда с фин
рынками.
75. Особ-ти налог-бюдж политики в
1997 г
ГОСБЮДЖЕТ 1997
В проекте сводного бюджета на
1997 доходы предусмотрены в сумме 44,8 млрд.грн., а расходы - 48,9 млрд.грн.
дефицит бюджета сост 4,1 млрд грн или 4% прогнозного валавого внутреннего
продукта.
|