Шпаргалка: Финансы Украины
Шпаргалка: Финансы Украины
Шпаргалка
1.
Предмет, содержание и задачи курса.
Предмет - изучение объективн.
закономерностей движения ден. ср-тв в общ-ве в процессе распред. и перераспред.
СОП и НД.
Курс состоит из блоков: 1)
понятие ф-сов и упр-ие ими (ф-сы как эк. категория, использование ф-ов в усл-ях
рын. хоз-ия, фин. мех-зм и фин. политика, упр-ие ф-сами У-ны). 2) гос. ф-сы
(сущность ГБ, стр-ра его дох. и расх. части, динамика этой стр-ры, факторы,
влияющие на стр-ру ГБ, дефицит ГБ, местные финансы, проблемы их форм-ия и
исп-ия). 3) децентрализ ф-сы или ф-сы предпр-й. 4)Фин. рынки У-ны (фондовый,
валютный, кредитный, страховой). 5) Ф-сы и цен-ие в У-не.
Осн. задачей курса явл. изучение
теор. вопросов ф-сов, рассмотрение фин. политики и фин. мех-зма, влияющего на
развитие обществ. пр-ва и овладение практич. навыками в области бюдж. планир-я
и бюдж. рег-ия, анализов бюдж. процессов, оценки эф-сти исп-ия ОФ и об. ср-тв, методика
расчета некот. видов налогов. Курс “Ф-сы” носит собират. хар-ер. Это выраж. в
том, что в данном курсе рассматриваются принцип. позиции по др. важнейшим фин.
дисциплинам: ”Бюджет и бюдж. сис-ма У-ны”, “Ф-сы предпр-й”, “РЦБ”, “Инвест-ие”,
“Страх-ие”, “Ден. обр. и кредит”, “Налоги и налогоообл-ие”.
Методологич. основой курса явл.
“Эк. теория”. Курс “Ф-сы” связан с статистич. дисц-нами : ОТС, СЭС, ст-ка
ф-сов, кот. дают возможность проанализировать наиболее общие явления и
разработать прогнозы относит. тех или иных фин. процессов
№4. Фин
система Украины.
Функцион-ие фин-ов обесп-ся с
помощью фин с-мы Укр - это совокупность фин отношений, сущ-их в рамках
конкретной общественно-эк формации (в узком смысле - система фин учреждений
гос-ва). Более полно фин система - это совокупность взаимных сфер и звеньев фин
отн-ий, присущих им централиз и децентр фондов ден ср-тв и аппарата управл-ия
ими. Фин с-ма включ след объекты фин отнош-й: СОП, НД, госдоходы, прибыль,
фонды пп.
Субъекты фин отн-ий - гос-во,
пп-я (произв, коммерч пп-я, страховые банковские структуры, бюдж организ-ии. В
соотв с этим в общей совокупности выдел-ся след подсистемы фин системы: фин-ы
гос-ва, пп-й, населения.
В соотв с общей природой эк-х с-м
выделяют обычно 2 типа фин с-мы. 1. демократического централизма, присущий
админкоммандной экон. На первый план выдвигается не столько демократический характер,
сколько ее коммандный характер. 2 тип. организ фин. с-мы наз-ся фискальным
федерализмом. По такому типу построены фин. с-мы развитых индустриальных стран,
в них гос. бюджеты и налоги отделены от бюджетов и налогов штатов (в США),
земель (в Германии) и т.д.
2. Роль фин-ов в воспроиз-ве СОП
и НД.
В сфере хозяйст-ия благодаря
фин-ам, являющ-ся инструм-ом стоимостн распр-ия обществ продукта,
обеспеч-ся удовлетв постоянного меняющихся воспроизв потребн-ей. Фин-ы позвол
приспособить пропорции пр-ва к нуждам потребления. Первоначально пропорции
распр-ия стоимости общест продукта отражают структуру отн-ий пр-во -
выручка, кот делятся пропорционально лимитам стоимости, отраж условия пр-ва
товаров. Однако распредел-ая таким образом выручка не соответст
потребностям изменяющегося общес пр-ва, что вызыв-ся необходи-мостью в ее
распр-ии. Развитие общест потребностей приводит к изменению состава и
структуры ден фондов, создаваемых в распоряжении субъектов хозяйст-ия. Если
рассматр процесс воспр-ва в динамике, то он предст собой совокупность
непрерывно повторяющихся циклов, сост из четырех последоват стадий: пр-во,
распр-ие, обмен и потребление. Каждый следующий цикл воспр-ва возможен лишь
после того как созданная в пр-ве и реализованная в процессе обмена стоимость
будет распределена или перераспределена, в рез-те чего будут созданы
целевые и ден фонды, кот явл-ся основой удовлетворения разнообр потребностей.
В ходе распр-ия созд-ся условия (предпосылки) для будущего удовлетв-ия
потребн-ей, при чем происходит это в стоимост форме. Первонач сферой возникнов
фин отнош явл процессы распр-ия стоимости общес продукта на составл элементы
C+V+M и происходит образование различных форм ден доходов и накоплений. Фин-ы
- это система эк отн-ий, складывающихся в обществе в проц распр-ия и
перераспр-ия СОП и НД и реализуемых при форм-ии многообр ден фондов.
Дальнейш рспр-ие ст-ти м/у
субъектами хоз-я также происх. на основе фин-ов. Это перераспр-ие сопровожд
такими процессами как уплата налогов, формир фондов инвестир. и кап. вложений.,
фонд. соц защиты населения,фондов мат. стимулирования работников общ. пр-ва и
ряда других фондов, посредством этих процессов осущ. перераспр. обществ.
продукта и НД по всем звеньям общ. пр-ва и субъектам хоз-я.
3. Сущность и назначение
фин-ов.
Как категория фин-ы имеют историч
характер. Они возникли в усл товарно-ден отнош-ий, т.е. на конкретном этапе
историч развития общества под влиянием потреб-ей и функцион назначения гос-ва.
Фин-ы в переводе с латыни- платеж или доход. Впервые со значением ден платеж
финансы стали широко исп-ся в 13-15 веках в Италии. Далее этот термин
получил междунар распростр и стал употр-ся как понятие, связ с системой
ден отношений, образований ден рес-ов и фондов, мобилизуемых Гос-ом для
реализации своих соц, эк и политических и достижения хоз субъектами своих
произв-коммерч целей.В литературе встреч различные определения для
термина"Финансы". Некот авторы счит, что фин-ы - система эк отнош-ий
складывающихся в обществе в проц распр-ия и перераспр-ия СОП и НД и
реализуемых при форм-ии многоообр ден фондов. Др экономисты считают, что
ф-сы - это система ден отнош, возник в об-ществе в процессе форм-ия,
распр-ия и использ-ия как централиз, так и децентрализ ден фондов страны.
Встреч-ся также другие опред-ия фин-ов. Как науч понятие фин-ы обычно
ассоц-ся с теми многочисл процессами, кот характеризуются движением ден ср-в.
Вместе с тем движ-ие ден средств еще не раскр сущности фин-ов. Абстрагируясь от
многочисл форм, в которых протекают фин процессы, можно увидеть то общее,
что их объединяет, т.е. лежащие в основе фин проц-ов отнош-ия между
участниками пром пр-ва. Т.о. фин-ы это эк отн-ия, имеющие объект характер и
специфич обществ назначение. Это характериз фин-ы как эк категорию.
Фин науки изуч не ресурсы как
таковые, а общест отношения и ак сфера эк отношений имеют след обществ назначение:
1) фин отн-ия делают возможным формир-ие целевых ден фондов в руках правит-ва,
которые предназнач для выполнения обществ услуг, соц-эк и прочих функций; 2) с
пом фин-ов гос-ом регул-ся осн пропорции в развитии общес пр-ва: между произв и
непросферами, между фондом накопления и потр-ия, между сферами общес деят-ти и
экономики; 3) через фин отн-ия осущ-ся воздействие на развитие фин-ов в низовых
структурах общества и укрепления фин положения пп-й; 4)фин отношения явл-ся эк
базисом в развитии междунар соц и трудовых отношений, в развитии междунар
рынков капитала, труда и раб силы; 5) фин-ы служат также сферой реализ-ии го
соц программы, соцзащиты и эк поддержки населения.
5. Осн звенья фин системы Укр.
Наличие разных общес потребностей
у субъектов хоз-я и гос-ва приводит к возникн разнообр фин связей. Отличаясь
друг от друга они одновременно хар. и некот общими чертами,позволяющими объединить
фин отн-ия в отд, сравнительно обособленные группы. По своей природе фин отн-ия
явл распр-ми. Это распр-ие ст-ти осущ прежде всего по субъектам, кот формир.
ден. фонды целевого назначения. По роли хозяйств субъекта в обществ-м
воспроизв. могут быть выделены 3 сферы фин. отн-ий: 1 фин-ы пп-й: а)фин пп,
осущ ком.деят,б) фин пп, осущ неком. деят,в)фин общ орган ...2. страхование а)
личное б)имущ в)соц г)ответств... 3. гос. фин-ы а) ГБ, б) внебюдж фонды в)
гос кредит г) фин гос пп.
Внутри каждой из назван сфер
выдел-ся звенья, каждое звено фин.с-мы в свою очередь подразд на подзвенья в
соотв с внутр структурой содерж-ся в нем взаимосв. Напр. в страх деят, где
характер деятельности субъекта предопределяет специфику объекта страх. в кач.
звеньев выступают: соц. стр-е, имущ стр-е, и т.д. Сферы и звенья фин отн-ий
взаимосвяз и образ в совокупности единую фин. сис-му.
Термин “Фин. с-ма” употр для
обознач по своей сути понятий: 1) совокуп-ть сфер и звеньев фин. отнош,
взаимосв м/у собой; 2) сов. фин учр-ий страны, к кот. относ фин. органы и все
подразд. гос. налог службы.
Фин с-ма предст собой
совокупность фин звеньев, призванных обеспеч гос-ву осущ. своих функц.
По уровню централ. фин. с-му
можно предст. в след виде: Фин с-ма: 1. центр. фин а)ГБ, б)Местн Б в) пенс.фонд
г) фонд соц страх д)внебюдж фонды, е) фонд гос. кредита; 2. децентр. фин. а)
фин отраслей б) фин. пп в) фин учр. непр. сферы г) фин общ орган. е) фонд Черн
ж)фин. насел з) комм кредит.
По уровню упр-ия 1. фин.
субъектов хоз.а)собств ср-ва б) фин результатов 2.бюдж с-ма а)ГБ б) регион.Б 3.
внебюдж. фонды а)гос внеб фонды б) негос внеб фонды 4. фин. непр. сферы а) бюдж
фин-ы б) фин рез-т предпр. деят 5. фин. насел а) доходы в сфере мат. пр. б)
доходы в немат сфере. 6. внешнегос фин обяз а) кредиты и помощь б) оплата по
кред и долгам. 7.фин. инфрастр. а) законнод. уст обесп. б) с-ма фин. учрежд в)
Науч-тех и правов. обесп.
Каждую из привед структур можно
разраб более детально. Расм-ая их, можно выделить осн звено в каждой из них.
Такими ведущ звеньями явл 1. ГБ, как совокупность эк. отн-ий по форм-ию,
распр-ию и исп. осн централ фонда страны. 2 по значимости явл. фин-сы пп-й.
Фин с-ма тесно связана со стр-рой фин-ов
В реальной действительности фин
система включает многообр фин институты, кот общество использует с целью
обесп-ия кругооборота фин рес-ов.
№6.
Структура и состав централиз и децентр фин-ов
Фин система может быть
представлена в виде двух систем:
1. центр. фин-ы а)ГБ, б)Местн
бюджеты в) пенс.фонд г) фонд соц страх д)внебюдж фонды, е) фонд гос. Кредита;
ж) фонд госимущества и личного страхования; 2. децентр. фин: а) фин отраслей
н/х; б) фин. пп-й; в) фин учр. непр. сферы г) фин общ орган. д) фонд Черн; е)
комм кредит; ж) фонды коммерч структур; з) фонды страх компаний; и) гос фонд
содействия занятости; к)фин. насел
В соотв-ии с внутр структурой
содержащихся в различн звеньях фин системы взаимосвязей, каждое звено
подразд-ся на подзвенья.
Ведущим звеном фин системы
выступает госбюджет Укр, кот предст собой собой систему эк отношений,
опосредствующих процессы формир-ия, распр-ия и исп-ия централиз фин ресурсов,
предназнач-ых для удовлетв-ия обществ потребностей. Регулирование фин отн-ий с
помощью госбюджета осущ-ся на макроэк уровне.
Важнейшим звеном фин системы
выступ фин-ы пп-й, кот обеспеч процесс формир-ия и исп-ия доходов первичных
произв структур и регулируют распред отнош-ия на уровне микроэкономики. Именно
здесь созд-ся СОП и НД, являющиеся объектами дальн фин отн-ий.
Функции фин-ов пп-й в усл рын
экономики закл-ся в обеспечении фин ресурсами потребностей расшир воспр-ва на
основе установления оптимального соотн-ия между средствами, направляемыми на
потр-ие или накопление.
Фонд госсоцстрахования - это
специфич форма эк отн-ий, касающихся распр-ия и исп-ия части НД, направляемой
на выплату пенсий, пособий, развитие оздоровит и физич культуры.
Гос кредит это сфера ден
отношений, возник между гос-ом как заемщиком ден ср-в, с физич и юрид лицами
как кредиторами в связи с созданием централиз гос фонда ден рес-ов. Здесь
гос-во на возвратных началах мобилизирует ден ср-ва населения, пп-й и орган-ий
для удовлетвор общес потребностей.
Осн сферы фин подсистемы
находятся в тесной взаимосвязи: население и частные хоз-ва представляют пп-ям и
гос-ву раб силу, получая в качетсве компенсации за свой труд з/п. В свою
очередь гос-во за счет изъятия части доходов пп-й и населения в виде налогов в
бюджеты разл уровней предоставляет “Общий товар” (содержание армии, защита
окруж среды, обеспеч образования и соц гарантий, здравоохранения), который
имеет общегос значение или же предоставл-ся в распоряжение больших соц групп.
№7.
Фин-пром группы и их роль в управлении финансами.
Управление - это совокупность
приемов и методов целенаправл воздействия на обеъкт управл. с целью получения
опред. рез-та. Важной областью управленч деят. явл. упр-ие фин. Оно осущ спец
аппаратом (Мин. фин) посредством приемов и методов, куда входят разнообр
стимулы и санкции. Искусство управления состоит в выборе наиболее эффективн
метода из числа имеющихся или создании усл-ий для рац исп-ия применяем методов
с целью быстр. решения поставл цели.
Как и во всякой управляемой с-ме
в управл-ии фин-ми выделяют объекты и субъекты упр-ия. Объектом управления явл.
различн виды фин. отношений, а субъектами явл те орг. стр-ры, кот. осущ. это
управл. Применительно к Укр. выделяются 3 группы объектов управл.: фин-ы пп-я,
госуд ф-ы, страховые комп. К субъектам управления относят: фин. службы пп-я,
страх органы, фин. органы и налог. инспекции. Субъекты управл функц. в каждом
звене и в каждой сфере фин. отношний. Совок. всех орган. стр-р осущ. управление
финанс. назыв фин аппаратом. Выдел несколько методов или приемов осущ
упр-ия:1)фин планир 2)операт упр-е 3)фин контроль.
В системе гос управления фин-ми
ведущ роль отво-ся гос регулир-ию.
Его сон целью выступает фин
обеспечение эк процссов, позволяющее предотвращать чрезвыч ситуации, связ с
угрозой жизнедеят-ти общества в целом; улучшать экологическую обстановку;
стабилизировать эк ситуацию в стране; оказывать эк поддержку мало обеспеченным
слоям нас-я; стабилиз-ть цены; обеспеч деят-ть эк системы в целом; защищать
демократию и др. Реализ-ся госфинуправление через правовую базу, налог с-му,
перераспр-ие ден доходов и рес-ов.
Управление фин-ми включ в
качестве важнейшей составной части упр-ия фин-пром группами, которые предстают
как средство реализ-ии селективной структурной политики гос-ва, обеспеч
воспроиз-во, накопление, концент-ию, обращение фин, производит-го и товарного
капитала, его инвестир-ие в приоирит области промышл-ти, повышения отдачи от
инвестицион проектов.
Фин-пром группы, как способ
интеграции капитала пп-й и фин групп могут иметь различные организ-правовые
формы, направления деят-ти, состав участников и структуру упр-ия. С точки
зрения форм интегр-ии капитала фин-пром группа может формир-ся как АО, холдинг
компания, траст (передача собств-ти в доверит пользование), перекрестное
владение акциями (взаимоучастие в капитале), стратег альянс (объед-ие усилий,
дающее каждому участнику доступ к совместно выполняемым проектам, программам, базам
данных и др.)
№8.Фин
менедж-т как с-ма упр-ия
Фин менеджмент направлен на
упр-ие движением фин рес-ов и фин отн-ий, возник-их в проц движ-ия ден ср-в.
Ответ на вопрос, как правильно руководить этим движением и отнош-ми, составляет
содержание фин менедж-та. Последний предст собой процесс выработки цели упр-ия
фин-ми и осущес-ие воздействия на них с помощью рычагов и методов фин мех-зма.
Т.о. фин менедж-т включ в себя стратегию и тактику упр-ия. Под стратегией в
данном случае поним-ся общее направление и способ использ-ия ср-в для достижения
поставл цели. Этому способу соответствует опр набор правил и ограничений при
принятии решения. Стратегия позвол сконцентрировать усилия на тех вариантах
решения, кот ей не противоречат, отбросив все другие варианты. После достижения
поставл цели стратегия прекращ свое сущест-ие. Новые цели ставят задачу
разработки новой стратегии. Тактика - это конкр методы и приемы для достиж
поставл цели в конкр условиях. Задачей тактики упр-ия явл-ся выбор наиболее
оптимального решения и лучших в данной хоз ситуации методов и приемов упр-ия.
Фин менедж-т как с-ма упр-ия
состоит из 2 подсистем: управляемой и управляющей, или объекта и субъекта
упр-ия. Объектом упр-ия в фин менедж-те явл-ся совокупн-ть услвий осущес-ия ден
оборота, кругооборота стоимости, движ-ия фин рес-ов и фин отн-ий мкежду хоз
субъектами и их подразделениями в хоз процессе. Субъект упр-ия - это спец
группа людей, кот посредством различных форм управленч воздействия осущ-ет
целенапр воздействие на функцион-ие объекта.
Любой объект упр-ия, любой
процесс представляет собой систему. Под системой понимается совокупн-ть
взаимодейств элементов, составляющих целостное образование. Каждому элементу
с-мы присущи разл свойства: элемент системы выполняет только ему присущую
функцию, обладает способн-ю взаимодействовать с др элементами и интегрировать с
ними. Свойства элементов фин с-мы позвол вывести общее правило фин менедж-та:
всегда надо стремиться к фин устойчивости фин с-мы в целом, а не отдельных ее
элементов, подсистем.
№10.
Прогнозир и планир в фин менедж-те
Фин менеджмент направлен на
упр-ие движением фин рес-ов и фин отн-ий, возник-их в проц движ-ия ден ср-в.
Ответ на вопрос, как правильно руководить этим движением и отнош-ми, составляет
содержание фин менедж-та. Последний предст собой процесс выработки цели упр-ия
фин-ми и осущес-ие воздействия на них с помощью рычагов и методов фин мех-зма.
Важная роль в фин менедж-те отводится планированию и прогноз-ию. Планир в фин
менеджменте играет сущест роль. Для того, чтобы дать команду, нужно составить
задание, программу действия, для чего разраб-ся планы фин меропр-ий, получения
доходов, эффективн исп-ия фин рес-ов. Фин планир, как функция упр-ия фин-ми
охватывает весь комплекс меропр-ий как по выработке плановых заданий, так и по
воплощ их в жизнь.
Прогнозир в фин менедж-те - это
разработка на длительн перспективу измен-ий фин состояния объекта в целом и его
различных частей. Прогнозир не ставит задачу осущес-ия на практике
разработанных прогнозов. Эти прогнозы предст собой предвидение соответств
измен-ий. Особ-ю прогноз-ия явл-ся также альтернативность построения фин
показателей и параметров, определяющая вариантность развития фин состояния
объекта упр-ия на основе наметившихся тенденций. Прогнозир может осущ-ся как на
основе экспертной оценки тенденций изменнений, так и на основе прямого
предвидения изменений.
Контроль в фин менедж-те сводится
к проверке организации фин работы, выполнения фин планов и т.п. Контроль
предполагает анализ фин результатов. Анализ - часть процесса планирования
фин-ов. Следовательно фин контроль явл-ся оборотной стороной фин планирования и
должен рассматр-ся как его составная часть - контроль за выполнением фин плана,
за выполн принятых решений.
Упр-ие на основе планирования,
предвидения и контроля требует выработки у фин менеджера чувства рын механизма
и интуиции, а также способности принятия гибких экстренных решений.
№9. Знач и
ф-ии фин менедж-та.
Фин менеджмент предназн для
упр-ия движением фин рес-ов и фин отн-ий, возник-их в проц движ-ия ден ср-в.
Ответ на вопрос, как правильно руководить этим движением и отнош-ми, составляет
содержание фин менедж-та. Последний предст собой процесс выработки цели упр-ия
фин-ми и осущес-ие воздействия на них с помощью рычагов и методов фин мех-зма.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
|