рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

План локализации и ликвидации разливов нефтепродуктов на АЗС (ПЛАРН) рефераты

Муниципальная

11-50

101-300

1001-5000

Так как резервуары для хранения топлива имеют заглубленное расположение, а вместимость АЦ не превышает 22 м3 [НПБ 111-98], на АЗС могут случиться ЧС(Н) двух уровней:

•   локальная ЧС, если разлив не выходит за пределы территории объекта;

•   местная (муниципальная) ЧС, если разлив выходит за пределы территории объекта. Выход разлива за пределы территории АЗС потенциально возможен при авариях с автоцистернами и надземными резервуарами хранения топлива.

Так как на территории АЗС ООО «...» выполнены требования нормативных документов [НПБ 111-98; ; РД 153-39.2-080-01] в части предупреждения возникновения и распространения разливов нефтепродуктов на территории АЗС (площадка для сливов нефтепродуктов из АЦ имеет отбортовку, по контуру АЗС имеется желоб для стока ливневых вод с бензомаслоуловителем) выход разлива нефтепродукта за границы маловероятен.

Таким образом на АЗС ООО «...»  возможны аварийные проливы нефтепродуктов и ЧС(Н) локального уровня.

При локализации проливов нефтепродуктов и ЧС(Н) используется уровневый подход, который позволяет обеспечить управление мероприятиями ЛРН наиболее экономичным и эффективным способом. Эффективное функционирование системы управления ЛРН определяется фундаментальными принципами построения систем управления в целом и в условиях ЧС в частности и характеризуется:

•   исключением дублирования основных функций ЛРН;

•   четким распределением полномочий и ответственности при операциях ЛРН между КЧС  и ОПБ территориального, местного уровней и руководством ООО «...»  для  каждой  из составляющих подсистем РСЧС,

•   использованием единой терминологии для операций ЛРН.

Уровень А. Аварийный. Аварийная ситуация характеризуется развитием в пределах одного блока объекта (цеха, установки, производственного участка), являющегося структурным подразделением организации [РД 09-536-03]. Уровень реагирования «А» соответствует, аварийной ситуации на АЗС, связанной с утечкой нефтепродукта из топливораздаточной колонки, резервуара, проливом или переливом при приеме нефтепродуктов [Сборник типовых инструкций ..., 1995], не подпадающий под характеристики ЧС локального значения. Локализация и ликвидация разлива нефтепродуктов проводится силами и техническими средствами объекта на котором произошел разлив и эксплуатирующей Организации. При недостатке указанных сил и специальных технических средств, к работам по ЛРН на договорной основе могут привлекаться АСФ(Н), а также силы подрядных организаций по ЛРН, имеющие соответствующие лицензии. Разлив нефтепродуктов, соответствующий уровню реагирования «А», может быть признан руководителем работ или органами местного самоуправления разливом более высокого уровня реагирования, исходя из его местоположения, гидрометеоусловий, влияния на окружающую природную среду и население. В этом случае, руководство работами по ЛРН переходит на локальный уровень «Б» с привлечением соответствующих сил и средств.

Уровень Б. Локальный. Аварийная ситуация характеризуется переходом за пределы одного блока объекта (цеха, установки, производственного участка) и развитием ее в пределах организации [РД 09-536-03], но не входит за пределы границ объекта. Уровень реагирования «Б» соответствует ЧС локального значения. Локализация разлива нефтепродуктов проводится АСФ(Н) и техническими средствами Организации, на объекте которой произошел разлив. При отсутствии или недостатке сил и специальных технических средств ликвидации разлива, к работам по ЛРН на договорной основе привлекаются АСФ(Н), а также силы подрядных организаций по ЛРН, имеющие соответствующие лицензии. Разлив нефтепродуктов, соответствующий уровню реагирования «Б», может быть признан руководителем работ и органами местного самоуправления ЧС более высокого уровня реагирования, исходя из его местоположения, гидрометеоусловий, влияния на окружающую природную среду и население. В этом случае, руководство работами по ЛРН переходит на местный уровень с привлечением соответствующих сил и средств.

1.4.2. Состав сил и средств, их дислокация и организация доставки в зону ЧС(Н)

Согласно норм постановления Правительства от 15.04.2002 г. 240: 6, 7 Целью планирования действий по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов является определение необходимого состава сил и специальных технических средств для локализации разливов ...не более 6 часов - при разливе на почве, а также для организации последующих работ по их ликвидации.

Прогнозирование объемов и площадей разливов нефтепродуктов проводится в соответствии с нормативными алгоритмами. Расчет достаточности сил и средств в настоящем Плане ЛРН выполнен с учетом свойств автомобильных топлив и исходя из принципа многоуровнего подхода:

•  до 20 литров, не подпадающих под классификацию ЧС;

•  до 400 литров, которые могут классифицироваться как ЧС локального уровня;

•  при ЧС(Н) при максимальном разливе нефтепродуктов 50 м3.

Таблица 12 Основные сведения о подразделениях пожарной охраны

№ПЧ

Расст

ояние до

АЗС,

км

Пожарная техника

Запас пенообразователя,

Телефон

Тип

Кол-во

ПЧ-4

5,2

АЦ-40131

4

2 т

01

АВ-40(53215)

1

АВ-2(43101)

1

ПНС-110(43101)

1

Противопожарная защита АЗС обеспечивается первичными средствами пожаротушения и источниками противопожарного водоснабжения.

На территории установлены 3 пожарных щита. Имеется пожарный водопровод Æ55 мм.

Таблица 13. Первичные средства пожаротушения АЗС

Наименование

Количество

Наименование

Количество

Огнетушитель ОП-4

4 шт.

Кошма

2 шт.

Огнетушитель ОВП-100

1 шт.

Ящики с песком

0,5м3

Расчет доставки сил и средств ЛЧС(Н) от мест дислокации к месту ЧС(Н)

Время локализации разлива нефтепродуктов любого уровня на почве (территории) не должно превышать 6-ти часов, с момента обнаружения разлива или с момента поступления информации о разливе. За указанное время необходимо провести как собственно операции по локализации разлива, так и доставку сил и средств на место проведения работ. При этом время локализации (Тлн=6 час) можно представить тремя последовательными технологическими операциями и оценить по формуле:

Тлн=Топ+Тпб+ТБЗ (О.З+Тпб+1.0), где

Топ - время, затраченное на оповещение о разливе (до определения хронометражным методом ориентировочно принимается 0.3 часа);

Тпб - время перебазирования механизмов на место аварии (час) складывается из времени движения (Тдв) и затрат на погрузку-разгрузку (Тп-г);

ТБЗ - время локализации (до определения хронометражным методом ориентировочно принимается 1.2 часа).

Расстояние (L, км) на которое может перемещено оборудование ЛРН, которое храниться за пределами объекта можно оценить по формуле:

L=Тпб*V,где

Тпб - время перебазирования механизмов на место аварии (час) складывается из времени движения (Тдв) и затрат на погрузку-разгрузку (Тп-г);

V - средняя скорость передвижения при перебазировании техники (км/час).

Принимая среднюю скорость передвижения (V, км/час) при перебазировании техники с понижающим коэффициентом 0.83 от максимальной (60 км/час) за 0.6 часа средства ЛРН могут быть перемещены на необходимое расстояние. При этом для перевозки средств ЛРН для ликвидации разлива более 0.9 м3 необходим автомобиль, а максимального разлива, кроме того, прицеп.

1.4.3 Зоны ответственности АСФ(Н) и подразделений пожарной охраны

Распределение обязанностей между отдельными службами и лицами, участвующими в ликвидации разливов нефтепродуктов на территории объектов нефтепродуктообеспечения, не подпадающих под критерии ЧС(Н) (см. табл. 1.4.5.1) порядок их взаимодействия, участки работ и границы зон ответственности определяются приказом по Организации.

Зоны ответственности аварийно-спасательных формирований (служб) определяются при их аттестации и указывается в паспорте АСФ(С) на картах зон ответственности, планах обслуживаемых объектов и в перечнях выполняемых видов работ. При заключении договоров с АСФ(С), выполняющими работы по ликвидации разливов нефтепродуктов, имеющими соответствующие лицензии и (или) аттестованными в установленном порядке зоны ответственности определяются условиями договора. Действия личного состава пожарной охраны и иных, привлеченных к тушению пожаров сил (участники тушения пожаров), определены Боевым уставом пожарной охраны (БУПО). Согласно БУПО-95 (в ред. приказа МВД России от 06.05.2000 № 477) основная боевая задача при тушении пожаров - спасание людей в случае угрозы их жизни, достижение локализации и ликвидация пожара в сроки и в размерах,, определяемых возможностями привлеченных к его тушению сил и средств пожарной охраны.

Зона ответственности пожарной охраны при ликвидации аварийного разлива нефтепродуктов при возникновении пожара заключается в:

1)  спасении и выводе людей из зоны воздействия опасных факторов пожара;

2)  тушении пожара, защита зданий и сооружений АЗС и соседних объектов;

3)  организации взаимодействия со службами объекта (города, населенного пункта) по бесперебойному обеспечению водой для тушения пожара.

Зона ответственности пожарной охраны при ликвидации ЧС(Н) без воспламенения заключается в:

1)  организации и проведении мероприятий по эвакуации персонала, посетителей АЗС и населения из опасной зоны;

2)    организации и проведении мероприятий по предотвращению образования топливовоздушного облака и его воспламенения (покрытие нефтепродуктов слоем пены, смывание их водой с площадки объекта нефтепродуктообеспечения, организация отключения электрооборудования и др. мероприятия);

3)   подготовке сил и средств пожарной охраны к ликвидации возможного пожара (установка пожарной техники на водоисточники, прокладка рукавных линий, организация подвоза воды и пенообразователя и т.п.).

1.4.4. Мероприятия по поддержанию в готовности органов управления, сил и средств к действиям в условиях ЧС(Н)

Поддержание в готовности органов управления, сил и средств ЛЧС(Н) и их действия в условиях ЧС(Н) решается путем создания финансовых резервов, материально-техническим обеспечением работ по локализации и ликвидации разливов нефтепродуктов, ЧС(Н) и вторичных ЧС, организации питания и отдыха лиц, участвующих в ликвидации аварии (при аварийных работах более 6 часов), информационным обеспечением ЛЧС(Н) (созданием локальных систем дистанционного контроля и оповещения о ЧС, гидрометеорологическим обеспечением операций по ЛЧС(Н)), предоставлением информации подразделениям МЧС и местным органам самоуправления, средствам массовой информации, организационными мероприятиями, созданием аттестованных АСФ(Н) или привлечением имеющихся АСФ(Н) к выполнению работ по ЛЧС(Н) на договорных началах .

Основными задачами АСФ, которые возлагаются на них в обязательном порядке [151-ФЗ], являются:

•   поддержание органов управления, сил и средств аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований в постоянной готовности к выдвижению в зоны чрезвычайных ситуаций и проведению работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций;

•   контроль готовности обслуживаемых объектов и территорий к проведению на них работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Согласно постановления Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. 794 готовность АСФ к реагированию на ЧС и проведению работ по их ликвидации определяется в ходе аттестации, а также во время проверок, осуществляемых в пределах своих полномочий МЧС России, органами государственного надзора, органами по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации, а также федеральными органами исполнительной власти, создающими указанные службы и формирования.

Готовность АСФ к реагированию на чрезвычайные ситуации и проведению работ по их ликвидации проверяется в ходе аттестации, а также в ходе проверок, осуществляемых в пределах своих полномочий федеральным органом исполнительной власти, специально уполномоченным на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, органами государственного надзора, органами управления при органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами управления при органах местного самоуправления, специально уполномоченными на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций [151-ФЗ].

В соответствии с «Квалификационными требованиями и методическими рекомендациями по проведению аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и спасателей» (утв. Межведомственной комиссией по аттестации аварийно-спасательных формирований, спасателей и образовательных учреждений по их подготовке, Протокол от 18.12.1997 № 4) аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные формирования (АСФ(С)) должны быть оснащены табельными техническими и транспортными средствами, обеспечивающими выполнение возложенных на них задач и функций по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в соответствии с «Табелем оснащения ...», установленным нормативными документами учредителя. АСФ(С) должны иметь помещения и оборудование, обеспечивающие несение дежурства, надежную связь с обслуживаемыми объектами и органами управления, систему оповещения личного состава, места для размещения транспорта, помещения для имущества и установленных запасов материальных средств.

Постоянная готовность сил и средств ЛСЧ(Н) обеспечивается в соответствии с планом мероприятий. Для подготовки к эффективному проведению работ по ЛРН проводятся учебно-тренировочные занятия с отработкой практических навыков.

Повседневные мероприятия по предотвращению ЧС(Н) и обеспечению
готовности сил и средств ЛЧС(Н) и органов управления операциями по ЛЧС(Н)

Обеспечение постоянной готовности сил и средств ликвидации разлива нефтепродуктов на АЗС достигается:

•   нахождением на рабочих местах персонала, включенного в состав нештатного звена пожаротушения АЗС;

•   обученностью производственного персонала АЗС правилам противопожарной безопасности, проведением вводного и периодического инструктажа по правилам противопожарной безопасности, плановых занятий с персоналом в объеме пожарного минимума согласно норм пожарной безопасности;

•   наличием в максимально доступных местах и в готовности к немедленному применению исправного и в достаточном количестве пожарного инвентаря и оборудования по ЛЧС(Н);

•   обеспечением круглогодичного удобного подъезда средств пожаротушения и других сил и средств ликвидации аварийных разливов к АЗС;

Готовность сил и средств ликвидации ЧС сторонних организаций, обеспечивается в соответствии с существующими ведомственными нормативами.

Для обеспечения постоянной готовности сил и средств к эффективному проведению работ по ЛРН в уставленные графиком сроки проводятся учебно-тренировочные занятия с отработкой практических навыков.

После каждого использования запасы материалов, инструмента, инвентаря, приспособлений и прочих средств должны пополняться до необходимого уровня.


1.5. Организация управления, система связи и оповещения

1.5.1.Общие принципы управления и структура органов управления

Для управления и осуществления координации действий всех сил и средств по ликвидации чрезвычайной ситуации при руководителе ликвидации чрезвычайных ситуаций может быть создан штаб (оперативная группа), которые формируются из числа руководителей (старших начальников) организаций, на месте принимающих участие в ликвидации ЧС, руководителя Организации, с привлечением необходимых специалистов.

Задачи и решения руководителя ликвидации чрезвычайных ситуаций доводятся письменными приказами и распоряжениями (в безотлагательных случаях - устными, с последующим письменным подтверждением), которые обязательны для исполнения всеми гражданами, предприятиями, учреждениями и организациями, находящимися в зоне чрезвычайной ситуации, а также для всех подразделений, участвующих в проведении аварийно-спасательных работ.

Согласно ФЗ-69: 22 при возникновении пожара непосредственное руководство тушением пожара осуществляется руководителем тушения пожара (РТП) - прибывшим на пожар старшим оперативным должностным лицом пожарной охраны, которое управляет на принципах, единоначалия личным составом пожарной охраны, участвующим в тушении пожара, а также привлеченными к тушению пожара силами. Руководитель тушения пожара отвечает за выполнение задачи, за безопасность личного состава пожарной охраны, участвующего в тушении пожара, и привлеченных к тушению пожара сил.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27


 © 2010 Все права защищены.