рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

План локализации и ликвидации разливов нефтепродуктов на АЗС (ПЛАРН) рефераты

Основным направлением работ по обеспечению безопасности труда персонала должно быть планомерное осуществление комплекса организационных и технических мероприятий, обеспечивающих создание здоровых и безопасных условий труда и поддержание порядка при проведении работ по ЛРН. При планировании и производстве работ должны учитываться специфика производства и опасные свойства компонентов нефтепродукта:

•   токсичность;

•   испаряемость;

•   способность электризоваться;

•   взрывоопасность;

•   пожароопасность.

Все работы по ЛРН ведутся с соблюдением следующих условий:

•   до  проведения  работ  с  использованием  ручного  инструмента  и  очистного оборудования определяются и доводятся до рабочих безопасные методы и приемы производства работ;

•   при работах по очистке загрязненных территорий должны соблюдаться меры предосторожности при обращении с нефтепродуктами;

•   курение и разведение открытого огня вблизи воспламеняющихся материалов запрещается.

К работам по очистке загрязненной территории допускаются лица мужского пола, достигшие 18-летнего возраста, прошедшие предварительный и периодические медицинские осмотры, вводный и первичный инструктажи по технике безопасности на рабочем месте и специальную подготовку.

Все работающие должны знать основные свойства нефтепродуктов и химических препаратов для ликвидации разливов, должны быть обучены безопасным приемам работы с ними, приемам оказания первой помощи при отравлении, приемам использования средств пожаротушения и средств индивидуальной защиты. Участники работ должны быть ознакомлены с особенностями местности, расположением технических средств, средств связи, противопожарного инвентаря и средств медицинской помощи.

На работах по ликвидации разливов нефтепродуктов используются технические средства с искрогасителями; для обслуживающего персонала должны быть предусмотрены индивидуальные средства защиты, спецприспособления, обтирочные материалы. Весь производственный персонал, участвующий в работах по очистке загрязненной территории, должен быть в соответствующей спецодежде. Разрешается работать только в обуви с подошвой из бензомаслостойкого материала, закрепленной с использованием гвоздей, не вызывающих искрение, не скользящей по поверхности, загрязненной нефтепродуктами.

В том случае если концентрация паров нефтепродуктов и ядовитых газов в воздухе поднимается выше предельно допустимых концентраций (ПДК) работа в этой зоне без средств защиты органов дыхания не допускается. При этом необходимо учитывать уменьшение защитного действия респираторов при повышении содержания паров углеводородов в воздухе.

Спецодежда и другие средства индивидуальной защиты, применяемые при операциях ЛРН, должны иметь сертификат соответствия. Требования к испытаниям, эксплуатации и уходу за средствами индивидуальной и коллективной защиты определяются соответствующими стандартами и техническими условиями, и требованиями региональных (федеральных) органов по делам ГО и ЧС. Запрещается пользоваться защитными средствами, инструментами, оборудованием и предохранительными приспособлениями в случае, если они неисправны, не прошли проверку или отработали срок службы.

Допускается применять для освещения только взрывозащищенные аккумуляторные фонари напряжением 12 В, включение и выключение которых должно производиться вне взрывоопасной зоны.

Аварии и ЧС(Н), связанные с разливами нефтепродуктов, могут сопровождаться пожаром с образованием токсичных продуктов горения. Учитывая высокую пожароопасность разлившихся нефтепродуктов, пожарной безопасности операций уделяется особое внимание. Работы по ликвидации РН должны выполняться в соответствии с требованиями ППБ-01-03, НПБ 111-98 и ВППБ 01-01-94.

Для предупреждения возникновения пожара при выполнении мероприятий ЛРН:

•   вводится запрет на допуск в опасные зоны посторонних лиц и транспортных средств, не принимающих участия в аварийных работах;

•   вводится режим допуска на территорию газоопасных зон персонала и техники, участвующих в ЛРН;

•   устанавливается порядок проведения огневых работ и применения технических средств, при ликвидации разливов нефтепродуктов;

•   определяются концентрация и температура вспышки паров нефтепродуктов в воздушной среде рабочей зоны;

•   уточняется порядок ввода особого противопожарного режима, условия и маршруты эвакуации людей с территории, оказавшейся в опасной зоне;

• осуществляются другие необходимые мероприятия, определенные регламентными документами,  разработанными  подразделением пожарной  безопасности  и  аварийно - спасательных работ Организации.

Виды инструктажа и порядок обучения работников безопасным методам работы, проведение проверки знаний рабочих и специалистов по вопросам безопасности труда на предприятии должны соответствовать требованиям нормативных документов, регламентирующих порядок подготовки и аттестации работников Организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты, подконтрольные Ростехнадзору России.

Для более глубокого усвоения и закрепления знаний правил и норм безопасности при выполнении часто повторяющихся работ и операций проводится повторный (периодический) инструктаж по безопасному ведению работ, периодичность которого определяется подразделением промышленной безопасности и охраны труда. Повторный (периодический) инструктаж по безопасному ведению работ проводится не реже, чем через:

•   6 месяцев работы - для рабочих, занятых в выполнении основных операций ЛРН;

•   12 месяцев - для остальных работников.

Весь производственный персонал, занятый на работах ЛРН, должен строго соблюдать требования правил, норм, инструкций и указаний по охране труда, пожарной безопасности. О замеченных неисправностях оборудования, утечках нефтепродуктов, нарушениях требований по охране труда и пожарной безопасности он должен немедленно доложить своему непосредственному руководителю; в случае непосредственной угрозы жизни людей или аварии принять по возможности необходимые для устранения опасности меры, после чего сообщить об этом своему руководителю.

Нарушение правил производства работ, охраны труда, техники безопасности, пожарной безопасности, срывов срока ЛРН влечет за собой персональную ответственность в установленном порядке в зависимости от степени и характера нарушения в соответствии с должностными инструкциями.


   2.2.8. Организация мониторинга обстановки и окружающей среды, порядок уточнения обстановки в зоне ЧС(Н)

Пробы воздуха (паров нефтепродукта) отбираются у кромки пятна нефтепродукта (на расстоянии не менее 0.5 м пробоотборником, укрепленным на шесте) и на границе ограждений не менее чем в 3-х точках и на высоте 1 м от поверхности почвы (воды) в соответствии с требованиями РД 52.04.186-89. При температуре вспышки паров нефтепродуктов 61°С и ниже, т.е. при ликвидации разливов моторных топлив допускается применение только оборудования взрывозащищенного исполнения и инструментов, изготовленных из материалов, исключающих образование искр при ударах. Анализ проб воздуха (паров нефтепродукта) проводится спасателем-лаборантом сертифицированными переносными газоанализаторами. Результаты замеров заносятся в Оперативный журнал ликвидации аварии.

Границы газоопасной зоны могут быть изменены руководителем работ по ликвидации разливов нефтепродуктов на основании результатов контроля загазованности воздуха. При необходимости, по согласованию с местными органами самоуправления, вблизи населенных пунктов и на пересечении с дорогами дополнительно устанавливаются дежурные посты.

В рабочей зоне до начала работ по ЛРН и ежечасно в период их выполнения определяется концентрация паров нефтепродукта в воздухе. При появлении явных признаков увеличения концентрации паров нефтепродуктов, а также при резком изменении погодных условий (изменение направления ветра, повышение температуры, уменьшение облачности и т.п.) должны проводиться дополнительные замеры концентрации паров нефтепродуктов.

Таблица 20 Предельно допустимая концентрация (ПДК) некоторых вредных веществ в воздухе рабочей зоны

Вещества

ПДК (мг/м3)

Бензин-растворитель (в пересчете на углерод)

300

Керосин (в пересчете на углерод)

300

Сероводород в смеси с углеводородами СгСз

3

 

Углеводороды

300

 

Согласно норм постановления Правительства от 15.04.2002 г. 240 для уточнения масштабов разливов нефти и нефтепродуктов, сложившейся обстановки и прогнозирование ее развития создаются оперативные группы специалистов.

Количество и специализацию экспертов в составе «Оперативных групп» определяется председателями КЧС и ОПБ и координаторами работ Организации (их заместителям и помощникам) в зависимости от масштабов, мест и условий РН. Их основное внимание следует сосредоточить мерам по предотвращению расширения зон загрязнения на селитебные территории и объекты жизнеобеспечения населения, водоохранные и прибрежные зоны водных объектов, особо охраняемые территорий и зоны повышенного риска.

Основной задачей «Оперативной группы» является определении сценариев развития ЧС, для каждой ожидаемой стадии (уровня реагирования), проведение анализа условий перехода ЧС на более высокую стадию (уровень реагирования), оценка ее последствий, определение оптимальных способов и средств предупреждения и локализации разлива на нижних значениях ЧС. Поэтому, рационально определить порядок взаимодействия руководителей «Оперативных групп» со вторым помощником руководителя (координатора) работ, который отвечает за документирование работ по локализации и ликвидации разлива (ситуационный план и оперативный план-график локализации и ликвидации разлива нефтепродуктов, а также Оперативный журнал по ликвидации разлива нефтепродуктов на объектах нефтепродуктообеспечения, где фиксируются распоряжения руководителя работ, сообщения руководителей рабочих групп о ходе выполнения работ и оперативной обстановке и т.д.).

Организацию работ по мониторингу и прогнозированию РН можно условно разделить на три этапа аналогичных действиям по локализации и ликвидации разливов нефти:

•  первый этап - принятие экстренных мер ЛРН и передача информации согласно схемы оповещения;

•  второй этап - принятие решения на ЛРН и оперативное планирование действий;

•  третий этап - организация проведения мероприятий ЛРН.

На первом этапе выполнение мероприятий начинается дежурными силами и средствами под руководством должностного лица ответственного за эксплуатацию объекта, а в его отсутствии - руководителем дежурно-диспетчерской службы (ДДС), начальником смены объекта, диспетчером подразделения ЛРН, инженером по промышленной безопасности и т.п. «Оперативные группы» и остальные имеющиеся силы и специальные технические средства привлекаются в соответствии с планом ЛРН по мере прибытия и приведения в готовность:

•  проводится сбор штаба объекта и Оперативной группы;

•  определяются задачи предстоящих действий и предварительная оценка обстановки, сложившейся в результате разлива нефтепродуктов;

•  готовится информация и передается в соответствии со схемой оповещения;

•  руководитель работ ставит задачи руководителю или специалистам Оперативной группы;

•  организуется круглосуточное оперативное дежурство и связь с подчиненными и взаимодействующими органами управления, а также с территориями и объектами, которые могут быть подвержены загрязнению;

• осуществляется перевод узлов связи на режим работы в чрезвычайных ситуациях.

При предварительной оценке обстановки уточняются: местонахождение разлива, источник и причина разлива (выброс из ТРК, столкновение транспортных средств, порыв трубопровода, разрыв емкости и т.п.); приблизительный объем разлива и состояние источника (перекрыт или истечение продолжается); тип и характеристики продукта (плотность, вязкость и температура потери текучести); площадь разлива, включая направление разлива, длину, ширину пятна; гидрометеорологические условия в районе разлива нефтепродуктов; меры, предпринятые для локализации и ликвидации разлива нефтепродуктов; наличие пострадавших и вероятность загрязнения природных объектов и объектов жизнеобеспечения населения; оценивается опасность разлива нефтепродуктов для населения; учитывается прогноз гидрометеорологической службы.

На втором этапе:

• продолжаются начатые на первом этапе мероприятия;

•   проводится уточнение характера (значения) разлива нефтепродуктов, сложившейся обстановки и прогнозирование развития ситуации;

•   разрабатывается план-график проведения работ по локализации и ликвидации разлива нефтепродуктов;

•   определяется достаточность привлекаемых к ЛРН сил и специальных технических средств.

Для уточнения масштабов последствий разлива нефтепродуктов, а также складывающейся обстановки и прогнозирования ее развития используются патрульные (разведывательные) группы. В их состав включаются специалисты объекта (цеха, управления) - виновника разлива нефтепродуктов, представители Главного управления МЧС России по Н-ской области, представители природоохранных, а при необходимости противопожарных, медицинских и других органов.

Разведывательные группы допускаются в район аварийного объекта только при отсутствии угрозы для их жизни и при условии соблюдения ими правил техники безопасности.

В соответствии с общепринятой мировой практикой операции ЛРН не определяются в качестве точных и четких инженерных терминов в отношении какой бы то ни было стадии. Выбор и реализация стратегии и тактики на любой стадии проведения мероприятий ЛРН в реальной ситуации разлива нефтепродуктов должен осуществляться на основе сравнения преимуществ и недостатков различных стратегий и тактик между собой. На основе полученных данных уточняется сложившаяся обстановка и уровень ЧС, определяются работы ЛРН, устанавливаются их объемы, порядок проведения, потребность в силах и специальных технических средствах для их выполнения. Осуществляется дальнейший прогноз развития чрезвычайной ситуации на основании получаемых данных. Работы ЛРН организуются и проводятся в соответствии с оперативным Планом действий, который готовит представитель ООО «...» (руководитель (координатор) работ) на основании данных «Оперативной группы» и при непосредственном участии специалистов. Руководители всех уровней несут персональную ответственность за достоверность информации и прогнозных характеристик, эффективность принимаемых решений, безопасное и рациональное привлечение сил и средств, а также за конечные результаты выполненных работ.

На третьем этапе:

•   силами  и  средствами  ЛРН  проводятся мероприятия  по  ликвидации разлива нефтепродуктов;

•   «Оперативной группой» продолжаются мероприятия второго этапа:

•   уточнение характера (значения) разлива нефтепродуктов, сложившейся обстановки и прогнозирование развития ситуации;

•   уточнение и корректировка плана-графика проведения работ по ликвидации разлива нефтепродуктов;

•   уточнение достаточность привлекаемых к ЛРН сил и специальных технических средств в соответствии с обстановкой.

Завершение работы «Оперативной группой» принимается одновременно с решением о завершении работ (сокращении интенсивности) по локализации и ликвидации разлива нефтепродуктов и переходе соответствующих подсистем и звеньев РСЧС на режим повседневной деятельности, которое принимается руководителем работ или председателем КЧС, осуществляющим непосредственное руководство ликвидацией чрезвычайной ситуации по представлению руководителя «Оперативной группой» о завершении мероприятия по ликвидации разлива нефтепродуктов.

По завершении операций ЛРН по указанию Директора АЗС ООО «...» готовится отчет о проведенных работах.

2.2.9. Документирование и порядок учета затрат на ЛЧС(Н)

Правила и сроки представления отчетности по ЛЧС(Н) определены: постановлением Правительства от 21 августа 2000 г. № 613; приказом МЧС России от 28 декабря 2004 г. № 621.

Правила документирования и учета затрат при выполнении операций ЛРН на АЗС определены настоящим Планом ЛРН. В процессе ликвидации разлива нефтепродуктов (ликвидации ЧС(Н)) должен вестись Оперативный журнал ликвидации аварии. Ответственный за ведение журнала - оператор АЗС (старший смены). Информация о силах и средствах, задействованных для ликвидации ЧС, доводится по форме 3/ЧС.

Комиссия по ликвидации РН (штаба ЛРН, созданный в составе КЧС и ОПБ) совместно с представителями контролирующих органов должна составить акт об экологическом последствии РН, где должен быть указан размер ущерба окружающей среде, водным биологическим ресурсам, отраслям хозяйства.

Срок представления отчетности по ЛЧС(Н) не должен превышать 30 суток по окончании ликвидации ЧС(Н). Отчет о проделанной работе представляется Директором АЗС ООО «...» в порядке, установленном постановлением Правительства от 15 апреля 2002 г. № 240 и приказом МЧС от 28 декабря 2004 г. № 621.

Отчет по ликвидации ЧС(Н) должен содержать:

•  аннотацию (сведения об источнике ЧС(Н), развитии ЧС(Н), ее трансформации, принятии решения о начале, временном и окончательном прекращении операции по ликвидации ЧС(Н));

•  сведения о  причинах, обстоятельствах и последствиях ЧС(Н) для населения, окружающей среды и объектов экономики;

•  описание и оценку действий виновника загрязнения;

•  оценку действий органов управления и сил при ликвидации ЧС(Н), а также организации применения специальных технических средств;

•  данные о затратах на ликвидацию ЧС(Н), включая расходы на  локализацию, сбор, утилизацию нефтепродуктов и последующую реабилитацию территории, возмещение ущерба окружающей среде и водным биологическим ресурсам;

•  результаты определения уровней остаточного загрязнения почвы (воды) – территорий (акваторий);

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27