рефераты

рефераты

 
 

 

рефераты рефераты

Меню

План локализации и ликвидации разливов нефтепродуктов на АЗС (ПЛАРН) рефераты

Безопасность работы АЗС должна обеспечиваться выполнением персоналом правил технической эксплуатации и правил пожарной безопасности. Технический персонал обязан проходить производственное обучение по противопожарному минимуму и периодический инструктаж по правилам пожарной безопасности, обучение безопасному ведению работ, согласно требований органов Госпожнадзора и Госгортехнадзора. Командир нештатного звена пожаротушения, кроме того, должен проходить периодическое (1 раз в 3 года) обучение с получением удостоверения установленного образца.

Автозаправочные станции (АЗС)

К территории АЗС  и опасным участкам (топливно-заправочным колонкам, резервуарам хранения нефтепродуктов, трубопроводам и площадке слива нефтепродуктов из автоцистерны (АЦ)) предъявляются специфические нормативные требования по предупреждению и предотвращению ЧС(Н). Общим требованием является ежесменный (ежедневный) осмотр наземной части технологических трубопроводов, арматуры и устройств ответственным лицом с целью выявления утечек топлива [РД 153-39.2-080-01].

На территории АЗС:

• планировка территории должна исключать возможность растекания топлива, как по территории, так и за ее пределы;

•  на въезде и выезде с территории должны быть созданы пологие повышенные участки высотой не менее 0.2 м или дренажные лотки, отводящие загрязненные нефтепродуктами атмосферные осадки в очистные сооружения [НПБ 111-98];

•  территория должна быть покрыта материалами, обеспечивающими защиту почв и подпочвенных грунтовых вод от загрязнения нефтепродуктами и максимально эффективный сбор пролитых нефтепродуктов специальными средствами, а в районе возможных утечек, потерь нефтепродуктов - твердым водонепроницаемым покрытием, с ограждением по периметру бортиком высотой 200 мм;

•  с уклон территории должен быть спланирован в сторону лотков или колодцев, а лотки - с уклоном к сборным колодцам (приямкам) через гидравлические или иного типа затворы;

•  АЗС, подъезды к ней и прилегающая  территория  должны  иметь  достаточное искусственное освещение [НПБ 111-98];

•  электрооборудование должно быть во взрывозащищенном исполнение [НПБ 111-98].

•  помещения и резервуары должны быть оборудованы системой охранно-пожарной сигнализации с выводом на оператора АЗС [НПБ 111-98];

•  здание  и  оборудование должны  быть оснащены системой защиты от разрядов атмосферного электричества [РД 34.21.122-87].

•  площадка должны быть оборудована инженерными устройствами (сооружениями) по перехвату максимально возможной  аварийной утечки нефтепродуктов  в случае разгерметизации топливной емкости (котла) АЦ [РД 153-39.2-080-01];

•  для сбора разлитых нефтепродуктов на каждой станции должен быть запас сорбента в количестве, достаточном для ликвидации последствий максимально возможного пролива [РД 153-39.2-080-01];

•  движение транспортных средств должно быть односторонним по раздельным въезду и выезду, а движение АЦ - по наиболее короткому пути [НПБ 111 -98].

Территория АЗС ООО «...» спланирована с учетом требований руководящих документов.

Топливозаправочные колонки:

•  не должны иметь подтеканий и не должны допускать проливов нефтепродуктов;

•  должны обеспечивать автоматическую блокировку подачи топлива при номинальном заполнении топливного бака транспортного средства и оборудованы раздаточными рукавами с разрывными муфтами и раздаточными кранами, имеющими запорное устройство для предотвращения перелива топлива при заправке автомобиля и отключения подачи топлива при достижении критического уровня в бензобаках [НПБ 111-98];

•  должны  быть  установлены на островках безопасности, исключающих непосредственный заезд на них автомобилей [Категорирование по взрывопожарной опасности]

•  рекомендуется оснастить устройствами, предотвращающими выход топлива при их повреждении [НПБ 111-98];

Данные требования реализованы в используемых топливораздаточных колонках «Север-3» ТУ112-052-86.

Резервуары для хранения топлива:

• емкости должны иметь трехкратный запас прочности, качество сварных швов и остаточная прочность металла проверены методами неразрушающего контроля, снаружи и внутри обработаны от коррозии [НПБ 111-98];

•  емкости оборудуются дыхательной системой, клапанами аварийного   перелива топлива; системой контроля утечки топлива [НПБ 111-98];

•  системы предотвращения от переполнения при достижении 90% заполнения резервуара должны обеспечивать сигнализацию световым и звуковым сигналами персоналу, а при 95% заполнении - автоматическое прекращение наполнения резервуара не более чем за 5 секунд (на технологической системе с   прекращением   наполнения резервуара в автоматическом режиме, допускается   сигнализация   об   автоматическом   прекращении наполнения при достижении 95% заполнения);

•  подземные одностенные резервуары для хранения топлива должны устанавливаться внутри оболочек, выполненных из материалов, устойчивых к воздействию нефтепродуктов и окружающей среды в условиях и в течение времени эксплуатации, а также исключающих проникновение возможных утечек топлива в грунт из внутреннего пространства, образуемого стенками оболочек и резервуаров;

•  на   двустенном  резервуаре для хранения топлива следует предусматривать конструктивные  мероприятия,  направленные  на  исключение  возможности  образования взрывоопасной смеси топлива (в результате разгерметизации внутренней стенки) в его межстенном  пространстве  (в  случае заполнения межстенного  пространства резервуара горючей жидкостью ее температура вспышки не должна превышать 100°С);

•  двустенный резервуар следует  оборудовать    системой    объединенного    или непрерывного контроля герметичности его межстенного пространства, обеспечивающей автоматическую сигнализацию о разгерметизации   световым   и   звуковым   сигналами персоналу и автоматическое прекращение   наполнения   резервуара   (для   двустенных резервуаров традиционной АЗС допускается предусматривать периодический контроль их герметичности);

•  ввод трубопроводов в резервуары для хранения топлива должен осуществляться только в местах, расположенных выше номинального уровня заполнения их топливом. Устройство люков, штуцеров, патрубков и т.п. ниже указанного уровня запрещается [НПБ 111-98].

Резервуары, используемые на АЗС ООО «...» имеют заглубленное положение и установлены в железобетонных основаниях (колодцах), что предотвращает возможный выход топлива на поверхность при их повреждении.

Технологические трубопроводы:

•  подземные участки трубопроводов должны быть подвергнуты антикоррозионной защите в соответствии с требованиями государственных стандартов, наземные - окрашены;

•  подземные трубопроводы для топлива и его паров следует располагать на глубине не менее 0.4 м в заглубленных лотках или в металлических кожухах, исключающих проникновение топлива (при возможных утечках) за их пределы (после монтажа технологический трубопровод долже быть испытан на герметичность и прочность, лотки заполнены негорючим материалом, металлические кожухи с обеих сторон герметично заделаны) [РД 153-39.2-080-01];

•  соединения подземных трубопроводов должны  быть выполнены сваркой, за исключением мест присоединения фланцевой или муфтовой арматуры и фланцевых заглушек (соединения трубопроводов должны обеспечивать их надежность в условиях и в течение времени эксплуатации, иметь устройства, исключающие их саморазъединение, и быть опломбированы) [НПБ 111-98; РД 153-39.2-080-01];

•  фланцевая или муфтовая арматура, фланцевые заглушки должны располагаться в колодцах, которые должны быть засыпаны песком;

•  запорная арматура должна быть выполнена по первому классу герметичности по ГОСТ 9544 [НПБ111-98];

•  все фланцевые соединения трубопроводов, арматуры и оборудования должны быть плотно соединены через прокладки из материалов, устойчивых к воздействию нефтепродуктов и окружающей среды [НПБ 111-98; РД 153-39.2-080-01];

•  при техническом обслуживании запорной арматуры должно контролироваться отсутствие  утечки топлива через сальниковые уплотнения, состояние соединительных фланцев и прокладок, наличие полного комплекта болтов, гаек и шпилек, целостность маховиков и надежность крепления [НПБ 111-98; РД 153-39.2-080-01];

•  один раз в год паровоздушные трубопроводы технологической системы должны продуваться воздухом с целью очистки от осадков внутренней поверхности трубопровода, не реже одного раза в пять лет технологические трубопроводы должны подвергаться испытаниям на герметичность (трубопровод, не выдержавший испытаний на герметичность, подлежит замене) [РД 153-39.2-080-01].

            Технологические трубопроводы АЗС ООО «...» спроектированы с учетом требований руководящих документов.

На площадке слива нефтепродуктов из АЦ:

•  должны быть отбортовка высотой не менее 150 мм, пандусы (пологие борта площадки) для безопасного въезда и выезда АЦ и трубопровод для отвода самотеком проливов в подземный аварийный резервуар при возможной разгерметизации патрубка АЦ;

•  сливной трубопровод и лоток (трубопровод) отвода ливневых стоков следует оснастить запорной арматурой;

•  трубопровод для отвода проливов топлива должен оканчиваться на расстоянии не более 0.1 м от дна аварийного резервуара;

•  сливной трубопровод и аварийный резервуар должны обеспечивать слив топлива с площадки без его перелива на остальную территорию, а глубина их заложения - предотвращать замерзание воды в холодный период;

•  объем аварийного резервуара должен превышать не менее чем на 10% объем АЦ максимальной вместимости;

•  аварийный резервуар должен быть выполнен из негорючих материалов, исключающих проникновение топлива в грунт, оснащен трубопроводом деаэрации, отвечающим требованиям, предъявляемым к трубопроводу деаэрации резервуаров для хранения топлива, патрубками для опорожнения закрытым способом и замера уровня воды;

•  патрубки опорожнения и замера уровня воды должны быть снабжены герметично закрывающимися заглушками [НПБ 111-98];

•  сливные устройства должны обеспечивать герметичность соединения трубопроводов со сливными рукавами АЦ [РД 153-39.2-080-01].

•  весь процесс слива нефтепродукта из АЦ в резервуар должен производиться в присутствии водителя и оператора, который должен следить за герметичностью сливного устройства и контролировать слив по уровнемеру;

•  при обнаружении утечки нефтепродукта оператор должен немедленно прекратить слив [ПОТ Р О-112-001-95]

На АЗС ООО «...» выполнены необходимые мероприятия для предотвращения возможных разливов топлива при повреждении АЦ или соединительных рукавов.

Автомобильные цистерны (АЦ)

К оборудованию автоцистерн, доставляющих на АЗС моторные топлива, предъявляются следующие основные требования:

•   сливные устройства должны находится в исправном состоянии и обеспечивать герметичность процесса слива нефтепродуктов в резервуары АЗС;

•   сливные рукава должны быть маслобензостойкими и токопроводящими и не должны иметь расслоения, трещины и т.д., нарушающих их герметичность [РД 153-39.2-080-01];

•   наконечники рукавов должны быть изготовлены из не искрящих при ударе материалов и должны обеспечивать герметичное соединение с приемными устройствами трубопроводов [постановление № 33 Об утверждении межотраслевых правил по охране труда при эксплуатации нефтебаз, складов ГСМ, стационарных и передвижных автозаправочных станций];

•   крышки сливных и замерных труб, люков смотровых и сливных колодцев должны быть оборудованы в местах соприкосновения с корпусом неискрообразующими прокладками и обеспечивать их герметичность [ВППБ 01-01-94];

•   должно быть предусмотрено устройство для отвода статического электричества при сливе нефтепродуктов [ПОТ Р О-112-001-95];

•   противопожарный инвентарь и средства пожаротушения должны быть в исправном состоянии и в количестве, предусмотренным действующими нормами.

           

1.4. Обеспечение готовности сил и средств ЛЧС(Н)

1.4.1.Уровни реагирования

Уровни реагирования на ЧС(Н) определяются уровнями ЧС, зависят от местоположения разлива, объема нефтепродуктов и последствий аварий. В соответствии с постановлением Правительства от 15 апреля 2002 г. № 240: 2 разливы нефти и нефтепродуктов классифицируются как чрезвычайные ситуации. До определения фактических значений разлива они могут классифицироваться в соответствии с критериями постановлений Правительства Российской Федерации № 613 от 21.08.2000 и № 240 от 15.04.2002, приказа МЧС № 105 от 28.02.2003.

Нижний уровень разлива нефти и нефтепродуктов для отнесения разливов нефтепродуктов к чрезвычайной ситуации производится территориальными органами МПР. Для предварительного ориентировочного определения уровня разлива нефти и нефтепродуктов руководствуются критериями, определенными приказом МПР № 156 от 03.03.2003 (табл. 9).

Таблица 9. Нижние уровни разлива легких нефтепродуктов на местности для отнесения разлива нефти и нефтепродуктов к чрезвычайной ситуации (в тоннах) [приказ МПР № 156]

Источник загрязнения

Вид территории



Промышленные площадки

Территории населенных пунктов

Водоохранные зоны

Прочие территории



С твердым покрытием

Без

покрытия

С твердым покрытием

Без покрытия





Автоцистерны

5.0

3.0

3.0

1.0

Любой факт разлива

1.0

Объекты розничной реализации

10.0

5.0

6.0

0.5



0.5

Таким образом разлив свыше 5.0 тонн из автоцистерны или резервуара на территории АЗС с твердым покрытием и ее расположении на промышленных площадках, классифицируется как ЧС(Н).

Чрезвычайные ситуации, связанные с разливами нефти и нефтепродуктов, классифицируются уполномоченными государственными органами в соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации № 1094 от 13.09.1996, № 613 от 21.08.2000. № 240 от 15.04.2002. (табл. 1.4.5.2). Кроме того, критерии чрезвычайных ситуаций определены постановлением Правительства Российской Федерации № 1094 от 13.09.1996 г. (табл. 10).

Таблица 10. Классификация чрезвычайных ситуаций, связанных с разливами нефти и нефтепродуктов [постановление Правительства Российской Федерации № 613 от 21.08.2000 г. (с изменениями от 15.04.2002 г.); приказ МЧС России № 105 от 28.02.2003]

Класс ОПО

Значение ЧС

Объем, т

Характеристика зоны ЧС

н/о

Авария        или повреждение

2

не выходит за пределы территории объекта производственного или социального

назначения

5

Локальная

До 100

4

Муниципальная (Местная)

До 100

выходит за пределы территории объекта производственного или социального

 назначения

Примечания: - верхняя граница разлива и нижняя граница ЧС локального значения определяется ориентировочно. Территориальные органы МПР России по согласованию  с территориальными органами МЧС России могут принимать решение о снижении уровня разлива нефти и нефтепродуктов на местности для отнесения его к чрезвычайной ситуации с учетом природно-климатических и иных особенностей региона, в том числе дифференцированно по административным районам и муниципальным образованиям [приказ МПР России № 156 от 03.0.3.2003 г.]; * - в зависимости от местоположения разлива от любого факта разлива до 10 тонн (см. табл. 11).

Таблица 11. Классификация чрезвычайных ситуаций [постановление Правительства Российской Федерации № 1094 от 13.09.1996 г.]

Значение ЧС

Пострадало, чел.

Нарушена жизнедеятельность, чел.

Материальный ущерб, МРОТ

Авария или

повреждение

Отсутствуют

Отсутствуют

Не определен

Локальная

Не более 10

Не более 100

Не более 1000

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27


 © 2010 Все права защищены.