План локализации и ликвидации разливов нефтепродуктов на АЗС (ПЛАРН)
Безопасность работы
АЗС должна обеспечиваться выполнением персоналом правил технической эксплуатации
и правил пожарной безопасности. Технический персонал обязан проходить
производственное обучение по противопожарному минимуму и периодический
инструктаж по правилам пожарной безопасности, обучение безопасному ведению
работ, согласно требований органов
Госпожнадзора и Госгортехнадзора. Командир нештатного звена пожаротушения, кроме того, должен проходить
периодическое (1 раз в 3 года) обучение с получением удостоверения
установленного образца.
Автозаправочные
станции (АЗС)
К
территории АЗС и опасным участкам (топливно-заправочным колонкам, резервуарам хранения
нефтепродуктов, трубопроводам и площадке слива нефтепродуктов из автоцистерны (АЦ))
предъявляются специфические нормативные требования по предупреждению и предотвращению
ЧС(Н). Общим требованием является ежесменный (ежедневный) осмотр наземной части
технологических трубопроводов, арматуры и устройств ответственным лицом с целью выявления утечек
топлива [РД 153-39.2-080-01].
На территории АЗС:
• планировка территории должна
исключать возможность растекания топлива, как по территории, так и за ее
пределы;
•
на въезде
и выезде с территории должны быть созданы пологие повышенные участки высотой не менее 0.2 м или
дренажные лотки, отводящие загрязненные нефтепродуктами атмосферные осадки в очистные
сооружения [НПБ 111-98];
•
территория
должна быть покрыта материалами, обеспечивающими защиту почв и подпочвенных грунтовых вод от
загрязнения нефтепродуктами и максимально эффективный сбор пролитых нефтепродуктов
специальными средствами, а в районе возможных утечек, потерь нефтепродуктов - твердым
водонепроницаемым покрытием, с ограждением по периметру бортиком высотой 200 мм;
•
с уклон
территории должен быть спланирован в сторону лотков или колодцев, а лотки - с уклоном к сборным колодцам (приямкам)
через гидравлические или иного типа затворы;
•
АЗС,
подъезды к ней и прилегающая территория должны иметь достаточное искусственное освещение [НПБ
111-98];
•
электрооборудование
должно быть во взрывозащищенном исполнение [НПБ 111-98].
•
помещения и резервуары должны
быть оборудованы системой охранно-пожарной сигнализации с выводом на оператора АЗС [НПБ 111-98];
•
здание и
оборудование должны быть оснащены системой защиты от разрядов атмосферного электричества
[РД 34.21.122-87].
•
площадка должны
быть оборудована инженерными устройствами (сооружениями) по перехвату максимально
возможной аварийной утечки нефтепродуктов в случае разгерметизации топливной емкости
(котла) АЦ [РД 153-39.2-080-01];
•
для сбора
разлитых нефтепродуктов на каждой станции должен быть запас сорбента в количестве, достаточном для
ликвидации последствий максимально возможного пролива [РД 153-39.2-080-01];
•
движение
транспортных средств должно быть односторонним по раздельным въезду и
выезду, а движение АЦ - по наиболее короткому пути [НПБ 111 -98].
Территория АЗС ООО «...» спланирована с учетом требований руководящих документов.
Топливозаправочные колонки:
•
не
должны иметь
подтеканий и не должны допускать проливов нефтепродуктов;
•
должны
обеспечивать автоматическую
блокировку подачи топлива при номинальном заполнении топливного бака
транспортного средства и оборудованы раздаточными рукавами с разрывными муфтами и
раздаточными кранами, имеющими запорное устройство для предотвращения перелива топлива при
заправке автомобиля и отключения подачи топлива при достижении критического уровня в
бензобаках [НПБ 111-98];
•
должны
быть установлены
на островках безопасности, исключающих непосредственный заезд на них автомобилей
[Категорирование по взрывопожарной опасности]
•
рекомендуется
оснастить
устройствами, предотвращающими выход топлива при их повреждении [НПБ 111-98];
Данные требования реализованы
в используемых топливораздаточных колонках «Север-3»
ТУ112-052-86.
Резервуары для хранения топлива:
• емкости должны иметь трехкратный запас прочности, качество
сварных швов и остаточная прочность
металла проверены методами неразрушающего контроля, снаружи и внутри обработаны от
коррозии [НПБ 111-98];
•
емкости оборудуются
дыхательной системой, клапанами аварийного перелива топлива; системой контроля утечки
топлива [НПБ 111-98];
•
системы
предотвращения от переполнения при достижении 90% заполнения резервуара должны обеспечивать
сигнализацию световым и звуковым сигналами персоналу, а при 95% заполнении -
автоматическое прекращение наполнения резервуара не более чем за 5 секунд (на технологической
системе с прекращением наполнения резервуара в автоматическом режиме, допускается
сигнализация об автоматическом прекращении наполнения при достижении 95% заполнения);
•
подземные
одностенные резервуары для хранения топлива должны устанавливаться внутри оболочек, выполненных
из материалов, устойчивых к
воздействию нефтепродуктов и окружающей среды в условиях и в течение времени эксплуатации, а также исключающих
проникновение возможных утечек топлива в грунт из внутреннего пространства, образуемого стенками оболочек и
резервуаров;
•
на
двустенном резервуаре для хранения топлива следует предусматривать
конструктивные мероприятия, направленные на исключение возможности
образования взрывоопасной
смеси топлива (в результате разгерметизации внутренней стенки) в его межстенном пространстве (в случае заполнения межстенного
пространства резервуара горючей жидкостью
ее температура вспышки не должна превышать 100°С);
•
двустенный
резервуар следует оборудовать системой объединенного или непрерывного контроля герметичности его межстенного
пространства, обеспечивающей автоматическую
сигнализацию о разгерметизации световым и звуковым сигналами персоналу
и автоматическое прекращение наполнения резервуара (для двустенных резервуаров традиционной АЗС допускается
предусматривать периодический контроль их герметичности);
•
ввод
трубопроводов в резервуары для хранения топлива должен осуществляться только в местах, расположенных
выше номинального уровня заполнения их топливом. Устройство люков, штуцеров, патрубков
и т.п. ниже указанного уровня запрещается [НПБ 111-98].
Резервуары, используемые на АЗС ООО «...» имеют заглубленное положение и установлены в железобетонных
основаниях (колодцах), что предотвращает возможный выход топлива на поверхность
при их повреждении.
Технологические трубопроводы:
•
подземные участки трубопроводов
должны быть подвергнуты антикоррозионной защите в соответствии с требованиями государственных стандартов, наземные
- окрашены;
•
подземные
трубопроводы для топлива и его паров следует располагать на глубине не менее 0.4 м в заглубленных
лотках или в металлических кожухах, исключающих проникновение топлива (при возможных
утечках) за их пределы (после монтажа технологический трубопровод долже быть испытан на
герметичность и прочность, лотки заполнены негорючим материалом, металлические
кожухи с обеих сторон герметично заделаны) [РД 153-39.2-080-01];
•
соединения
подземных трубопроводов должны быть выполнены сваркой, за исключением мест присоединения
фланцевой или муфтовой арматуры и фланцевых заглушек (соединения трубопроводов должны
обеспечивать их надежность в условиях и в течение времени эксплуатации, иметь
устройства, исключающие их саморазъединение, и быть опломбированы) [НПБ 111-98; РД
153-39.2-080-01];
•
фланцевая
или муфтовая арматура, фланцевые заглушки должны располагаться в колодцах, которые должны быть
засыпаны песком;
•
запорная арматура должна
быть выполнена по первому классу герметичности по ГОСТ 9544 [НПБ111-98];
•
все
фланцевые соединения трубопроводов, арматуры и оборудования должны быть плотно соединены через
прокладки из материалов, устойчивых к воздействию нефтепродуктов и окружающей среды [НПБ 111-98; РД
153-39.2-080-01];
•
при
техническом обслуживании запорной арматуры должно контролироваться отсутствие утечки топлива
через сальниковые уплотнения, состояние соединительных фланцев и прокладок, наличие полного
комплекта болтов, гаек и шпилек, целостность маховиков и надежность крепления [НПБ 111-98; РД
153-39.2-080-01];
•
один раз в
год паровоздушные трубопроводы технологической системы должны продуваться воздухом с целью
очистки от осадков внутренней поверхности трубопровода, не реже одного раза в пять лет
технологические трубопроводы должны подвергаться испытаниям на
герметичность (трубопровод, не выдержавший испытаний на герметичность, подлежит
замене) [РД 153-39.2-080-01].
Технологические
трубопроводы АЗС ООО «...» спроектированы с учетом
требований руководящих документов.
На площадке слива нефтепродуктов из
АЦ:
•
должны
быть отбортовка
высотой не менее 150 мм, пандусы (пологие борта площадки) для безопасного въезда и
выезда АЦ и трубопровод для отвода самотеком проливов в подземный аварийный
резервуар при возможной разгерметизации патрубка АЦ;
•
сливной
трубопровод и лоток (трубопровод) отвода ливневых стоков следует оснастить запорной арматурой;
•
трубопровод для отвода проливов
топлива должен оканчиваться на расстоянии не более 0.1 м от дна аварийного резервуара;
•
сливной
трубопровод и аварийный резервуар должны обеспечивать слив топлива с площадки без его перелива на
остальную территорию, а глубина их заложения - предотвращать замерзание воды в
холодный период;
•
объем
аварийного резервуара должен превышать не менее чем на 10% объем АЦ максимальной вместимости;
•
аварийный
резервуар должен быть выполнен из негорючих материалов, исключающих проникновение
топлива в грунт, оснащен трубопроводом деаэрации, отвечающим требованиям, предъявляемым к трубопроводу
деаэрации резервуаров для хранения топлива,
патрубками для опорожнения закрытым способом и замера уровня воды;
•
патрубки
опорожнения и замера уровня воды должны быть снабжены герметично закрывающимися заглушками
[НПБ 111-98];
•
сливные
устройства должны обеспечивать герметичность соединения трубопроводов со сливными рукавами АЦ [РД
153-39.2-080-01].
•
весь
процесс слива нефтепродукта из АЦ в резервуар должен производиться в присутствии водителя и
оператора, который должен следить за герметичностью сливного устройства и контролировать
слив по уровнемеру;
•
при обнаружении утечки
нефтепродукта оператор должен немедленно прекратить слив [ПОТ Р О-112-001-95]
На АЗС ООО «...» выполнены необходимые мероприятия для предотвращения возможных
разливов топлива при повреждении АЦ или соединительных рукавов.
Автомобильные цистерны (АЦ)
К
оборудованию автоцистерн, доставляющих на АЗС моторные топлива, предъявляются следующие основные требования:
• сливные устройства должны находится в
исправном состоянии и обеспечивать герметичность процесса слива нефтепродуктов в резервуары
АЗС;
• сливные рукава должны быть маслобензостойкими
и токопроводящими и не должны иметь
расслоения, трещины и т.д.,
нарушающих их герметичность [РД 153-39.2-080-01];
• наконечники рукавов должны быть изготовлены
из не искрящих при ударе материалов и должны обеспечивать герметичное соединение с
приемными устройствами трубопроводов [постановление № 33 Об утверждении межотраслевых правил по
охране труда при
эксплуатации нефтебаз, складов ГСМ, стационарных и передвижных автозаправочных станций];
• крышки сливных и замерных труб, люков
смотровых и сливных колодцев должны быть оборудованы
в местах соприкосновения с корпусом неискрообразующими прокладками и обеспечивать
их герметичность [ВППБ 01-01-94];
• должно быть предусмотрено устройство для отвода статического электричества при сливе
нефтепродуктов [ПОТ Р О-112-001-95];
• противопожарный инвентарь и средства
пожаротушения должны быть в исправном состоянии и в количестве, предусмотренным действующими нормами.
1.4. Обеспечение готовности сил и средств ЛЧС(Н)
1.4.1.Уровни реагирования
Уровни реагирования
на ЧС(Н) определяются уровнями ЧС, зависят от местоположения разлива, объема
нефтепродуктов и последствий аварий. В соответствии с постановлением
Правительства от 15 апреля 2002 г. № 240: 2 разливы нефти и нефтепродуктов
классифицируются как чрезвычайные ситуации. До определения фактических значений
разлива они могут классифицироваться в соответствии с критериями постановлений
Правительства Российской Федерации № 613 от 21.08.2000 и № 240 от 15.04.2002,
приказа МЧС № 105 от 28.02.2003.
Нижний уровень
разлива нефти и нефтепродуктов для отнесения разливов нефтепродуктов к чрезвычайной
ситуации производится территориальными органами МПР. Для предварительного
ориентировочного определения уровня разлива нефти и нефтепродуктов
руководствуются критериями, определенными приказом МПР № 156 от 03.03.2003 (табл.
9).
Таблица 9. Нижние уровни
разлива легких нефтепродуктов на местности для отнесения разлива нефти и нефтепродуктов к чрезвычайной ситуации (в тоннах)
[приказ МПР № 156]
|