рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

План локализации и ликвидации разливов нефтепродуктов на АЗС (ПЛАРН) рефераты

7.

Реакционная способность

горюч

«Вредные вещества в промышленности» т.1.

8.

Запах

Специфический

- - -

9.

Коррозийное воздействие

Не имеет

- - -

10.

Меры предосторожности

Максимальная герметизация оборудования, индивидуальные

средства защиты

- - -

11.

Информация о воздей

ствии на людей

Раздражает слизистую

оболочку и кожу человека, при вдыха-

нии паров вызывает

отравление

- - -

12

Средства защиты

Противогазы марки А,

шланговые и изоли-

рующие противогазы

- - -

13.

Методы перевода вещества в безвредное

состояние

Удаление испарением,

вентиляцией

- - -

14.

Меры первой помощи

пострадавшим от воз

действия веществами


Удалить пострадавше-

го из загрязненной зо-

ны, при потере дыха-

ния – искусственное

дыхание, кислород,

грелки

- - -

Скорость распространения пламени по поверхности зеркала бензина при обычных условиях составляет 10-15 м/сек.

Предельно допустимая концентрация паров углеводородов бензинов в воздухе производственных помещений - 100 мг/м3 [ГОСТ 12.1.005-88]. Автомобильные бензины являются малоопасными продуктами и по степени воздействия на организм относятся к 4-му классу опасности [ГОСТ 12.1.007-76]. Обладают наркотическим действием, раздражают верхние дыхательные пути, слизистую оболочку глаз и кожу человека. Постоянный контакт с бензином может вызвать острые воспаления и хронические экземы.

Дизельное топливо (ГОСТ 305-82 Топливо дизельное) представляет собой горючую жидкость. Взрывоопасная концентрация его паров и смеси с воздухом составляет 2-3 % (по объему).

Основные характеристики дизельного топлива

п/п

Наименование, параметры

Параметр

Источник информации

1.

2

3

4

1.

1.1.

1.2.

Наименование веществ

Химическое

Торговое


Дизельное топливо

(летнее и зимнее)

ГОСТ 305-82 с изм.%

1-5

2.

2.1.

2.2.

Формула

Эмпирическая

Структурная

Средние и тяжелые фракции нефтепереработки


ГОСТ 305-82 с изм.%

1-5

3.

3.1.


3.2.

Состав, %мас.

Основной продукт


Примеси

-содержание серы

Смесь различных пара

финовых и нафтеновых

углеводородов


до 0,5

ГОСТ 122.1005-88

4.

4.1.



4.2.




4.3.



Общие данные

Молекулярный вес

-летнее

-зимнее

Температура кипения, оС

(при давлении 101 кПА)

-летнее

-зимнее

Плотность при 20оС, кг/м3

-летнее

-зимнее



203,6

172,3



246

209


860

840











5.




5.1.





5.2.



Данные о взрывоопасности

Температура вспышки,оС

-летнее

-зимнее

Температура самовоспламенения, оС

-летнее

-зимнее

Нижний предел взрываемости, %об.

-летнее

-зимнее



40

35



300

310



0,5

0,6



ГОСТ 305-82 с изм.1-5

ГОСТ 12.1.005-88



А.Н.Баратов, А.Н.Корольченко

«Пожаровзрывоопасность веществ и материалов»

6.


6.1.



6.2.





Данные о токсической

опасности

ПДК в воздухе рабочей зоны, мг/м3

 

ПДК в атмосферном воздухе, мг/м3- максимально-разовая ( по углеводородам С12-19)




300



1





ГОСТ 12.305-82


ГОСТ 12.1005-88



Сборник «Перечень и коды веществ, загрязняющих атмосферный воздух»



6.3.


6.4.

Летальная токсодоза LCt30.мг/кг

Пороговая токсодоза HCt30.мг/л


не определялась


38-49

«Вредные вещества в промышленности»

1.

2

3

4

7.

Реакционная способность

Горюч

«Вредные вещества в промышленности» т.1.

8.

Запах

Специфический

- - -

9.

Коррозийное воздействие

Не имеет

- - -

10.

Меры предосторожности

Максимальная герметизация оборудования, индивидуальные средства защиты

«Вредные вещества в промышленности» т.1.

11.

Информация о воздействии на людей

Раздражает слизистую

Оболочку и кожу человека, пары вызывают заболевания дыхательных путей

- - -

12.

Средства  защиты

Противогазы марки А,

шланговые, респиратор «Астра-2»

- - -

13.

Методы перевода вещества в безвредное состояние

Смывание водой с использование моющих средств

- - -

14.

Меры первой помощи пострадавшим от воздействия веществами

Удалить пострадавшего из загрязненной зоны, свежий воздух, при необходимости искусственное дыхание

 

Дизельное топливо является малотоксичным веществом и по степени воздействия на организм человека относятся к 4-го классу опасности [ГОСТ 12.1.007-76]. Оказывает раздражающее воздействие на слизистую оболочку и кожу человека.

Оценка риска

На АЗС, имеющих герметичное оборудование, вероятность подземных утечек топлива минимальна. Количество проливов у топливораздаточных колонок и на площадке слива топлива оценивается до 100 г/т бензина и 50 г/т дизельного топлива [Беляев, 2000].

Наиболее часто к ЧС(Н) на АЗС и АЗК приводит разгерметизация резервуаров (табл. 1), а наибольшую частоту вторичных СЧ имеют сценарии, связанные с образованием зоны взрывоопасных концентраций и сгорания облака ТВС в пределах концентраций самовоспламенения в дефлаграционном режиме (табл.2).

Таблица1.  Значения частот инициирующих событий на АЗС

№ п/п

 

Инициирующее событие

Значение частоты (1/год)

 

1

Разгерметизация резервуара хранения нефтепродукта

1,1 х  10-4

2

 

Разгерметизация автоцистерны топливозаправщика на территории АЗС


5,0  х 10-6

 

3

Разгерметизация ж/д цистерны на территории сливной эстакады

5,0  х 10-6

4

Перелив нефтепродукта при заполнении резервуара

5,0 х  10-6

5.

 

Перелив нефтепродукта из горловины бензобака автомобилей из-за отказа автоматики


5,0  х 10-5

 

Таблица 2. Вероятность развития возможных аварий на АЗС

Сценарий развития аварии

Вероятность

Образование зоны токсического поражения

0.7039

Сгорание облака ТВС в дефлаграционном режиме

0.1689

Безопасное рассеивание

0.0292

Горение пролива вытекшей среды

0.0287

Сгорание облака ТВС в детонационном режиме

0.0119

В случае аварийного разлива ЛВЖ и образования паро-воздушного облака вероятность дальнейших событий будет в значительной мере определяться направлением перемещения облака ТВС по территории производства и за его пределы, что в свою очередь в значительной мере определяется господствующей розой ветров в районе размещения площадки объекта.

Социальные последствия для персонала и населения

Проведем расчет индивидуального риска для человека находящегося возле топливно-раздаточной колонки. Расстояние от автоцистерны до ТРК – 20 метров.

Выполним оценку вероятности развития аварии по формуле:

                       Q(Ai) = QавxQ(Ai)ст,

где Q(Ai) – статистическая вероятность развития аварии по i-й ветви логической схемы, по таблице 3.7.;

-         Qав – вероятность разгерметизации автоцистерны и выброса горючего вещества в течении года исходя из статистических данных об авариях.

Вероятность сгорания паровоздушой смеси в открытом пространстве с образованием

волны избыточного давления:


                       Qс.д. = 5х10-6 х 0,0119 = 5,95х10-8 год-1.


            Вероятность образования «огненного шара»:


                       Qо.ш. = 5х10-6 х 0,1689 = 8,4х10-7 год-1.


            Вероятность воспламенения пролива:


                       Qв.п. = 5х10-6 х 0,0287 = 1,4х10-7 год-1.


Вероятности развития аварии в остальных случаях принимаем равными 0.

Определяем значения поражающих факторов с помощью методов, приведенных в приложениях В,Д,Е, (ГОСТ 12.3.047-98).

Согласно расчетам, избыточное давление Δр, импульс i волны давления, интенсивность теплового излучения от «огненного шара», qо.ш. и время его существования ts, интенсивность теплового излучения от пожара пролива qп бензина на расстоянии 20 метров составят:


Δр  = 25,9 кПа, I = 74,38 Па*с,  qо.ш  = 103,4 кВт/м2, ts = 11,95 с., qп  = 1,005 кВт/м2


Для приведенных значений поражающих факторов по формулам (ГОСТ      12.3.047-98) определяем значения «пробит» - функции Рr, которые соответственно составляют:


            Prс.д. =1,709;    Prо.ш. =7,24;     Prп = -9,255.


Для указанных значений «пробит» - функции условная вероятность поражения человека поражающими факторами равна:


            Qпс.д. = 0;        Qпо.ш. = 0,985;                        Qпп = 0;


                                             n

            По формуле R = Σ Qпj х Q(Ai), определяем индивидуальный риск:

                                           i=1

            R = 5,95х10-8 х 0 + 8,4х10-7 х 0,985 + 1,4х10-7 х 0 = 8,27 х 10-7  год-1.


Расчет социального риска при проливе бензина из автоцистерны.

Согласно расчетам проведенным при определении индивидуального риска, вероятности сгорания воздушной смеси с образованием волны давления, образования «огненного шара», и воспламенения пролива соответственно составляют:

            Qс.д. = 5х10-6 х 0,0119 = 5,95х10-8 год-1.

            Qо.ш. = 5х10-6 х 0,1689 = 8,4х10-7 год-1.

            Qв.п. = 5х10-6 х 0,0287 = 1,4х10-7 год-1.

Вероятности развития аварии по остальным вариантам принимают равными 0.

В соответствии с приложениями В, Д, Е рассчитываем значения поражающих факторов, соответствующих рассматриваемым вариантам логической схемы, и значения условных вероятностей поражения человека на различных расстояниях от аварийного резервуара.

Выбираем расстояния от 5 до 35 м через каждые 5 метров.

Вычисленные значения  Qп наносим на графики.

Производим разделение территории на зоны поражения с помощью графиков  и формулы                     

                                               k

Ni  = Σ Qni x nj

                         J = 1

            Социальный риск определяем по формуле:


                                 l

                       S  = Σ Q(Ai)

                           i = 1

где l – число ветвей логической схемы, для которых Ni > No (No – ожидаемо число погибших людей, для которых оценивается социальный риск. Принимаем No = 5)


S = 8,4х10-7

Территория АЗС относится к категории В – значительного риска, необходимы меры и контроль безопасности;

Рисунок. Диаграмма летальных потерь при вторичных ЧС на АЗС.

При количественной оценки показателей риска были приняты следующие предпосылки: количество людей, находящихся на объекте в момент аварии принималось по максимальному показателю (30 чел.); в качестве критерия опасного теплового воздействия на границе зоны для людей тепловые нагрузки, превышающие 1.4 кВт/м2; показатели социального риска определялись на основе расчета летального исхода. На основе исходных данных, характеристик полей поражающих факторов и критериев поражения человека построена F/М-диаграмма, характеризующая социальный риск и масштабы последствий вторичных ЧС(Н) на основании данных расчетов.

Оценка количества опасных веществ, способных участвовать в аварии.

В основу количественной оценки опасных веществ были положены следующие предпосылки и допущения:

Каждый технологический блок (элемент) объекта рассматривается как отдельная физическая система.

Начало возникновения (по времени) аварийных ситуаций ограничивается одним технологическим блоком.

Масса нефтепродукта, способного участвовать в аварии, определяется на основе расчета энергетических потенциалов технологических блоков, а также исходя из физики технологических процессов на объекте.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27


 © 2010 Все права защищены.