Мобилизационная подготовка здравоохранения
— организация взаимодействия с Главным
военно-медицинским управлением Министерства обороны Российской Федерации
(медицинской службой военного округа военного времени, управлением местного эвакуационного
пункта) по вопросам, обеспечения преемственности оказания медицинской помощи и
лечения раненых и больных.
— организация и осуществление контроля за
качеством лечения раненых и больных, их реабилитацией и своевременной выпиской,
проведением военно-врачебной и медико-социальной экспертизы.
— руководство проведением санитарно-гигиенических
и противоэпидемических мероприятий.
— руководство организацией справочной работы о
поступивших в тыловые госпитали раненых и больных и исходах их лечения.
— руководство организацией обеспечения
специальных формирований нормативными, методическими, инструктивными
документами, материалами Министерства здравоохранения и социального развития Российской
Федерации, Министерства обороны Российской Федерации;
— организация научно-исследовательской работы по
вопросам деятельности специальных формирований;
— организация и планирование мероприятий по
специальной подготовке, и усовершенствованию медицинского состава специальных
формирований;
— организация медицинского снабжения специальных
формирований в период мобилизации и в военное время;
— руководство медицинским и бухгалтерским учетом
и отчетностью подведомственных специальных формирований, представление
установленных отчетов, докладов и донесений;
— организация и проведение статистического
анализа лечебной работы в тыловых госпиталях, подготовка справочных материалов
о движении раненых и больных и исходах их лечения.
— оперативное руководство и контроль за
расформированием тыловых госпиталей и обсервационных пунктов.
Помещения для органов управления специальными
формированиями выделяются за счет площадей, имеющихся в распоряжении
Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации и
органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации.
В зависимости от объема решаемых задач состав
органов управления специальными формированиями здравоохранением может быть
различным.
Главное
управление по руководству специальными формированиями здравоохранения
предусматривается сформировать в следующем составе: руководитель, его
заместители, главные медицинские специалисты (хирург и терапевт), три
управления (организационно-плановое, лечебно-профилактическое, медицинского
снабжения) и два отдела (финансово-экономический и защиты государственной
тайны). Управления и отделы, в свою очередь, состоят из отделов и отделений,
обеспечивающих выполнение задач, возложенных на Главное управление по
руководству специальными формированиями здравоохранения.
Отдел по руководству тыловыми госпиталями
формируется в составе: начальника отдела, его заместителя, главных медицинских
специалистов (хирург, терапевт), инспекторов — врачей, инспектора-провизора, инспектора
(по спецработе), бухгалтера, делопроизводителя, машинисток и водителя.
Сектор по руководству тыловыми госпиталями
формируется в составе: начальника сектора, инспектора - врача,
инспектора-провизора, делопроизводителя, и водителя.
Комплектование органов управления специальными
формированиями здравоохранением личным составом производится в мирное время в
соответствии с ранее изложенными принципами. Главной особенностью в этой работе
является персональный отбор и предназначение сотрудников отраслевого органа
управления здравоохранением, с учетом их опыта работы деловых качеств и
способностей, которые должны обеспечить преемственность в работе между
соответствующими подразделениями мирного и военного времени.
Лица, утвержденные на должности начальников
органов управления специальными формированиями здравоохранения, изучают в
мирное время мобилизационные документы по специальным формированиям в полном
объеме и могут привлекаться к выполнению отдельных мероприятий по их
мобилизационной подготовке.
Начальники органов управления специальными
формированиями подчинены руководителям отраслевых органов управления
здравоохранением, пользуются правами их заместителей и являются прямыми начальниками
для подчиненных и подведомственных специальных формирований и находящихся в них
на излечении раненых и больных.
Расформировываются органы управления специальными
формированиями после завершения работы подведомственных тыловых госпиталей и
обсервационных пунктов, в порядке указанном выше (для тыловых госпиталей).
Глава 4 Государственный
материальный резерв медицинского и санитарно-хозяйственного имущества
Понятие «Резерв» происходит от французского слова
«reserv» или от латинского слова
«reservus», что означает сберегаю,
сохраняю и имеет два значения: — запас чего-либо на случай надобности; —
источник, откуда черпаются необходимые новые материалы, силы.
Государственный резерв — это создаваемые и
планомерно пополняемые государством запасы сырья и материалов, топлива, зерна и
других продовольственных товаров, некоторых видов машин и оборудования, необходимые
для бесперебойного функционирования экономики, для нужд обороны, ликвидации
последствий стихийных бедствий и удовлетворения других потребностей государства
и общества.
С древних времен человечество заготавливало
запасы продовольствия впрок до нового урожая, на случай непредвиденных
обстоятельств, для обмена. Искусство длительно сохранять накопленные запасы
пришло из глубины веков и как бесценный опыт человечества передается из
поколения в поколение. С образованием государства стали создаваться
общественные, а затем и государственные материальные запасы. Сильное
государство всегда имело большие запасы продовольствия, топлива, военного
снаряжения, которые страховали страну от неурожая, стихийных бедствий, а также
обеспечивали армию в военное время. Образование и накопление продовольствия и
промышленных ценностей является экономической необходимостью государства любой
общественной формации.
В современных условиях накопление материальных
средств приобретает особое значение не только для повышения устойчивости и
восстановления экономики, но и в целом для обороноспособности государства.
Какой бы ни был достигнут уровень устойчивости
экономики и государства в целом в мирное время, как бы не были совершенны
Вооруженные Силы, они не могут выполнить возлагаемые на них задачи, если в мирное
время не будут накоплены материальные резервы, которые дадут возможность в
особый период какое-либо время обеспечивать военные потребности экономики.
Резервы существовали еще при феодальном строе.
Особенно это касается запасов продовольствия. Запасы продовольствия известны
еще в Киевской Руси. При раскопках 1929 года Донецкого городища, относящегося к
10-11 векам, обнаружены специально оборудованные ямы для хранения зерна.
Особенно значительные запасы продовольствия
сосредотачивались в княжеских и боярских усадьбах, а так же в монастырях на
случай ведения военных действий.
В последствии в царской России так же большое
значение уделялось созданию запасов. Особенно они возрастали перед войной и
сосредотачивались в предполагаемых районах ведения военных действий и вдоль
границ.
Начало
создания системы государственных резервов Российской Федерации было положено в
1931 году. Первоначально закладки в государственный резерв носили разовый
характер. Но, начиная с 1935 года стали утверждаться годовые планы накопления
материалов и товаров в этом резерве.
Накопленные к началу 40-х годов запасы
продовольственных и промышленных товаров, материалов и нефтепродуктов сыграли
важную роль в обеспечении армии и тыла в период Великой Отечественной войны.
Активно использовались запасы государственного и
мобилизационного резервов при восстановлении разрушенных войной промышленности
и сельского хозяйства.
В 60-90 годы система государственного резерва
продолжала развиваться. В 1994 году был принят Федеральный закон «О
государственном материальном резерве», который устанавливает общие принципы формирования,
размещения, хранения, использования и освежения запасов государственного
резерва и регулирует взаимоотношения в этой области.
Законом определено, что формирование, хранение и
обслуживание запасов государственного резерва обеспечиваются федеральным
органом исполнительной власти, осуществляющим управление государственным
резервом, его территориальными органами и организациями, которые образуют
единую федеральную систему государственного резерва Российской Федерации
(система государственного резерва).
В настоящее время управление системой
государственного резерва осуществляет Федеральное агентство по государственным
резервам.
Прошлые мировые войны показали, что для ведения
войны необходим огромный расход материальных ресурсов. Например, в первую
мировую войну только русская армия израсходовала около 1 млн. тонн различных
боеприпасов, а в Великую Отечественную войну расход боеприпасов составил уже
более 8 млн. тонн.
В связи с неуклонным ростом технической
оснащенности Вооруженных Сил увеличилось и потребление горюче-смазочных
материалов (ГСМ). Так в Великую Отечественную войну расход ГСМ составил свыше
13 млн. тонн. Расчеты показывают, что для проведения фронтовой наступательной
операции требуется около 300 тыс. тонн горюче-смазочных материалов. В целом
горюче-смазочные материалы составляют сейчас более 50% общего веса материальных
средств, необходимых Вооруженным Силам.
Накоплению материальных средств придается большое
значение и в зарубежных государствах. Так, чтобы обеспечить наращивание выпуска
военной продукции в США с 1961 года продолжают хранить в государственных
запасах стратегическое сырье и дефицитные материалы на сумму около 2 млрд.
долларов, хотя по расчетам американских специалистов на трехлетний период его
необходимо иметь на сумму 4 млрд. долларов.
Среди запасов стратегического сырья в США
имелось: алюминия — 1720 тыс. тонн, никеля—997 тыс. тонн, меди — 910 тыс. тонн,
цинка— 1290 тыс. тонн и т.д..
Наряду с запасами стратегического сырья в США
имеются значительные запасы продовольствия на сумму около 8 млрд. долларов,
которые могут покрывать потребности страны в течение двух лет войны.
Важнейшим средством сохранения накопленных
запасов материальных средств является их рассредоточение, сохранение,
своевременное освежение (замена) и поддержание в готовности к использованию по
предназначению. Особого подхода к рассредоточению и защите требуют
нефтепродукты, легко воспламеняющиеся, взрывчатые, радиоактивные вещества,
медицинские иммунобиологические препараты, отравляющие и ядовитые вещества,
которые при их уничтожении или разрушении хранилищ могут вызвать вторичные
поражения и значительно усложнить обстановку как в районах боевых действий, так
и в далеком тылу.
Государственный резерв является особым
федеральным (общероссийским) запасом материальных ценностей, предназначенным
для использования в целях и порядке, предусмотренных Федеральным законом о
государственном материальном резерве.
В состав государственного резерва входят запасы
материальных ценностей для мобилизационных нужд Российской Федерации (далее
мобилизационный резерв), запасы стратегических материалов и товаров, запасы
материальных ценностей для обеспечения неотложных работ при ликвидации
последствий чрезвычайных ситуаций.
Общие принципы формирования, размещения,
хранения, использования, пополнения и освежения запасов материальных ценностей
регламентируется Федеральным законом от 29.12.1994 года № 79-ФЗ «О государственном
материальном резерве».
Государственный резерв предназначен для:
— обеспечения мобилизационных нужд Российской
Федерации;
— обеспечения неотложных работ при ликвидации
последствий чрезвычайных ситуаций;
— оказания государственной поддержки различным
отраслям народного хозяйства, организациям, субъектам Российской Федерации в
целях стабилизации экономики при временных нарушениях снабжения важнейшими
видами сырья и топливно-энергетических ресурсов, продовольствия, в случае
возникновения диспропорций между спросом и предложением на внутреннем рынке;
— оказания гуманитарной помощи;
— оказания регулирующего воздействия на рынок.
1. Краткая историческая справка.
В России общественные запасы появились в IX веке, когда родовую
общину крестьян сменила соседская. Организационные основы накопления, хранения,
учета, контроля и формирования централизованной системы управления
государственными запасами были заложены при Петре I, а у истоков научного
обоснования длительного хранения продукции стояли великие русские ученые
М.В.Ломоносов и Д.И.Менделеев. Впоследствии отдельные исследования в области
длительного хранения выделились в самостоятельные научные направления.
Сведения о сохранении зерна в доклассовом
обществе были получены в результате раскопок поселений Трипольской культуры,
относящейся к III тысячелетию до н.э. и получившей название от села Триполье
(недалеко от Киева). В то время зерно хранили в ямах, обмазанных изнутри
глиной, или в больших сосудах — корчагах, размещенных в жилищах по 10-15 штук.
Как известно,
к У1-У11 вв. славяне прошли большой путь культурного развития и жили оседло.
Они жили патриархально-родовыми общинами в поселениях, размещенных на
возвышенных местах и огороженных рвом и валом с частоколом. В каждом селении
имелись строения для хранения общинных продовольственных запасов, где зерно
хранилось в больших деревянных кадках или цилиндрических ямах со сводчатым
верхом, вырытых в материковой глине. Стены таких ям обычно перед загрузкой
зерном обжигали докрасна. Ямы различных размеров и конфигурации, нередко
выложенные изнутри деревом или берестой, расположенные под жилищем или по
соседству с ними, были обнаружены при раскопках Донецкого городища вблизи
Харькова, на месте древнего Киева, а также при раскопках одного из главных
городов Булгарского государства Х-Х1У веков (на территории нынешней Татарии) и
столицы Рязанского княжества.
При феодальном строе большие запасы
продовольствия хранились в монастырях, замках, укрепленных княжеских или
боярских усадьбах, на территории которых обязательно находились хозяйственные
постройки и помещения: погреба, подземелья, ямы, амбары, клетки и другие
приспособления, в которых хранили зерно, вино, мед, орудия труда, вооружение
ратников.
Большую роль в хранении продукции играла церковь.
Все находившиеся в торговом центре города церкви и монастыри имели складские
помещения, что получило отражение и в архитектуре древнерусских церквей,
имевших так называемые подцерковья.
В Московском Кремле издавна существовал городской
житный двор (городские житницы), расположенные вдоль Кремлевской стены от
Собакиной башни до Троицких ворот (эта сторона Кремля была наиболее защищена от
вражеских нападений). Утица в Кремле, шедшая от Никольских ворот к Троицким,
называлась Житницкой, так как на ней находились хранилища зерна.
Для создания запасов использовали дань, взимаемую
натурой или деньгами, военную добычу, результаты труда эксплуатируемых смердов.
Запасы князей и феодалов расходовались на ведение войн, содержание дружин, т.е.
имели государственное назначение.
В XV веке княжества объединились в единое государство
с центром в Москве, при правлении Ивана Калиты (1462-1505 годы) на
общегосударственное благо были созданы материальные запасы целевого назначения,
прежде всего оборонного. Князь добился у Золотой Орды права собирать с русских
земель дань для хана, при этом часть ее утаивал и умело использовал для
объединения земель вокруг Москвы.
Для смягчения губительного последствия частых
неурожаев, Иван Кали-та учредил во всех городах магазины, где хранились запасы
хлеба из расчета на 3-х летнюю потребность населения городов. Каждый год 1/3
запасов продавали и вместо них заготавливали свежий хлеб. При Иване Калите
впервые были созданы постоянные правительственные учреждения, названные
впоследствии приказами. Количество и качество продовольственных запасов
подвергали ревизии — проверке.
Значительное социально-экономическое явление в
истории русского государства ХУ1-ХУП веков представляли собой монастыри,
которые активно осваивали огромные незаселенные пространства Древней Руси.
Впоследствии они стали держателями больших запасов продовольствия. Дошедшие до
нас подробные сведения о Соловецком монастыре свидетельствуют о том, что в нем
многочисленные житницы и погреба были заполнены продуктами, которых могло
хватить на многие годы.
Усилия государственной власти допетровской России
в деле государственной системы снабжения войск продовольствием подготовили
предпосылки для последующих радикальных реформ. Петр 1 коренным образом
преобразовал систему продовольственного снабжения войск, в том числе и ,
хранения запасов, создав сеть магазинов (1718 год в Петербурге, 1719 год в
Риге, Ревеле, Смоленске, Киеве и Выборге). В указанных магазинах сверх плановой
нормы хлеба предписывалось иметь запасы хлеба из расчета двухлетней потребности
гарнизона города. Большое внимание уделялось качеству продуктов,
предназначенных для запасов и их сохранности. Петром I ; был внесен
существенный вклад и в создание государственных сырьевых и промышленных
резервов (создаются запасы так называемых железноделательных и медеплавильных
заводов, а также запасы различных руд, включая так называемые болотные руды.
Были заложены организационные основы ; накопления, хранения и учета запасов,
контроля за их расходованием, по-" строена система централизованного
управления запасами. Но идея Петром II о повсеместном создании хлебных запасных магазинов
на случай неурожая I не была реализована, несмотря на то, что к ней неоднократно
возвращались 1733, 1754 и 1758годах.
При Екатерине II была сделана новая попытка
создания государственных запасов в городах по указу от 20 августа 1762 года. А
в 1766 году ей утверждена «ведомость о запасном хлебе, полагаемом для
содержания в магазинах».
Запасные хлебные магазины в Петербурге и Москве
имели особое значение и находились в непосредственном ведении царицы, а хлеб в
них должны были закупать из «первых рук».
К концу XVIII века наряду с хлебными запасами были созданы
двухгодичные централизованные запасы соли.
С конца XVIII века в России в недрах
феодально-капиталистической системы зарождаются капиталистические отношения. В
связи с этим существенно меняются организация и содержание запасов, основанная
на принципах свободной торговли, присущих капитализму. Государственные запасы заготавливаются
подрядным способом по договорам с поставщиками-подрядчиками и как разновидность
ее — комиссионерская закупка. А в 1816 году были разработаны и введены в
практику законы, регламентирующие создание постоянных государственных запасов
продовольствия для гражданского населения. В 1834 году при Николае 1 было
разработано «Положение о запасах для пособия в продовольствие» (с 1857 года —
«Устав о народном продовольствии»). После крестьянской реформы устав был
несколько переработан и действовал вплоть до 1917 года.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26
|