Мобилизационная подготовка здравоохранения
В учреждениях, организациях и предприятиях, не
отнесенных к категориям по гражданской обороне с количеством работников свыше
200 человек, вводится 1 должность заместителя главного врача (директора,
заведующего, начальника) по медицинской части для работы по гражданской обороне
и мобилизационной работе или заместителя главного врача (директора,
заведующего, начальника) по гражданской обороне и мобилизационной работе.
При определении числа работников в структурных
подразделениях по гражданской обороне и мобилизационной работе (отдельных
работников в составе других подразделений) в организациях, имеющих стационары,
учитывается число лечащихся больных (по числу сметных коек).
3.4.3. Методические рекомендации по организации и
ведению воинского учета и бронированию граждан, пребывающих в запасе, и
работающих в учреждениях, организациях и на предприятиях Министерства
здравоохранения Российской Федерации (г. Москва, 1999г.)
В
методических рекомендациях освещены основные положения, определяющие
организацию работы по учету и бронированию граждан, пребывающих в запасе. В
соответствии с требованиями руководящих документов в них
изложены основные формы и методы, применяемые при
организации этой работы с целью обеспечения единого понимания требований
федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства
Российской Федерации, Межведомственной комиссии по вопросам бронирования
граждан, пребывающих в запасе, указаний Министерства обороны Российской
Федерации,
Глава 3 Специальные
формирования здравоохранения
В соответствии с федеральными законами «Об
обороне» и «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации»
в стране при объявлении мобилизации создаются специальные формирования,
предназначенные для выполнения специальных задач но обеспечению боевой
деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации.
Для участия в медицинском обеспечении личного
состава Вооруженных Сил Российской Федерации (в период мобилизации и в военное
время) в тылу страны создаются специальные формирования здравоохранения,
которые предназначены, в первую очередь, для специализированного лечения
наиболее тяжелых контингентов раненых и больных, их реабилитации,
восстановления бое— и трудоспособности, а также для участия в проведении
противоэпидемических мероприятий среди войск, осуществляющих передислокацию.
Специальные формирования здравоохранения
создаются для использования в интересах Вооруженных Сил Российской Федерации, в
состав Вооруженных Сил Российской Федерации не передаются. Они являются
структурными подразделениями отраслевых органов управления (Министерства
здравоохранения и социального развития Российской Федерации, органов управления
здравоохранением субъектов Российской Федерации) и подведомственными им (или
находящимися в сфере их деятельности) учреждениями здравоохранения.
Что же представляют собой специальные
формирования здравоохранения?
Под специальными формированиями здравоохранения
понимаются органы управления и медицинские учреждения, создаваемые в период
мобилизации и военное время для выполнений задач по медицинскому обеспечению
личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации.
К специальным формированиям здравоохранения
относятся:
1) органы управления специальными формированиями;
2) тыловые госпитали здравоохранения;
3) обсервационные пункты.
Органы управления специальными формированиями —
это Главное управление по руководству специальными формированиями
здравоохранений, которое создается в Министерстве здравоохранения и социального
развития Российской Федерации, а также отделы и секторы по руководству
специальными формированиями здравоохранения, которые создаются в органах
управления здравоохранением субъектов Российской Федерации.
В структуре специальных формирований
здравоохранении органы управления составляют около Ь% от общей их численности.
Тыловые
госпитали здравоохранения являются специальными формированиями здравоохранении,
предназначенными для приема раненых и больных военнослужащих (далее — раненые и
больные), поступающих из госпитальных баз фронтов (флотов), войск военных
округов (в том числе, из очагов массовых санитарных потерь), оказания им
специализированной медицинской помощи, лечения до определившихся исходов и
реабилитации.
Тыловые госпитали здравоохранения Российской
Федерации (далее тыловые госпитали) являются неотъемлемой составной частью
современной системы этапного лечения раненых и больных с эвакуацией их по
назначению. И тыловых госпиталей раненые и больные, по завершению лечения,
могут быть возвращены в строй, эвакуированы для дальнейшего лечения в госпитали
для ветеранов воин или уволены из Вооруженных Сил Российской Федерации и
направлены по месту жительства.
Тыловые госпитали здравоохранения составляют
около 92% от общей численности специальных формирований здравоохранения.
Обсервационные пункты являются
противоэпидемическими учреждениями здравоохранения поенного времени. Они предназначены
для временной изоляции и обсервации следующих по железнодорожным, водным и
воздушным путем сообщения воинских контингентов при их эпидемическом неблагополучии
н выполняют функции противоэпидемических барьеров по предупреждению заноса и
распространения инфекционных заболеваний в войсках н среди населения.
Обсервационные пункты составляют около 2% от
обшей численности специальных формировании здравоохранении.
Эта строимая система участия здравоохранения
страны в медицинском обеспечении Вооруженных Сил формировалась на различных
исторических этапах развитии военного и гражданского здравоохранения.
Всякая война занимает первое место среди причин,
обусловливающих боевые повреждения личного состава вооруженных сил и населения
(гибель, ранения и инвалидность людей), рост инфекционной заболеваемости, что нередко
приводило к эпидемическим вспышкам и даже эпидемиям. Во время воины большое
количество медицинских работников гражданского здравоохранения призывают в
вооруженные силы. Объем работы медицинских работников и медицинских учреждений
резко возрастает. Все это сильно осложняло и осложняет работу органов и
учреждений здравоохранения.
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод
что здравоохранение страны всегда занимало важное место в обшей системе
организации и проведении мероприятий по оказанию медицинской помощи раненым и
больным, сохранению их боеспособности и трудоспособности.
Первые документы, позволяющие сделан, вывод, о
попытках создания системы и органов управления эвакуацией раненых и больных с
театра военных действий в тыл страны в России относится к семидесятым годам XIX века. Опыт войн копна XVIII и начала XIX веков показал, что с
началом боевых действий имевшиеся в войсках лечебные учреждения быстро
заполнялись ранеными и больными. Это затрудняло передвижение войск, вело к большому
отставанию от них госпиталей. Возникла необходимость эвакуации в тыл страны
большою числа раненых и больных. Так. согласно плану медицинского обеспечения,
разработанному лейб-медиком его Величества баронетом Виллие в августе 1812 года,
раненые и больные 1-й Западной армии с продолжительными сроками лечения, а
также «неспособные» должны были быть эвакуированы из Смоленска в Москву и
Тверь.
В период Крымской войны 1853-1856 гг., несмотря
на плохие дороги, из Крыма в ближайшие губернии (Екатеринославскую, Полтавскую,
Харьковскую и Херсонскую) было эвакуировано более 12 000 раненых и больных, что
составило 24.3 % от общего числа санитарных потерь.
Вместе с тем эвакуация раненых и больных и их
последующее лечение в тылу страны были организованы плохо. Удручающее состояние
существовавшей организации эвакуации и лечения раненых и больных отмечал Н.И.
Пирогов, подводя итоги лечебно-эвакуационного обеспечения русской армии в войне
1853-1856 гг. Вся система лечебно-эвакуационного обеспечении по определению
Н.И. Пирогова строилась на принципе «эвакуация, во что бы то ни стало!».
Лечение во время эвакуации не предусматривалось, поэтому летальность среди
раненых и больных в этот период достигала 14.5 %.
Разработанные в трудах Н.И. Пирогова основные
принципы медицинской сортировки И руководства эвакуацией раненых и больных в
тыл страны широко применялись в лечебно-эвакуационном обеспечении войск России.
Пруссии. США и других государств, а затем были положены в основу «Проекта
организации эвакуации», составлю иного Главным штабом России в 1876 году. Они
явились теоретической предпосылкой к возникновению органов управления
эвакуацией раненых и больных и организацией их лечения в тылу страны.
Значительный рост санитарных потерь в войнах
второй половины XIX века вызвал необходимость массовой эвакуации раненых и больных в
тыл страны, а развитие железнодорожного и водного транспорта способствовали её
обеспечению. В русско-турецкую войну 1877-1878 гг. в России впервые появились
органы управления массовой эвакуацией раненых и больных в виде «эвакуационных
комиссий», располагавшихся на узловых железнодорожных станциях при которых
развертывались группы госпиталей и лазаретов. Работа эвакуационных комиссий
регламентировалась циркуляром Генерального Штаба Вооруженных Сил 1877 года «О правилах
распределения и развозки раненых и больных с театра войны во внутрь империи»,
Эвакуационные комиссии обычно состояли из представителей военного командования,
военно-санитарного ведомства, органов военных сообщений и общественных
организации /рис.1/,
Возглавляли эвакуационные комиссии строевые
генералы (офицеры), которые не подчинялись медицинской службе и рассматривали
эвакуацию раненых и больных как чисто военное мероприятие, направленное на
освобождение войск от утративших боеспособность воинов.
Во время русско-турецкой войны 1877-1878 гг.
эвакуация раненых и больных с театра военных действий проводилась и более широком
масштабе и на большую территорию страны, чем в предыдущие войны. Только из
Дунайской армии в периоде апрели 1877 по март 1878 годов переносно в Россию по
железной дороге более 125000 и по морю более 81 000 раненых и больных.
Вместе с тем
в эту войну мало что изменилось в лучшую сторону в организации эвакуации и
лечения раненых и больных: врачи были отстранены от руководства эвакуацией
раненых и больных, эвакуация же была оторвана от лечения. Возглавляли
эвакуационные комиссии по - прежнему строевые генералы (офицеры), которые
не подчинялись медицинской службе. В результате эвакуация раненых и больных
теряла всякий медицинский смысл и часто носила нерациональный характер.
Например, легкораненые могли быть эвакуированы в глубокий тыл, а инфекционные
больные развозились по всей России.
Руководство эвакуацией внутри страны было
сосредоточено в Главном штабе, а территория империи разделялась на
«эвакуационные районы» с учреждением в каждом из них эвакуационных комиссий,
которые в последующем превратились в местные эвакуационные пункты.
Рис. 1. Организационная структура эвакуационной
комиссии в период русско-турецкой войны 1877-1878 гг.
После окончания русско-турецкой войны Н.И.
Пирогов обобщил опыт работы эвакуационных комиссий в своём труде
«Военно-врачебное дело и частная помощь на театре войны в Болгарии и в тылу
действующей армии в 1877-1878 гг.». На основе этого труда в 1890 году было
издано «Положение об эвакуации больных и раненых», однако важнейшие идеи Н.И.
Пирогова о медицинской сущности эвакуации и подготовке ещё в мирное время всей
системы медицинского обеспечения в нем были проигнорированы.
«Положение об эвакуации больных и раненых» 1890
года действовало в русско-японскую войну 1904-1905 гг. Эвакуационные комиссии в
этой войне получили своё дальнейшее развитие. Они были организованы во
фронтовом районе (полевые и тыловые эвакуационные комиссии) и в тылу страны
(внутренние эвакуационные комиссии). «Для содействия в перевозке, размещении и
призрении больных и раненых...» создавались губернские и уездные
«распорядительные по эвакуации комитеты», которые обеспечивали размещение,
содержание и лечение раненых и больных в местных больницах.
Внутренние эвакуационные комиссии были значительно
расширены, в их составе появились «врачи для сортировки» раненых и больных.
Деятельность полевой и тыловой эвакуационных
комиссий в виду отступления наших войск, отсутствия медицинского руководства,
неорганизованности сортировочной работы, резкого недостатка в лечебных учреждениях
и санитарном транспорте была неудовлетворительной. Военно-санитарные поезда
загружались в спешке, в них оказывались раненые и больные различной степени
тяжести: от умирающих до почти здоровых. В связи с этим эвакуация продолжала
оставаться беспорядочной, а сортировка поступающих в тыл страны раненых и
больных проводилась поверхностно, прямо в вагонах. Так, по данным С.А. Семеки
из 197 790 раненых и больных, поступивших в Иркутскую эвакуационную комиссию за
весь период русско-японской войны, было эвакуировано дальше в тыл страны 194
788 человек, или 92,9 % от общего числа поступивших. Раненых и больных
доставляли в тыловые госпитали часто в недопустимо поздние сроки, нередко они
погибали от неудовлетворительных условий эвакуации, зимой у многих были отморожения
конечностей. Положение усугублялось тем, что внутренние эвакуационные комиссии
создавались с большим опозданием уже в ходе войны.
Тяжелое положение с сортировкой раненых и больных
и маломощность эвакуационных комиссий вызвали необходимость создания сортировочно-контрольных
подразделений медицинской службы. В связи с этим с ноября 1904 года
при внутренних эвакуационных комиссиях (кроме Челябинской) начали создаваться
сборные эвакуационные пункты, которые явились прототипом современных
сортировочных госпиталей. На них возлагались задачи по проведению сортировки
поступающих раненых и больных, доставке их в местные госпитали и организации
погрузки в ВСП, для чего при сборных эвакуационных пунктах содержались команды
носильщиков и необходимый санитарный транспорт. При эвакуационных комиссиях
развертывались, кроме сборных эвакуационных пунктов, госпитали и лазареты военного
ведомства, общества Красного Креста и различных благотворительных организаций,
«слабосильные команды», военно-санитарные поезда и санитарные транспорты,
дезинфекционные отряды, бани, прачечные, питательные пункты, различные склады
медико-санитарного и хозяйственного имущества.
Таким образом, эвакуационные комиссии по своей
организации все более приближались к современным эвакуационным пунктам.
Необходимо подчеркнуть, что недостатки в деле
лечебно-эвакуационного обеспечения русской армии в те годы можно объяснить
несколькими основными причинами:
— отсутствием специального медицинского органа
управления в стране, руководящего эвакуацией раненых и больных;
— отсутствием предварительных разработок по
предполагаемому количеству санитарных потерь на войне и нуждаемости в
эвакуации;
— неподготовленностью необходимого количества
санитарного транспорта для эвакуации раненых и больных;
— неподготовленностью госпиталей с
соответствующим количеством коек и помещений для их развертывания, в том числе
и в тылу страны;
— несовершенством организационно-штатной
структуры эвакуационных комиссий.
Каких — либо изменений после окончания русско-японской
войны 1904-
1905 годов и до 1914 года в организацию
лечебно-эвакуационного обеспечения русской армии внесено не было. Как указывает
С.А. Семека, вплоть до первой мировой войны 1914-1918 годов никаких новых
формирований в тылу страны на случай войны не предусматривалось, и эвакуация раненых
и больных должна была производиться в постоянные военные госпитали мирного
времени, общая коечная емкость которых в 1914 году составляла всего 10 890
коек.
Согласно действовавшему до 1914 года «Положению об
эвакуации больных и раненых» 1890 года для размещения раненых и больных должны
были использоваться также гражданские больницы, лазареты, лечебные учреждения
общества Красного Креста и других общественных организаций.
Дальнейшее развитие система эвакуации раненых и
больных и лечения их в тылу страны получили в первую мировую войну 1914-1918
годов. С августа 1914 года по 15 ноября 1916 годов с театра военных действий во
внутренние районы страны было эвакуировано 4 154 493 раненых и больных, для
лечения которых было сформировано значительное количество госпиталей, главным
образом за счет общественных организаций - Союзов городов, общества Красного
Креста, Земского общества и других. Общая коечная ёмкость госпиталей составляла
427 000 коек (43,5 % от общего числа коек в тылу страны и на ТВД).
Эвакуационные комиссии, сформированные в начале
войны по мобилизационным планам, не смогли обеспечить выполнение возложенных на
них задач и были упразднены. Согласно «Временному положению об эвакуации
раненых и больных», утвержденному в августе 1914 года, была создана система
эвакуационных пунктов: на театре военных действий — головных и тыловых, а во
внутреннем районе страны - распределительных и окружных. Переход к организации
эвакуационных пунктов осуществлялся уже в ходе войны с большими затруднениями и
формально был завершен к началу 1915 года. В период первой мировой войны в
России было развернуто 8 распределительных и 25 окружных эвакуационных пунктов.
По сравнению с эвакуационными комиссиями,
являвшимися по существу начальной формой организации управления сортировкой и
эвакуацией раненых и больных, функции вновь созданных эвакуационных пунктов
были значительно расширены. Кроме того, в тылу страны появились два органа
управления эвакуацией раненых и больных, различных по своей
организационно-штатной структуре и задачам.
Распределительные эвакуационные пункты (РЭП)
развертывались во внутреннем районе на узловых железнодорожных станциях с таким
расчетом, чтобы все раненые и больные, прибывающие с фронта, непременно проходили
через них.
В состав РЭП, согласно «Временному положению об
эвакуации раненых и больных», входили канцелярии и полевые запасные госпитали,
предназначенные для временного размещения прибывших с фронта раненых и больных,
которые по состоянию здоровья «не могут выдержать дальнейшей перевозки»,
оказания им медицинской помощи, а также для «обсервации и лечения острозаразных
больных». При РЭП содержались: санитарно-гигиенический отряд, дезинфекционные
камеры, бани и прачечные; запасы интендантского имущества и продовольствия для
обеспечения эвакуируемых с пункта.
Одной из главных задач РЭП являлось проведение
медицинской сортировки, распределение и отправка раненых и больных «в
зависимости от места их службы, родины или избранного места жительства по
соответствующим окружным эвакуационным пунктам».
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26
|