Финансово-кредитное управление развитием оборонного комплекса России
По сравнению с
1991 годом объем финансирования в 1992 году уменьшился на 41%. , а к 1995 году
- почти в 9 раз / 70 /.
При этом
сокращение средств, выделяемых из бюджета на научно-исследовательские работы в
оборонном комплексе, в значительной мере отразилось на объеме фундаментальных
исследований, для которых государство является единственным заказчиком. За
последние три года доля этих исследований в общем объеме НИОКР в оборонных
отраслях составляла всего лишь 2%.
Была
проигнорирована очевидная взаимосвязь конверсии, позволяющей значительно
повысить конкурентоспособность отечественной продукции, с повышением
качественных параметров оснащенности Вооруженных
Сил. Практически был упущен момент комплексного использования национального
научного потенциала оборонного комплекса и для разработки новейших средств
вооруженной борьбы, и для решения других первостепенных проблем, определяющих
национальную безопасность страны в широком понимании этого термина.
Военно-ориентированная
наука, еще более сложно адаптирующаяся к рыночной среде, нежели оборонная
промышленность, из-за непродуманности принимаемых решений практически стала
"жертвой" финансовых ограничений.
На
государственном уровне не были решены вопросы:
разработки
перспективных планов, предусматривающих варианты двойного использования
материально-технических, интеллектуальных, информационных и организационных
ресурсов, составляющих основу научного сектора оборонного комплекса, на цели
как связанные с созданием новейших образцов оружия, так и для
народнохозяйственного потребления;
организации
государственной сети трудоустройства кадров ученых, а также другого
высококвалифицированного персонала, высвобождаемого при сокращении военных
НИОКР, и создания на этой основе системы сохранения научного потенциала.
В результате к
сегодняшнему периоду значительная часть научного потенциала
России утрачена. Это уже сейчас является фактором, тормозящим
научно-технический прогресс, увеличивающим сроки разработки конечной продукции,
замедляющим темпы создания научно-технического задела под перспективные
разработки.
Кроме
сокращения в плановом порядке объемов финансирования НИОКР отрицательным
фактором являлось несвоевременное и неполное выделение средств на научные
разработки из федерального бюджета в связи с трудностями его формирования.
В определенной
мере сказалось и отсутствие должной координации финансирования НИОКР и
взаимоувязки между различными государственными структурами, особенно в области
фундаментальных, поисковых и прикладных исследований. В настоящее время
финансированием этих исследований занимаются Академия наук, высшая школа,
управления Госкомоборонпрома России, Министерство обороны РФ и Секция
прикладных проблем при Президиуме АН. Как следствие возникает разрыв цикла
исследование-производство, параллелизм и дублирование работ и, следовательно,
снижение эффективности использования и без того незначительных средств.
Появляются
заказчики на проведение НИОКР из коммерческих структур, взаимоотношения с
которыми вообще не регламентированы. Не лучше положение и в области разработок
технологий двойного применения. Отсутствие законодательных актов в этой области
приводит к потерям паритетов в научно-техническом заделе по разработке
перспективных видов вооружений.
Анализ выделяемых
объемов финансирования НИОКР оборонным отраслям промышленности свидетельствует
о недостаточной обоснованности распределения финансирования. На развитие
электроники- базовой отрасли научно-технического прогресса страны выделяется
7-10%, а основным потребителям продукции электронной промышленности -
радиопромышленности и промышленности средств связи - 25 % от общего объема
финансирования.
Потеря
высококвалифицированных специалистов оборонными НИИ и КБ и резкое сокращение
набора молодых и талантливых приводит к необратимым последствиям как для
науки оборонного комплекса, так и в целом научного потенциала России.
Из изложенного
следует: требуется принятие экстренных мер по сохранению научного потенциала
оборонного комплекса России и изменению государственной политики по отношению
к научно-техническому прогрессу.
Ситуация в
оборонном комплексе в 1995 году
Как известно, официальные прогнозные оценки
социально-экономического положения России по данным за отчетный период 1995
года свидетельствуют об относительном улучшении основных макроэкономических
показателей. Динамика выпуска промышленного производства в целом по России
может свидетельствовать о закреплении тенденции его стабилизации, обозначившейся
с середины 1994 года. При этом отмечается значительное замедление спада выпуска
продукции относительно соответствующего месяца предыдущего года (с 20% в
сентябре 1994г. по 2% в июне 1995г.). Обследование деловой активности
промышленных предприятий показывает, что прекратилось падение средней загрузки
производственных мощностей в промышленности, остановившись на уровне 45%.
Ожидается значительное замедление темпов инфляционных процессов.
Таким образом, сбывается второй -
оптимистический вариант прогноза правительственной программы реформирования
экономики в 1995-1997 годах.
Однако макроэкономические показатели вряд ли
отражают всю остроту положения, которое сложилось в оборонных отраслях
промышленности.
"Стабилизация" обеспечивается в
основном за счет увеличения производства и экспорта нефти, газа, черных,
цветных и редких металлов и некоторых других видов сырья и материалов, то есть
отраслей сырьевых и добывающих.
В обрабатывающих производствах, к которым
относятся машиностроение, электроника, приборостроение и другие
высокотехнологичные отрасли, признаков стабилизации нет. Иными словами,
деградация промышленной структуры национальной экономики продолжается.
За 8 месяцев 1995 года спад производства в
оборонных отраслях промышленности составил 22,2% , причем снижение объемов
производства отмечено во всех отраслях / 19/.
Кризисные явления продолжают иметь место
как в гражданском секторе производства, так и в военном.
Производство военной продукции, снизившееся за
8 месяцев 1995 года на 22,9%, по сравнению с соответствующим периодом прошлого
года, продолжает находиться под неослабевающим влиянием следующих факторов:
установление объемов оборонного заказа ниже
экономически и технически целесообразного уровня;
позднее принятие государственного оборонного
заказа (на правительственном уровне - в июне 1995 года, доведение его до
предприятий и заключение договоров с государственными заказчиками по ряду
позиций и предприятий не завершено по состоянию на 1 октября 1995 года);
крайне неудовлетворительное финансирование
соответствующих расходов из федерального бюджета;
отсутствие авансирования работ с длительным
циклом изготовления;
неопределенность ситуации на предприятиях с
размерами мобилизационных мощностей;
отсутствие экономического стимулирования
выполнения государственного оборонного заказа.
Уровень бюджетного финансирования в текущем
году практически не позволяет до конца года даже погасить задолженность
отдельным предприятиям за продукцию, поставленную по государственному
оборонному заказу на 1994 год.
Так, по состоянию на 1 октября 1995 года
Минобороны России выделено на закупки вооружения и военной техники лишь 45%
годовых назначений, на военные НИОКР - 27%. Недопустимо низкий уровень
финансирования и затянувшийся процесс погашения долгов за 1994 год не позволяют
обеспечивать авансирование отдельных образцов вооружения и военной техники с
длительным циклом изготовления, что практически при отсутствии собственных
источников приобретения оборотных средств (сырья, материалов, комплектующих и
т.д.) лишает предприятия возможности вести работы.
При формировании доходов федерального бюджета
за отчетный период (по данным Госналогслужбы России на уровне 118%) такой
уровень финансирования расходов на оборонную промышленность и науку
свидетельствует:
во-первых, об отсутствии в реальной
правительственной структурной политике приоритета высокотехнологичных отраслей;
во - вторых, о нарушении законодательных норм
исполнения федерального бюджета. Так, практически произведен секвестр этих
расходов не в результате недопоступления доходов в федеральный бюджет, а в
пользу иных расходов, что не предусмотрено в федеральном законе "О
федеральном бюджете на 1995 год" и иными законодательными актами,
регламентирующими бюджетный процесс в России.
Положение усугубляется и факторами
стратегического характера. В частности, до настоящего времени у предприятий
отсутствует определенность на перспективу в уровне потребности в производстве
вооружения и военной техники. Этот фактор с 1995 года становится серьезным
препятствием на пути движения предприятий в рыночную среду и институциональных
преобразований на базе развития гражданских производств и полной переориентации
на требования свободного рыночного пространства.
Тяжелым бременем на предприятия в условиях
хронического недофинансирования легло несоответствие реального роста цен на
продукцию оборонного назначения индексам-дефляторам, учтенным при формировании
бюджетных ассигнований на эту цель.
Розничные цены в 1995 году по уточненному
прогнозу Минэкономики вырастут в 2,5 раза. В прогнозе Минэкономики, на основе
которого разрабатывался и принимался бюджет, рост цен на 1995 год
предусматривался несоизмеримо ниже, чем имеет место в действительности. При
этом, как известно, бюджетное финансирование было определено не только исходя
из в два раза более низких цен, но и в качестве основного принципа (отличие от
1992-1994г.) был провозглашен отказ от эмиссионного финансирования бюджета.
Эксперты еще накануне принятия бюджета отмечали, что заложенные в прогнозе
темпы инфляции многократно занижены.
Первое полугодие 1995 года это доказало: рост
розничных цен - 178%, оптовых - 210%. Это нанесло всему народному хозяйству и
безопасности государства, без преувеличения, колоссальный ущерб вследствие
профинансирования из бюджета самых необходимых государственных расходов в
реальном наполнении на уровне примерно 50% 1994 года, тогда как и без того
оборонная промышленность, наука, были посажены на голодный паек / 92 /.
Таким образом, возможности реального
товарного наполнения средств, предусмотренных в бюджете на 1995 год упали
минимум в 1,4-1,6 раза. Это в конечном итоге
неминуемо приведет к невозможности оплаты части продукции, изготовленной
предприятиями по госзаказу и увеличению объема переходящей на 1996 год
задолженности государственных заказчиков, либо к невыполнению номенклатурного
задания государственного оборонного заказа, о чем уже сейчас заявляет
Министерство обороны. Например, по состоянию на 1 сентября государственный
заказ по промышленности средств связи выполнен на 38%, радиопромышленности -
на 10%
И в том, и в другом случае вопреки отдельным
фактам общего контекста развития экономики, свидетельствующим об успехах,
снижении темпов спада и т.д., состояние предприятий оборонных отраслей
промышленности, на которых размещен государственный оборонный заказ, полностью
опровергает ситуацию о стабилизации.
Несколько лучше складывается положение в
гражданском секторе оборонных отраслей промышленности. Спад промышленного
производства в целом по гражданской продукции составил 20,8%, однако выпуск
товаров народного потребления снизился на 35,5% (табл. 1.11) / 57/.
Таблица
1.11
Производство отдельных видов продукции ТНП на предприятиях оборонных
отраслей промышленности
|