Финансово-кредитное управление развитием оборонного комплекса России
Финансово-кредитное управление развитием оборонного комплекса России
МИНИСТЕРСТВО
ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
экз. №
На правах рукописи
Астахов
Андрей Андреевич
УДК
[623.002,8:338.245.8]:339.13
ФИНАНСОВО-КРЕДИТНОЕ УПРАВЛЕНИЕ
РАЗВИТИЕМ ОБОРОННОГО КОМПЛЕКСА
РОССИИ
20.01.07 - Военная экономика
Диссертация на соискание ученой степени
доктора экономических наук
Научные консультанты:
Член-корреспондент РАН
доктор исторических наук
профессор А.А.Кокошин
Член-корреспондент АВН
доктор экономических наук
снс В.В.Бандурин
Москва - 1995
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
ВВЕДЕНИЕ
......................................................................................
4
1. АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ ОБОРОННОГО КОМПЛЕКСА
РОССИИ В НОВЫХ ПОЛИТИЧЕСКИХ И ЭКОНОМИЧЕСКИХ
УСЛОВИЯХ ....................................................................................
15
1.1. Анализ итогов
научно - производственной деятельности
оборонного
комплекса в 1993-1995гг. ......................................... 16
1.2. Анализ основных проблем конверсии
оборонной
промышленности в условиях проведения жесткой
финансово-
кредитной политики
........................................................................ 55
1.3. Анализ соответствия существующей системы
управления
конверсией ОК новым экономическим и
политическим условиям.. 69
ВЫВОДЫ
........................................................................................
86
2. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ
УПРАВЛЕНИЯ КОНВЕРСИЕЙ ОБОРОННОГО КОМПЛЕКСА 90
2.1. Основные цели и задачи развития системы
управления
конверсией оборонного комплекса
.................................................. 90
2.2. Структура системы управления конверсией
оборонного
комплекса и основные функции ее субъектов
................................ 102
2.3. Методический подход к оценке
эффективности
функционирования системы управления конверсией
.................... 111
2.4. Федеральная целевая программа конверсии
оборонной
промышленности на 1995-1997 годы как основа
совершенствования
системы управления конверсией в условиях
политики финансовой
стабилизации
..................................................................................
119
ВЫВОДЫ
.........................................................................................
128
3. КОНЦЕПЦИЯ ФИНАНСОВО-КРЕДИТНОГО
УПРАВЛЕНИЯ
РАЗВИТИЕМ ОБОРОННОГО КОМПЛЕКСА ...................... 132
3.1. Финансово-кредитные методы управления
развитием
оборонного комплекса
..................................................................... 133
3.2. Предложения по совершенствованию
налоговой политики в
оборонном
комплексе.......................................................................
136
3.3. Предложения по совершенствованию
кредитной политики в
оборонном
комплексе.......................................................................
151
3.4. Предложения по совершенствованию политики
финансирования
создания и закупок
ВВТ................................................................... 156
3.5. Предложения по выбору внебюджетных
источников
финансирования развития оборонного
комплекса.......................... 168
ВЫВОДЫ...........................................................................................
180
4. КОНЦЕПЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
РАЗВИТИЕМ ОБОРОННОГО КОМПЛЕКСА . ................ 185
4.1. Государственное управление конверсией -
основа сохранения
научно-производственного потенциала
оборонного комплекса.... 185
4.2. Организационные и институциональные
преобразования в
оборонном
комплексе.......................................................................
196
4.2.1. Финансово - промышленные
группы...................................... 200
4.2.2. Развитие предпринимательства и
государственная поддержка
малого бизнеса
.................................................................................
206
4.3. Повышение роли государственного
управления региональной
и внешнеэкономической деятельностью
конверсируемых
предприятий
......................................................................................
217
ВЫВОДЫ
........................................................................................
225
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ................................................................................
228
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ....................... 233
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
Анализ зарубежного опыта функционирования
ФПГ....................................................................................................
242
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Показатели
финансирования оборонного
комплекса России
.............................................................................
252
ВВЕДЕНИЕ
Комплекс оборонных отраслей промышленности
всегда был интегрирован в народное хозяйство страны. Экономика оборонных
отраслей промышленности, несмотря на некоторые льготные условия
функционирования, является органической составной частью экономики страны,
выполняя три основные макроэкономические функции /25, 27, 29, 34, 47, 49/:
экономическое обеспечение оборонной
безопасности;
обеспечение ускорения научно-технического
прогресса;
обеспечение товарного рынка технически
сложной промышленной продукцией гражданского назначения.
Поэтому в диссертации рассмотрены условия
функционирования оборонного комплекса (ОК) в рамках тех событий, которые
происходили в предыдущие годы и которые в основном сказались на результатах
его деятельности в современный период.
Как известно, важным этапом, обусловившим
работу отраслей ОК в период 1989-1990 гг., является конверсия военного
производства и перевод экономики страны на рыночные отношения.
Начальным импульсом для осуществления
конверсии военного производства было объявленое в конце 1988 г. в ООН решение
об одностороннем сокращении военного бюджета СССР на 14,5%, закупок ВВТ - на
19,5%, численности ВС на 500 тыс. человек. Масштабы и глубина конверсии
установлены были Указом Президиума ВС СССР от 21.03.1989г, определившим
сокращение расходов на оборонный комплекс в течение 1989-1990 гг. Происходившие
в этот период в СССР процессы конверсии являлись отражением этих решений /80,
81/.
Общая логика происходивших в то время в ОК
процессов была такова. В результате шагов по сокращению военных расходов и
заказов на производство ВВТ происходит высвобождение производственных
мощностей и основных фондов, других материальных, трудовых и финансовых
ресурсов. Таким образом, создаются предпосылки к переключению ресурсов ОК на
мирные цели, освоению гражданской продукции и существенному наращиванию ее
производства.
Указанные процессы в соответствии с
традиционными подходами плановой экономики были отражены в заданиях
Государственного плана экономического и социального развития СССР на 1990 г.
и Государственной программы конверсии оборонной промышленности до 1995 г.
Хронологически конверсия ОК совпала с
процессами перехода народного хозяйства страны к рыночной экономике. Это не
случайно.
Во-первых, шаги по одностороннему сокращению
ВВТ явились важным проявлением нового мышления в военно-политической области,
в направлении разрядки международной напряженности и уменьшении конфронтации
военных блоков.
Во-вторых, конверсия ОК рассматривалась как
один из немногих реальных источников ресурсов для стоящих перед страной
социально-экономических проблем.
Однако при планировании конверсии необходимо
было учесть отечественный и зарубежный опыт в этой области, выявить
преимущества и недостатки различных вариантов конверсии, реализовать первые и
избежать вторых. Сейчас можно с уверенностью сказать, что это сделано не
было. Отсюда и проистекают все проблемы и беды современной конверсии / 3, 4,
6, 56, 77, 91/.
Как уже говорилось, конверсия в ОК совпала по
времени с началом перехода экономики страны к рынку, а также распадом СССР. Ряд
прежних органов государственного управления, связанных с планированием и
обеспечением конверсии и выполнением оборонного заказа, оказались
ликвидированными. От методов административно-командного управления стали
переходить к экономическим, не подкрепленным конкретным механизмом их
реализации.
Система перспективного планирования конверсии
и развития ВВТ перестала функционировать. Кроме этого, дестабилизация
финансово-кредитной сферы в условиях перехода к рыночным отношениям резко
усугубила положение оборонных предприятий, особенно конверсируемых.
Специфические особенности и особое положение предприятий ОК не в полной мере
нашли отражение в законодательных актах Верховного Совета РФ, документах
Правительства РФ и указах Президента РФ, осуществляющих концепцию перехода к
рыночной экономике.
Характерными особенностями работы
законодательных органов государственного управления по подготовке и введению в
действие основополагающих актов по преобразованию системы экономических
отношений в стране были постоянное запаздывание, отсутствие системности в
достижении цели, разрыв по срокам введения, противоречивость,
несогласованность. Это может быть отнесено к законодательным и нормативным
актам о предприятиях и предпринимательской деятельности, о собственности, о
налоговой системе, о конверсии, об акционерных обществах и т.д.
Процесс суверенизации бывших союзных республик
привел к распаду сложившихся кооперационных связей, что существенно сузило
научно-производственную базу создания ВВТ и конверсии, поставило под угрозу
срыва многие программы вооружения и конверсии.
Период 1992-93 гг. для оборонных предприятий,
как и для экономики страны в целом, характеризовался началом реальных
экономических реформ, выражающихся в правительственной политике
либерализации экономики, стабилизации финансов и денежной системы, приватизации
и развития предпринимательства, структурной перестройки экономики.
Однако значительная часть мероприятий по
либерализации и стабилизации, осуществленная в первые месяцы 1992 года, не
была достаточно последовательной и взвешенной.
Жесткость стабилизационных мероприятий
способствовала возникновению кризиса взаимных неплатежей.
В 1993-1995гг. продолжался дальнейший спад
производства. Либерализация стимулировала предприятия к увеличению своих
доходов за счет роста цен. Инфляция привела к угнетению стимулов производства
и накопления, к дезориентации предприятий.
Суммируя сказанное, можно кратко
сформулировать основные факторы, повлиявшие на особенности работы оборонных
отраслей промышленности в период 1991-1995гг.:
В области политико-правовой среды:
курс на разоружение и конверсию военного
производства;
курс на переход к рыночной экономике;
процессы активного законотворчества, не в
полной мере учитывающие специфические особенности предприятий оборонного
комплекса;
кризис исполнительной власти;
ликвидация системы централизованного
планирования;
В области экономической среды:
резкое сокращение ассигнований на ВВТ;
общий спад производства;
распад хозяйственных связей;
непоследовательные меры по реформированию
ценового, налогового и кредитного механизмов;
инфляция.
В области социальной среды:
падение уровня жизни работников ОК;
дифференциация доходов;
проблемы занятости.
Таким образом, сложившаяся с учетом этих
факторов система финансово-кредитного управления развитием оборонного
комплекса практически перестала удовлетворять новым экономическим и
политическим условиям, характеризующим вхождение российской экономики в качественно
новый этап развития.
Оборонный комплекс России - это целостная организационно-экономическая система отраслей,
промышленных и научных предприятий и организаций, предназначенная для
выполнения исследований, разработок, производства и поставок ВВТ. Она
представляет собой наиболее качественный компонент экономики народного
хозяйства страны.
Здесь сосредоточен крупный научно-технический
потенциал, дающий 40% всех научных и конструкторских разработок,
высококвалифицированные кадры рабочих, инженеров и ученых.
Для России более рациональное в современных
условиях использование такого потенциала - это, с одной стороны, крупнейший
шанс перестройки и модернизации народного хозяйства, один из решающих факторов
успешного преодоления стоящих перед страной экономических и социальных
проблем, с другой стороны - гарантия обеспечения ее национальной безопасности.
Масштабы военного и гражданского производства
в России, трудности финансово-экономического обеспечения, несовершенство
организации и управления конверсией порождают ряд проблем, решение которых
позволит повысить эффективность общественного производства.
Целью диссертации является решение научной проблемы разработки теоретических и
методологических основ совершенствования финансово-кредитного управления
развитием оборонного комплекса России в условиях рыночных преобразований.
В соответствии с поставленной целью в
диссертации решаются следующие задачи:
комплексный анализ состояния и проблем
развития оборонного комплекса России в условиях проведения жесткой
финансово-кредитной политики;
анализ соответствия существующей системы
управления конверсией оборонного комплекса новым экономическим и политическим
условиям;
разработка методологических основ развития
системы управления конверсией военного производства с учетом коммерциализации
создания ВВТ;
разработка концепции финансово-кредитного
управления развитием оборонного комплекса с учетом специфических особенностей
производства ВВТ;
разработка предложений по совершенствованию
налоговой и кредитной политики в оборонном комплексе;
разработка предложений по совершенствованию
политики финансирования создания и закупок ВВТ;
разработка предложений по выбору внебюджетных
источников финансирования конверсии оборонного комплекса России;
разработка концепции государственного
управления конверсией оборонного комплекса на этапе реализации политики
финансовой стабилизации;
разработка предложений по совершенствованию
государственного управления развитием оборонного комплекса на основе
организационных и институциональных преобразований;
разработка предложений по повышению роли
государственного управления региональной и внешнеэкономической деятельностью
конверсируемых предприятий.
М е т о д ы и с с л е д о в а н и я.
Методы исследования, применяемые в
диссертации, основываются на методологии военно-экономического и финансового
анализа, включают системный анализ и синтез, методы исследования операций.
Н а у ч н а я н о в и з н а р а б о
т ы.
В диссертации на основе системного подхода:
1. Предложено комплексное решение основных
методологических, экономических, организационных и других проблем
совершенствования финансово-кредитного управления развитием оборонного
комплекса России в условиях перехода к рыночным отношениям.
2. Выполнен комплексный анализ состояния
существующей системы управления конверсией и ее соответствия новым
экономическим и политическим условиям.
3. Сформулированы методологические основы
совершенствования системы управления конверсией оборонного комплекса на этапе
реализации политики финансовой стабилизации.
4. Предложены критерии и показатели,
разработан методический подход к оценке эффективности функционирования системы
управления конверсией оборонного комплекса.
5. Разработана и предложена концепция
финансово-кредитного управления развитием оборонного комплекса, позволяющая в
условиях проведения жесткой финансовой политики обеспечить:
сохранение научно-производственного и
кадрового потенциала оборонного комплекса;
формирование состава и структуры
научно-производственной базы военного производства, адекватной складывающимся
рыночным условиям;
максимально эффективное использование
научно-технического и производственного потенциала оборонных предприятий в
интересах создания рыночной среды;
повышение эффективности функционирования
оборонных предприятий за счет создания сильного мотивационного механизма
экономической деятельности;
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26
|