Финансово-кредитное управление развитием оборонного комплекса России
В то же время рассмотрение вопросов
стимулирования гражданского производства и создания благоприятного финансового
режима конверсионным предприятиям Программой не предусматривалось, поэтому при
внесении изменений в налоговое и таможенное законодательство они в
Правительстве не обсуждались.
Роль Правительства в управлении конверсией
при реализации Программы была сведена к дежурным функциям утверждения Перечня
программ стоимостью свыше 5 млрд.рублей, подлежащих льготному кредитованию,
ежеквартального распределения по министерствам и отраслям сумм дотаций из
федерального бюджета на конверсию.
Кроме того, Правительство
"ускоряло" рассмотрение федеральными органами конверсионных программ
отдельных предприятий, а также выделение Минфином России средств (кредитов и
дотаций) предприятиям по их ходатайствам, то есть занималось текущей работой,
переложенной на него слабой организацией этих процедур прежде всего в
отраслевом органе управления.
Крайне несистемно и непоследовательно
проходила в Правительстве работа по реализации конверсионной политики при
прохождении бюджетного процесса. Вплоть до 1995 года в бюджете не было
специальной строки, определяющей средства на осуществление конверсионных
программ на возвратной основе.
Не было должной координации и
согласованности в вопросах организации конверсии между федеральными органами
управления.
Так, в соответствии с Положением о
Государственном комитете Российской Федерации по оборонным отраслям
промышленности (Госкомоборонпроме России) реализация совместно с федеральными
органами исполнительной власти конверсионной политики относится к одной из
основных задач этого органа.
Комитет должен осуществлять следующие функции,
направленные прямо или опосредованно на решение этой задачи:
разработка и организация исполнения
государственных программ конверсии, участие в разработке проектов федеральных
программ структурной перестройки в оборонных отраслях промышленности,
подготовка предложений по созданию, реорганизации, перепрофилированию и
упразднении государственных организаций и предприятий, а также предложений и
рекомендаций по учету отраслевых особенностей приватизации этих предприятий;
содействие предприятиям и организациям в
подготовке, переподготовке и повышении квалификации кадров;
координация и государственное регулирование
деятельности находящихся в его ведении предприятий;
проведение единой технической политики,
направленной на обеспечение конкурентоспособности техники, создаваемой в оборонных
отраслях промышленности, эффективное использование их научно-технического и
производственного потенциала, в том числе прогрессивных технологий и продукции
двойного назначения.
Теперь обратимся к функциям Министерства
экономики Российской Федерации (Минэкономики России). Положение об этом
Министерстве, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от
26 августа 1994г. № 844, предусматривает участие "в осуществлении
государственной политики в области конверсии военного производства", а
также осуществление организационно-методического руководства и координации
работ по формированию и реализации федеральных целевых программ.
Таким образом, за Минэкономики закреплена
функция методолога, координатора и "участника" осуществления
конверсионной политики, а реализацией этой политики должен заниматься
Госкомоборонпром.
Налицо двойственность положения
ответственности за проведение конверсии.
При этом на Минэкономики России возложена
функция государственного заказчика проведения конверсии в России, а
Госкомоборонпром России курирует реализацию конверсионных мероприятий через
предприятия.
Министерство финансов России (Минфин России) в
рамках единой государственной финансовой политики, бюджетного процесса
занимается вопросами разработки инвестиционной политики, подготовки предложений
по осуществлению инвестиционной и инновационной деятельности за счет средств
федерального бюджета, включая их предоставление на возвратной основе.
Минфин заключает от имени Правительства
Российской Федерации соглашения с Центральным банком о предоставлении ему
кредитов, несет ответственность за своевременное его погашение и уплату
процентов за кредит, осуществляет контроль за целевым использованием
предоставленных кредитов.
Сложившаяся система управления конверсией на
федеральном уровне и уровень ее скоординированности наглядно характеризуются
схемой предоставления дотаций на конверсию.
Порядок предоставления дотаций из бюджетного
фонда конверсии, направляемых на оплату труда и содержание социальной
инфраструктуры, уникального оборудования и испытательных стендов НИИ и КБ
предприятиям и организациям, реализующим программы конверсии, предусматривает
предоставление средств малорентабельным и убыточным предприятиям,
обеспечивающим выполнение сокращенного оборонного заказа, а также предприятиям
под утвержденную программу перепрофилирования на выпуск гражданской продукции с
конкретными сроками ее реализации при обязательном первоочередном направлении
на расходы, связанные с конверсией, собственных доходных источников.
Для расчета и обоснования дотаций предприятия
предоставляют в министерства (ведомства) по принадлежности следующие материалы:
сводные экономические показатели (объем
производства, численность персонала, заработная плата, прибыль) в разрезе
кварталов и с распределением на производство военной и гражданской продукции;
расчет потерь прибыли в связи с конверсией
военного производства;
расчет высвобождаемой численности персонала с
распределением на "переквалифицирующихся для гражданских производств"
и "нуждающихся в трудоустройстве";
справка о конверсионных программах и расходах
на конверсию с указанием сроков реализации программы, вводе мощностей, приросте
объемов производства гражданской продукции, распределение расходов на конверсию
по источникам - централизованные средства, собственные средства, кредиты
банков.
Отраслевые министерства (ведомства)
рассматривают материалы предприятий и представляют в Минфин и Минэкономики
перечни дотируемых предприятий и организаций с соответствующими обоснованиями
размеров дотаций.
Критериями отбора являются глубина конверсии,
наличие монопроизводства, финансовое положение, а также является ли предприятие
градообразующим и в каком географическом районе расположено.
Минфин и Минэкономики рассматривают заявки
министерств и в пределах выделенных из бюджета средств распределяют их. При
этом "наиболее нуждающиеся " получают дотации в соответствии с
расчетами, а между остальными предприятиями оставшиеся средства
распределяются, как правило, пропорционально заявке.
Средства Минфином перечисляются основному
распорядителю кредитов - федеральному отраслевому министерству (ведомству),
которое затем согласно распределению перечисляет средства предприятиям.
Представленная схема по существу полностью
соответствует механизму бюджетного финансирования командно-административной
системы управления. Полностью сохранен круг задач и раньше входивших в
компетенцию министерств.
Рассмотрим более подробно схему
взаимодействия федеральных органов и предприятий в процессе предоставления
бюджетных (кредитных) средств на возвратной основе для осуществления
конверсионных программ.
В соответствии с Положением о предоставлении
кредитов предприятиям, осуществляющим конверсию военного производства,
утвержденным Председателем Правительства Российской Федерации, объектом
кредитования выступает программа конверсии военного производства отдельного
предприятия.
Предоставляемые средства используются на
следующие цели:
перепрофилирование производственных мощностей,
освобождаемых от военного производства, включая реконструкции цехов,
приобретение недостающего оборудования;
проведение НИОКР, связанных с разработкой
новых образцов гражданской продукции;
проведение мероприятий по подготовке
производства для выпуска гражданской продукции;
завершение строительства и ввод мощностей.
Контрольные цифры бюджетных (кредитных)
ресурсов определяются Минфином России и Минэкономики России одновременно с
формированием показателей федерального бюджета, распределяются по целевым
программам и приоритетным направлениям и сообщаются Госкомоборонпрому России и
другим министерствам и ведомствам, предприятия которых осуществляют конверсию,
как ориентир на период предварительного рассмотрения конверсионных программ
предприятий.
Министерства и ведомства осуществляют
ведомственный конкурсный отбор программ, формируют рабочие перечни
конверсионных программ и представляют их в Минэкономики.
Главным условием является участие данной
программы в реализации одного или нескольких направлений конверсии военного
производства, приоритетность которого определена Государственной программой
конверсии 1993-1995 годов. Преимущественное право в получении целевого кредита
имеют предприятия, осуществляющие выполнение программ, обеспечивающих:
создание импортозамещающих производств для
снижения валютных затрат и улучшения платежного баланса;
разработку и внедрение энерго- и
ресурсосберегающих техники и технологий;
перепрофилирование производств с
использованием передовой технологии, новых материалов;
увеличение разработок и производства техники и
технологий двойного назначения;
развитие экспортных возможностей предприятия.
Минэкономики рассматривает рабочие перечни с
учетом контрольных цифр и представленных заключений министерств и ведомств и
готовит перечень программ для конкурсного рассмотрения и утверждения на
межведомственной рабочей комиссии (МВРК ), состав которой определен
правительственным решением и включает представителей Минэкономики, Минфина,
министерств - заказчиков по направлениям, представителей уполномоченных
коммерческих банков.
На основании заключения МВРК Минэкономики
формирует перечни конверсионных программ и представляет их на утверждение в
зависимости от стоимости проекта либо в Правительство, либо в Минфин (с 1994
года).
Утвержденные перечни направляются в Минфин и
коммерческие банки, осуществляющие кредитование программ. По мере получения
перечней банки и их филиалы заключают кредитные договора с предприятиями.
Включение в перечни переходящих конверсионных
программ предприятий осуществляется МВРК на основании заключений кредитующих
коммерческих банков и расчетов предприятий.
Вопросы, связанные с порядком перечисления
Минфином уполномоченным коммерческим банкам кредитных средств на финансирование
конверсионных программ, их возвратом, возмещение банками процентной ставки за
пользование кредитом регулируются заключенными между Минфином России и
коммерческими банками соглашениями.
Контроль за реализацией программ конверсии
предприятий, целевым и эффективным использованием выделяемых кредитных средств
возлагается на Минэкономики, Минфин, отраслевые министерства и ведомства -
заказчики программ по направлениям и коммерческие банки, обслуживающие
указанные кредиты.
В течение года ежеквартально банки направляют
в МВРК информацию об использовании кредитов предприятиями, отчетность
представляется банками в Минфин и в оперативном порядке. Сведения об
использовании кредитов представляют и предприятия.
Предусмотрено также, что министерства и
ведомства не позднее 20 января каждого года представляют в Минэкономики и
Минфин доклады об использовании кредитов и их эффективности. При этом
ответственности за фактические результаты осуществления программ они не несут.
Реализация такой схемы предоставления
кредитов в условиях бесперебойного финансирования из бюджета достаточно
эффективна с точки зрения движения финансовых потоков и эффективности
использования и контроля за выделенными средства. Однако единственным рыночным
элементом такого механизма является конкурсная основа отбора программ,
Практика 1993-1994 годов показала, что при
ограниченных бюджетных средствах и сложившемся общем механизме финансирования
государственных расходов (на основании месячных лимитов, в меру поступающих в
федеральный бюджет доходов и т.п. ограничений) выявляется ряд отрицательных
моментов, которые снижают эффективность системы управления конверсией на всех
уровнях /6/ :
конверсионные программы предприятий в течение
6-ти и более месяцев согласовываются в шести инстанциях (отраслевой орган,
Минэкономики, Минфин, уполномоченные банки, МВРК, Правительство РФ). Из этих
инстанций реально заинтересованы в успешном выполнении программ и возвратности
кредитов только уполномоченные банки и Минфин;
ограниченные бюджетные средства рассыпаются по
неоправданно большому количеству программ, значительная часть которых
разбалансирована по финансовым источникам, и , следовательно, не обеспечивает
достижения планируемых результатов;
схема не предполагает долевого участия в
финансировании программ частного предпринимательского сектора и иностранных
инвестиционных институтов;
отсутствует вневедомственная система управления
конверсией, не определено участие в конкурсах и включение в перечни
конверсионных программ вневедомственных структур ( АО, холдингов, консорциумов
и пр.).
Существующая система управления конверсией
на практике не учитывает необходимости координации конверсионных мероприятий федерального и регионального уровней. Зачастую на одном
предприятии из федеральных источников и средств региональных фондов
финансируются разные программы, что в условиях недостаточности средств вызывает
затягивание сроков ведения работ и сдерживает конечные результаты по
программам.
Кроме того, такая ситуация может привести к
возникновению дублирующих производств, что в условиях низкого
платежеспособного спроса чревато отсутствием сбыта. Так, например, получилось
с мотоблоками, выпуск которых предусматривался в рамках Государственной
программы конверсии на одних предприятиях, а в рамках региональных программ -
на других.
Развитие новых форм и видов территориальной
рационализации производства и кооперации в условиях формирования рынка может
явиться основой коренного преобразования всей структуры управления конверсией -
осуществления перехода от вертикальных связей (Правительство - министерство -
предприятие ) к горизонтальным (местные власти - предприятие - смежник -
финансово-банковские организации).
Таким образом, несмотря на коренные
политические и экономические изменения в стране, до сих пор при решении проблем
конверсии реализуется старая административно-командная схема: провозглашаются
достаточно обоснованные цели и приоритеты, под них заявляются крупные
государственные ассигнования и льготные кредиты, которые
"выколачиваются" всеми средствами, включая лоббирование на высшем
правительственном уровне. Далее средства поступают предприятиям и съедаются
текущими финансовыми трудностями.
Решение указанных проблем видится, с одной
стороны, в решительном улучшении использования государственных средств за счет
сужения приоритетов и концентрации области их применения. Федеральная
программа конверсии должна освобождаться от долгосрочных, неэффективных и
неактуальных проектов.
С другой стороны, необходимо существенное
расширение самостоятельности самих предприятий и на этой основе оптимизация
производства и системы управления на микроуровне. Возникает необходимость
скорейшего проведения разгосударствления и приватизации предприятий, дальнейшее
содержание которых в госсекторе нецелесообразно как с точки зрения
экономических интересов государства, так и с учетом факторов, определяющих
уровень безопасности страны. Это даст хозяйственную самостоятельность
производителю и будет способствовать созданию рыночной системы, предполагающей
свободное перемещение материальных ресурсов и рабочей силы, развитие фондового
рынка, образование финансово-промышленного капитала.
Выводы
1. В результате политико-экономического
распада бывшего Союза на территории России осталось 67% предприятий
промышленности и 73% научных организаций оборонного комплекса, что с точки
зрения потенциальных возможностей позволяет обеспечить выполнение
государственных задач по разработке и производству ВВТ с высоким качеством и в
количестве, достаточном для обеспечения обороноспособности страны.
Однако за последние годы наблюдается
постоянный спад общего объема производства в оборонных отраслях, который
составлял по сравнению с предыдущим годом: в 1992г. - 18%, в 1993г.- 16%, в
1994г.- 35%. При этом произошел структурный сдвиг в продукции оборонного
комплекса: в 1990г. выпуск военной продукции составлял 60%, гражданской -
40%, а в 1994г. - соответственно 32% и 68%.
Основными причинами такого состояния
оборонного комплекса являются:
общие трудности, характерные для экономики
России (рост цен на энергоресурсы, материалы, комплектующие, несовершенство
налоговой системы и др.);
разрыв хозяйственных связей с поставщиками и
покупателями как в России, так и в ближнем зарубежье;
потеря со стороны государства функций
управления предприятиями, находящимися в государственной собственности;
отсутствие стабильного государственного
оборонного заказа и стратегической программы развития оборонного комплекса;
общий кризис неплатежеспособности, а
следовательно, взаимные долги предприятий, несвоевременная оплата
произведенной продукции, низкая покупательная способность большой части
населения;
сокращение финансовых возможностей
поддержания научно-технического потенциала;
отсутствие стабильной государственной
поддержки конверсируемых предприятий, недостаточное и несовершенное
финансирование конверсионных проектов;
неэффективное использование ассигнований,
направляемых на нужды конверсии оборонных предприятий.
2. Конверсия оборонной промышленности,
проводимая в беспрецедентных в мировой практике масштабах и темпах, с
момента ее начала и до настоящего времени не обеспечивает эффективное
преобразование оборонного комплекса и его переориентацию на гражданские
нужды. Одна из главных задач конверсии - сохранение и развитие
научно-технического и производственного потенциалов оборонного комплекса -
практически не решается.
Основными проблемами конверсии оборонной
промышленности являются:
кризисное состояние экономики страны;
отсутствие стабильной оборонной политики,
основанной на Основных положениях военной доктрины РФ, концепции развития
ВВТ, государственной программе развития ВВТ, государственном оборонном заказе,
а также идеологии мобилизационной подготовки;
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26
|