рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Финансово-кредитное управление развитием оборонного комплекса России рефераты

Система добровольной сертификации позволяет:

организовать  методическую и техническую помощь  предприятиям оборонного комплекса в выполнении подготовительных работ по  сертификации  систем  качества  с  минимизацией их стоимости;

стимулировать  повышение   конкурентоспособности   продукции российских предприятий, а также предоставлять промышленным предприятиям соответствующих государственных преференций;

создать необходимые условия для интеграции отечественной военной и гражданской  продукции в международный рынок на основе обеспечения  международного  признания  процедур и результатов добровольной сертификации в промышленности.


4.3. Повышение роли государственного управления региональной

       и внешнеэкономической  деятельностью конверсируемых

                                           предприятий

Как показали проведенные исследования /21, 31, 50, 61, 62/, государственное управление региональной конверсией имеет очень большое  значение, так как в регионе  сосредоточены государственное, территориальное и отраслевое управление народным хозяйством и требуется согласование их между собой, создание гибкой системы, способной  обеспечить эффективное использование высвобождаемого потенциала оборонного комплекса для решения социально-экономических проблем региона и государства. 

Региональный аспект государственного управления конверсией  обусловлен обширной территорией страны, особенностями географического и социально-экономического положения регионов,  их размеров  и  плотности населения, дифференциацией оборонного комплекса, различием региональных факторов разделения труда и формирования рынков промышленной продукции  и ее сбыта.

Государственное управление конверсией в регионах должно базироваться на основных направлениях  государственной  промышленной  политики,  включая структурную перестройку, инвестиционную политику,  сохранение и  развитие  научно-технического потенциала.  При этом целесообразно осуществить децентрализацию управления такими процессами, как приватизация,  коммерциализация, развитие предпринимательства, демонополизация, инновационная деятельность, на региональный уровень.

Необходимо создать такие предпосылки, при которых регионы, реализуя собственные экономические интересы, были бы заинтересованы в улучшении состояния экономики на общегосударственном уровне.

Стабилизация социально-экономического  положения  в   регионах должна осуществляться на основе максимального использования благоприятных факторов развития,  региональных  и  федеральных  программ, имеющих межрегиональное значение. Основой формирования рациональной структуры региональной экономики должен стать малый бизнес.

Большое влияние  на  развитие регионов оказывает наличие в них предприятий оборонного комплекса и национальных  исследовательских  центров.

Это позволяет,  с одной стороны, сохранить достаточно сильное государственное влияние на промышленность, а с другой, привлекать местные ресурсы для решения общегосударственных задач, развивать кооперационные связи.

С этой целью  необходимо  укреплять  структуры  исполнительной власти  в региональных администрациях, ведающие промышленной политикой. 

Как показал анализ, региональные органы  государственной  власти  и  управления должны определить приоритетные направления поддержки предпринимательства в регионах,  комплексы необходимых конверсионных мероприятий, материально-технические и финансовые  ресурсы для их реализации за счет региональных источников. Деятельность подобных структур должна быть сосредоточена на:

анализе состояния и тенденций изменения рынков  промышленной продукции военного и гражданского назначения;

аккумулировании целевых средств для решения задач перевооружения  подлежащих конверсии и перепрофилированию предприятий,  имеющих ключевое региональное значение;

разработке и реализации региональных программ,  формирование предложений и участие в федеральных, в том числе и конверсионных программах;

создании условий для развития малого и среднего предпринимательства;

создании  конкурентной рыночной среды на основе рациональной   демонополизации крупных конверсируемых предприятий.

На региональный  уровень должны быть делегированы права введения (в рамках местных бюджетов) налоговых преференций  для  промышленных предприятий,  в соответствии  с  региональными  приоритетами промышленной политики.

В свою очередь, центральные органы государственного управления должны активно взаимодействовать с региональными органами управления по:

обеспечению  региональных структур необходимой информацией о перспективах промышленного развития, о реализуемой промышленной политике;

оказанию помощи регионам в формировании и реализации промышленных проектов и программ, а также интеграции федеральных и региональных программ промышленного развития;

оказанию  помощи в организации использования научного потенциала для решения региональных проблем в области конверсии;

содействию процессу обучения специалистов;

содействию развития инновационной деятельности;

содействию  привлечению инвестиций в региональную промышленность;

созданию информационного обеспечения выполнения программ конверсии и региональных информационных банков данных.


         Развитие сотрудничества в области конверсии

                 со странами ближнего  зарубежья

Как уже отмечалось в первом разделе, распад СССР нарушил  технологическую  структуру  оборонного комплекса России.  В  бывшем СССР региональный аспект не учитывался при формировании технологической структуры,  а также при оценке  ее надежности и способности к выживанию в экстремальных условиях.

При образовании  суверенных  государств  России  в  наследство достались технологии и элементы производственного цикла, которые не могут существовать самостоятельно и развиваться без смежных  предприятий и сопряженных технологий. Более половины грузооборота страны обеспечивается через  порты  "ближнего зарубежья".

В подобной ситуации одним из основных элементов государственного управления конверсией оборонного комплекса  становится  восстановление и развитие сотрудничества России со странами СНГ, Балтии и бывших членов СЭВ на основе дву- и многосторонних межправительственных соглашений, а также Соглашения об экономическом союзе СНГ.

Экономический союз  может  нормально  функционировать только в условиях однородного экономического пространства при согласованности стратегии реформ, координации внутренней политики и национальных хозяйственных механизмов.

 Основными направлениями его деятельности должны стать:

выработка механизма  реализации  существующих  соглашений;

согласование финансовой,  денежно-кредитной и валютной политики;

совершенствование  системы взаимных расчетов и платежных отношений;

совместная  инвестиционная деятельность;

проведение согласованной антимонопольной политики;

взаимодействие  в  области охраны интеллектуальной собственности;

защита  окружающей среды в рамках общего техногенного и экологического пространства;

совершенствование  законодательной  базы  по всему комплексу вопросов, охватывающих промышленную сферу.

В целях  обеспечения  государственных  нужд  в важнейших видах продукции и взаимовыгодности в торговле следует использовать  механизм  эквивалентных поставок на сбалансированной основе,  расчет по которым должен осуществляться исходя из уровня цен мирового рынка.

Координации и стабилизации технологических связей,  реализации инвестиционных проектов будут способствовать транснациональные объединения, в том числе ФПГ. Базовым нормативно-правовым документом по их созданию является “Соглашение о содействии в создании и развитии производственных, коммерческих, кредитно-финансовых, страховых и смешанных транснациональных объединений”, подписанное рядом правительств от 15 апреля 1994г. На основе этого документа подписаны соглашения об основных принципах создания ФПГ Правительства России с правительствами следующих стран: Украины (30 декабря 1994г.), Узбекистана (17 марта 1995г.), Казахстана (28 марта 1994г.), Беларуси (6 января 1995г.). В соглашениях определены совместные сферы деятельности, перспективные для формирования транснациональных ФПГ, а также цели их создания.

Проведенные исследования /9, 23, 24 / показали, что реализация в ФПГ инвестиционных  проектов  может быть в основном направлена на создание и   освоение конкурентоспособной на мировом рынке  продукции военного и гражданского назначения.

Инвестиционная деятельность  подобных  организаций должна осуществляться в соответствии с законодательством того государства,  в котором она проводится, в соответствии с договорами о сотрудничестве в области инвестиций и о взаимной защите капиталовложений, включая деятельность с привлечением капитала из третьих стран.

Постепенная интеграция промышленного производства стран СНГ будет  стимулировать согласованные совместные действия и создание общего рынка для свободного перемещения товаров, капиталов и услуг.

Аналогичная политика  может проводиться и по отношению к странам бывшего СЭВ, с учетом иного уровня кооперационных связей.


           Интеграция России в мирохозяйственные связи


В сфере интеграции России в мирохозяйственные связи необходимо сосредоточить усилия на реализации конкурентных преимуществ оборонного комплекса страны, к которым относятся /61, 62 /:

пониженная  стоимость  рабочей силы в сочетании с достаточно высоким уровнем ее квалификации;

низкая капиталоемкость сектора НИОКР;

долговременное присутствие российской продукции военного и гражданского назначения  на ряде страновых рынков, главным образом в третьем мире;

значительные масштабы накопленных основных  производственных фондов  и фондов универсального обрабатывающего оборудования в промышленности, что позволяет снизить капиталоемкость технологической модернизации производств;

высокая степень  энергетической  и  ресурсной  независимости страны;

наличие уникальных передовых технологий в ряде секторов оборонной промышленности, опирающихся на достижения российской фундаментальной и прикладной науки.

К числу стратегических слабостей оборонного  комплекса страны, во многом блокирующих реализацию конкурентных преимуществ, относятся:

неразвитость финансовой,  организационной  и  информационной инфраструктуры международного делового сотрудничества;

усиление сырьевой направленности российского экспорта и  потеря традиционных рынков сбыта  продукции военного и гражданского назначения;

сложности в преодолении протекционистской политики ряда западных стран;

трудности адаптации к условиям массового производства  и требованиям экономической эффективности конкурентных по своим характеристикам высоких технологий, сосредоточенных прежде всего в оборонном  комплексе  и  предназначенных для малосерийного или единичного производства;

низкая  эффективность  производства  и  чрезвычайно  высокие удельные материальные затраты даже в передовых секторах  оборонной промышленности.

Анализ показал, что в рамках существующих ограничений может быть осуществлен  ряд  мер  по  реализации конкурентных преимуществ России и ее оборонного комплекса, а также интеграции ее в мирохозяйственные связи.

1. Стабилизация  традиционного экспорта продукции военного и гражданского назначения.

2. Развитие инвестиционного сотрудничества с зарубежными странами в  приоритетных направлениях таких, как энергетика (в том числе атомная), космическая и авиационная промышленность, реконструкция, расширение и модернизация ранее построенных за рубежом предприятий.

3. Использование относительно низкой стоимости основных факторов производства, что предполагает:

размещение в России на конверсируемых предприятиях производств машиностроительной продукции с высокой добавленной стоимостью,  в том числе за счет  привлечения иностранных инвестиций, с ее последующим экспортом;

диверсификация конверсируемых предприятий путем создания сборочных производств из ввозимых в  Россию  компонентов;

размещение в оборонном комплексе заказов  на  выполнение  технологических разработок,  прикладных научных исследований, создание либо отладку  программного обеспечения, а также другие виды наукоемких  услуг  в областях, где Россия располагает высококвалифицированными кадрами специалистов и достижениями, отвечающими мировому уровню.

4. Использование уникальных высоких российских технологий.

Среди важнейших  мер  государственной  поддержки  экспорта промышленной продукции оборонного комплекса должны быть следующие:

кредитование экспортеров конкурентоспособной на мировом рынке продукции военного и гражданского назначения;

пролонгация межправительственных соглашений с платежеспособными странами традиционного сотрудничества и выделение под них кредитов;

динамическая  и взаимно согласованная корректировка экспортных и импортных тарифов.

Предоставление помощи экспортерам должно быть обусловлено направлением инвестиций в конкретные проекты технологической  модернизации производства конверсионных предприятий. Кредиты должны предоставляться на основе тендера инвестиционных проектов, первоначальный отбор которых необходимо осуществлять  с  учетом выявленных потенциально конкурентоспособных участников.

Важное значение, особенно в настоящее время, имеет конверсия принадлежащих России  долговых обязательств  развивающихся стран в реальные активы построенных при ее участии предприятий,  в первую очередь тех из них, которые обладают значительным экспортным потенциалом.

Одним из  направлений  инвестиционного  сотрудничества   может стать разработка  предложений  по  видам,  размерам  и порядку предоставления экономических и других льгот  конверсионным предприятиям оборонного комплекса - поставщикам  продукции  и услуг  для сооружения объектов за рубежом.  а также государственным гарантиям по указанным контрактам,  обязательствам  и  порядку  финансирования.

                                      Выводы


1. Формирование структуры оборонного комплекса, соответствующей сложившимся экономическим условиям, связано с институциональными преобразованиями, охватывающими:

перестройку системы государственного управления конверсией оборонного комплекса;

реорганизацию существующих предприятий и создание новых институтов (казенных предприятий, финансово-промышленных групп, холдингов и др.).

 Основной задачей государственного управления в оборонном комплексе является создание нового типа хозяйствующих субъектов, адаптированных к новым экономическим условиям и заинтересованных в повышении эффективности производства.

2. В нынешней макроэкономической ситуации выживание конкурентоспособных производств требует вертикально, а нередко и горизонтальных высокоинтегрированных структур с максимально легким перетоком технологий, кадров и капитала. Организационным оформлением таких структур могли бы стать финансово-промышленные группы, акционерные общества, холдинговые компании и т.п., которые:

заинтересованы в поддержке существующих технологических цепочек и способны генерировать стимулы к их модернизации;

гарантируют определенный приток инвестиций в том числе и иностранных в сферу производства;

обеспечивают экономию транснациональных издержек.

3. Государственная поддержка функционирования ФПГ в оборонном комплексе должна предусматривать:

эффективное использование имеющихся в распоряжении государства невыкупленных пакетов акций для контроля за важными технологическими цепочками по выпуску конкурентоспособной продукции;

реализацию государственных пакетов акций на конкурсной основе через инвестиционные торги консорциума финансовых структур и производителей;

передачу госпакетов акций в траст специально создаваемым на основе существующих министерств и ведомств отраслевым инвестиционным фондам;

законодательное  и информационное обеспечение условий функционирования ФПГ;

первоочередное предоставление государственных гарантий ФПГ в целях получения иностранных и льготных кредитов, способствующих развитию научно-производственного потенциала оборонного комплекса;

зачет задолженности предприятий, акции которых реализуются на инвестиционных конкурсах для ФПГ - покупателя и др.

4.  Важнейшей задачей государственного управления конверсией оборонного комплекса является создание благоприятных условий для развития малого бизнеса, способствующего поддержанию конкурентного тонуса в экономике и обладающего значительным инновационным потенциалом.

Поддержка малого бизнеса в оборонном комплексе возможна по двум направлениям:

интеграция малых предприятий и фирм в производственные сети более мощных экономических структур, способных выступить в роли экспортных таранов (франчайзинги, лизинги и т.п.);

самостоятельное завоевание рыночных ниш предприятиями малого бизнеса. 

Инструментом государственной поддержки малого бизнеса может быть:

создание специализированных государственных фондов по страхованию инвестиционных рисков;

установление агентских отношений с коммерческими банками, которые под гарантии государства будут осуществлять мониторинг конкурентоспособных предприятий малого бизнеса и кредитования их оборотного капитала и инвестиционных проектов;

отладка гибких механизмов сертификации продукции малых предприятий и фирм и распространение информации о мировых стандартах на выпускаемую ими продукцию.

5.  Государственное управление региональной конверсией базируется на основных направлениях государственной промышленной политики, включая структурную перестройку, инвестиционную политику, сохранение и развитие научно-технического потенциала. При этом государственным органам управления необходимо:

обеспечить региональные структуры информацией о перспективах промышленного развития страны и региона, о реализуемой промышленной политике;

оказать  помощь регионам в формировании и реализации конверсионных проектов и программ, а также интеграции федеральных и региональных программ промышленного развития;

содействовать привлечению инвестиций в региональную промышленность.

6. Среди важнейших мер государственной поддержки конверсионных предприятий оборонного комплекса должны быть следующие:

кредитование экспортеров конкурентоспособной на мировом рынке продукции военного и гражданского назначения;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26