Реферат: Лекции по пассажирским перевозкам
5. Методы
организации движения автобусов
6. Основные
правила пользования автобусами междугородных сообщений
7. Международные
перевозки пассажиров
Водитель обязан:
Ø
не допускать наполнение салона автобуса сверх установленных норм
Ø
отправлять автобус от остановки только с закрытыми дверями
Ø
при посадке пассажиров, периодически напоминать о необходимости
оплаты проезда, четко и правильно объявлять остановки и т.д.
Пассажир обязан:
Ø
хранить приобретенный проездной документ в течении всего времени
поездки и предъявлять его по первому требованию кондуктору (водителю),
контролеру
Ø
посадка и высадка пассажиров в автобусах с одной дверью – сначала
выход, а затем посадка; в автобусах с двумя дверьми – высадка пассажиров через
обе двери, а посадка через заднюю дверь; в автобусах, имеющих три двери –
высадка через все двери, а посадка через заднюю и среднюю дверь
Ø
правом посадки через переднюю дверь автобуса пользуются пассажиры
с детьми дошкольного возраста, беременные женщины, инвалиды и престарелые
граждане и т.д.
Пассажир
имеет право:
Ø
провозить с собой бесплатно одного ребенка в возрасте до 7 лет
включительно, если он не занимает отдельного места. При следовании нескольких
детей в возрасте до 7 лет, на каждого, кроме одного, приобретаются проездные
билеты
Ø
провозить с собой бесплатно – одно место ручного багажа размером
60х40х20 см, в том числе мелких животных и птиц в клетках, самки. Провоз одного
места багажа более 60х40х20 см, но не более 100х50х30 см производится за плату
в соответствии с тарифом
Ø
в случае снятия автобуса с линии в связи с неисправностью, аварий
и т.д., выданные пассажирам билеты действительны для проезда в другом автобусе
этого же маршрута.
Запрещается:
Ø
проезд пассажиров в не трезвом состоянии, курение пассажиров и
водителя в салоне автобуса, открывание окон без разрешения водителя
Ø
перевозить огнеопасные, взрывчатые, отравляющие,
легковоспламеняющиеся, ядовитые, едкие, зловонные вещества (огнестрельное
оружие без чехлов, предметы и вещи, загрязняющие подвижной состав или одежду
пассажиров)
Ø
перевозить предметы и вещи габаритом более 100х50х30 см или весом
одного места свыше 60 кг.
К пригородным автобусным перевозкам относятся
перевозки, осуществляемые за пределы города (населенного пункта) на расстояние
до 50 км включительно.
Пригородные зоны входят в сферу постоянных трудовых,
деловых и культурно-бытовых связей с городом, характер которых зависит от
экономики и географии пригородных районов. При организации пригородных
перевозок необходимо учитывать не только трудовые и культурно-бытовые поездки,
но и поездки пассажиров в выходные и праздничные дни на садовые и огородные
участки, в лесопарковые зоны, к водохранилищам и т.д. Причем имеет место
большая неравномерность перевозок по сезонам года: и объем перевозок, и средняя
дальность поездки пассажиров летом резко увеличивается.
Работа автобусов на пригородных маршрутах
характеризуется большой сложностью из-за неопределенности спроса населения на
перевозки, поэтому при изучении спроса применяются: табличный,
билетно-опросный, талонный, анкетный методы и проводят его по сезонам года (в
весенне-летний и осенне-зимний периоды).
Пригородные автобусные маршруты могут быть:
временными (связанные с колебанием пассажиропотока по сезонам года) и постоянные.
Автобусы могут работать: в обычном, скоростном, экспрессном режимах движения.
Режим движения пригородных маршрутов согласуется с работой предприятий
пригородной зоны, а также железнодорожных вокзалов, морских и речных портов,
аэропортов, автовокзалов.
Перед открытием любого пригородного маршрута
необходимо осуществлять:
Ø
Изучение пассажиропотоков и распределение во времени и
пространстве поездок пассажиров
Ø
Выбор и обоснование трассы маршрута
Ø
Обследование дорожных условий и выявление возможных изменений в
зависимости от времени года
Ø
Выявление опасных участков на маршруте, а также мест расположения
остановочных пунктов и линейных сооружений
Ø
Оборудование маршрутов и выбор средств и методов диспетчерского
управления
Ø
Выбор типов автобусов, расчет их числа и составление паспорта
маршрута.
Работа водителей (кондукторов) на
пригородных маршрутах характеризуется достаточно сложным режимом труда и должна
обеспечивать:
Ø
Четкую работу автобусов в соответствии с утвержденными
расписаниями и качественное обслуживание пассажиров
Ø
Безопасность перевозок
Ø
Высокую производительность труда
Ø
Полное использование норм рабочего времени за учетный период
Ø
Соблюдение установленной продолжительности рабочего дня
Ø
Порядок предоставления отдыха и перерывов
Ø
Выполнение производственных заданий.
Повышение уровня
транспортного обслуживания сельских жителей – важная социальная задача
государственного значения. Для этого необходимо создать устойчивые
автотранспортные связи в сельской местности, включая организацию регулярных
автобусных маршрутов, необходимо:
Ø
Развитие сети местных автомобильных дорог
Ø
Производство подвижного состава повышенной проходимости для
сельской местности.
Планирование и организация
движения автобусов имеют свои характерные особенности связанные:
Ø
С сезонностью целого ряда сельских работ и их концентрацией по
месяцам года
Ø
Спецификой расселения (хутора, подворье, центральная усадьба
отделения и т.д.)
Ø
Времени начала и окончания трудового дня
Ø
Размещение школ, культурно-бытовых объектов, железнодорожных
станций, портов и т.д.
Для изучения спроса на перевозки в сельских районах
применяют: анкетный, билетно-опросный и табличный методы, причем обследование
из-за колебания спроса на перевозки по дням недели, проводятся в течение пяти
дней (четверг, пятница, суббота, воскресенье, понедельник).
В связи с различными условиями
работы автобусов, маршрутные расписания составляются:
Ø
Для внутриколхозных (внутри совхозных) перевозок и доставки
школьников
Ø
Перевозки пассажиров между населенными пунктами
Ø
Перевозки пассажиров между центральными усадьбами и крупными
населенными пунктами
Ø
Перевозки пассажиров из центральных усадеб и населенных пунктов в
районные и областные (республиканские) центры
Ø
Для обслуживания агропромышленных комплексов и промышленных
предприятий, расположенных в сельской местности.
По типу подвижного состава, применяемого при
перевозке пассажиров в сельской местности, различают: маршрутные и
внутрихозяйственные перевозки. Причем во всех типах следует предусматривать
багажные отсеки под полом и грузовые площадки в салоне.
Среди сельских перевозок в особую
группу выделяются перевозки пассажиров на горных маршрутах в связи с
повышенными требованиями к безопасности движения.
К категории «горный маршрут»
относятся маршруты, проходящие в горной местности и включающие участки дорог с
резкими изменениями направлений в плане и затяжными продольными уклонами, а
именно:
Ø
Кривые с радиусом в плане, равным 100 метров и менее в количестве
6 и более на 1 км пути
Ø
Продольный уклон более 60 % и протяженностью 2 км и более
Ø
Выпуклые кривые продольного профиля с радиусом менее 1500 метров
и вогнутые кривые с радиусом менее 1200 метров, участки, на которых расстояние
видимости поверхности менее 60 метров и встречного автомобиля менее 120 метров.
К междугородным
автомобильным перевозкам относятся такие перевозки, которые осуществляются за
пределы черты города (населенного пункта) на расстояние более 50 км. Автобусы,
работающие на междугородных линиях должны обладать:
Ø
Высокой скоростью движения
Ø
Иметь место только для проезда сидя, с удобными регулируемыми
сидениями
Ø
Багажниками под полом
Ø
Гардероб в задней части салона
Ø
Противосолнечные стекла и шторы на окнах
Ø
Эффективные системы вентиляции и отопления
Сеть междугородных
автобусных сообщений характеризуется такими показателями как:
Ø
Плотностью сети
Ø
Число маршрутов и их протяженность
Ø
Объем перевозок и пассажирооборот
Ø
Средняя дальность поездки пассажира
Ø
Уровень транспортной обеспеченности
Ø
Число автобусов, занятых на перевозках.
Междугородные автобусные маршруты могут быть:
временные (в течение определенного периода) и постоянные (круглосуточные).
Автобусы могут работать на маршрутах:
Ø
В обычном режиме (остановка на всех пунктах маршрута)
Ø
В скоростном режиме (когда обеспечивается скорость сообщения не
ниже 50 км/час)
Ø
В экспрессном режиме (при времени рейса более 3 часов скорость
сообщения не ниже 55 км/час, и при ограниченном числе остановочных пунктов)
Методы обследования распределения пассажиропотоков:
Ø
Анкетный метод (выдаваемых в автобусе, на автовокзале и
автостанциях)
Ø
Таблично опросный метод (опрос пассажиров учетчиками в салоне
автобуса)
Ø
Талонный метод
Ø
Визуальный метод (путем наблюдения на контрольных пунктах и
подсчета числа проехавших пассажиров).
В междугородном сообщении практически отсутствуют
трудовые поездки, в основном это культурно-бытовые (70-80 %) и отчасти деловые
(служебные) поездки.
При выборе и обосновании междугороднего маршрута
необходимо учитывать:
Ø
Наличие дорог, тип и состояние покрытия
Ø
Характер транспортного тяготения между конечными и промежуточными
населенными пунктами
Ø
Ожидаемый пассажиропоток и среднюю дальность поездки пассажиров
Ø
Неравномерность перевозок (максимальный – август, минимальный –
февраль)
Ø
Продолжительность поездки между остановочными пунктами
Ø
Наличие других видов транспорта
Ø
Режим движения автобусов и организацию труда водителей
Ø
Безопасность движения
Ø
Рентабельность маршрута, которая определяется по формуле:
R = П : Д,
%
На междугородних перевозках применяются
методы:
1. Сквозное
движение автобусов – каждый автобус проходит весь маршрут от начального до
конечного пункта и обратно (при перевозках на большие расстояния работают два
водителя по очереди)
2. Участковое
движение - маршрут делится на участки, каждый участок обслуживается
автобусами определенного АТП, на границах смежных участков происходит пересадка
пассажиров из одного автобуса в другой (необходимость пересадки существенный
недостаток данного метода и отсутствие автомобилей-тягочей с пассажирскими
полуприцепами).
Согласно правилам организации пассажирских перевозок
на регулярных междугородных перевозках пассажиров, должны применяться следующие
системы организации труда водителей (СОТВ):
Одиночная езда – в автобусе в течение всего времени
оборота на маршруте работает один водитель (если длина маршрута до 140 км)
Турная езда – обслуживание автобуса в течение
оборота одновременно двумя водителями, водители работают, сменяя друг друга
через равные промежутки времени (если длина маршрута 250-300 км). Недостаток –
повышенная потребность в водителях, неполноценный отдых водителей, снижение
безопасности движения
Сменная езда – каждый водитель обслуживает один
автобус на конкретном участке маршрута. В течение оборота автобус обслуживается
бригадой водителей, смена которых происходит на границах участков (если длина
маршрута 200-1000 км).
Сменно-турная езда – обслуживание автобуса двумя или
несколькими бригадами, каждая состоит из двух человек. Бригады меняются в
пунктах расположения АТП или в местах постоянного проживания водителей (если
длина маршрута 500-600 км). Недостатки см. при турной езде
Сменно-групповая езда – закрепление бригады
водителей за несколькими автобусами, при этом каждый водитель обслуживает
разные автобусы, но на своем участке маршрута, водитель ведет автобус до
определенного пункта и затем передает его сменщику, а сам пересаживается на
встречный автобус и возвращается в исходный пункт
Сменно-турно-групповая езда от сменно-групповой
отличается тем, что автобус одновременно обслуживает бригада из двух человек, в
связи, с чем увеличивается протяженность маршрута и уменьшается число участков
на нем (если длина маршрута 700 км).
АТП Б
А В В
300 км
200 км
АТП
А
Б В
В
250 км
250 км
АТП
А Б
В Г
В
125 км
250 км 125 км
Условные обозначения: А - Г -
пункты маршрута, Х – пункты смены водителей
Рис. Схемы
движения автобусов при сменной системе
Водитель
обязан:
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15
|