Реферат: Лекции по пассажирским перевозкам
Дпп – укороченные рабочие
дни, связанные с сокращением рабочего дня в предпраздничные дни (на 1 час)
Тсм – плановая
продолжительность смены (при 40-часовой рабочей неделе Тсм=8 час)
2. Продолжительность смены
водителя
Т н см= Тн + t п-з, час
Где: t
п-з – подготовительно-заключительное время , 0,38час
3. Количество смен водителя
n см =ФРВпл : Тнсм, ед.
4. Автомобиле-часы работы
водителя за месяц
АЧэ = Аэ * Дк * Тнсм
, авт-часы
5. Количество водителей на
маршруте
Nв = , ед.
6. Фактический фонд рабочего
времени
ФРВф = Тнсм * n см,
час
На основании полученных
данных разрабатывается месячный график работы водителей, при этом месячная
переработка или недоработка водителей не должна превышать 10 часов.д
№ |
Ф.И.О.
водителей
|
Числа месяца |
Кол-во
смен |
ФРВ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
пл |
ф |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Тема 1.8: Расписание движения
автобусов
1.
Пути повышения эффективности использования автобусов на городских
маршрутах
2. Организация
работы автобусов в часы «пик»
3. Организация
работы автобусов во внепиковый период
4. Расписание
движения автобусов
Разработка и внедрение мероприятий по повышению
эффективности использования подвижного состава, являются важным условием
улучшения транспортного обслуживания населения. К числу мер, влияющих на
результаты использование автобусов, относятся:
Ø
Постоянный сбор информации о величине и характере
пассажиропотоков по отдельным участкам и маршрутам
Ø
Обоснованный выбор типа и вместимости автобусов, рациональное
распределение их по маршрутам
Ø
Увеличение скоростей движения автобусов по маршрутам, путем
создания скоростных и экспрессных линий, внедрение нормирования скоростей,
повышения квалификации водителей по вождению автобусов, оптимальное размещение
и оборудование остановочных пунктов и т.д.
Ø
Составление рациональных маршрутных расписаний, учитывающих
изменение пассажиропотока по часам суток, дням недели, сезонам года, создающих
нормальные условия труда водителям и кондукторам
Ø
Рассредоточение времени начала работы предприятий, учреждений и
организаций города
Ø
Улучшение организации сбора выручки, за счет совершенствования
системы контроля, расширения предварительной, вне салона автобуса, реализации
проездных билетов и др.
Ø
Совершенствование маршрутной системы
Ø
Развитие улично-дорожной сети и ее благоустройство
Ø
Увеличение выпуска автобусов в часы «пик», большой и особо
большой вместимости
Ø
Совершенствование методов организации движения
Ø
Развитие централизованного управления движением на маршрутах
Ø
Улучшение обслуживания пассажиров в часы «пик» (максимальной
нагрузки).
Проблема транспортного обслуживания населения
городов в часы «пик» приобрела повсеместное значение, т.к. в утренние и
вечерние часы пиковых нагрузок на городских маршрутах перевозится до 50 %
общего объема ежедневных перевозок пассажиров. Чрезмерное наполнение
транспортных средств в эти часы отражается на состоянии и настроении пассажиров
(проведенные 10 минут в переполненном автобусе снижают производительность труда
на 4 %), снижает уровень и качество обслуживания, затрудняет сбор проездной
платы, способствует преждевременному выходу из строя подвижного состава.
В целом уровень обслуживания характеризуется:
Ø
Своевременностью перевозок
Ø
Затратами пассажиров на поездку
Ø
Удобствами поездки
Ø
Безопасностью движения
Целью организации движения
автобусов в часы «пик»:
Ø
Сокращение затрат времени пассажиров на перемещение (основное
время - время движения, дополнительное – на подход к остановке, время ожидания
на остановке, время на пересадку)
Ø
Снижение чрезмерного наполнения автобусов на наиболее загруженных
участках маршрута (удобство проезда)
Организация движения автобусов
в часы «пик» состоит из:
Ø
Изучения пассажиропотоков (выявление внутри очаговых неравномерностей)
Ø
Сопоставление данных распределения пассажиропотоков с фактическим
выпуском автобусов по маршрутам
Ø
Выявление узких мест уровня неудовлетворенного спроса
Ø
Разработка мероприятий и очередности совершенствования
организации перевозок
Ø
Разработка комплексного плана мероприятий по повышению культуры
обслуживания пассажиров, согласованного с другими видами пассажирского
транспорта.
Пути улучшения обслуживания
пассажиров в часы «пик»:
1.Совершенствование схемы маршрутов
Ø
Оптимизация системы маршрутов
Ø
Введение укороченных, скоростных, экспрессных маршрутов (только
автобусный транспорт позволяет это делать)
Ø
Сокращение пересадочности и не прямолинейности поездок
2.Совершенствование методов организации движения
Ø
Использование автобусов разной вместимости
Ø
Спаренное движение двух автобусов большой и особо большой
вместимости
Ø
Подачи автобусов на окончание второй смены к предприятиям
3.Увеличение выпуска автобусов в часы «пик»
Ø путем
планового перераспределения автобусов между маршрутами согласно изменениям
пассажиропотоков на них
4.Распределение времени начала и окончания работы
предприятий и учреждений
Ø
введение системы начала работы по четвертям каждого часа
5.Развитие системы централизованного диспетчерского
управления движением
Ø
введение централизованного диспетчерского управления движением
Ø
введение автоматизированного контроля над движением автобусов по
3-4 пунктам каждого маршрута
Ø
совершенствование методов оперативного управления и регулирования
движением
6.Совершенствование методов регулирования уличного движения
Ø
преимущественное право проезда транспорта общего пользования
Ø
выделение специальных полос движения
7.Усиление движения
Ø
за счет резервных автобусов (5% от суточного выпуска)
Ø
привлечение ведомственных автобусов
8.Развитие улично-дорожной сети и ее благоустройств
Ø
содержание проездной части
Ø
благоустройство остановочных пунктов
Внепиковый период работы автобусов по перевозке
пассажиров в городах характеризуется:
Ø
Уменьшением пассажиропотоков
Ø
Снижением эффективности использования подвижного состава
Ø
Неравномерностью спада пассажиропотока повремени
Ø
Наличием часов дежурного движения с установленными максимально
допустимыми интервалами
Все это требует форм и методов
транспортного обслуживания населения таких как:
1. Гибкие
совмещенные маршруты организуются в вечернее время не ранее 21 часа,
частичным изменением пути следования автобусов одного маршрута, для перевозки
пассажиров близлежащего к нему, другого маршрута, работа последнего с этого
времени заканчивается (например, г. Клин)
2. Метод
дежурных маршрутов – по окончании вечерних часов «пик» часть маршрутов
закрывается, а на оставшихся осуществляется высокая частота движения автобусов.
Наибольший эффект достигается при достаточной плотности маршрутной сети.
3. Метод
смешанных маршрутов – на маршруты отправляются автобусы различной
вместимости, рационально сочетая большие, средние и малые автобусы (маршрутные
такси), предоставляя право выбора пассажирам
4. Во
внепиковый период может быть организовано движение автобусов на городских
маршрутах с большими интервалами по вывешенному на остановках расписанию
– цель повышение эффективности использования подвижного состава при высоком
уровне качества обслуживания.
В будущем городской автобусный
транспорт перейдет на применение автобусов большой и особо большой
вместимости. В крупных городах, автобус будет применяться в сочетании с другими
видами транспорта, но не как основной и магистральный, а развозящий и
подвозящий пассажиров к магистральным видам транспорта (метро, скоростной
трамвай), а также для связи с новыми жилыми районами или на направлениях с
незначительными пассажиропотоками.
Используя расчеты потребного числа автобусов
для обслуживания пассажиров, отдел эксплуатации АТП разрабатывает расписания
движения автобусов.
Расписание движения – это
основной документ организации движения автобусов, регламентирующий: режим
движения, их использование по времени, организацию труда водителей и
кондукторов и основные эксплуатационные показатели (Тн, Vэ,
Vс, n р, t
р, I, h и др.). Маршрутные
расписания регламентируют также: графики выхода и возврата автобусов с линии;
обеденные перерывы водителей и кондукторов, время и место смены
водителей автобусов. Они должны составляться с учетом отклонений времени одного
рейса автобуса, которые допускаются: на городских маршрутах 1мин.,
на пригородных маршрутах до3 мин.,
на междугородних маршрутах до 5
мин.
Задачи работников службы
эксплуатации заключается в том, чтобы расписания обеспечивали:
Ø
Минимальные затраты времени на ожидание и поездку пассажиров
Ø
Высокую регулярность движения
Ø
Максимальную скорость движения при полной безопасности
Ø
Наибольшую эффективность использования автобусов
Ø
Согласованность интервалов движения на сопряженных маршрутах и
одинаковую скорость движения автобусов на совместных контрольных участках
Ø
Нормальный режим труда работы водителей и кондукторов
Ø
Увязку времени прохождения автобусов через соответствующие
остановочные пункты, с режимом начала и окончания работы предприятий,
организаций, учебных заведений, зрелищных представлений и др.
Процесс разработки маршрутных
расписаний состоит из двух этапов: подготовки и расчета исходных данных и
составление расписаний.
К исходным данным относятся:
Ø
Уточнение пассажиропотоков по участкам и маршруту в целом
Ø
Расстояние и время движения автобусов между остановочными
пунктами, величины скоростей движения
Ø
Установление нормативов времени рейса и оборота по периодам суток
Ø
Выбор марки и расчет потребного количества автобусов,
необходимого числа рейсов
Ø
Определение величины максимально допустимых интервалов движения
Ø
Распределение автобусов по маршрутам
Ø
Определение целесообразного времени начала и окончания работы
автобусов, скоординированного с режимом работы предприятий, организаций,
учебных заведений и т.д.
Ø
Распределение автобусов по маршрутам
Ø
Определение пунктов начала и окончания движения автобусов по
маршруту, протяженность нулевых рейсов, норм времени на пробег
Ø
Выбор пунктов заправки автобусов топливом, определение норм
времени на пробег и заправку
Ø
Выбор форм организации труда водителей
Ø
Определение места и продолжительности проведения обеденных
перерывов не позднее 4-5 часов с начала смены
Ø
Изучение расписания движения других видов транспорта на
параллельных направлениях.
Существуют две формы
маршрутных расписаний:
Ø
В табличной форме
Ø
В графической форме
Виды расписаний
используемых на пассажирском автобусном транспорте следующие:
Ø
Рабочее (водительское) расписание – выдается каждому водителю
перед выездом на линию, в которой указывается время отправления и прибытия в
конечные пункты, количество рейсов, время и место обеденных перерывов, нарядное
время, интервал движения и время отстоя и т.д.
Ø
Станционное расписание – составляется для диспетчеров конечных и
контрольных пунктов и служит для контроля над регулярностью движения
Ø
Информационное расписание – вывешивается для сведения пассажиров
на конечных и промежуточных пунктах маршрута, в автовокзалах и автостанциях
Ø
Оперативное расписание – разрабатывается с помощью ЭВМ при
изменении погодных условий (гололед, снегопад, туман и т.д.)
Расписание движения составляется
на весенне-летний и осенне-зимний периоды года, а так же на будничные и
воскресные дни недели.
№
выхода
|
Время выхода из АТП |
Время нулев. рейса |
А |
Б |
А |
Б |
Время возврата в АТП |
Продолж. обеденного перерыва |
Продолж. работы автобуса |
Количество рейсов |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Тема 1.9: Организация движения автобусов в городском и
внегородском сообщениях
1. Основные
правила пользования автобусами городских и пригородных маршрутов
2. Пригородные
автобусные перевозки
3. Организация
автобусных перевозок в сельской местности
4. Междугородные
перевозки пассажиров
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15
|