Реферат: Лекции по пассажирским перевозкам
9. Посадка-высадка
по требованию
10. Межмаршрутное
маневрирование подвижного состава в течение рабочего времени.
На перевозках пассажиров используются автобусы РАФ,
ГАЗЕЛЬ, а также применяются автобусы малой вместимости ПАЗ, а также
шестиместные автомобили ГАЗ-2402.
Перевозки пассажиров маршрутными такси в городах
организуются на направлениях, которые не обслуживаются другими видами
пассажирского транспорта, или параллельно по заранее рассмотренным и
утвержденным маршрутам в автобусах малой или особой малой вместимости.
Пассажиропотоки на таких направлениях, как правило, незначительны для массовых
видов транспорта, но стабильны во времени и устойчивы по территории. Маршрутные
такси используются в городах также для замены маршрутных автобусов в периоды
дежурного движения.
Опыт некоторых городов и результаты изучения спроса
населения, показывают, что 10-20 % пассажиров предпочли бы другим видам
транспорта маршрутные такси.
Особенностью маршрутных таксомоторных
перевозок является то что это не самостоятельная, а вспомогательная форма
обслуживания, предназначенная, с одной стороны, разгрузить массовый
пассажирский транспорт, а с другой стороны – повысить качество транспортного
обслуживания. В различных городах используются такие способы организации
движения маршрутных такси как:
Ø
Дублирующие маршруты
Ø
Частично дублирующие
Ø
Самостоятельные (наиболее перспективные, что обусловлено
спецификой маршрутных такси, предназначенных для освоения небольших
пассажиропотоков и движения с малыми интервалами на относительно короткие
расстояния по направлениям, лишенных транспортных связей).
Процесс транспортного обслуживания населения
маршрутными такси является вероятным, представляющим собой совокупность
множество случайных процессов:
Ø
Формирование пассажиропотоков
Ø
Интенсивность движения на линии маршрута и т.п.
Рациональная организация таких перевозок возможна
только при наличии данных о корреспонденции пассажиров на выбранных
направлениях. Применяются известные методы аналогической информации в
автобусном сообщении, такие как расчеты ТЭП работы.
Работа
маршрутных такси регламентируется временем в наряде, числом выполненных рейсов,
выработкой на 1 час работы и интервалами движения (количеством такси на линии),
дифференцированными по часам суток. Уровень рентабельности применения
маршрутных такси определяется действующими тарифами, типом подвижного состава,
расстоянием перевозки пассажиров.
I.
Социально-градостроительный фактор
Ø
Уровень реальных доходов, возрастной и социальный состав
населения
Ø
Планировка города (расположение жилых массивов и производственных
комплексов, зон отдыха и т.д.)
Ø
Наличие достаточного количества водителей
II.
Экономический фактор
Ø
Величина капитальных вложений в оборудование маршрутов
Ø
Приобретение подвижного состава
Ø
Создание материально-технической базы по хранению и ремонту
подвижного состава
Ø
Затраты связанные с осуществлением перевозок пассажиров (ГСМ,
запчасти, заработная плата).
III.
Эксплуатационный фактор
Ø
Величина и характер пассажиропотоков
Ø
Максимальный интервал движения
Ø
Длина маршрута
Ø
Средняя дальность поездки пассажиров
Ø
Уровень автомобилизации населения
Ø
Развитость и насыщенность города транспортом общего пользования
IV.
Технический фактор
Ø
Динамические и конструктивные качества подвижного состава
(удобство для пассажиров)
Ø
Скорость сообщения
Ø
Пропускная способность улиц и остановок
Ø
Обеспечение безопасности перевозок пассажиров
V.
Нормативно-юридический фактор
Ø
Тариф за проезд в маршрутном такси
Ø
Скорости, допустимые по условиям движения
Ø
Требования по максимально допустимому наполнению маршрутных такси
пассажирами
Ø
Уровень
загрязнения окружающей среды (ГСМ, отработавшие газы, шум, ветошь и т.п.)
Пути совершенствования маршрутных таксомоторных
перевозок:
a) Дальнейшее
совершенствование диспетчерского управления работой таксомоторов по пути
создания АСДУ
b) Организация
перевозок пассажиров по заявкам
c) Выпуск
подвижного состава различной вместимости
d) Изменение
количества подвижного в зависимости от спроса
e) Оперативное
изменение частоты и интервала движения
f) Наличие
информации о нарушении ритмичности работы, о количестве не выполненных рейсов и
перевезенных пассажиров.
Тема 3.1: Координация работы
различных видов пассажирского транспорта
1. Координация
движения пассажирского транспорта общего пользования в городах
2. Координация
работы различных видов транспорта во внегородском сообщении
Взаимодействие в работе различных видов
пассажирского транспорта, охватывая координацию планированию, организации
движения и управления движения, направлено на более полное удовлетворение
возрастающих потребностей населения в перевозках, улучшение качества
транспортного обслуживания городского и сельского населения, наиболее
эффективное использование транспортных средств при минимальных транспортных
расходах.
Перевозки пассажиров в городах осуществляются
многими видами транспорта: автомобильным (автобусами, автомобилями-такси),
электротранспортом (троллейбусы, трамваи, метрополитен), специальным
(фуникулеры, подвесные дороги и т.п.)
Каждый вид городского пассажирского транспорта имеет
рациональную сферу применения, которое связано с местными географическими,
климатическими и другими условиями.
Выбор тех или иных видов транспорта пассажирами
определяется:
Ø
Предоставляемыми удобствами и комфортом поездки
Ø
Скоростью движения
Ø
Временем доставки к месту назначения
Ø
Интервалом и частотой движения
Ø
Тарифами и стоимостью проезда.
Координация планирования, единая организация
движения и комплексное управление движением оказывает значительное влияние на:
Ø
Улучшение качества обслуживания пассажиров
Ø
Повышение эффективности использования транспортных средств
Ø
Сокращение материальных и трудовых затрат
Пути
решения координации:
Ø
Согласование построения транспортной и маршрутной сети в
соответствии с распределением пассажиропотоков в городе
Ø
Согласование распределения подвижного состава по маршрутам, с
учетом пропускной способности улиц и допустимой скорости движения
Ø
Составление рациональных, скоординированных со всеми видами
транспорта расписаний движения
Ø
Увязка интервалов движения по периодам дня на соприкасающихся
маршрутах
Ø
Согласование размещения остановочных пунктов по маршруту
Ø
Совместное нормирование скоростей движения и согласование
скорости подвижного состава на совмещенных направлениях.
Эффективная координация движения всех видов
пассажирского городского транспорта позволяет:
Ø
Сократить пересадки пассажиров на различные виды транспорта
Ø
Снизить наполняемость подвижного состава в часы «пик»
Ø
Сократить затраты времени пассажиров на подход к остановочным пунктам,
ожидание подвижного состава и передвижения
Ø
Повысить производительность подвижного состава
Ø
Улучшить сбор проездной платы.
В пригородном и междугороднем сообщении
перевозки пассажиров осуществляются: автомобильным (автобусами, легковыми автомобилями);
железнодорожным; водным; воздушным транспортом.
Взаимодействие и координация движения этих видов
внегородского пассажирского транспорта обеспечивают необходимые условия для
повышения эффективности использования транспортных средств и улучшения качества
обслуживания пассажиров.
Координация движения включает:
Ø
Рациональное распределение объема перевозок между отдельными
видами транспорта
Ø
Согласование построения транспортной и маршрутной сети
Ø
Увязку расписаний и графиков движения автобусов, железнодорожных
поездов, речных пароходов, морских судов и самолетов по направлениям, пунктам
прибытия и отправления
Ø
Совместное использование транспортных сооружений (вокзалов,
портов, пристаней и т.д.)
Ø
Совместное использование средств связи и управления
Ø
Согласование правил пользования всеми видами пассажирского
транспорта.
Тема 3.2:
Диспетчерское управление автобусными перевозками
1. Основы
диспетчерского управления движением автобусов
2. Регулярность
движения автобусов
3. Технические
средства связи
4. Методы
регулирования движением
Основной целью управления автомобильным транспортом
является обеспечение эффективного использования всех технологических,
экономических, организационных и социальных ресурсов для своевременного, качественного
и полного удовлетворения населения в перевозках. Эффективное управление
движением подвижного состава осуществляется с соблюдением требований
диспетчерской системы.
Диспетчеризация – это централизованное
управление подвижным составом, осуществляемое из одного центра.
Она осуществляет:
Ø
Контроль за соответствием фактического движения автобусов
Ø
Контроль за состоянием и качеством обслуживания автобусных
маршрутов
Ø
Регулирование движения при отклонениях от расписаний и
восстановление нарушенного движения
Ø
Управление движением автобусов в целях улучшения качества
обслуживания пассажиров и повышения эффективности использования автобусов
Ø
Контроль над своевременным выпуском подвижного состава на линию
Ø
Организацию заказных перевозок пассажиров
Ø
Координацию работы автомобильного транспорта с другими видами
пассажирского транспорта.
Основные законы диспетчерского управления:
Ø
Диспетчеризация отрицает децентрализованное управление
Ø
Руководствуется заранее разработанными и утвержденными планами
организации движения (приказ-наряд)
Ø
Диспетчерская система обеспечивает контроль, регулирование и
управление движением автобусов
Ø
Система диспетчерского управления в городах осуществляется по
маршрутному принципу
Ø
Диспетчерское управление организуется и осуществляется выше
стоящими организациями.
Структура диспетчерской службы:
Диспетчерское руководство на
автомобильном транспорте включает в себя весь комплекс работ по подготовке и
организации выпуска подвижного на линию, непосредственному управлению их
движением на маршрутах и своевременному возвращению в АТП.
Диспетчерское руководство подразделяется:
I.
Внутри парковую, которая предусматривает
Ø
Контроль за подготовкой к выпуску подвижного состава
Ø
Подготовку документации к выпуску
Ø
Организацию своевременного выпуска и контроль времени выезда на
линию
Ø
Контроль и учет времени возвращения
Ø
Регистрация сходов и контроль за подготовкой к вторичному выпуску
Ø
Отчет о работе автобусов за смену.
II. Линейную,
которая предусматривает:
Ø
Непрерывный контроль за соблюдением расписания движения
автобусами
Ø
Регулирование и перераспределение автобусов
Ø
Восстановление нарушенного движения
Ø
Рациональное использование резервных автобусов (5% от числа
выпущенных на линию)
Ø
Координацию движения с другими видами транспорта
Ø
Принятие мер по оказанию технической помощи
Ø
Подготовку суточной отчетности.
Для централизованного управления работы подвижного
состава при территориальных транспортных управлениях (объединениях) создаются центральные
диспетчерские службы (ЦДС).
Работа ЦДС строится по трем
направлениям:
I. Сбор информации
II.
Контроль за движением подвижного состава (время работы автобусов, число
рейсов, регулярность движения, простои на линии, безопасность движения и т.п.)
III. Управление
перевозочными процессами.
Типовая организационная структура ЦДС состоит из:
Ø
Руководящего аппарата (начальник ЦДС, старший диспетчер,
маршрутный диспетчер)
Ø
Исполнительный аппарат (линейные диспетчера конечных и
промежуточных пунктов, диспетчера по организации транспортного процесса,
диспетчера группы анализа движения).
Одной из важнейших задач
системы диспетчерского управления является обеспечение регулярности движения
автобусов на маршрутах.
Регулярность движения –
это своевременное отправление автобуса в рейс, точное соблюдение интервалов
движения расписанию, на протяжении всего маршрута, и своевременное прибытие на
конечный пункт, является качественным важнейшим показателем работы автобусного
транспорта.
Регулярность движения
обеспечивается выполнением двух условий:
1. При
полном (100%) выполнении предусмотренных расписанием рейсов (необходимое
условие)
2. При
точном соблюдении водителями расписаний движения с обеспечением водителями
регулярности каждого рейса (достаточное условие)
Следует различать регулярность рейса и регулярность
движения автобусов на маршруте.
Отдельные рейсы могут быть
регулярными, а должная регулярность движения на маршруте в целом не достигнута.
Качество обслуживания и регулярность движения – взаимосвязанные и не отделимые
друг от друга понятия. С повышением регулярности движения объем перевозок
увеличивается, равномернее распределяются пассажиры по автобусам маршрута,
обеспечивается возможность своевременной оплаты проезда.
При нарушениях регулярности
движения происходит переполнение салона автобуса, снижение доходов и
рентабельности маршрута. Неравномерная загрузка вызывает серьезные колебания
затрат времени на посадку-высадку пассажиров, что в свою очередь создает
задержки автобусов на остановках, нарушается установленный режим работы
автобусов, повышается расход топлива, снижается скорость сообщения и
безопасность движения.
Регулярность движения автобусов
по действующей системе учета и отчетности определяется в процентах по следующей
формуле:
R = *
100%
Где: Рф – фактически выполненные рейсы по расписанию
Ррасп – рейсы, предусмотренные маршрутным расписанием
R = *100%
Где: Рфнерег. – количество рейсов, выполненных с
нарушением регулярности движения.
Причины нарушения регулярности:
Ø
Несоответствие расписания действительным условиям (гололед,
туман, ремонт дороги и т.д.)
Ø
Несвоевременный и не полный выпуск автобусов на линию
Ø
Простои автобусов на линии по техническим неисправностям
Ø
Задержки уличного движения (железнодорожные переезды, светофоры и
т.п.)
Ø
Нарушение установленного режима движения автобусов (квалификация
водителей)
Ø
Оперативное изменение в распределении пассажиропотока вследствие
задержки других видов городского пассажирского транспорта (отсутствие
электроэнергии)
Пути повышения регулярности:
Ø
Введение расписания для каждого автобуса
Ø
Организация диспетчерского управления и систематического контроля
Ø
Введение контроля и учета за движением не только на конечных, но
и на промежуточных пунктах
Ø
Установление строго ограниченных отклонений от расписания по
видам перевозок (городские 1-2 мин;
пригородные 3 мин; междугородные 5 мин)
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15
|