рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Реферат: Социальная зашита населения в РФ рефераты

    Немаловажное значение имеют определенные законода­тельством надбавки. Например, к пенсии по старости уста­навливаются следующие надбавки: на уход за пенсионером, если он является инвалидом I группы или нуждается в посто­роннем уходе по заключению лечебного учреждения; на не­трудоспособных иждивенцев, если они сами не получают ка­кой-либо пенсии.

    В настоящее время уровень обеспечения пенсиями и посо­биями корректируется с учетом розничных цен путем выпла­ты компенсации и индексации пенсий. В соответствии с по­становлением Совета Министров РСФСР от 20 марта 1991 г. «О реформе розничных цен и социальной защите населения РСФСР» были введены компенсация ко всем видам пенсий, пособий семьям, имеющим детей, а также целевые компенса­ционные выплаты на несовершеннолетних детей.

  Законодательство РФ устанавливает систему компенсаций и льгот в отношении граждан РФ, оказавшихся в зоне влия­ния неблагоприятных факторов (авария на Чернобыльской АЭС и др.).

  Пенсионное обеспечение осуществляется государственны­ми органами социальной защиты населения, их отделами, комитетами, управлениями и т.д.  Пенсия назначается пожиз­ненно, а выплата производится, как правило, за текущий месяц. Доставка и пересылка пенсий осуществляются за счет государства.

   Размер назначенной пенсии может изменяться при воз­никновении права на ее повышение, так же, как перевод с одной пенсии на другую, согласно установленным правилам.

  Развитие пенсионного обеспечения осуще­ствляется путем реформирования системы пенсионного обеспечения РФ. Концепция реформы предполагает плавный переход к новым принципам пенсионного обеспечения с сохранением пенсионных прав, закрепленных действующей пенсионной сис­темой. Суть реформы можно свести к основным моментам:

          - введение системы индивидуального  учета страховых взносов в          

            Пенсионный фонд РФ на ос­нове Федерального закона от 1 апреля  

            1996 г. № 27-ФЗ;

           - обеспечение стабильности реальной стоимости пенсии, достижение

             справедливой дифференциации размеров пенсий на основе трудового

             вклада, установление постоянного меха­низма индексации пенсий

             посредством применения индиви­дуального коэффициента

             пенсионера, исходя из роста сред­ней заработной платы в народном

             хозяйстве страны;

           - создание базы финансовой устойчивости бюджета Пен­сионного 

             фонда России для обеспечения своевременного фи­нансирования

             выплаты пенсий.

   Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 113-ФЗ «О по­рядке исчисления и увеличения государственных пенсий» нацелен на определение размера пенсии с учетом трудового стажа, в течение которого лицо участвовало в страховой пен­сионной системе.

Кроме того, фактический заработок пенсионера учитыва­ется для пенсий за счет индивидуального коэффициента, адап­тированного к современному уровню оплаты труда. Иначе говоря, достигается положение, при котором лица одинако­вой профессии и аналогичной квалификации смогут восполь­зоваться приблизительно равными заработками, получаемы­ми за такую же работу в настоящее время.

   Вводимый законом индивидуальный коэффициент пенси­онера отражает реальное соотношение фактического заработ­ка гражданина за периоды, учитываемые для исчисления пенсии, к заработку за те же периоды по стране.

   Этот коэффициент - константа, которая будет сопровож­дать пенсионера на протяжении всей его «пенсионной жиз­ни». Умноженный на этот постоянный коэффициент средний заработок по стране (за соответствующий квартал) автомати­чески позволяет перерасчетать пенсию в соответствии с ростом оплаты труда.

    Размер пенсии устанавливается, исходя из среднемесяч­ной зарплаты по стране за квартал, предшествующий кварта­лу назначения (перерасчета) пенсии.

   Порядок исчисления индивидуального коэффициента (КИ) пенсионера следующий:

              КИ = размер пенсии в %  Х   

 

    Механизм индексации уже несколько десятилетий используется в США, Японии, Канаде  и более чем в десяти западноевропейских странах; в последнее время - и в бывших социалистических государствах Восточной Европы. Выполняя по отношению к значительной части населения защитные функции, он необходим еще и для предотвращения социальных взрывов.

  Реформирование пенсионной системы также предусматривает совершенствование организа­ционной структуры пенсионной службы на основе указа Пре­зидента РФ от 29 мая 1993 г. № 787 «Об управлении пенси­онным обеспечением Российской Федерации».

   Создается новая модель пенсионной службы, объединяю­щая весь процесс, начиная от сбора средств и кончая достав­кой пенсии, в одном ведомстве, которая возьмет на себя ответствен­ность за социальное обеспечение населения.

   Основополагающим документом является соглашение о создании в регионе единой пенсионной службы между Пен­сионным фондом РФ и субъектами Федерации. Отдельным документом фиксируется разграничение функций между орга­нами социальной защиты и Пенсионным фондом.

   В целях государственного управления финансами пенси­онного обеспечения в декабре 1990 г. был образован Пенсион­ный фонд РФ. Средства этого фонда формируются за счет сле­дующих источников:

   - страховые взносы работодателей;

   - страховые взносы граждан, занимающихся индивиду­альной трудовой деятельностью;

   - средства из республиканского бюджета РФ на вы­плату государственных пенсий и пособий военнослужащим и приравненным к ним по пенсионному обеспечению гражда­нам, их семьям; социальных пенсий, пособий на детей в воз­расте старше полутора лет, на индексацию указанных пен­сий и пособий, а также предоставление льгот в части пенсий, пособий и компенсаций гражданам, пострадавшим от черно­быльской катастрофы, на расходы по доставке, пересылке пенсий и пособий;

   -средства, возмещаемые Пенсионному фонду Государствен­ным фондом занятости в связи с назначением досрочных пен­сий безработным;

   - добровольные взносы физических и юридических лиц;

   - доходы от капитализации средств и другие поступления.

   На основе Положения о Пенсионном фонде его средства направляются на выплату государственных пенсий, пособий по уходу за ребенком в возрасте старше полутора лет; оказа­ние органами социальной защиты населения материальной помощи престарелым и нетрудоспособным гражданам; финан­совое и материально-техническое обеспечение текущей дея­тельности фонда и его органов и другие мероприятия, связан­ные с его деятельностью.

    При создании единой пенсионной службы вся работа как бы связывает единой цепью страхователя - пенсионную служ­бу - получателя пенсии; пенсия доставляется силами самой пенсионной службы без посредничества почты или коммер­ческих структур. В результате повышаются управляемость структуры и экономическая эффективность деятельности службы.

Таблица №17

Основные показатели Пенсионного фонда РФ

Поступления страховых взносов предприятий и организаций в Пенсионный фонд РФ: 1992 1993 1995 1997 1998 1999 2000
всего,млн.руб.(до 1998г.- млрд.руб) 1203 10169 73709 151073 149102 250436 379259
в процентах к ВВП 6,3 5,9 4,8 6,1 5,4 5,3 5,4

в процентах к предыдущему году (с корректировкой на индекс

потребительских цен)

86,8 68,5 114,3 77,3 90,5 125,3
Расходование средств Пенсионного фонда РФ на финансирование выплат населению пенсий и пособий:
всего,млн.руб.(до 1998г.- млрд.руб) 885 10312 85078 172767 160450 254710 331257
в процентах к ВВП 4,7 6,0 5,5 7,0 5,9 5,4 4,7

в процентах к предыдущему году (с корректировкой на индекс

потребительских цен)

119,6 77,6 120,1 72,7 85,5 107,7
Задолженность по выплате песий  (на конец года):
всего,млрд.руб.(до 1998г.- мрлн.руб) 0,7 - 26,3 - -

в процентах к предыдущему году (с корректировкой на индекс

потребительских цен)

10,0 - 203,9 - -

     Важное значение приобретают дополнительные формы пенсионного обеспечения в соответствии с указом Президен­та РФ от 16 сентября 1992 г. «О негосударственных пенсион­ных фондах». Суть создания таких фондов состоит в том, что граждане и работодатели перечисляют пенсионные страхо­вые взносы на именные счета в негосударственные пенсион­ные фонды. Специализированные компании, управляющие деятельностью этих фондов, должны обеспечивать сохранность вкладов, защиту их от инфляции, гарантированное увеличе­ние размеров доходов и направление прибыли на именные счета граждан. При создании таких фондов происходит со­единение элементов банковской, страховой и инвестицион­ной деятельности.

   Российские негосударственные пенсионные фонды, как правило, применяют две основные схемы пенсионного обес­печения: рентную и страховую. В первом варианте на взнос клиента начисляются проценты, и при наступлении срока с этих сумм осуществляются пенсионные выплаты. Во втором варианте клиенту гарантируется пожизненная пенсия. При расчете величины такой пенсии исходят из рас­чета средней продолжительности жизни.

   Как недостаток сле­дует отметить, что плательщики не гарантированы от банк­ротства фонда. Высокий размер пенсии своим клиентам мо­гут обеспечивать только сравнительно богатые компании. В связи с этим необходимо принятие законов, регулирующих деятельность пенсионных фондов.

    Законодательством предусмотрен определенный порядок выплаты пенсий за время пребывания пенсионера в доме пре­старелых и инвалидов, в местах лишения свободы и пр.

      В заключение разговора о пенсионной системе России следует отметить, что сейчас соотношение работающие – пенсионеры 2:1 , и ставка взносов в пенсионный фонд равна 29% от фонда заработной платы, однако согласно долгосрочному демографическому прогнозу к 2050 году оно составит 1:1,1 - т.е. выплаты должны будут возрасти до 60%.  Поэтому для предотвращения кризиса наиболее предпочтителен переход к пенсионной системе, основанной на накопительных принципах. Именно пенсионные сбережения служат во многих странах источником долгосрочных производственных инвестиций.  Кроме того, явными преимуществами такой системы является:

*     финансовая нечувствительность к численности пенсионеров в стране;

*      сравнительно низкие ставки обязательных пенсионных взносов;

*      увеличение нормы сбережений в стране, создающей предпосылки для установления устойчивых темпов экономического роста.

    Кроме пенсий из средств государственного и местного бюджетов предоставляются разнообразные пособия и выплаты различным категориям нуждающегося населения. Пособия и выплаты могут носить постоянный, длительный и временный характер. Возможно предоставление разовой, одномоментной социальной помощи. Пособия выдаются чаще всего с целью социальной поддержки детей, больных, престарелых, лиц, лишенных средств существования. Проявляется забота о престарелых людях, не имеющих детей и родных, способных оказать им помощь.

   Пособия – это денежные выплаты, назначаемые гражданам ежемесячно, периодически либо единовременно в установленных законодательством случаях с целью возмещения утраченного заработка либо оказание дополнительной материальной помощи.

    В отличие от пенсий – постоянного и основного источника средств к существованию – пособия, как правило, являются помощью, временно заменяющей утраченный заработок или служащий дополнением к основному источнику средств к существованию (к заработку или пенсии).

    Действующим законодательством предусмотрены следующие виды пособий:

       -пособия по временной нетрудоспособности;

       -пособия  по беременности и родам;

       -единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;

         -единовременное пособие при рождении ребенка;

         - ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком в возрасте до 1,5 лет;

         - ежемесячное пособие на ребенка;

       -пособие по безработице;

       -единовременное пособие медицинским работникам, заразившимся вирусом иммунодефицита человека при исполнении своих служебных обязанностей;

       -единовременное пособие гражданам при возникновении поствакционального осложнения;

       -единовременное пособие гражданам, привлеченным для борьбы с терроризмом;

       -социальное пособие военнослужащим по контракту, уволенным с военной службы без права на пенсию;

       -единовременное пособие военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, при увольнении с военной службы;

       -социальное пособие на погребение.    

    Выплата этих пособий осуществляется за счет Фонда со­циального страхования, Пенсионного фонда и других внебюд­жетных фондов.

    Пособия по временной нетрудоспособности работающим гражданам выплачиваются за счет средств социального стра­хования, по месту работы.

    Пособия по временной нетрудоспособности выдаются :

      -в случае болезни самого работника;

      -в случае его санаторно-курортного лечения;

      -при болезни члена семьи в случае необходимости ухода за ним;

      -при карантине;

      -при временном переводе на другую работу в связи с заболеванием туберкулезом или профзаболеванием;

      -при протезировании с помещением в стационар протезно-ортопедического предприятия.    

     Пособие по безработице выплачивается за счет средств государственного Фонда занятости.

    Одним из видов пособий по государственному социально­му страхованию является пособие на погребение. В июне 1997г. был принят закон «О внесении изменений и дополне­ний в Федеральный закон «О погребении и похоронном деле», определивший пособие в размере, не превышающем более чем в десять раз минимальный размер оплаты труда, который дей­ствовал на день смерти.

Тадлица №18

Пособия

(на 1 января; рублей; до 1998г. – тыс. руб.)

1993 1994 1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001
Единовременное пособия при рождении каждого ребенка 21,4 73,1 102,5 948,9 1252,4 1252,4 1252,4 1252,4 1500,0
Ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 года 2,4’ 14,6 20,5 126,5 167,0 167,0 167,0 167,0 200,0
Ежемесячное  пособия на каждого ребенка в возрасте:
до 6 лет 1,9’’ 10,2 14,4, - - - - - -
от 6 до 16 лет’’’ - 8,8 12,3 - - - - - -
до 16 лет’’’ - - - 44,3 58,4 58,4 58,4 58,4 70,0
Ежемесячное пособие на детей военнослужащих’’’’,  на детей, родители которых уклоняются от уплаты алиментов, в возрасте:
до 6 лет 1,9 15,4 21,5 - - - - - -
от 6 до 16 лет’’’ 2,1 13,2 18,5 - - - - - -
до 16 лет’’’ 2,1 - - 66,4 87,7 87,7 87,7 87,7 105,0
Ежемесячное пособие на детей одиноких матерей в возрасте:
до 6 лет 1,9 15,4 21,5 - - - - - -
от 6 до 16 лет’’’ 2,1 13,2 18,5 - - - - - -
до 16 лет’’’ - - - 66,4 116,9 116,9 116,9 116,9 140,0
Ритуальные пособия 21,4 73,1 102,5 316,3 834,9 834,9 834,9 834,9 1000,0
Минимальный размер пособия по безработице 4,3 14,6 20,5 63,3 83,5 83,5 83,5 83,5 100,0

’ Работающим женщинам, имеющим не менее года трудового стажа, женщинам, не достигшим 18 лет (независимо от стажа), а также обучающимся с отрывом от производства.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10