рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Реферат: Социальная зашита населения в РФ рефераты

Реферат: Социальная зашита населения в РФ

 

 

 

 

Московский государственный университет экономики,

статистики и информатики

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа по

Макроэкономики

на тему “Социальная защита населения в РФ”.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                          Выполнил:

Студент группы ДСК-101 Мосин С.М.

                                                   Преподаватель:

Марыганова Е.А.

                                                            подпись

 

 

 

 

 

 

Москва,2002г.

Содержание

1. Введение.

 2. Необходимость социальной защиты населения.

 3. Государственные гарантии и минимальные социальные стандарты в системе социальной защиты населения.

 4. Социальное обеспечение и социальная помощь.

 5. Социальное страхование населения. Система социальной службы.

 6. Основные источники финансирования социальной защиты населения.

 7. Заключение. 

 8. Приложение.

 9. Список используемой литературы.

1.Введение.

 

   Выбранная мною тема “Социальная защита населения в РФ” как никогда актуальна для нашей страны. В условиях реформирования страны десятки миллионов людей (пенсионеров, инвалидов, детей-сирот, беженцев и др.) нуждаются в немедленной социальной помощи и защите.

    В подтверждении моих слов обратимся к статистике. После распада СССР около 70-80% населения России находится на грани нищенского существования. Впервые за многие годы (после войны) смертность превысила рождаемость на большей части территории Российской Федерации. Растет число детей, рожденных вне брака. Увеличивается количество детей-сирот при живых родителях. Распадается каждый второй-третий брак. Ежегодно остается без одного из родителей около 1 млн. детей. Доля неполных семей достигает 15% по стране. По числу производимых абортов (4 млн. абортов в год) Россия значительно опередила высокоразвитые страны. Обострилась проблема детской инвалидности: около миллиона детей-инвалидов нуждается в материальной, психологической и юридической помощи. Число страдающих психическими заболеваниями достигло 4,5 млн. человек. Растет преступность (ежегодно совершается более 2 млн. преступлений) и, что особенно опасно, число преступлений, совершенных подростками. Россия не только лидирует среди стран по количеству алкоголиков (около 20 млн. человек), но и догоняем их по числу наркоманов и токсикоманов. Социальное неблагополучие (в обществе и семье) стало причиной участившегося жестокого обращения с детьми ( даже их продажи!), психологических стрессов,   заболеваний, самоубийств (до 50-80 тыс. в год), проституции (только в крупных городах 120 тыс. проституток). 

  В данной работе рассмотрены некоторые проблемы связанные с обеспечением социальной защиты населения (например, недофинансирование пенсий, пособий, отсутствием необходимой правовой базы для социальной защиты населения и т.д.).

  В курсовой работе использована статистика, по которой можно отследить динамику основных социальных показателей общества.

2.Необходимость социальной защиты населения.

    Неотъемлемыми факторами любой нормально функциони­рующей социальной системы являются социальная защита и социально-экономическая поддержка населения.

    Социальная помощь в поддержании физической жизни людей, удовлетворении их социальных потребностей суще­ствовала уже в начальный период развития человечества и осуществлялась на основе обычаев, норм, традиций, ритуа­лов. Это помогало людям приспособиться к неблагоприятным природным условиям и социальной среде, сохранить целост­ность и преемственность культуры семьи, рода, общности.

     С развитием цивилизации, технического прогресса и куль­туры, распадом семейно-родственных и общинных связей го­сударство все более активно принимало на себя функцию га­ранта социальной защищенности человека.    

Формирование и развитие рыночной экономики привело к выделению соци­альной защиты населения в самостоятельный вид деятельно­сти, которая приобрела новый смысл: прежде все­го как защита от неблагоприятных воздействий рыночных отношений.

     Система социальной защиты  вовлечена в систему рынка и является его неотъемлемым эле­ментом. Через нее реализуется социальная поддержка тех, кто объективно не име­ет возможности обеспечить себе достойный уровень жизни, - это, по существу, необходимая плата за возможность предпринимательской деятельности и получение дохода в стабиль­ном обществе.

     В условиях рыночных отношений человек может обеспе­чить удовлетворение своих потребностей лишь путем получе­ния дохода от собственности или в виде заработной платы за свой труд.

     Однако в каждом обществе есть определенная часть насе­ления, которая не имеет собственности и не в состоянии тру­диться в силу некоторых причин: болезнь, нетрудоспособ­ность, вследствие старости или возраста, не позволяющего человеку вступить в сферу производственных отношений (дети), последствия экологических, экономических, нацио­нальных, политических и военных конфликтов, стихийных бедствий, явных демографических изменений и т.д. Эти ка­тегории населения не выживут без защиты и социальной по­мощи государства, когда главным фактором производства и распределения является капитал.

     Государство объективно заинтересовано в поддержке соци­ально уязвимых слоев населения по нескольким причинам:

      1) государство, провозгласившее себя цивилизованным,  обязано, согласно Всеоб­щей Декларации прав человека, «обеспечить населению дос­тойный уровень жизни»;

      2) всякое государство заинтересовано в расширенном вос­производстве квалифицированной рабочей силы;

      3) социально-экономическая поддержка неимущих стимулирует  экономическое состояние различных групп и слоев населения, тем самым, снижая социальное напряжение в об­ществе.

     Развитие цивилизованного рынка может нормально осу­ществляться только вместе с расширением и углублением социальной защиты. В широком смысле социальная защита — это политика государства по обеспечению конституционных прав и мини­мальных гарантий человеку независимо от его места житель­ства, национальности, пола, возраста, иначе в социальной защите нуждаются все конституционные права и свободы личности - от права на собственность и свободу предприни­мательства до личной неприкосновенности и экологической безопасности.

    Взаимодействие рыночных отношений и социальной за­щиты необходимо учитывать не только на уровне всего обще­ства, но и на уровне социальных групп, семьи и индивида.

     Главная цель социальной защиты состоит в том, чтобы оказать необходимую помощь конкретному человеку в слож­ной жизненной ситуации.

    Система социальной защиты населения в России находит­ся в стадии формирования, она постепенно превращается в качественно новую самостоятельную, многопрофильную от­расль народного хозяйства. В настоящее время в ней занято около 400 тысяч работников, функционирует более 16 тысяч учреждений.

    Однако практика переходного периода в России показы­вает, что развитие рыночных отношений происходит не вме­сте с ростом социальной защиты населения, а, в основном, за счет его обнищания, что неминуемо порождает социальную напряженность в обществе. В конце 90-х годов около 25% населения име­ли душевой доход ниже прожиточного минимума.

    Период формирования рыночных отношений, в который вступила Россия в конце 80-х годов, характеризуется проти­воречием между нарастанием потребностей в социальной за­щите населения и сужением возможностей для их удовлетво­рения. Проанализировав изменения величины денежного дохода населения, уровень цен на товары и услуги можно   выявить 

причины нарастания социальной напряженности: падение производства вообще и товаров народного потребле­ния особенно; неблагополучная демографическая обстановка и старение общества как ее следствие; структурные измене­ния в экономике и сокращение армии, ведущие к расшире­нию базы безработицы; инфляция и обесценивание накопле­ний населения; рост стоимости энергоносителей, провоциру­ющий рост стоимости коммунальных услуг, транспорта и т.д.

    Жизнь требует новых экономических подходов в целях усиления социальной защищенности граждан. Необходимо создание правовых и экономических условий для:

    - обеспечения достойного уровня жизни своим трудом;

    - использования новых стимулов к труду и экономичес­кой деятельности;

    - создания цивилизованных механизмов распределения доходов (акционерные и иные формы участия населения в распределении прибыли, социальное партнерство, негосудар­ственное социальное страхование и др.);

    - формирования экономической системы самозащиты.

 Экономичес­кая политика государства - это часть его общей политики, совокупность принципов, решений и действий, направленных на обеспечение оптимального функционирования рыночного механизма с наибольшей экономической эффективностью.

  Разрабатывая и осуществляя эко­номическую политику, государство не должно­ допускать бесконтрольного роста инфля­ции, вмешиваться в механизмы экономики и т. д. Однако государство в то же время призвано влиять на нее экономическими методами (например, методами налоговой политики, системы льготно­го кредитования и т.п.).

    Социальная ориентация экономики выражается в подчинении производства потребителю, удовлетво­рении социальных потребностей населения и стимулирова­нии этих потребностей. Вместе с тем она предполагает необ­ходимое перераспределение доходов между более обеспечен­ными и менее обеспеченными слоями населения, накопление в бюджетах разных уровней и различных фондах средств на оказание населению социальных услуг и предоставление со­циальных гарантий.

3.Государственные гарантии и минимальные социальные стандарты в системе социальной защиты населения.

  В обществе рыночных отношений главную функцию соци­альной защиты берет на себя государство как главный субъект социальной политики и социальной работы.

 Основные социальные гарантии закреплены в Конститу­ции РФ и находят свое подтверждение в социальной полити­ке. Они определены в ст. 7 Основного закона РФ: «В Россий­ской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанав­ливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается постоянная поддержка семьи, материн­ства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются го­сударственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты».

  На современном этапе просматриваются две основные функции в системе государственной социальной защиты: социальные выплаты и  система социального обслуживания одиноких, престарелых, инвалидов и других подобных кате­горий, основанные на принципе заботы государства о соци­ально уязвимых членах общества и социальной благотвори­тельности. В то же время социальная защита должна рас­пространяться на все категории населения через систему социальных гарантий.

  Социальные гарантии - это механизм долговременного действия, предусмотренные законом обязательства государ­ства, направленные на реализацию конституционных прав граждан. Основой государственных социальных гарантий должны стать минимальные социальные стандарты.

  Минимальные социальные стандарты - это установлен­ные законодательством РФ нормы и нормативы, которые за­крепляют минимальный уровень социальной защиты, ниже которого опускаться нельзя. Систему государственных мини­мальных стандартов составляют взаимосвязанные государ­ственные минимальные социальные стандарты в области:

    1) оплаты труда;

    2) пенсионного обеспечения;

    3) образования;

    4) здравоохранения;

    5) культуры;

    6) социального обслуживания;

    7) жилищно-коммунального обслуживания.

  Закрепляя в законе «О государственных минимальных стандартах» самый необходимый минимум социальных стан­дартов, государство делает обязательным их обеспечение для исполнительной власти на всех уровнях, а также для работо­дателей и предпринимателей всех видов собственности, причем не только государственной.

  Минимальные пределы государственных гарантий подтвер­ждаются и другими законодательными актами, в том числе гражданским и трудовым кодексами, законами «О здравоох­ранении», «Об образовании», «О культуре» и др.

  В качестве государственных минимальных стандартов в области оплаты труда устанавливаются:

      - минимальный размер оплаты труда;

      - единая тарифная сетка оплаты труда работников бюд­жетной сферы (ЕТС).

  Минимальная заработная плата - это уровень заработной платы работника неквалифицированного труда, призванный обеспечить ему нормальные условия воспроизводства. Она устанавливается законодательством или специальным соглашением.

  В ст. 37 Конституции РФ записано, что «каждый имеет право на труд и в условиях, отвечающих требованиям безо­пасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного феде­ральным законом минимального размера оплаты труда, а так­же право на защиту от безработицы».

  КЗоТ РСФСР (ст. 78) устанавливает, что «месячная опла­та труда работника, отработавшего полностью определенную на этот период норму рабочего времени и выполнившего свои трудовые обязанности (норма труда), не может быть ниже установленного минимального размера оплаты труда».

Таблица №1

Минимальный размер оплаты труда

(на 1 января; рублей; до 1998г.- тыс. руб. )

1993*   1994 1995  1996  1997  1998  1999  2000  2001 
 Минимальный размер оплаты труда  4,3 14,6  20,5  63,3  83,5  83,5  83,5  83,5  200,0 
 Тарифная ставка (оклад) 1 разряда ЕТС по оплате труда работников бюджетной сферы (с учетом доплаты)  4,5 16,0  39,0  80,0  80,0  90,0  90,0  110,0  200,0 

      *на 1 апреля

  Минимальный размер оплаты труда имеет гарантирован­ный характер. Он выражается в том, что работающие вправе претендовать на определенный месячный уровень вознаграж­дения за свой труд. Этот уровень не снижается, если норма рабо­чего времени и нормы труда не выполнены не по вине работ­ника. В минимальный размер оплаты труда не включаются доплаты и надбавки, а также премии и другие поощритель­ные выплаты. Последние должны начисляться на заработ­ную плату, которая не может быть ниже установленного го­сударством минимального уровня. Неспособность предприя­тия выплачивать минимальную зарплату всем своим работникам является одним из признаков банкротства.

  Величина минимальной заработной платы обычно опреде­ляется путем исчисления прожиточного минимума. Прожиточ­ный минимум - понятие, характеризующее минимум жиз­ненных средств, необходимых для нормального воспроизвод­ства рабочей силы и развития личности. Это показатель объе­ма и структуры потребления важнейших материальных благ и услуг на минимально допустимом уровне, обеспечивающем условия поддержания активного физического состояния взрос­лых, социального и физического развития детей и подрост­ков.

Для установления стоимостного показателя прожиточно­го минимума вводится понятие «бюджета прожиточного ми­нимума». Бюджет прожиточного минимума представляет со­бой стоимостную оценку натурального набора, а также вклю­чает расходы на налоги и другие обязательные платежи.

 Прожиточный минимум рассчитывают по нормативам удовлетворения мини­мальных потребностей в товарах и услугах с учетом уровня цен, и должна соответствовать величине заработной платы.

 Для определения абсолютного уровня прожиточного минимума наиболее точным является метод потребительской корзины. В состав такой корзины входят самые необходимые продукты для поддержания жизнедеятельности средней семьи.

  В приложении можно ознакомиться со статистикой потребления, пищевой и энергетической ценность продуктов питания в домашних хозяйствах (см. Приложение, таблица №5).

   Прожиточный минимум и бюджет прожиточного мини­мума могут быть использованы:

    - в качестве базы для адресной социальной поддержки;

    - в качестве целевых ориентиров при регулировании до­ходов и потребления малообеспеченных слоев населения;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10