Реферат: Социальная зашита населения в РФ
Безработица, с которой
мы сейчас сталкиваемся, связана не с техническим прогрессом или кризисом
перепроизводства, как это происходит циклически в рыночной экономике, а с
факторами, обусловленными глубокими деформациями в развитии народного
хозяйства. Если на Западе безработица возникает в условиях перепроизводства
товаров и относительной узости рынка, результатом чего и является падение
спроса на рабочую силу, то в наших условиях ситуация иная. Сокращение занятости
в современной России связано в первую очередь с катастрофическим падением
производства за годы реформ.
В приложении можно
ознакомиться со статистикой об общей численности безработных в различных
странах мира (Приложение, таблица №4).
В решении этой проблемы есть две стороны: создание
экономических условий для максимальной занятости населения, с одной стороны, и
государственная поддержка - с другой.
На снижение уровня безработицы должны быть направлены
государственные программы содействия занятости, а также разработка и реализация
федеральной целевой программы создания рабочих мест и осуществления следующих
мероприятий:
- поддержка малого и среднего предпринимательства, не
требующего крупных инвестиций;
- более
эффективное использование на общественных работах тех, кто состоит на учете в
службе занятости;
- профилактика безработицы на основе переквалификации
работников, подлежащих сокращению, без прекращения с ними трудового договора;
- расширение в регионах сети частных бюро содействия
занятости;
- максимальное обеспечение участками земли отдельных граждан
для обеспечения дополнительных доходов семьи, а также инвесторов под
обязательство создания рабочих мест.
Регулирование занятости - одно из главных направлений
социальной политики. Вместе с тем решение этой проблемы в условиях рыночных
отношений практически нереально. Показатели допустимого уровня безработицы,
которые пытались разрабатывать по регионам России, себя не оправдали. По
мнению ученых, такие стандарты возможны лишь в системе денежной помощи
безработным и определяются законом «О занятости населения в РФ» (1991 г.), в
новой редакции (1996 г.).
Согласно
Закону, степень возмещения потерянного заработка пособием по безработице
варьируется в диапазоне от 45% до 75% заработка работника, предшествовавшего
увольнению, или в размере минимальной оплаты труда, если он не работал в
течение 12 месяцев перед признанием его безработным. Чем продолжительнее
период безработицы, тем ниже степень возмещения утраченного заработка, тем
значительнее экономические потери, тем больше ухудшается материальное
положение безработного и его семьи.
Государство гарантирует безработным:
- выплату пособий по безработице;
- выплату стипендий в период профессиональной подготовки,
повышения квалификации, переподготовки по направлению органов службы
занятости;
- возможность участия в оплачиваемых общественных работах;
- возмещение затрат в связи с добровольным переездом в
другую местность для трудоустройства по предложению органов службы занятости;
- оплату в размере причитающегося пособия по безработице
(стипендии) за счет средств фонда занятости периода временной
нетрудоспособности в течение не более 12 месяцев.
В России, несмотря на
существование довольно прогрессивного Закона о занятости (минимальный период
трудовой деятельности - 12 недель, пособие не ниже минимальной заработной платы
и т.д.), выполнение социальных программ постоянно натыкается на хроническое
недофинансирование - в частности, задержки выплаты пособий по безработице
достигают в некоторых регионах нескольких месяцев и даже лет.
Важным элементом
социальной защиты населения являются программы трудоустройства и
переквалификации. При введении в действие этих программ участвуют государство и
предприниматели. Ежегодно американские фирмы тратят на эти меры около 30 млрд.
долларов, но основные средства все же поступают от государства.
В общенациональном
масштабе современное государство с целью уменьшения армии безработных пытается
регулировать заработную плату на таком уровне, чтобы темпы ее роста были ниже
от роста производительности труда. Для этого осуществляется “политика доходов”,
активная кредитно-денежная политика и т.д. Такую тактику применяют частные
фирмы, пытаясь сделать так, чтобы уровень продуктивности труда опережал рост
оплаты рабочей силы. Наибольших успехов в этом деле достигли США. С 1974 г. до
середины 80-х годов было образовано 23 млн. дополнительных рабочих мест и
принято на работу 12 млн. эмигрантов. Характерно, что за это время 500 самых
могущественных корпораций Америки сократили 3 млн. рабочих мест, а мелкие фирмы
образовали 7 млн. таких мест.
Конкретные результаты в осуществлении политики
трудоустройства может дать сокращение рабочего дня. За последние 100 лет в
большинстве развитых стран Запада продолжительность рабочего дня сократилась
вдвое. Исключением из этого правила стала только Япония. Японец сегодня
работает в среднем 2150 часов в год, что на 230 часов больше, чем в США, на 450
часов больше, чем в Германии, на 400 часов больше, чем во Франции. Сокращение
продолжительности рабочего дня с целью увеличения занятости происходило в
Швеции в 70-х годах, во Франции - в 1982-1983 гг. и некоторых других странах.
Безработица порождает тяжелые социальные последствия, усиливая
социальное неравенство, снижая социальный статус, возникает социальную
напряженность в обществе. Как показывают социологические опросы, безработица
(особенно длительная) вызывает у людей неуверенность в будущем и
сопровождается увеличением нервно-психических и сердечно-сосудистых
заболеваний, ростом алкоголизма, наркомании, проституции и преступности.
Таблица №7
Забастовки
|
1990 |
1996 |
1997 |
1998 |
1999 |
2000 |
Число предприятий, на которых проходили забастовки |
260 |
8278 |
17007 |
11162 |
7285 |
817 |
Численность работников, вовлеченных в забастовки: |
тыс. человек |
99,5 |
663,9 |
887,3 |
530,8 |
238,4 |
30,9 |
В среднем на одно предприятие, человек |
383 |
80 |
52 |
48 |
33 |
37 |
Таблица №8
Правонарушения
|
1990 |
1995 |
1996 |
1997 |
1998 |
1999 |
2000 |
Число зарегистрированных преступлений за год, тыс. |
1840 |
2756 |
2625 |
2397 |
2582 |
3002 |
2952 |
Раскрываемость преступлений, % |
54,8 |
64,5 |
70,1 |
72,2 |
74,4 |
73,4 |
75,6 |
Коэфициэнт смертности от убийств(число умерших на 100000
населения) |
14,3 |
30,7 |
266 |
23,9 |
23,0 |
26,2 |
28,3 |
В качестве государственных социальных стандартов в области
пенсионного обеспечения устанавливаются минимальные размеры государственных
пенсий (подробнее о пенсионном обеспечение см. в главе “Социальное обеспечение
и социальная помощь ”).
Государственные минимальные стандарты в области образования
предполагают:
- набор общедоступных и бесплатных услуг образовательных
учреждений, финансируемых за счет средств бюджетов различных уровней;
- нормы и нормативы предельной наполненности классов и групп
в государственных и муниципальных образовательных учреждениях и обеспеченности
населения общедоступными и бесплатными услугами;
- нормы и нормативы социально-экономической поддержки
обучающихся;
- норматив числа студентов, получающих бесплатное высшее
профессиональное образование в государственных учебных заведениях и размер
стипендии.
Таблица №9
Образование
|
1990 |
1995 |
1996 |
1997 |
1998 |
1999 |
2000 |
Число государственных дневных общеобразовательных
учреждений |
67571 |
68445 |
68259 |
67862 |
67321 |
66943 |
66428 |
В них численность учащихся, тыс. человек |
20328 |
21521 |
21682 |
21683 |
21429 |
20826 |
20013 |
Число государственных средних специальных учебных
заведений |
2603 |
2612 |
2608 |
2593 |
2584 |
2576 |
2589 |
Численность студентов в государственных средних
специальных учебных заведениях на 10000 населения |
153 |
130 |
134 |
137 |
141 |
148 |
160 |
Число государственных высших учебных заведений |
514 |
569 |
573 |
578 |
580 |
590 |
607 |
Численность студентов государственных высших учебных
заведений на 10000 населения |
190 |
179 |
190 |
208 |
229 |
256 |
294 |
Таблица № 10
Минимальные размеры стипендии
(в месяц)
Минимальный
размер стипендии: |
1993 |
1994 |
1995 |
1996 |
1997 |
1998 |
1999 |
2000 |
2001 |
студентам
вузов |
4,3 |
14,6 |
20,5 |
63,3 |
167,0 |
167,0 |
167,0 |
167,0 |
200,0 |
студентам
(учащимся) учреждений среднего специального и начального профессионального
образования |
1,6 |
10,2 |
14,4 |
44,3 |
58,4 |
58,4 |
58,4 |
58,4 |
70,0 |
По предварительным прогнозам в 2002 году смогут поступить в госвузы 604 тысячи
абитуриентов на бюджетные отделения и 676 тысяч – на платные отделения. Причем
180 тысяч человек поступят в коммерческие вузы. Всего же высшие учебные
заведения примут в этом году около 1,5 миллиона человек.
В Конституции РФ (ст. 41) определены минимальные социальные
гарантии в области здравоохранения. Для оценки минимально допустимого уровня удовлетворения потребностей в
медицинской помощи используются показатели обеспеченности врачами, больничными
койками, амбулаторными учреждениями на 1000 жителей в регионах (подробнее о социальных
гарантиях в области здравоохранения см. в главе “Социальное обеспечение и
социальная помощь”).
Таблица №11
Жилищные условия населения
|
1990 |
1995 |
1996 |
1997 |
1998 |
1999 |
2000 |
Численность врачей на 1000 населения |
4,5 |
4,5 |
4,6 |
4,6 |
4,7 |
4,7 |
4,7 |
Одной из важнейших функций системы социальной защиты населения
является социальное обслуживание, т. е. деятельность по оказанию различных
видов услуг, предоставляемых в стационарных и нестационарных условиях в виде
правовой, материальной, медико-реабилитационной, социально-психологической и
других видах помощи. Государственные гарантии в области социального
обслуживания определены законами «Об основах социального обслуживания
населения в РФ», «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и
инвалидов» и др.
До начала 90-х годов отрасли социального обслуживания населения
были на дотации государства и лишь частично оплачивались потребителями. В
настоящее время структура платных услуг населению резко возросла.
Таблица №12
Структура платных услуг населению
(в процентах)
|
1993 |
1996 |
1997 |
1998 |
1999 |
2000 |
Все оказанные услуги |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
в том числе: |
бытовые |
29,4 |
18,8 |
18,1 |
16,7 |
15,7 |
14,3 |
пассажирского транспорта |
29,3 |
25,3 |
26,0 |
24,5 |
25,7 |
25,9 |
связи |
5,9 |
7,9 |
8,4 |
9,2 |
9,9 |
11,1 |
жилищно-коммунальные |
10,3 |
20,7 |
21,3 |
22,1 |
20,4 |
20,0 |
системы образования |
2,4 |
3,0 |
4,2 |
5,4 |
6,3 |
6,7 |
культуры |
1,6 |
1,1 |
1,4 |
1,2 |
1,5 |
1,6 |
туристико-экскурсионные |
2,0 |
1,3 |
2,1 |
1,9 |
1,8 |
1,8 |
физической культуры и спорта |
0,2 |
0,3 |
0,3 |
0,4 |
0,4 |
0,4 |
медицинские |
1,7 |
2,7 |
3,5 |
3,8 |
4,4 |
4,5 |
санаторно-оздаровительные |
5,0 |
2,9 |
2,4 |
2,7 |
3,3 |
3,8 |
правового характера |
6,8 |
7,5 |
8,9 |
8,0 |
6,2 |
5,1 |
другие |
5,4 |
8,5 |
3,4 |
4,1 |
4,4 |
4,8 |
Специфическим видом государственных социальных гарантий
являются предоставление жилья и дотации населению на его содержание. Сфера
жилищно-коммунального хозяйства переводится на рыночные механизмы. Концепция
этой реформы предполагает сохранение дотаций на содержание жилья. Дотирование
остается как социальная поддержка незащищенных групп населения.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
|
|