рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Реферат: Социальная зашита населения в РФ рефераты

      Безработица, с которой мы сейчас сталкиваемся, связана не с техническим прогрессом или кризисом перепроизводства, как это происходит циклически в рыночной экономике, а с факторами, обусловленными глубокими деформациями  в развитии народного хозяйства. Если на Западе безработица возникает в условиях перепроизводства товаров и относительной узости рынка, результатом чего и является падение спроса на рабочую силу, то в наших условиях ситуация иная. Сокращение занятости в современной России связано в первую очередь с катастрофическим падением производства за годы реформ.

    В приложении можно ознакомиться со статистикой  об общей численности безработных в различных странах мира (Приложение, таблица №4).

      В ре­шении этой проблемы есть две стороны: создание экономических условий для максимальной занятости населения, с одной стороны, и государственная поддерж­ка - с другой.

     На снижение уровня безработицы должны быть направле­ны государственные программы содействия занятости, а также разработка и реализация федеральной целевой программы создания рабо­чих мест и осуществления следующих мероприятий:

      - поддержка малого и среднего предпринимательства, не требующего крупных инвестиций;

      - более эффективное использование на общественных ра­ботах тех, кто состоит на учете в службе занятости;

      - профилактика безработицы на основе переквалифика­ции работников, подлежащих сокращению, без прекращения с ними трудового договора;

      - расширение в регионах сети частных бюро содействия занятости;

      - максимальное обеспечение участками земли отдельных граждан для обеспечения дополнительных доходов семьи, а также инвесторов под обязательство создания рабочих мест.

    Регулирование занятости - одно из главных направлений социальной политики. Вместе с тем решение этой проблемы в условиях рыночных отношений практически нереально. Показатели допустимого уровня безработицы, которые пыта­лись разрабатывать по регионам России, себя не оправдали. По мнению ученых, такие стандарты возможны лишь в сис­теме денежной помощи безработным и определяются зако­ном «О занятости населения в РФ» (1991 г.), в новой редак­ции (1996 г.).

    Согласно Закону, степень возмещения потерянного зара­ботка пособием по безработице варьируется в диапазоне от 45% до 75% заработка работника, предшествовавшего уволь­нению, или в размере минимальной оплаты труда, если он не работал в течение 12 месяцев перед признанием его безработ­ным.      Чем продолжительнее период безработицы, тем ниже степень возмещения утраченного заработка, тем значитель­нее экономические потери, тем больше ухудшается матери­альное положение безработного и его семьи.

     Государство гарантирует безработным:

        - выплату пособий по безработице;

        - выплату стипендий в период профессиональной подго­товки, повышения квалификации, переподготовки по направ­лению органов службы занятости;

        - возможность участия в оплачиваемых общественных работах;

        - возмещение затрат в связи с добровольным переездом в другую местность для трудоустройства по предложению орга­нов службы занятости;

        - оплату в размере причитающегося пособия по безрабо­тице (стипендии) за счет средств фонда занятости периода временной нетрудоспособности в течение не более 12 меся­цев.

   В России, несмотря на существование довольно прогрессивного Закона о занятости (минимальный период трудовой деятельности - 12 недель, пособие не ниже минимальной заработной платы и т.д.), выполнение социальных программ постоянно натыкается на хроническое недофинансирование - в частности, задержки выплаты пособий по безработице достигают в некоторых регионах нескольких месяцев и даже лет.

    Важным элементом социальной защиты населения являются программы трудоустройства и переквалификации. При введении в действие этих программ участвуют государство и предприниматели. Ежегодно американские фирмы тратят на эти меры около 30 млрд. долларов, но  основные средства все же поступают от государства.

      В общенациональном масштабе современное государство с целью уменьшения армии безработных пытается регулировать заработную плату на таком уровне, чтобы темпы ее роста были ниже от роста производительности труда. Для этого осуществляется “политика доходов”, активная кредитно-денежная политика и т.д. Такую тактику применяют частные фирмы, пытаясь сделать так, чтобы уровень продуктивности труда опережал рост оплаты рабочей силы. Наибольших успехов в этом деле достигли США. С 1974 г. до середины 80-х годов было образовано 23 млн. дополнительных рабочих мест и принято на работу 12 млн. эмигрантов. Характерно, что за это время 500 самых могущественных корпораций Америки сократили 3 млн. рабочих мест, а мелкие фирмы образовали 7 млн. таких мест.

      Конкретные результаты в осуществлении политики трудоустройства может дать сокращение рабочего дня. За последние 100 лет в большинстве развитых стран Запада продолжительность рабочего дня сократилась вдвое. Исключением из этого правила стала только Япония. Японец сегодня работает в среднем 2150 часов в год, что на 230 часов больше, чем в США, на 450 часов больше, чем в Германии, на 400 часов больше, чем во Франции. Сокращение продолжительности рабочего дня с целью увеличения занятости происходило в Швеции в 70-х годах, во Франции - в 1982-1983 гг. и некоторых других странах.

    Безработица порождает тяжелые социальные последствия, усиливая социальное неравенство, снижая социальный ста­тус, возникает социальную напряженность в обществе. Как показывают социологические опросы, безработица (особенно длительная) вызывает у людей неуверенность в бу­дущем и сопровождается увеличением нервно-психических и сердечно-сосудистых заболеваний, ростом алкоголизма, нар­комании, проституции и преступности.

Таблица №7

Забастовки

1990 1996 1997 1998 1999 2000
Число предприятий, на которых проходили забастовки 260 8278 17007 11162 7285 817
Численность работников, вовлеченных в забастовки:
тыс. человек 99,5 663,9 887,3 530,8 238,4 30,9
В среднем на одно предприятие, человек 383 80 52 48 33 37

Таблица №8

Правонарушения

1990 1995 1996 1997 1998 1999 2000
Число зарегистрированных преступлений за год, тыс. 1840 2756 2625 2397 2582 3002 2952
Раскрываемость преступлений, % 54,8 64,5 70,1 72,2 74,4 73,4 75,6
Коэфициэнт смертности от убийств(число умерших на 100000 населения) 14,3 30,7 266 23,9 23,0 26,2 28,3

    В качестве государственных социальных стандартов в об­ласти пенсионного обеспечения устанавливаются минималь­ные размеры государственных пенсий (подробнее о пенсионном обеспечение см. в главе “Социальное обеспечение и социальная помощь ”).

    Государственные минимальные стандарты в области образования пред­полагают:

     - набор общедоступных и бесплатных услуг образователь­ных учреждений, финансируемых за счет средств бюджетов различных уровней;

     - нормы и нормативы предельной наполненности классов и групп в государственных и муниципальных образователь­ных учреждениях и обеспеченности населения общедоступ­ными и бесплатными услугами;

     - нормы и нормативы социально-экономической поддер­жки обучающихся;

     - норматив числа студентов, получающих бесплатное выс­шее профессиональное образование в государственных учеб­ных заведениях и размер стипендии.

Таблица №9

 

Образование

1990 1995 1996 1997 1998 1999 2000
Число государственных дневных общеобразовательных учреждений 67571 68445 68259 67862 67321 66943 66428
В них численность учащихся, тыс. человек 20328 21521 21682 21683 21429 20826 20013
Число государственных средних специальных учебных заведений 2603 2612 2608 2593 2584 2576 2589
Численность студентов в государственных средних специальных учебных заведениях на 10000 населения 153 130 134 137 141 148 160
Число государственных высших учебных заведений 514 569 573 578 580 590 607
Численность студентов  государственных высших учебных заведений на 10000 населения 190 179 190 208 229 256 294

Таблица № 10

Минимальные размеры стипендии

(в месяц)

Минимальный размер стипендии: 1993   1994 1995  1996  1997  1998  1999  2000  2001 
студентам вузов 4,3 14,6 20,5 63,3 167,0 167,0 167,0 167,0 200,0
студентам (учащимся) учреждений среднего специального и начального профессионального образования 1,6 10,2 14,4 44,3 58,4 58,4 58,4 58,4 70,0

     По предварительным прогнозам в 2002 году смогут поступить в госвузы 604 тысячи абитуриентов на бюджетные отделения и 676 тысяч – на платные отделения. Причем 180 тысяч человек поступят в коммерческие вузы. Всего же  высшие учебные заведения примут в этом году около 1,5 миллиона человек.

    В Конституции РФ (ст. 41) определены минимальные со­циальные гарантии в области здравоохранения. Для оценки минимально допустимого уровня удовлетворения потребнос­тей в медицинской помощи используются показатели обеспе­ченности врачами, больничными койками, амбулаторными учреждениями на 1000 жителей в регионах (подробнее о со­циальных гарантиях в области здравоохранения см. в главе “Социальное обеспечение и социальная помощь”).

Таблица №11

Жилищные условия населения

1990 1995 1996 1997 1998 1999 2000
Численность врачей на 1000 населения 4,5 4,5 4,6 4,6 4,7 4,7 4,7

  Одной из важнейших функций системы социальной за­щиты населения является социальное обслуживание, т. е. деятельность по оказанию различных видов услуг, предос­тавляемых в стационарных и нестационарных условиях в виде правовой, материальной, медико-реабилитационной, социаль­но-психологической и других видах помощи. Государствен­ные гарантии в области социального обслуживания  определены законами «Об основах социального обслуживания населения в РФ», «О социальном обслужива­нии граждан пожилого возраста и инвалидов» и др.

До начала 90-х годов отрасли социального обслуживания населения были на дотации государства и лишь частично оп­лачивались потребителями. В настоящее время структура платных услуг населению резко возросла.

Таблица №12

Структура платных услуг населению

(в процентах)

1993 1996 1997 1998 1999 2000
Все оказанные услуги 100 100 100 100 100 100
в том числе:
бытовые 29,4 18,8 18,1 16,7 15,7 14,3
пассажирского транспорта 29,3 25,3 26,0 24,5 25,7 25,9
связи 5,9 7,9 8,4 9,2 9,9 11,1
жилищно-коммунальные 10,3 20,7 21,3 22,1 20,4 20,0
системы образования 2,4 3,0 4,2 5,4 6,3 6,7
культуры 1,6 1,1 1,4 1,2 1,5 1,6
туристико-экскурсионные 2,0 1,3 2,1 1,9 1,8 1,8
физической культуры и спорта 0,2 0,3 0,3 0,4 0,4 0,4
медицинские 1,7 2,7 3,5 3,8 4,4 4,5
санаторно-оздаровительные 5,0 2,9 2,4 2,7 3,3 3,8
правового характера 6,8 7,5 8,9 8,0 6,2 5,1
другие 5,4 8,5 3,4 4,1 4,4 4,8

    Специфическим видом государственных социальных га­рантий являются предоставление жилья и дотации населе­нию на его содержание. Сфера жилищно-коммунального хо­зяйства переводится на рыночные механизмы. Концепция этой реформы предполагает сохранение дотаций на содержание жилья. Дотирование остается как социальная поддержка не­защищенных групп населения.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10