Реферат: Социальная зашита населения в РФ
Таблица №13
Предоставление гражданам льгот по оплате
жилья и коммунальных услуг
|
2000 |
Численность граждан, пользующихся льготами, тыс. человек |
Затраты предприятий по предоставлению гражданам льгот по
оплате жилищно-коммунальных услуг, млн. руб. |
Среднемесячный размер льгот га одного пользователя, руб. |
Всего |
46015,1 |
17547,6 |
32 |
в том числе льготы, предоставленные: |
инвалидам |
10503,6 |
4420,6 |
35 |
из них: |
инвалидам Великой Отечественной войны и инвалидам боевых
действий на территории других государств |
2065,7 |
904,5 |
36 |
инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов |
6672,3 |
2788,0 |
35 |
ветеранам |
20986,2 |
7542,4 |
30 |
из них: |
участникам Великой Отечественной войны |
1417,6 |
569,6 |
33 |
ветеранам боевых действий на территории других государств |
295,3 |
71,9 |
20 |
ветеранам труда |
18090,9 |
6443,3 |
30 |
на основании других законодательных актов |
10740,3 |
4113,7 |
32 |
по профессиональному приказу |
1400,8 |
643,2 |
38 |
иными категориями граждан |
2384,2 |
827,7 |
29 |
В
приложении можно ознакомиться с жилищными условиями населения (см. Приложение,
таблица №6).
26 мая 1997 г. принято постановление Правительства РФ № 621 «О
федеральных стандартах перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных
услуг». Постановлением определена минимальная социальная норма жилой площади на
человека - 18 кв. м2 , ниже которой человек признается нуждающимся в
улучшении жилищных условий и имеет право на льготное получение, покупку или
строительство жилья.
Итак, минимальные
социальные гарантии составляют основу системы социальной защиты населения в
обществе рыночных отношений. Они устанавливаются государством в соответствии с
законодательством и возможностями их финансового обеспечения.
4.Социальное обеспечение и социальное помощь.
В условиях
перехода к рыночным отношениям проблема совершенствования системы социального
обеспечения населения становится особенно острой и актуальной. В ст. 39 Конституции РФ
записано, что каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в
случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных
случаях, установленных законом. Поощряются добровольное социальное
страхование, создании дополнительных форм социального обеспечения и
благотворительность.
Основными видами социального обеспечения являются:
-пенсии по
старости, инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет, социальные;
-пособия по безработице, по временной нетрудоспособности,
беременности и родам, многодетным и одиноким матерям, на детей, инвалидам с
детства и др.;
-содержание и обслуживание детей, престарелых и инвалидов
в стационарных учреждениях;
-профессиональное обучение, трудовое устройство инвалидов,
протезно-ортопедическая и медико-социальная помощь, льготы и преимущества
инвалидам, медико-социальная экспертиза и реабилитация и др.
Функции социального обеспечения выполняют различные
государственные органы, министерства, ведомства, службы и учреждения социальной
защиты и негосударственные учреждения. Это организационная структура
социального обеспечения.
Экономическую основу социального обеспечения составляют государственный
бюджет и социальное страхование, которые различаются между собой по источникам
финансирования. Выплаты по социальному страхованию производятся из страховых
фондов, образуемых за счет отчислений на социальное страхование. Они взимаются
как с предприятий-работодателей, так и с трудящихся. Государственные вложения
осуществляются за счет средств из федерального и местного бюджетов.
Фонды социального обеспечения и источники формирования
устанавливаются в соответствии с законодательством РФ.
Одной из важных социальных функций государства является
обеспечение граждан пенсиями и пособиями. Пенсия - это регулярная денежная
выплата, которая производится в установленном законом порядке определенным
категориям лиц из социальных доходов и других источников, предназначенных для
этих целей. Пенсионные отношения в РФ регулируются законом «О государственных
пенсиях в РСФСР» от 20 ноября 1990 г. и последующими изменениями, законом «О
пенсионном обеспечении лиц, проходящих службу в органах внутренних дел, и их
семей» и др.
Основаниями для пенсионного обеспечения являются: достижение
соответствующего пенсионного возраста и трудовой стаж или выслуга; наступление
инвалидности; потеря кормильца - для нетрудоспособных членов семьи.
Законом установлены трудовые и социальные пенсии. Так, в связи
с трудовой и иной общественно-полезной деятельностью, которая засчитывается в
общий трудовой стаж, назначаются пенсии: по старости, по инвалидности, по
случаю потери кормильца, за выслугу лет. Если граждане не имеют по каким-либо причинам права на пенсию в
связи с трудовой или иной общественно-полезной деятельностью, им
устанавливается социальная пенсия. Такая пенсия может быть назначена в
соответствующих случаях вместо трудовой пенсии.
Условия пенсионного обеспечения состоят в том, что право на
пенсию на общих основаниях имеют: женщины по достижении 55 лет при общем
трудовом стаже не менее 20 лет и мужчины по достижении 60 лет и при трудовом
стаже не менее 25 лет. Отдельным категориям граждан трудовая пенсия по
старости устанавливается при пониженном пенсионном возрасте, а в некоторых
случаях и при пониженном трудовом стаже (льготные пенсии, в связи с особыми
условиями труда, работой на Крайнем Севере, при неполном трудовом стаже и
др.).
Таблица №14
Численность пенсионеров, состоящих на учете в органах
соц. защиты населения (на конец года)
Численность пенсионеров, состоящих на учете в органах соц.
защиты населения |
1992 |
1995 |
1997 |
1998 |
1999 |
2000 |
всего, тыс. чел. |
35273 |
37083 |
38184 |
38410 |
38381 |
38411 |
в процентах к предыдущему году |
103,6 |
101,3 |
100,9 |
100,6 |
99,9 |
100,1 |
Основная часть
пенсионеров - 96,2% - получает трудовые пенсии; из них 81% составляют
пенсионеры по старости, 12% - по инвалидности, 6% - по случаю потери кормильца
и менее 1% - за выслугу лет. Пенсионеры, получающие социальные пенсии,
составляют 3% общей численности.
Согласно закону «О государственных пенсиях», в механизм
исчисления пенсий заложен принцип учета длительности трудового стажа. Он
заключается в том, что пенсия по старости определяется в размере 55% заработка
и, сверх того, 1% заработка за каждый полный год общего трудового стажа, превышающего
требуемый для назначения пенсии. При этом должны соблюдаться два требования:
во-первых, размер пенсии не может превышать 75% среднего заработка и, во-вторых,
не может быть ниже установленного законом минимума и не может превышать
предусмотренный им максимум.
Таблица № 15
Минимальный размер пенсии
(в месяц)
Минималь-ный размер пенсии:
|
1993 |
1994 |
1995 |
1996 |
1997 |
1998 |
1999 |
2000 |
2001 |
по старости |
4,3 |
14,6 |
34,4 |
63,3 |
69,6 |
84,2 |
84,2 |
108,2 |
153,1 |
по инвалидности:
|
1группы(с надбавкой за уход) |
7,1 |
24,4 |
68,9 |
126,5 |
139,2 |
168,4 |
168,4 |
216,8 |
306,2 |
2 группы |
4,3 |
14,6 |
34,4 |
63,3 |
69,6 |
84,2 |
84,2 |
108,4 |
153,1 |
3 группы |
2,9 |
9,7 |
23,0 |
42,2 |
46,4 |
56,1 |
56,1 |
72,3 |
102,0 |
по случаю потери кормильца (на получателя) |
2,9 |
9,7 |
23,0 |
42,2 |
46,4 |
56,1 |
56,1 |
72,3 |
102,0 |
за выслугу лет |
4,3 |
14,6 |
34,4 |
63,3 |
69,6 |
84,2 |
84,2 |
108,4 |
153,1 |
социальные пенсии:
|
инвалидам с детства:
|
1 группы (с надбавкой за уход) |
7,1 |
24,4 |
68,9 |
126,5 |
139,2 |
168,4 |
168,4 |
216,8 |
306,2 |
2 группы |
4,3 |
14,6 |
34,4 |
63,3 |
69,6 |
84,2 |
84,2 |
108,4 |
153,1 |
инвалидам, не имеющим трудового стажа:
|
1 группы |
4,3 |
14,6 |
34,4 |
63,3 |
69,3 |
84,2 |
84,2 |
108,2 |
153,1 |
2 группы |
2,9 |
9,7 |
23,0 |
42,2 |
46,4 |
56,1 |
56,1 |
72,3 |
102,0 |
3 группы |
2,1 |
7,3 |
17,2 |
31,6 |
34,8 |
42,1 |
42,1 |
54,2 |
76,6 |
детям-инвалидам (без надбавки за уход) |
4,3 |
14,6 |
34,4 |
63,3 |
69,6 |
84,2 |
84,2 |
108,4 |
153,1 |
детям, потерявшим обоих родителей, и детям умерших
одиноких матерей (на получателя) |
4,3 |
14,6 |
34,4 |
63,3 |
69,6 |
84,2 |
84,2 |
108,4 |
153,1 |
детям, потерявшим одного из родителей (на получателя) |
2,9 |
9,7 |
23,0 |
42,2 |
46,4 |
56,1 |
56,1 |
72,3 |
102,0 |
лица старше 65 (мужчины) и 60 (женщины) лет, не имеющих
трудового стажа |
2,9 |
9,7 |
23,0 |
42,2 |
46,4 |
56,1 |
56,1 |
72,3 |
102,0 |
Таблица № 16
Величина прожиточного минимума пенсионера, руб. (до
1998г.-тыс. руб.)
|
1992 |
1995 |
1997 |
1998 |
1999 |
2000 |
Величина прожиточного минимума пенсионера |
1,3 |
186,2 |
289,9 |
347,9 |
639,9 |
909 |
в процентах к предыдущему году |
… |
в 3,1 р. |
в 111 р. |
в 120 р. |
в 183 р. |
в 117 р. |
В приложении можно ознакомиться с покупательской способностью
среднего размера назначенных месячных пенсий (Приложение, таблица №3).
Наряду с общими основаниями и условиями для исчисления и
определения размера трудовых и социальных пенсий имеются и некоторые
особенности. Например, основной размер пенсии за выслугу лет определяется в
зависимости от имеющейся выслуги, а не от общего стажа и на основе Списков
профессий и должностей работников этой категории, утвержденных постановлением
Правительства РФ. Имеются некоторые особенности в начислении пенсий для
государственных служащих.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
|
|