рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Реферат: Индивидуальное и семейное психологическое консультирование рефераты

Реферат: Индивидуальное и семейное психологическое консультирование

УДК 159.9

ББК88

А51

Алешина Ю.Е.

А 51 Индивидуальное и семейное психологическое консультирова­ние. — Изд. 2-е. — М.: Независимая фирма "Класс", 1999. — 208 с. — (Библиотека психологии и психотерапии).

ISBN 5-86375-111-8

Книги, подобные этой, часто читают с карандашом в руке, отме­чая наиболее важные этапы работы. Перед Вами — краткое и толковое практическое пособие, описывающее основные техники и приемы пси­хологического консультирования и стратегии работы с разными типа­ми клиентов. Все иллюстрирующие примеры из практики отражают российский психологический контекст, и это увеличивает ценность книги

Для студентов и начинающих консультантов она наверняка станет настольной, да и опытным психологам-практикам не раз поможет в организации и ведении консультирования.

Главный редактор и издатель серии Л.М. Кроль Научный консультант серии Е.Л. Михайлова


ISBN 5-86375-111-8 (РФ)

1993, Ю.Е. Алешина 1999, Независимая фирма "Класс", издание, оформление 1999, ЕА Пуртова, предисловие 1999, Л.М. Кроль, предисловие 1999, В.Э Королев, обложка


Исключительное право публикации на русском языке принадлежит издательству "Независимая фирма "Класс ". Выпуск произведения или его фрагментов без разреше­ния издательства считается противоправным и преследуется по закону.

Отдельные экземпляры книг серии можно приобрести в магазинах Москвы:

Дом книги "Арбат", Торговых домах "Библио-Глобус" и "Молодая гвардия", магазинах № 47 "Медицинская книга" и "Путь к себе", книжном салоне "КСП+".


СОДЕРЖАНИЕ

Похвала предсказуемости. Предисловие Е.А. Пуртовой                                                                                      3

От издателя с ностальгией. Предисловие Л.M. Кроля                                                                                            4

Введение                                                                                                                                                                              5

1. Общее представление о психологическом консультировании                                                                       6

2. Процесс беседы                                                                                                                                                             13

3. Технология ведения беседы                                                                                                                                       23

4. Консультирование родителей по поводу сложностей во взаимоотношениях со взрослыми детьми  33

5. Трудности общения                                                                                                                                                     42

6. Содержание и организация консультирования по поводу супружеских проблем                                   49

7. Консультирование супружеской пары                                                                                                                  55

8. Консультирование одного супруга                                                                                                                         66

9. Переживание расставания с партнером                                                                                                                                73

Заключение                                                                                                                                                                         83

Литература                                                                                                                                                                         84


ПОХВАЛА ПРЕДСКАЗУЕМОСТИ

Юлия Алешина немало сделала для того, чтобы сегодня мы чув­ствовали себя гораздо уютнее в пространстве психологического кон­сультирования. Она была в числе тех, кто десять лет назад создавал первое профессиональное объединение — Ассоциацию психологов-практиков, усилиями которых наша профессия перестала выглядеть как экзотическое растение среди дремучей тайги. В ее книге кон­сультирование предстает не мистическим таинством, а обычным ремеслом. Это книга-учебник, где каждое действие консультанта расписано по шагам: как знакомиться, как вести себя с сопротив­ляющимися, как объяснять клиентам, что такое консультирова­ние... Такое пошаговое (и поминутное!) описание правил снимает тревогу неопределенности и опасения несостоятельности у начина­ющих, дает надежду, что если им следовать, то все получится как нужно. И правда — получается. А сейчас, когда уже есть опыт, эти правила — где-то внутри, как схема метро. И от станции А к стан­ции Б ведут много линий-дорог, но места пересадок все те же: ус­тановление контакта, переформулировка запроса, анализ типичных ситуаций...

Перечитывая эту книгу, с удивлением обнаруживаешь, как много изменилось в нашей профессии за шесть лет, прошедших со времени ее первого издания. Теперь ни у кого не вызывает сомне­ния необходимость супервизорской поддержки, о которой автор настоятельно напоминает в каждой главе. И уже для всех очевид­но, что "чистота" консультативной работы обеспечивается также клиентским опытом консультанта, его личностной проработанностью. Но шесть лет назад рекомендовать практикующим психоло­гам личную психотерапию, которую негде было получить, означа­ло добавить еще одну невозможность в это и без того мало возможное занятие. Заметим, что у психологов до сих пор нет юридического права заниматься психотерапией. А в те годы требовалась отчаян­ная смелость, чтобы вступить в новую сферу практики.

За это время изменились и наши клиенты: сейчас уже редко кому приходится объяснять, что такое консультирование, чаще они приходят с пониманием необходимости длительной работы, быстрее готовы рассматривать себя как источник проблемы. Да и типичные проблемы уже не совсем те. Но каким бы ни был запрос клиен­тов, как бы он ни менялся со временем, описанные автором тех­ники консультирования остаются хорошо работающим инстру­ментом. И если для начинающих именно техники составляют безусловное достоинство книги, то с приобретением опыта начи­наешь видеть обобщенные стратегии консультирования, как и лю­бой психотерапевтической практики: передача клиенту ответствен­ности за свою жизнь, помощь в принятии своих чувств, выработка более адекватных способов поведения... И об этом тоже сказано в книге.

Она еще долго будет полезна — как букварь для знакомящихся с консультированием, увлекательное занятие для интересующихся психологией, систематическое руководство для любителей раскла­дывать все по полочкам.

Елена Пуртова


ОТ ИЗДАТЕЛЯ С НОСТАЛЬГИЕЙ

Юлия Алешина является тем человеком, которому я и еще очень многие люди — независимо от того, знают они об этом или нет, — обязаны своим организованным обучением по проверенным и серь­езным западным стандартам (что называется "из первых рук"). Если представить себе, что мы когда-нибудь будем всерьез относиться к истории нашей профессиональной жизни и сообщества, то, гово­ря высоким стилем, ей безусловно стоило бы поставить памятник.

Сочетание профессиональных качеств, энергии, организацион­ных способностей и социальной компетентности соединились в ней в тот драгоценный сплав, который еще отчетливее виден по про­шествии времени. Сейчас Юлия — сложившийся и признанный профессионал американской (и международной) психотерапевти­ческой культуры.

Особенно приятно, что книга, написанная более шести лет на­зад, так хороша и своевременна сегодня. Мне кажется, она явля­ется одним из украшений нашей серии, наряду с произведениями "первых лиц" мировой психотерапии. Это лишний раз доказыва­ет: так называемая мировая психотерапия живет и развивается бла­годаря усилиям наших людей.

Как издатель, я очень надеюсь, что это не последняя книга Юлии на русском языке.

Леонид Кроль


ВВЕДЕНИЕ

Предлагаемое вниманию читателей пособие является попыткой ответить на многие вопросы, волнующие прежде всего начинающих психологов-практиков и возникающие при ведении психокоррек­ционного приема широкого профиля. Книга состоит из двух час­тей, первая из которых посвящена проблемам организации и веде­ния консультативного приема. В ней проводится анализ процесса беседы, подробно разбираются специальные техники и приемы ее ведения. Вторая часть книги представляет попытку анализа наибо­лее типичных случаев обращений людей за помощью к психологу и общие стратегии ведения приема с различными типами клиентов.

Необходимо сразу же оговориться, что анализируемые во вто­рой части типы приемов ориентированы на работу со взрослыми людьми, с их проблемами и жалобами. Работа с детьми неизбеж­но требует знаний по детской и возрастной психологии, педагоги­ческой психологии, а также медицинских и прежде всего психиат­рических знаний о развитии детей и подростков, то есть того, что выходит далеко за рамки предлагаемого пособия.

Содержание этой книги может дать читателю лишь схему, общий ориентир для консультативной работы. Профессионально исполь­зовать все то, о чем здесь пойдет речь, по нашему глубокому убеж­дению, могут лишь люди, во-первых, обладающие полноценным образованием в области психологии и, во-вторых, имеющие воз­можность хотя бы какое-то время работать в условиях супервизорства, то есть контроля и анализа со стороны более опытных кол­лег.

Психологический диплом необходим не просто потому, что не­специалисты многого не знают и не понимают. За годы обучения на психологическом факультете (в том случае, если оно проходило достаточно эффективно) у студентов формируется особое мировоз­зрение. О нем существует много шуток и иронических высказыва­ний, в нем есть определенные издержки, но с точки зрения пси­хологического консультирования важно то, что основой его является представление о сложности, противоречивости природы психики и поведения человека и об отсутствии каких-либо обыденных норм и догм, в рамках которых клиент может быть однозначно оценен. Подобные взгляды у психолога-профессионала означают не только определенное отношение к людям вообще, а, следовательно, и к клиентам, но и умение использовать эти взгляды, опираясь на дан­ные психологических исследований, на работы классиков практи­ческой и научной психологии (Эткинд A.M., 1987).

Хотелось бы также кратко остановиться на особенностях исполь­зования некоторых слов в данном пособии. Так, слова "клиент" и "консультант" являются в русском языке существительными муж­ского рода и более правильно было бы всякий раз, употребляя их, писать "клиент/-ка/", "консультант", он/она и соответственно употреблять и глаголы, относящиеся к ним, например, "клиент/-ка/ сделал/-а/, сказал/-а/" (аналогично — со словами "супруг" и "партнер"). Однако, поскольку это в значительной мере усложнило бы восприятие и понимание текста, то, отводя от себя заранее об­винения в сексизме, хочу извиниться, что эти термины будут ис­пользоваться исключительно в мужском роде, подразумевая чело­века вообще. В тексте также, наряду со словом "консультант", для обозначения профессионала, осуществляющего психологическое воздействие, используется слово "психолог"; в данной работе они употребляются как синонимы, точно так же, как и слова "прием", "беседа", "процесс консультирования" употребляются как синони­мы, обозначающие консультативное воздействие как таковое.


1. ОБЩЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ КОНСУЛЬТИРОВАНИИ

Широкое внедрение психологии в практику закономерно при­водит к развитию тех ее областей, которые традиционно обознача­ются как методы психологического воздействия. Среди них одно из важнейших мест несомненно принадлежит психологическому кон­сультированию. Трудно дать четкое определение этому виду деятель­ности или однозначно указать сферы его применения, поскольку слово "консультирование" уже давно представляет родовое понятие для различных видов консультативной практики. Так, фактически в любой сфере, в которой используются психологические знания, в той или иной мере применяется консультирование как одна из форм работы. Консультирование включает в себя и профконсультирование, и педагогическое, и промышленное консультирование, и консультирование руководителей, и многое, многое другое.

Но, пожалуй, наиболее широкой сферой применения психоло­гического консультирования на сегодняшний день является помощь тем, кто обращается по поводу своих семейных и личных проблем. Эта область включает в себя множество отдельных направлений, среди которых можно выделить такие, как работа с супружескими па­рами, совместное консультирование детей и родителей, добрачное консультирование, психологическая помощь разводящимся и т.д.

Психологическое консультирование, психологическая коррекция и психотерапия

Психологическое консультирование тесно связано, а во многом непосредственно переплетается с психологической коррекцией и психотерапией. Более того, эти сферы часто смешиваются сами­ми практикующими психологами. Разделение этих сфер деятельно­сти и их точное определение могли бы послужить темой специальной работы. Мы ограничимся здесь весьма условным их делением. Определим психологическое консультирование как непосредствен­ную работу с людьми, направленную на решение различного рода психологических проблем, связанных с трудностями в межлично­стных отношениях, где основным средством воздействия является определенным образом построенная беседа.

Соответствующая форма беседы активно используется и в пси­хокоррекционной работе, и в психотерапии. Но если консульти­рование ориентировано прежде всего на помощь клиенту в реорга­низации его межличностных отношений, то психокоррекционное или психотерапевтическое воздействие ориентировано в основном на решение глубинных личностных проблем человека, лежащих в основе большинства жизненных трудностей и конфликтов.

Отдельной темой обсуждения является различие терминов "пси­хокоррекция" и "психотерапия". Представляется, что возникшее в отечественной психологии разделение этих понятий связано ско­рее не с особенностями работы, а с укоренившимся и узаконен­ным положением о том, что психотерапией могут заниматься лишь люди, имеющие специальное медицинское образование. Это огра­ничение, с нашей точки зрения, является искусственным, посколь­ку психотерапия подразумевает немедикаментозное, то есть психо­логическое воздействие. К тому же термин "психотерапия" (psychotherapy) является международным и в большинстве стран мира од­нозначно используется по отношению к методам работы, осуще­ствляемым профессиональными психологами. Однако традиция использования термина "психокоррекция" по отношению к психо­логической работе в нашей стране уже сложилась, и нам придется использовать его наряду с термином "психотерапия", который яв­ляется общепринятым в мировом сообществе.

Несомненно, что границы между психотерапией и консульти­рованием весьма условны, что не раз отмечалось различными ав­торами (Sorey G., 1977; Поляков Ю.Ф., Спиваковская А.С., 1985). Но так как данная работа рассчитана на людей, не имеющих спе­циальной подготовки в области психотерапии или, как у нас при­нято говорить, психокоррекции, обозначим эти различия достаточ­но строго, ограничив таким образом область, где могут работать специалисты-консультанты, от тех случаев, где их активное воздей­ствие нежелательно, поскольку только наличия психологического образования и понимания общих принципов работы для достиже­ния положительного эффекта здесь недостаточно.

Каким же образом можно разграничить консультирование и пси­хотерапию? В чем смысл разделения проблем клиентов на межлич­ностные и глубинные личностные, о котором уже упоминалось

выше?

То, с какими проблемами пришел клиент, межличностными или глубинными личностными, часто проявляется уже в формах обращения за помощью, в специфике жалоб и ожиданий от встречи с психологом. Клиенты психолога-консультанта обычно подчер­кивают негативную роль других в возникновении собственных жиз­ненных сложностей; у клиентов, ориентированных на глубинную психокоррекционную работу, локус жалоб обычно иной: их чаще беспокоит собственная неспособность контролировать и регулиро­вать свои внутренние состояния, потребности и желания. Так, для клиента психолога-консультанта будут характерны жалобы типа: "Мы с мужем постоянно ругаемся" или "Жена ревнует меня без всякого повода". Те, кто обращается к психотерапевту, чаще го­ворят о своих проблемах иначе: "Я не могу сдержать себя, очень вспыльчива, постоянно кричу на мужа" или "Все время не уверен в том, как ко мне относится жена, мне кажется, что она меня обманывает, ревную ее и, видимо, без всякого повода". Такое различие в локусе жалоб значит довольно много и, в частности, то, что самим клиентом уже проделана определенная работа по анали­зу собственных проблем и неудач. Тот факт, что ответственным за происходящее с ним человек воспринимает самого себя — шаг, требующий определенного мужества, — гарантия того, что он го­тов к более глубокому и откровенному самопознанию.

Направленность локуса жалобы и готовность человека определяют и форму работы с ним. Основная задача психолога-консультанта состоит в том, чтобы помочь клиенту посмотреть на свои пробле­мы и жизненные сложности со стороны, продемонстрировать и обсудить те стороны взаимоотношений, которые, будучи источни­ками трудностей, обычно не осознаются и не контролируются. Основой такой формы воздействия является прежде всего измене­ние установок клиента как на других людей, так и на различные формы взаимодействия с ними. В ходе консультативной беседы клиент получает возможность шире взглянуть на ситуацию, иначе оценить свою роль в ней и в соответствии с этим новым видением изменить свое отношение к происходящему и свое поведение.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23