рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Реферат: Назначение, цели и методы менеджмента рефераты

·    Мои сомнения или опасения, связанные с этим курсом, заключаются в __ _______________________________________________________________

            В парах поделитесь Вашими ответами с коллегой. Обсудите сходства и различия в ответах и зафиксируйте их на плакате:

·    важные мысли/вопросы, возникающие в результате Вашего обсуждения;

·    любые другие комментарии;

·    любые практические предложения/решения, которые возникли у Вас на этой стадии.

            В большой группе

·    Будьте готовы поделиться Вашими мыслями с остальной частью группы.

            Задание 15. Оцените применимость мнений Г. Сэлемена и Д.Батлера (1991 г.) по проблеме "Почему менеджеры не хотят учиться?" к Вашей ситуации:

Да Нет
-недостаточная практичность теорий њ њ
-нелучшая форма подачи материала (недостаточно короткие лекции, мало активных методов) њ њ
-несоответствие ценностей обучения организационной культуре, в которой находятся обучаемые менеджеры њ њ
-несоответствие способов учебы на рабочих местах формальному образованию њ њ
-влияние различий оценки персонала, престижа образованности в подразделениях организации њ њ
-боязнь новшеств, как источника возможных осложнений (новая методика - перераспределение ресурсов - ослабление положения какого-либо подразделения в организации) њ њ

            Задание 16. Ресурсы группы, надежды, цели, способы и средства, проблемы и опасения

           

Работая в тройках, дополните задания 13,14:

·    Опишете то, чем Вы занимаетесь на Вашей нынешней работе, и то, как Вы к этому пришли ______________________________________________ _______________________________________________________________.

·    Составьте перечень любых соответствующих личных ресурсов (знаний, навыков, опыта), которые Вы можете привнести в работу группы и которыми Вы готовы поделиться, для того чтобы помочь своим коллегам в изучении курса ________________________________________________ _______________________________________________________________.

·    Выполнение каких задач привлекает Вас в Вашей работе менеджера? ___ _______________________________________________________________

·    Что Вы находите для себя затруднительным? ________________________ _______________________________________________________________

·    Чему Вы хотели бы научиться больше всего в ходе изучения курса, т.е. каковы критерии успеха Вашего обучения? __________________________ _______________________________________________________________

·    Насколько Вы готовы работать сообща с Вашими коллегами по группе? В какой наиболее приемлемой для Вас форме может приходить эта совместная работа? ______________________________________________ _______________________________________________________________

·    Существуют ли у Вас на этой стадии какие-либо еще проблемы или опасения? ______________________________________________________ _______________________________________________________________

·    Зафиксируйте на плакатах (на доске) основные итоги обсуждения в Вашей малой группе _____________________________________________ _______________________________________________________________.

            В большой группе будьте готовы поделиться с Вашими коллегами результатами обсуждения в Вашей малой группе _______________________ _________________________________________________________________.

            Задание 17. Согласование целей обучаемых и тьютора (преподавателя). Другие цели этого упражнения — помочь Вам понять учебные цели и методы курса, взгляды Вашего тьютора, имеющие отношение к изучению курса, а также потребности и опасения членов группы. Кроме того, оно способствует формированию соответствующего учебного климата в группе.

            В малой группе из четырех человек

·    Выберите человека, который будет выступать от имени группы.

·    Подготовьте ответы на следующие вопросы:

Чему бы Вам больше  всего хотели научиться или на чем, Вы бы хотели, был сделан основной акцент в ходе изучения курса? ________________________________________________ ______________________________________________________

Каковы Ваши сомнения или опасения, связанные с изучением этого курса? ___________________________________________ ______________________________________________________

·    Подготовьте перечень вопросов,  которые Вы бы хотели задать Вашему тьютору. Вопросы могут касаться его подхода к обучению, того, как будут проводиться тьюториалы, его ожиданий от студентов и т.д. ______ _______________________________________________________________

·    Зафиксируйте Ваши вопросы на плакатах.

            В большой группе выбранный Вами представитель группы должен быть готов представить результаты работы Вашей "четверки" остальным участникам группы.

            Заканчивая вводные упражнения, преподаватель (тьютор) должен каким-либо образом и открыто зафиксировать цели, опасения и прочие предложения обучаемых. Затем он сообщит, что в конце курса студенты вновь к ним вернуться с тем, чтобы оценить, насколько они были достигнуты, оправдались. Это явится показателем эффективности обучения и самообразования.

2.3.2. Определение потребностей в обучении и структуры группы

            Для реализации принципа активного взаимообмена информацией используются различные способы групповой работы, позволяющие немедленно, в самом образовательном процессе  применять теорию, знания, опыт членов группы и преподавателя к решению поставленных преподавателем или группой задач. Групповая структура может меняться в зависимости от целей или этапа образовательного процесса: либо целью служит развитие группы, либо группа является инструментом взаимодействия и поддержки и т.д. Преподаватель выбирает методы самостоятельно.

            Задание 18. "Накопленные имена", как метод быстрого знакомства.

Цель:  в группе численностью не более 20 человек узнать и запомнить          

           имена   участников, повысить уровень внимательности, настроить на 

           общение.

Время: около полминуты на каждого человека.

Метод: участники сидят в кругу (или как-нибудь еще). Первый человек

            называет свое имя, следующий называет оба имени (свое и

            предыдущего), третий называет три имени и т.д. (например: это

            Дима; Это Сергей; я — Игорь и т.д.)

Комментарий: каждый участник должен внимательно слушать и запоминать имена других, чтобы назвать их, когда придет его очередь. Если упражнение проводится по описанному правилу, то оно позволяет участникам быстро запомнить имена других людей и способствует созданию доброжелательной обстановки в группе, но может возникнуть напряжение у участников групп, сидящих ближе к концу, или у людей с не очень хорошей памятью или дефектами слуха. Вообще, любому человеку довольно затруднительно запомнить слишком много новых имен сразу. Этот отрицательный эффект можно свести к минимуму, если предложить людям, сидящим ближе к концу, перечислять только 6 имен, названных до них.

Задание 19. "Взаимные представления" как метод более глубокого знакомства.

Цель:   Побудить каждого участника познакомиться поближе хотя бы с

одним  человеком из группы, научить внимательно слушать собеседника, представлять его коллективу (важное умение для менеджера).

Материалы: Часы или секундомер, форма «Знакомимся друг с другом» (для

                     желающих в задании 12).

Время: 7 минут + 2 минуты на каждого участника.

Метод: Участники разбиваются на пары. Желательно, чтоб в парах оказались прежде незнакомые люди. Тьютор может выбрать в пару активных и менее активных участников процесса обучения. Сначала один участник в паре представляет себя самого другому в течении 3 минут. Затем они меняются ролями на следующие 3 минуты. В качестве содержания представления можно использовать форму «Знакомимся друг с другом» или упражнение 7. Кто-нибудь из них должен  следить за временем или же время объявляет ведущий группы. Затем группа собирается вместе и каждый участник пары представляет своего партнера группе (2 минуты на каждого человека).

Комментарий: Это очень полезное упражнение, если в группе много незнакомых людей, они «зажаты», сторонятся друг друга. Оно гарантирует, что каждый человек узнает хотя бы одного участника группы более глубоко, чем это возможно при простом представлении членов группы.

            Задание 20. «Тройки» участников общения

Цель: Побудить каждого участника группы узнать поближе по крайней мере

           2-х человек. Тьютор при этом оценивает участников на умения

           активного общения.

Материалы: Часы или секундомер, форма «Знакомимся друг с другом».

Время: 15—20 минут.

Метод:

1. Участники разбиваются на группы по 3 человека.

2. Каждый из участников тройки рассказывает двум другим о себе то, что он сам считает  нужным, но рассказ должен занимать 3 минуты.

3. Затем каждый из тройки получает от двух других обратную связь; т.е. двое других участников сообщают ему, что они поняли из его короткого рассказа о себе или же задают ему уточняющие вопросы.

Такая процедура обратной связи проводится с каждым участником тройки. Отводится по 2 минуты на каждого человека. Обычно на этом упражнение заканчивается и тройки не делают сообщений перед всей группой. Поэтому в дополнение к этому упражнению могут использоваться и другие, где знакомство происходит в большой группе (например «накопленные имена»).

Комментарий: Весь процесс занимает 15 минут + время на объяснения упражнения. Один человек в тройке должен взять на себя ответственность отслеживать время и следить за тем, чтобы все участники побывали в роли говорящего и в роли дающего обратную связь. Следует выдерживать в этом упражнении следующий временной распорядок:

1 часть: "представление"      "3"+"3"+"3"=9 мин.

Три периода по 3 минуты каждый, в течение каждых трех минут один участник тройки представляет себя по двум другим.

2 часть: "обратная связь"      "2"+"2"+"2"=6 мин.

Три периода по две минуты, когда каждый человек получает обратную связь от двух других.

            В этом упражнении скомбинировано несколько полезных компонентов (прокомментируйте их):

1.   умение внимательно слушать _____________________________________;

2.   умение давать обратную связь и задавать уточняющие вопросы ________ _______________________________________________________________;

3.   умение работать в паре с малознакомым человеком при обеспечении обратной связи третьему участнику ________________________________.

Кроме того, это возможность узнать что-нибудь интересное о двух новых людях. Но эти тройки не должны превращаться в группу для дискуссий.

Задание 21. Автобиография или самопрезентация члена группы

Цель: Узнать и запомнить информацию о других участниках группы и иметь

           возможность обращаться к этой информации для уточнения во время

           работы группы.

Материалы: Небольшой листок бумаги для каждого участника; ручки или

                     фломастеры; кнопки или липучка.

Время: 6 минут + 1 ... 2 минуты на каждого участника.

Метод:

1.   Попросите участников группы в течение 5 минут написать на карточке о себе все, что они считают нужным, за исключением собственного имени.

2.   Соберите и перемешайте карточки.

3.   Передайте стопку карточек одному из участников группы.

4.   Он зачитывает первую карточку из стопки. Остальные участники должны догадаться, кто автор этой карточки.

5.   Когда автор будет найден, записывают на карточки его имя и прикрепляют к стене.

6.   Стопка оставшихся карточек переходит к следующему участнику и все процедура повторяется и т.д.

Комментарий: Это упражнение хорошо работает в группе, где люди не очень хорошо знают друг друга. Прикрепление карточек на стену дает возможность уточнить и лучше запомнить информацию о других участниках группы.

            Задание 22. События жизни участника группы

Цель: Дать участникам возможность узнать друг о друге больше простых  

          автобиографических сведений. Меру откровенности определяет сам

          участник.

Время: 2 ... 3 минуты на каждого человека.

Метод: Каждый участник в течение 2 ... 3 минут рассказывает другим об     

одном двух поворотных событиях в его профессиональной жизни. Это событие, существенно повлиявшее на то, кем он является сегодня в          профессиональном плане.

Комментарий: Это упражнение может быть использовано в группе не более 8—10 человек, иначе оно требует слишком много времени. Лучше его использовать в группе, где хотя бы некоторые участники уже знакомы друг с другом, или же участникам группы  предстоит видеться друг с другом в течение довольно продолжительного периода времени.

            Задание 23. Рисунки — характеристики личности

Цель: Дать людям возможность выразить себя и поделиться своими

          результатами в группе; лучше познакомить участников; кроме того,

          создать отличное украшение комнаты, где проходят занятия группы.

          Тьютор при этом может составить предварительный психологический

          "портрет" группы.

Материалы: Бумага для каждого участника; цветные карандаши или

                     фломастеры; кнопки или липучка.

Время: 10 минут + 1 ... 2 минуты на каждого участника.

Метод:

1.   Попросите каждого участника нарисовать на карточке что-либо, описывающее его самого. Отведите на это около 10 минут.

2.   Каждый участник показывает свой рисунок группе и коротко его поясняет.

3.   Участники пишут на карточках свои имена и прикрепляют карточки к стене.

Комментарий: Это упражнение хорошо подходит и в группе, участники 

                        которой уже знакомы друг с другом (например, на выездной

                        школе в новом регионе). Карточки на стене помогут Вам

 быстро  вспомнить имена участников.

            Задание 24. Объявление проблем и намерений членов группы

Цель: Создать возможности для постоянного представления интересной

          информации и выражения идей. Дать возможность задавать вопросы,

          комментировать и выражать  свои мысли по поводу всего, что имеет

          отношение к происходящему в группе.

Материалы: Листы бумаги (16*12 см или больше) для объявлений, цветные

                     фломастеры, карандаши, кнопки или липучка.

Время: от 5 до 30 минут.

Метод:  Попросите каждого участника принести с собой или написать на листе объявление, в котором содержится:

1.   его имя и фамилия;

2.   другая информация или идеи, которые он хотел бы написать;

Не следует писать о чем угодно, это упражнение требует информации, имеющей отношение к происходящему на занятиях.

            Примерами таких объявлений могут быть:

1.   Причины побудившие Вас прийти учиться на этот курс._______________

2.   Любые идеи, замечания и пожелания, связанные с предметом обсуждения в группе или программой обучения.________________________________

3.   Свои профессиональные потребности или проблемы, которые могут помочь решить другие участники группы.___________________________

4.   Свои предложения другим участникам группы о сотрудничестве и взаимных услугах._______________________________________________

Комментарии: Это очень гибкое упражнение. Результат его варьируется в зависимости от информации, которую Вы просите предоставить членов группы. Так, например:

В случае 1: Вы получаете возможность оценить ожидание групп по поводу процесса обучения. __________________________________________

В случае 2: Вы получите обратную связь от группы по ведению занятий или же интересные идеи и предложения. _______________________

В случае 3 и 4: Вы предоставляете участникам возможность сотрудничества за пределами работы в группе.__________________________

Задание 25. Стенгазета группы

Цель:   Обеспечить постоянную возможность анонимно выражать

свои  мысли и эмоции. Иметь "термометр" чувств в Вашей группе. Дать возможность анонимно общаться с другими участниками, если возникает такое желание.

Материалы: Большой лист бумаги (плакат или ватман), прикрепленный к

                     стене, фломастеры, ручки, карандаши.

Время: 1 ... 2 минуты, чтобы объяснить участникам группы.

Метод: Лист бумаги прикрепляется в месте, где проходят занятия групп.

Всем  членам группы ясно объясняется, что они могут писать или рисовать на этом листе все, что они захотят в любое время.

Комментарий: Хорошее средство, чтобы "выпустить пар" и выразить чувства и идеи. Это хорошая помощь ведущему группы для оценки происходящего в группе, в силу анонимности участников.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16