Реферат: Назначение, цели и методы менеджмента
· ключевые слова и термины раздела (представляют минимум остаточных знаний по
дисциплине, которые должен проявлять обучаемый при той или иной форме
контракта);
· гипертекст раздела (информационный массив с указанием смысловых и ассоциативных связей
между понятиями основных разделов рассматриваемой дисциплины). Графическое
представление главных ее взаимосвязей облегчает дистанционное или
самостоятельное изучение, позволяя как бы "одним взглядом" охватить
суть дисциплины, изучая гипертекст разделов;
· ключевые выводы
по разделу (используются в целях ускоренного повторения материалов курса при
подготовке к зачету или экзамену).
Гипертексты
могут быть составлены по ряду связанных дисциплин. Подобный подход применен,
например, по восьми главам и заключению междисциплинарно-дидактического пособия
проф. А.А. Алабугина "Теория и практика менеджмента" (Челябинск,
Издательство ЧГТУ, 1996 г. - 273 с.). В этом случае вначале рекомендуется
рассматривать гипертекст по интересующей теме, словарь или предметный
указатель, затем - соответствующую главу пособия, совпадающую по номеру с
гипертекстом. Далее осуществляется возврат в гипертекст и т.д. Следовательно,
можно говорить об управлении процессом учения дисциплинам общего менеджмента,
объединенных и связанных между собой логикой проекта управления
организационными изменениями.
Система
гипертекстов менеджмента является, в свою очередь, подсистемой блока
гипертекстов других экономико-управленческих наук, представленных отдельными
пособиями (по дисциплине). К ним, например, относятся книги указанного автора
"Маркетинг: теория и практика", "Финансовый менеджмент: основы
теории и практики", настоящее пособие, пособия "Организационное
поведение", "Управление персоналом", "Экономика
предприятия" и другие. Понятия или темы, заключенные в рамки, подробно
объясняются в указанных пособиях и могут быть найдены по их оглавлениям.
Краткие объяснения терминов находятся в словарях, либо
в предметных указателях, имеющихся в пособиях. Дидактическая часть пособий
отвечает на вопрос "как организовать обучение и изучение дисциплинам
наиболее эффективным недерективно-деятельностным методом".
Методика работы с гипертекстами следующая:
1. Изучение системы гипертекстов менеджмента (ГтМi).
Для этого их следует читать по стрелкам всевозможных направлений с
согласованными окончаниями слов. При этом образуются предложения той или иной
длины. Если стрелка закончилась на термине, его подробное разъяснение
разыскивается в словаре и пособиях (по их оглавлениям).
2. Номера гипертекстов i соответствуют номерам глав
соответствующих пособий. Буква "М" - означает "Менеджмент",
"Фi" - главы пособия "Финансовый менеджмент: основы теории и
практики", "Мкi" - главы пособия "Маркетинг: теория и
практика" и "ММi" - приложению 3 по дисциплине
"Международный маркетинг и менеджмент" (к книге по маркетингу).
3. Если стрелка закончилась на сокращении
"ГтМi" и т.п., это означает необходимость перехода к соответствующему
гипертексту, приведенному в главе пособия с аналогичным номером по оглавлению.
Следовательно,
гипертекст служит заочным "консультантом", представляющим справочную
информацию сверх (гипер) обычного словаря и пособия. Графическое описание ключевых
слов, или понятий, их полных смысловых связей в виде модели гипертекста
позволяет "одним взглядом", "по диагонали" охватить
основное содержание дисциплины (в данном случае менеджмента).
Структурно-логические схемы дают представление лишь о составе и некоторой (вертикальной)
взаимосвязи тем курса.
Рекомендуется
следующая последовательность работы с гипертекстами в пособии: чтение
гипертекста по всем направлениям вдоль стрелок и разветвлениям вплоть до
очередного термина (ключевого слова) в рамке (должны получаться осмысленные
законченные предложения) - нахождение общего содержания и/или отличий в образовавшихся
предложениях - для устранения неясностей или углубления понимания обращайтесь к
словарю (ключевые слова - термины словаря заключены в рамки схемы гипертекста) -
обращение к предметному указателю (если нет словаря) -
обращение к тексту пособия по соответствующей дисциплине (если нет словаря,
указателя или Вы хотите более подробно раскрыть содержание ключевого слова) -
изучение литературных источников, рекомендуемых пособием по данной дисциплине
(для написания реферата, контрольной или курсовой работы, дипломного проекта).
Задание 2. Имея опыт менеджера либо
определенные представления о соответствующей профессии, приведите примеры по
четырем уровням иерархии изучения дисциплины "менеджмент". Прочтите
гипертекст на рис. 2.
Далее в структуре пособия дается основное
содержание (по разделам), заключение (выводы по результатам изучения дисциплины
и рекомендации, либо иные решения по итогам обратной связи обучаемых).
Завершается пособие вопросами для обсуждения, повторения или контроля (зачета
либо экзамена).
1.3. Методы обучения и самообразования взрослых людей
На рубеже веков расторгаются традиционные
психологические "контракты" организаций с их менеджерами.
Преданности, послушания, доверительности персонала в обмен на безопасность,
служебную карьеру, развитие до выхода на пенсию становится недостаточно. Все
это обеспечивали методологии образования и менеджмента адаптивно-репродуктивного
(аналогичного копирования и приспособления к внешним изменениям). На первое
место выдвигаются требования знаний и умений работы в условиях
неопределенности. Поэтому успехов могут добиться организации и менеджеры,
самообучающиеся в направлениях идеальных представлений о их будущем. Менеджеры
высшего уровня должны уметь использовать теории для решения инновационных
задач.
Творчески-генеративный уровень
компетентности в очном режиме дистанционного образования обеспечивается при
условиях активного изучения современного арсенала ценностей мировой культуры
(содержательный аспект дисциплины). Эти ценности в основном отражены в
указанных конспектах студентов в кратко-схематическом, сравнительно-проблемном,
табличном и т.п. изложении.
Тем не менее, преподаватель примерно одно
треть аудиторного времени дисциплины (не более 20 минут за одно выступление с
обязательным диалогом - обратной связью с обучаемыми) посвящает общению со
студентами в форме лекции-дискуссии, основанной на взаимном обмене знаниями и
опытом в области темы дисциплины. Цель такой лекции заключается не столько в
передаче информации, сколько в том, чтобы:
· вовлечь обучаемых в размышления и дискуссию по теме,
указав ее теоретическое и практическое место и значение в дисциплине, желаемые
результаты изучения (что они должны знать и уметь?);
· показать, (обращаясь к опорному конспекту) основные
проблемы и логику их решения, разъясняя главные элементы и часто встречающиеся
затруднения применения теории на практике, основные схемы;
· познакомить с терминологией темы дисциплины в объеме
используемых ключевых слов и положений, названий теорий, времени первых
публикаций их авторов.
При наличии индивидуальных опорных
конспектов-рабочих тетрадей в соответствующих местах рисунков, схем, таблиц и
прочих пропусках текста студенты кратко записывают результаты размышлений,
групповых дискуссии, пояснений преподавателя, отмечают возможность и
особенности применения теории в практике места учебы или работы обучаемого.
Начало лекции, и ее краткие итоги обучаемый фиксирует на свободном поле личного
опорного конспекта-тетради.
Для отражения логики дополнительной
аргументации лектора, его разъяснений достаточно записывать лишь цитаты,
ключевые слова, примеры, фамилии теоретиков и годы первых публикаций по
изученной теме. Здесь же на полях тетради студент отмечает свои вопросы,
комментарии, появившиеся во время лекции. В итоге устраняются обычные
недостатки многих лекций: пассивность восприятия (знания от лектора переносятся
в стандартный конспект студента, минуя его сознание); необходимость
перезаписывания больших объемов информации, имеющейся в учебниках без их
осмысления; небольшие возможности для дискуссии из-за чрезмерного количества
студентов и недостатка времени.
Рассматриваемый подход соответствует
деятельностным недирективным методам образования (развития) знаний, умений
и навыков взрослых людей. Поэтому в нем применяются методы не традиционной
педагогики (в переводе с греческого языка - детовождения), а антропогогики
(человековождения) и аутогогики (самовоспитания), или андрогогии
(Роджер - 1969 г., Нолес - 1972 г., Гоуд и Хансон - 1981, 1982 гг.). В главе 1
настоящего пособия рассматриваются деятельностная методика применения такого
интегрирующего подхода.
Возможность достижения высшего из
указанных уровней иерархии изучения дисциплины в очном и заочном режимах
дистанционного образования возрастает при реализации ряда принципиальных
условий обучения и учения взрослых людей. Они повышают результативность и эффективность
образовательного процесса.
1) Предоставление каждому специальных пособий
(опорных конспектов-рабочих тетрадей по каждой дисциплине специальности,
учебной программы календарного графика на весь период обучения и учения; междисциплинарных
пособий, объединяющих логически или проектно связанные дисциплины
специальности с аналогичной структурой). Особая структура пособий позволяет
организовать процесс немедленного применения теории к решению практических
задач (учебных или реальных) обучаемых в ходе аудиторной работы.
2) Обучаемым дается возможность увязать
собственные цели и задачи с тематикой дисциплины. На это направлены
достаточно реалистичные описания конкретных ситуаций и примеры, приводимые
преподавателем-консультантом и опытными студентами. Наибольшие преимущества в
этом имеют те, кто изучают дисциплину заочно, очно-заочно (дистанционно). Они
могут выполнять задания применительно к проблемам своего рабочего места
(организации). В итоге глубокая проработка пособия обычно воплощается в серию
результатов: очно-проработанные задания - внеаудиторная контрольная или курсовая работа -
дипломный проект - реальный проект.
3) Использование положительных норм
поведения обучаемых в группе (обратная связь с преподавателем,
взаимообмен информацией и опытом, взаимная поддержка, экспериментирование в
группе как модели структурного подразделения организации).
4) Включение в образовательный процесс
не только интеллекта, способностей, имеющейся компетенции участников, но эмоций.
Речь идет о создании неформальной, восхваляюще-ненаказуемой атмосферы
занятий. Контролируется личный прогресс обучаемых (не рекомендуется сравнивать
успехи одного участника группы с другим).
5) Перераспределение ролей
преподавателя. На первичный план выходит подготовка учебно-методических
материалов специального типа и организация особого процесса обучения и учения
(выполняющий это может быть назван академическим тьютором). Когда он
ограничивается функциями планирования, организации, консультаций в процессе
освоения материалов, овладения умениями и навыками, применимо определение тьютор.
При добавлении к функциям обеих типов тьюторов консультирования на четвертом
уровне иерархии изучения дисциплины можно вести речь об учебно-управленческом
консультанте.
6) Сознательное участие в процессе
обучения и учения как этапе жизни или профессиональной карьеры. Мотивация
использованием результатов учебы в жизни или в работе, продвижением по службе
обеспечивает максимальную вовлеченность в образовательный процесс.
Задание 3. Самостоятельно изучив
представленные материалы, проведя дискуссию в учебной группе, представьте
доклад по матрице сравнения (табл. 1):
Таблица 1
Сравниваемые методы образования
|
Суть методов
|
Аргументы
|
Выводы и рекомендации
|
|
|
за
|
Против
|
|
1. Адаптивно-репродуктивный
|
|
|
|
|
2. Творчески-генеративный
|
|
|
|
|
3. Педагогика
|
|
|
|
|
4. Андрагогия
|
|
|
|
|
1.4. Опорный конспект-рабочая тетрадь в очном и
дистанционном образовании
Оглавление опорного конспекта-рабочей
тетради и его содержательная структура соответствует основным требованиям
отечественных государственных и зарубежных стандартов по дисциплине. Поэтому
первоначально проработанный конспект (в режиме очного и дистанционного
консультирования и общения в учебной группе) составляет основу курсовой работы
или реального проекта. Отдельные темы оглавления могут использоваться для
написания контрольных работ либо рефератов.
Требования самонаполненности среды
изучения дисциплины соблюдается минимумом содержательных отсылок к
рекомендуемой литературе. Указываются лишь авторство приводимых положений
теории и год первой публикации. Это отражает историю развития дисциплины. Как
указывалось выше, объем теории, заданий на ее применение и опыта, необходимый
для аудиторной работы, содержится в опорных конспектах-рабочих тетрадях,
дополняемых преподавателем в процессе интерактивного общения с группой.
Самооценка и оценка прогресса
изучения дисциплины обеспечивается рядом способов:
· в период очного использования пособия -
по выступлениям обучаемых перед преподавателем и учебной группой по результатам
выполненного задания по теме дисциплины (мини-доклады);
· в очном, заочном либо дистанционном режимах -
по результатам выполнения диагностических и контрольных тестов, имеющихся по
каждой теме дисциплины;
· практических ситуаций (case study), методика
применения которых излагается в первой части настоящего пособия. Этим
иллюстрируются основные проблемы дисциплины. Работающим и особенно неработающим
в данное время в каких-либо организациях студентам такие ситуации предоставляют
возможность применить теоретические концепции к реальным условиям;
· в режиме самостоятельной работы студент использует
ключевые слова каждой темы (он их должен знать и понимать по истечении срока
обучения, проявляя остаточный уровень знаний). После основного текста
дисциплины приводится список вопросов для повторения и подготовки к
экзамену (зачету);
· в форме письменных или вербально-дистанционных
комментариев преподавателя по представленной обучаемым домашней контрольной
(курсовой) работе. Эта обратная связь (по тексту, на полях работы, либо
на определенном месте рецензии) - отличительная черта заочного и дистанционного обучения.
Возможность синхронного
(одновременного) обучения и самообучения в удаленном от базового ВУЗа
"классе" - главное отличие дистанционного образования от традиционного
заочного. Это обеспечивается средствами компьютерных информационных
технологий либо представлением каждому студенту специального
учебно-методического обеспечения, примерно на две трети заменяющего
преподавателя по объему учебной нагрузки. Обычное заочное образование
осуществляется с рассогласованием времени очно-установочного обучения и
самостоятельной работы студентов. То есть в период практического применения
теории они часто удалены от ВУЗа (асинхронный процесс). Действительно,
традиционные пособия, учебники углубленно могут прорабатываться студентом
только внеаудиторно.
Предлагаемое пособие пригодно для всех
видов образовательных систем. В заочном режиме обучения преподаватель должен
особое внимание обратить на рецензирование письменных заданий (контрольных или
курсовых работ, рефератов). Его задачей служит не только предоставление
обратной связи, но и поощрение, советы студентам по превращению опорного
конспекта-рабочей тетради (частично проработанного в период очного обучения) в
одну из форм домашней работы.
В общем случае преподаватель-консультант
должен оценить следующие параметры работы:
·
соответствия формы
представления работы (доклад, отчет, реферат, пояснительная записка и т.д.)
требованиям ключевых слов задания и делопроизводства (это важно для соблюдения конкретных
указаний учебного плана и для менеджерских документов);
·
наличие на титульном листе
персонального идентификатора студента, темы работы, ее структуры (оглавление
или развернутый план, введение с целями и задачами, заголовки глав, пунктов и
подпунктов по тексту, заключение с выводами и рекомендациями, приложения,
список используемой литературы с правильным его оформлением);
·
использование схем и прочих
графических средств представления информации для лаконичности изложения (при
ограничении объема работы требованиями задания). При этом копирование схем,
рисунков не добавляет баллов к оценке. Дополнительно оценивается их привязка к
конкретной ситуации (студент поясняет применимость элементов теоретической
схемы к практике его деятельности). Наиболее высоко можно оценить модификацию
схем (добавление или уменьшение факторов-элементов), и особенно, применение
известных теоретических схем для решения новых задач дисциплины;
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16
|