Реферат: Назначение, цели и методы менеджмента
Реферат: Назначение, цели и методы менеджмента
Введение: назначение, цели и
методы
Особенность
подхода предлагаемого пособия заключается в представлении как
методической, так и содержательной частей дисциплины "Менеджмент".
Причиной тому служит разделяемая многими истина: становление менеджера любого
уровня начинается с него самого. Оно невозможно без непрерывного развития
личности как целенаправленного изменения. Поэтому результативный менеджер
должен научиться управлению собой. Для этого следует овладеть знаниями,
умениями и некоторыми практическими навыками не только менеджера, но и самообразования
(учения) и обучения других (подчиненных, например).
Необходимость
постоянного перестраивания организации (с учетом конкурентного окружения и
внутренних факторов деятельности) расширяет понимание сути стратегических
изменений в организации. Можно утверждать, что они представляют единый процесс самообучения
персонала и организации как суммы компетенций (способностей) членов
ее персонала. Следовательно, обучение и работа должны стать синонимами в
непрерывно изменяющейся организации. Такая цель расширяет традиционный состав ролей
менеджера. Образно говоря, руководитель должен быть не только капитаном
"корабля-организации", его штурманом, определяющим направление,
рулевым выдерживающим курс, механиком, дающим энергию движения, боцманом,
управляющим людьми, но и проектировщиком или реконструктором изменений.
Подобная
ситуация управления усиливает также функцию лидера-учителя, наставника
и организатора обучения персонала. Специфика образовательного процесса в
быстро меняющемся мире требует применения моделей опережающего типа. Они
позволяют организовать творчески-генеративное инновационное обучение в
направлениях идеального видения будущего состояния организации, умения
предвидения и реализации упреждающих действий целевого типа.
Такие
модели служат целями новых методологий образования и управления организацией. В
течение 16 - 20-го веков преобладали технологии и методы обучения,
предполагавшие прямую трансляцию знаний от учителя к ученику без создания
"желаемых" образов внешнего мира на основе адаптивно-родственного
копирования опыта и стандартно-рациональных решений. Создание культуры
самообучения позволяет отказаться от внешних консультантов-учителей.
Дидактика
(часть педагогики, посвященная обоснованию организационных форм, принципов и
методов обучения) традиционного типа позволяет готовить хороших
специалистов для репродуктивной (копирующей) деятельности
(Тихомиров В.П., 1998 г.). Соединение обучения и учения
(самостоятельной работы) в лучшем случае обеспечивает усвоение
(запоминание) материала. За это в отечественной практике обычно выставляется
оценка "удовлетворительно". Хороший студент добивается уровня понимания
(может сравнивать и выбирать предложения теории для тех или иных практических
ситуаций). Отличная оценка выставляется за достижение уровня владения
материалом (копирование знаний и умений, получаемых от преподавателя или из
книги в наборе стандартных ситуаций). Однако этого недостаточно, чтобы стать
эффективным и компетентным специалистом.
Чтобы
выжить и развиться в меняющемся мире подчиненные и менеджеры должны не только и
не столько воспринимать тот или иной объем специальных знаний, информации, а
включиться в управляемый процесс взаимодействия с внешним окружением. Если
рассматривать отечественную практику обучения, либо системы управления
организацией как динамические системы управления, то на их входе необходимы
ответы на следующие принципиальные вопросы: как наши возможности и потребности
соотносятся с их уровнем в развитых странах мира? готовы ли мы следовать за
ними (или конкурировать) в переходе на принципы устойчивого развития в развитии
человеческих ресурсов, других видах деятельности? совпадают ли наши устремления
в части идеального видения будущего?
В
процессе управления переходом в направлении видения разрабатываются и
реализуются условия и параметры изменений, когда уже необходимо более реальное
целеполагание с ответами на следующую группу вопросов: поддерживается ли
устремления работников к обучению и полному раскрытию их потенциала? готовы ли
мы к новому миропониманию в части ограничений по знаниям, культуре и другим
ресурсам? что следует изменить в системе управления?
На
выходе системы управления организацией оцениваются результаты процесса
обучения, самообучения и развития необходимо получить ответы на последнюю
группу основных вопросов: что считать критериями успеха в процессе перехода к
новому состоянию? каковы конкретные целевые задания, показатели, нормативы,
свидетельствующие о достижении промежуточных и конечных измеряемых результатов
процессов самообразования изменения? дает ли система менеджеров, способных
эффективно изменять себя и персонал в направлениях видения организации?
Системный
подход в ответах на поставленные вопросы позволит отойти от современной
наиболее общей модели решения проблем образования и развития организации:
"настоящее определяется прошлым, а будущее следует из прошлого и
настоящего". Более эффективна, как представляется, модель футуристическая
(противоположной направленности): "настоящее в своем состоянии зависти от
прошлого, а в развитии определяется целевыми ориентирами будущего".
В
отношении образования и менеджмента последний вывод означает, что главная
информация находится не на "входе" системы (набор изучаемых
дисциплин, внешние и внутренние факторы текущего состояния деятельности), а на
ее "выходе". То есть важно получить ответ на вопрос: как впишется
обучаемый, менеджер, организация в среду окружения их деятельности? При этом
преподаватель и менеджер должны организовать процесс продвижения обучаемого и
организации в направлениях большего согласования их видения и целей.
Задание 1. Ответьте на три группы указанных выше вопросов,
рассматривая как динамическую систему Вашу организацию. Какова связь
менеджмента и обучения? Определите Ваше начальное понимание элементов схемы на
рис. 1.
Взаимосвязь
и состав разделов пособия представлен на структурно-логической схеме
дисциплины (рис. 1). Если начать с нижнего правого угла рисунка и двигаться по
часовой стрелке, можно "вертолетно" представить основные темы. Это
полезно в начале изучения и при повторении материала.
Рис. 1. Графическое представление содержания
дисциплины и пособия (структурно-логическая схема)
Часть 1. Как учить и учиться
менеджменту?
Недоговоренная мысль всегда
интереснее высказанной до
конца; кроме того, она дает
простор воображению ...
П. Пороховщиков
1.
Рекомендации по использованию
пособия
Назначение раздела
Причина
включения материалов раздела в пособие состоят в том, что развитие навыков
обучения и самообразования необходимо и студентам, и преуспевающим менеджерам.
Разъяснений требует также особое построение пособия, как опорного конспекта в
форме рабочей тетради обучаемого, а также необходимость разных подходов
пользования им в режимах очного, очно-заочного или дистанционного обучения. Вы
должны понять, почему для овладения теорией и практикой менеджмента следует
применять специальные методы проведения занятий и самостоятельной работы.
Цели раздела
После
изучения данных предложений Вы будете:
· знать суть
методов обучения и самообучения взрослых людей в разных формах образования
(режимах), определять ключевые слова и термины;
· понимать,
разъясняя и приводя примеры по основным теориям обучения и учения, ключевые
слова и термины;
· уметь
практически пользоваться опорными конспектами - рабочей тетрадью, представлять
в правильном виде контрольные или курсовые работы либо проверять их.
Ключевые слова и термины раздела
Знания,
умения, навыки компетентность менеджера, интерактивные и деятельностные методы
обучения и учения, структурно-логическая схема, андрагогия, тьютор,
учебно-управленческое консультирование, репродуктивный и творческий уровень
компетентности, гипертекст, дистанционное образование, лекция.
Гипертекст раздела (рис.2).
1.1. Компетентность профессионального менеджера
Для
достижения вершин в овладении профессией важно "научиться учить и
учиться". Поэтому методика обучения и самообразования необходима главным
участникам-сторонам образовательного процесса. Преподавателю-консультанту (тьютору)
и развивающемуся менеджеру интересны ответы на вопросы: "Каков
рациональный образовательный процесс по основным дисциплинам профессии?",
"В чем суть профессии и каковы представления о результативном и
эффективном специалисте?"
Для
обеспечения непрерывного процесса обучения и самообразования взрослых людей
целесообразна структура пособий, отвечающая на поставленные вопросы. Необходимо
обязательное соединение в них двух частей: содержательно-теоретической
(по
возврат к самооценке с дополнениями в заключение учебы
исходные цели обучаемого накладываются
после самооценки на
ключевые понятия теории и позволяют
уяснить
уровня знаний или
необходимость овладения
содержание и
компетенции
умениями и навыками
значение теорий в
сравнительно-проблемном
схемно-табличном первоначально
представлении
изучаются
ведут к необходимости
особых
методов интерактивного
подкрепленное
по назначению
учения и самообучения
раздела
занятиями по практике
недирективно-деятельностного применения
теории
затем по и
проектно-ориентированного типа в
опорных конспектах
структурно-логической на
основе опорных конспектов- историей
менеджмента
схеме и гипертексту
рабочих тетрадей обучаемого
содержащих теорию и задания в процессе
учебно - управленческого
рассматриваемым также
консультирования
как
понятийное изложение
дисциплины
"Менеджмент"
конкретизировать цели задачи и методы
самооценку и оценку уровня или прогресса изучения раздела 1 овладения
теорией менеджмента,
определяющие успех деятельности
ГтМ2
Рис. 2 Гипертекст ГтМ1 по использованию пособия
дисциплине
специальности) и методико-практической. Это важно как для очного, так и
для очно-заочного либо дистанционного образования (во всех формах имеются этапы
самостоятельной работы студента).
Особенно
необходимы пособия такого вида для дисциплин, в которых требуется образование
либо повышение уровня компетентности. Под компетентностью менеджера в
данном пособии понимается совокупность трех результатов овладения дисциплиной
"Менеджмент":
-
знания в объеме государственного или профессионального стандарта
менеджера второго и третьего уровней образования (бакалавр и специалист), как
фактические результаты образования личности в рассматриваемой области знания
(науки);
-
профессиональные умения и некоторые навыки (автоматически
проявляемые умения) как результаты опыта менеджмента и обучения;
-
навыки общения и работы в группе обучаемых, как модели
организации.
В
рассматриваемой области знаний результативность развития и самообучения
менеджера может оцениваться специальными критериями по трем элементам
компетентности, указанным выше. При этом главным мерилом компетентности
эффективного менеджера можно считать его предпочтение общению внутри, а не вне
организации (с коллегами и подчиненными). Содержательными направлениями
компетентности (ее повышения) являются: управление процессами изменения
товаров, услуг и систем управления; использование ресурсов; найм и отбор
персонала; создание и развитие команд; использование различий и разрешение
конфликтов; принятия решений и мотивации деятельности.
1.2. Структура пособия и уровни изучения дисциплины
Для
повышения методической самонаправленности образовательной среды (облегчения
самостоятельного изучения пособия) книга начинается со структурно-логической
схемы дисциплины, показывающей рекомендуемую последовательность овладения ее
теорией и практикой. Каждая глава открывается гипертекстом, наглядно
устанавливающим смысловые и ассоциативные связи между терминами, ключевыми
словами и выражениями основных разделов дисциплины.
Самомотивирующий
характер среды обучения обеспечивается структурой пособия,
отвечающей требованиям четырех главных иерархии уровней изучения
дисциплины (аудиторно и самостоятельно):
1.
Знание теории и исторического опыта дисциплины
(элементарно-репродуктивный, первичный уровень ознакомления на основе краткого,
сравнительно-проблемного, схематического представления теории по темам
дисциплины в форме опорных конспектов). Теоретические предложения образуют
содержание заданий, из которых состоит пособие. Обучаемый в процессе
интерактивного консультирования с преподавателем и в учебной группе должен
заполнить пробелы в рисунках, тексте, строки таблиц. Этим он осуществляет
оперативное конспектирование теории, приводит учебные либо реальные примеры ее
применения.
2.
Понимание терминов, ключевых слов и логической взаимосвязи тем
дисциплины (с этой целью в пособии жирным шрифтом выделены ключевые слова, с
которых начинается каждая глава; имеется структурно-логическая схема и
гипертекст; термины, названия теорий их авторов также особо обозначены).
3.
Применение теории в учебной или реальной практике осуществляется
на основе комплекса заданий либо исследований по темам дисциплины в
форме диагностических тестов, ролевых или деловых игр, аналитических схем и
таблиц. Они позволяют структурировать опыт применения теории (на видеокассетах,
в пособии, самих обучаемых).
4.
Трансформация и синтез теорий либо их использование для решения
новых задач (в процессах интерактивного учебно-управленческого консультирования
в период очного общения преподавателя с обучаемым, а также самостоятельной
углубленной проработки теорий опорных конспектов и практики заданий,
оформленных в рабочей тетради). При этом используется рекомендуемая в пособии
литература.
Следовательно,
структура пособий для интерактивного и самостоятельного (очного и заочного, либо
дистанционного) изучения дисциплины может быть следующей:
· структурно-логическая схема дисциплины (составляются, как правило, в виде «карт памяти»,
показывающих состав дисциплины; добавление стрелок направленности образует
схему последовательности изучения, или диаграмму предшествования). Пример схемы
дан на рис. 1;
· назначение раздела или подход к содержанию и форме изложения пособия (во введении) и
каждого его раздела (приводятся причины рассмотрения конкретных теорий и
материалов, их актуальность и способы изложения);
· цели раздела
(перечисляются основные результаты, которые желательно достичь в итоге
изучения);
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16
|