рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Реферат: Назначение, цели и методы менеджмента рефераты

·    достаточность, ясность и логичность представления положений теории (со ссылками на авторов или литературные источники), необходимых для решения проблем конкретной ситуации (поставленных задач) с определением и пониманием ключевых слов;

·    сравнительный анализ теории и практики (методов) решения задач (определение достоинств и недостатков или выгод и затрат по вариантам)  и выбор целесообразного (эффективного) подхода;

·    правильность понимания студентом ключевых слов задания (сравнить - сопоставить достоинства и недостатки, выгоды и затраты; противопоставить - привести аргументы за и против в анализе проблемы ситуации; определить - использовать схемы, рисунки при пояснении ключевых положений примерами из практики; описать - уточнить содержание или описать своими словами положения теории; оценить - высказать мнение об уровне качества, полезности чего-либо, вставая в оппозицию, выявляя противоположность признаков; интерпретировать - растолковать, сделать очевидным, объяснив причины чего-либо);

·    соответствие рекомендаций заключения результатам применения теории в основной части работы.

            Оценивая указанные параметры работы, проверяющему следует в комментариях отметить следующее:

- сильные стороны работы ("полезный пример", "четкое описание ситуации", "отличное применение теории" и т.п.);

            - конструктивную критику и рекомендации, направленные на установление дистанционного диалога со студентом ("это интересно, но как связано с теорией темы __________________ дисциплины?", "задание предполагает, что Вы должны сравнить ___________, а Вы лишь описали теорию", "если, по Вашему мнению, я недопонял Вас, пожалуйста, сообщите мне об этом в следующей работе либо отдельно");

            - объяснение поставленной оценки по критериям указанных выше параметров (фразы типа "вздор!", "старайтесь быть более внимательным", подчеркивания красными чернилами, галочки, знаки вопросов и т.п. неприемлемы в дистанционном диалоге и без пояснений мало что значат для студента).

            Задание 4. Персонифицируйте Ваше понимание материалов раздела, разъяснив его ключевые слова в применении к конкретной ситуации жизни и работы. Представьте как доклады разные формы домашней работы, а ее структуру по теме "Теория и компетентность менеджера в самообучающейся организации". Оцените доклады вышеуказанными способами.

Ключевые выводы

            Для достижения целей раздела обучающиеся могли использовать следующие возможности теории и практики:

·    исследование функции менеджера в самообучающихся организациях; предложенные технологии обучения и самообразования показаны на примере дисциплины "менеджмент", содержание которой иллюстрируется структурно-логической схемой;

·    уровень компетентности менеджера предложено повышать методами андрагогии, позволяющими достичь всех четырех уровней иерархии изучения дисциплины; этому способствуют активные способы недирективно-деятельностного очного обучения и самообучения с помощью особо структурированных опорных конспектов-рабочих тетрадей;

·    методика организации инновационно-творческого процесса образования новых знаний, умений и навыков менеджера рассматривается на этапах интерактивного общения тьютора и обучаемых и самостоятельной работы с конспектом; анализируются особенности дистанционного общения через особый режим  проверки домашних работ.

2.эффективное управление образовательным

процессом

Назначение раздела

            Содержательно-методический потенциал пособия необходимо использовать результативно и эффективно. Поэтому тьютор и обучаемые должны овладеть методами обучения и учения деятельностного типа. Для этого представляется теория и практика необходимых инструментов управления образовательным процессом в группе.

Цели раздела

            В итоге овладения предоставляемыми методами Вы должны будете:

·    знать содержание общих и конкретных функций управления образовательным процессом в группе (целеполагание, планирование, организацию, мотивацию и контроль действий участников); определять ключевые слова и термины;

·    понимать потребности обучаемых, способы их удовлетворения деятельностным образом и ключевые слова (термины), приводя примеры;

·    уметь согласовывать цели обучаемых и дисциплины, создавать в группе процесс неформального активно-целевого общения, выбирать соответствующие методы функционирования и развития группы.

Ключевые слова и термины раздела

            Плановые инструменты, групповая структура, потребности в обучении, case study,  структурированный опыт, мозговой штурм, дискуссия, деловая и ролевая игры, имитационные упражнения.

Гипертекст раздела (рис. 3)



Рис. 3    Гипертекст ГтМ2 по управлению обучением и самообразованием


            Кроме теоретико-содержательного аспекта дисциплины, пособие направлено на развитие умений управлять собой по рациональной системе использования личного времени. Это следует делать с учетом изменения работоспособности по времени суток и ранжирования важности дел в последовательности: обязан любой ценой — должен сделать — мог бы сделать. Процесс работы (проведения занятия, самообразования и т.п.) должен проходить в контуре управления (рис.4). При этом с помощью обратной связи могут меняться способы либо цели работы, образовательного процесса, повышения квалификации.

            Задание 5. Ранжируйте ваши ежедневные дела. Представьте (после обсуждения) доклад от учебной группы (по возможности с согласованным мнением), конкретизировав ключевые  понятия (рис.4).

            Основным способом обучения в дистанционных, заочных и очно-деятельностных формах образования является изучение книг, предлагаемых методических материалов. Теория и практика андрагогии (образования взрослых) показала, что наибольшая эффективность обучения достигается при увязывании предлагаемых идей с опытом обучаемого в процессе решения стоящих перед ним реальных (в крайнем случае, учебных) проблем.

            При этом преподаватель должен играть роль тьютора-наставника, или  "играющего тренера", организуя и консультируя процесс самообразования и практического применения теории менеджмента. Поэтому недопустимы и малоэффективны продолжительные лекции информационного типа. Следует лишь поставить в них и решить следующие задачи: вовлечь обучаемых в суть проблем и теорий, ориентируясь на их опыт, учитывая отклики на тему; показать главные направления решения проблем; познакомить с терминологией по теме. Для менеджера роль наставника велика при подготовке резерва на выдвижение и других формах развития персонала.

            Недирективное обучение  предполагает активное обсуждение книг (методических материалов), заменяющих в дистанционном обучении лекции. С первого занятия тьютор должен дать рекомендации по технике работы с методическими материалами. Для обеспечения эффективности образовательного процесса он должен  при проведении тьюториалов (лекций, совмещенных с практическим занятием) учитывать положения,  андрагогии.

2.1. Цели и задачи преподавателя-консультанта и обучаемых

            Тьютору рекомендуется осуществлять следующее:

·    давать студентам возможность высказывать их собственные пожелания, ставить цели (проблемы или задачи), связанные с планируемым занятием деятельностно-интерактивного типа (далее - тьюториалом) __________;

·    рассматривать вызывающие затруднения у студентов темы дисциплины, типовые ошибки _______________________________________________;

·    связывать цели и программу тьюториала с практическим опытом и реальными проблемами студентов (проводится их опрос с выбором общих проблем подгрупп учебных групп) __________________________;

·    активно вовлекать всех студентов  в работу группы, используя данные материалы, деловые и ролевые игры, учитывая этапы развития группы (выберите) _____________________________________________________;

·    использовать разнообразные упражнения, задания и формы представления материала (выберите) _______________________________;

·    отводить время на предоставление студентам обратной связи по различным элементам тьюториалов (практических занятий) ___________;

·    отводить время на обратную связь по итогам тьюториала, используя итоговые доклады и т.п.;

·    предоставлять обратную связь по результатам предыдущего занятия, подчеркивая индивидуальный прогресс обучаемых;

·    рассматривать любые проблемы/опасения студентов, связанные с написанием следующего задания/проведением тьюториала;

·    рассматривать как можно больше практических примеров, иллюстрирующих материалы курса (приводимых как тьютором, так и студентами);

·    использовать соответствующие визуальные средства представления информации (видеофильмы, реклама для презентаций докладов и т.п.);

·    опираться на опыт группы, создавая "поддерживающий" климат группы;

·    делать обзор программы следующего тьюториала, суммируя потребности обучаемых, уточняя их цели, учитывая личностные и групповые успехи;

·    давать студентам возможность вносить свои предложения по поводу программы следующего тьюториала.

Задание 6. После групповой дискуссии о методах андрагогии представьте несколько целей вашего обучения по специальности "Менеджмент". После двух выступлений группа дает обратную связь докладчикам, используя идеи рис. 2, 3, 4.

           

2.2. Планирование действий по реализации целей и задач

            Тьюториалы, которые не планируются заранее, как правило, лишь пустая трата Вашего времени и времени студентов.  Процесс планирования означает не только продумывание Вами тем, которые Вы хотели бы рассмотреть на тьюториале, но и включает в себя представление студентам возможности знать заранее о программе следующего тьюториала и о том, какого рода подготовки к нему Вы от них ожидаете. Это не только способствует повышению интереса и мотивации студентов, но и помогает уменьшить различия между ожиданиями и целями студентов и Вашими собственными ожиданиями и целями, связанными с тьюториалом (включая Ваши ожидания по поводу их активного участи в процессе тьюториала).

            Поэтому преподаватель-консультант обязан планировать структуру тьюториалов, используя особые плановые инструменты. Они должны действовать так, чтобы студенты:

·    знали назначение, цели и проблемы конкретного тьюториала (желательно связанные с целями студентов) _________________________ _______________________________________________________________;

·    знали заранее, что они собираются достичь, выполняя то или иное задание/упражнение (для вовлечения в образовательный процесс)_______ _______________________________________________________________;

·    могли связать материалы тьюториала с тем, что они уже знают (для этого проблемы и примеры, приводимые тьютором должны быть реалистичные)___________________________________________________ _______________________________________________________________;

·    имели мотивацию прилагать необходимые усилия для работы с темами тьюториала (должна быть связь тем со знаниями и опытом студентов)___ _______________________________________________________________;

·    знали, как им работать с материалами курса после тьюториала, например, знали бы, как подойти к написанию задания, выполняемого внеаудиторно;

·    активно участвовали в обсуждении материалов курса, а не просто читали, смотрели или слушали (обеспечивается неформальная атмосфера занятий);

·    получали конструктивную обратную связь по своей работе на тьюториалах и по своим заданиям;

·    получали помощь в осмыслении и пересмотре своего подхода к обучению.

Выбор тем для тьюториалов (занятий) определяется рабочим планом. Студенты получают план курса, в котором отражены основные события программы изучения курса. Многие тьюторы также заранее раздают своим студентам перечень тем, которые они предполагают рассмотреть на каждом тьюториале. Это весьма полезная практика, поскольку, если Вы рассчитываете  на активное участие студентов в работе, имеет смысл заранее поставить их в известность о предстоящей повестке дня тьюториала. При планировании перечня тем, которые Вы собираетесь рассматривать на тьюториалах, Вам следует принимать в расчет "реперные точки", представленные в плане курса, а именно:

·    время, отведенное в плане курса для чтения книг, аудио- и видеоматериалов и настоящих материалов __________________________;

·    даты сдачи контрольных и курсовых работ _________________________;

·    дату проведения зачета (экзамена) _________________________________;

·    время, отводимое не подготовку к экзамену и консультации __________.

Последовательность тем в рамках отдельного тьюториала

Конкретные темы, рассматриваемые на тьюториалах, варьируются в зависимости от целей и ограничений времени проведения тьюториала (например, перед написанием домашней работы, перед экзаменом и т.д.). Тем не менее, для всех тьюториалов, кроме первого и заключительного, мы могли бы порекомендовать следующую программу:

·    обсуждение целей тьюториала (Ваших и студентов) и выявление областей курса, которые студенты нашли для себя сложными;

·    краткое обобщение уже изученного, анализ достижений участников процесса обучения;

·    упражнения/задания, связанные с текущими или пройденными ранее самостоятельно темами курса и предполагающие предоставление студентам обратной связи от тьютора;

·    анализ результатов предыдущего задания или ранее изученных дисциплин;

·    рассмотрение следующего задания с выявлением всех возможных проблем;

·    работа с проблемами, предложенными группой, либо отдельными ее членами;

·    обзор программы следующего тьюториала с учетом как Ваших предложений, так и мнений и идей студентов.

            Задание 7. Составьте план занятия по одной из тем дисциплины "Менеджмент" для подготовки студентов к тьюториалам (занятиям): дайте Ваши предложения, продолжая предыдущее задание.

Предварительная подготовка студентов к тьюториалам может принимать различные формы, и, чтобы быть эффективной, в каждом конкретном случае она должна полностью соответствовать программе тьюториала и быть ее составной частью. Здесь мы приведем несколько примеров такой предварительной подготовки:

·    заранее,  до тьюториала, дайте студентам прочесть какую-либо статью, учебную ситуацию или поставьте перед ним определенную проблему. Попросите их подготовить свои ответы и идеи, которые в ходе тьюториала могут использоваться в качестве отправной точки для группового обсуждения __________________________________________ _______________________________________________________________;

·    попросите студентов при чтении материалов курса сформулировать свои рабочие проблемы, связанные с определенными темами, которые затем будут обсуждаться на тьюториале__________________________________ _______________________________________________________________;

·    попросите студентов подготовить собственные небольшие учебные ситуации для обсуждения их на тьюториале _________________________ _______________________________________________________________ _______________________________________________________________;

·    попросите их отыскать и принести на тьюториал  интересные вырезки из газет/журналов, имеющие отношение к темам следующего тьюториала.

Первый тьюториал (занятие-лекция)

Задание 8. Дайте Ваши обоснования необходимости постановки целей занятия, вписав их в вышеприведенные пропуски текста.

            При проведении первого тьюториала перед тьютором стоят следующие цели:

·    установить контакт со студентами и студентов друг с другом __________;

·    вселить в студентов уверенность __________________________________;

·    поощрить взаимодействие студентов друг с другом и создать группы взаимопомощи _________________________________________________;

·    установить основные правила последующего взаимодействия _________;

·    повысить мотивацию студентов к обучению ________________________;

·    объяснить саму систему обучения _________________________________;

·    сделать обзор курса _____________________________________________;

·    предоставить дополнительную практическую информацию по своему усмотрению ____________________________________________________;

·    выявить потребности студентов и обозначить, каким образом они могут быть удовлетворены в ходе дальнейшего обучения ___________________.

            Программа первого тьюториала устанавливается исходя из вышеуказанных целей, возможен, например, такой вариант:

·    знакомство студентов друг с другом и с тьютором (см. ниже различные варианты проведения знакомств в группе);

·    введение в систему дистанционного обучения и в систему обучения с использованием деятельностных методов;

·    групповое упражнение (см. примеры вводных "разогревающих" упражнений);

·    обзор курса и материалов курса с ответами на вопросы студентов;

·    обсуждение домашней работы (контрольной или курсовой);

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16