рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Проблемы формирования доходной части бюджета Ханты-Мансийского Автономного Округа рефераты

            Так, некоторые из налогов, отнесенные к составу федеральных, практически в федеральный бюджет не поступают ( государственная пошлина, налог на имущество, переходящее в порядке наследования и дарения, и др.), тогда как земельный налог, хотя и отнесен к разряду местных, зачисляется не только в местный бюджет, но и в территориальный и федеральный бюджет.

            В практике совершенствования межбюджетных отношений целесообразно идти по пути использования как федеральных - “сквозных” налогов, так и закрепленных собственных налоговых источников за каждым бюджетным уровнем.

            Механизм разграничения доходов по звеньям бюджетной системы создает условия для обеспечения финансовой самостоятельности любого органа власти, гарантирует осуществление целенаправленной политики на каждом уровне управления.

            Однако в современных условиях, когда законотворческая деятельность всех уровней власти нацелена преимущественно на расширение налогооблагаемой базы посредством введения дополнительных налогов и увеличения спектра их действия, такое требование к формированию  единой налоговой системы страны приобретает особо важное значение.

            В современных условиях налоговая система призвана решать не только фискальные задачи, но и способствовать развитию предпринимательства, решению экономических и социальных задач. Разграничение доходов между бюджетами разных уровней необходимо провести, ориентируясь на принципы бюджетного федерализма. Региональные и местные органы власти должны иметь источники бюджетных поступлений, на которые они смогли бы реально влиять, а также те, использование которых обеспечивало бы наибольшую степень возвратности налогов через социальные и другие услуги, предоставляемые жителям соответствующих территорий. Например, преобладающая доля налога на прибыль, налога на имущество юридических лиц в соответствии с установленными квотами должна поступать в территориальные и местные бюджеты; государственная пошлина, подоходный налог и налог на имущество физических лиц - только в местные бюджеты.

Таким образом, смещение бюджетных взаимоотношений от центра на региональный уровень и, одновременно,  их четкая структуризация по уровням государственного управления определяют контуры будущего развития региональных бюджетов.


3)  Проблемы, связанные с уплатой налогов в доходную часть бюджета ХМАО и пути их решения, принимаемые в настоящее время.

            Собираемость налогов, - является сегодня наиболее приоритетной задачей Ханты-Мансийского автономного округа, которую можно решить лишь объединив усилия всех государственных структур. От недопоступления налогов страдают сегодня даже самые защищенные статьи бюджета - выплата заработной платы и расходы на здравоохранение. И хотя по итогам прошлого года госналогинспекции округа обеспечили поступление в бюджет налогов и других обязательных платежей на сумму 34899.9 млрд. руб. (из них в бюджет округа - 15161.5 млрд. руб.) - это всего лишь цифры. Из общей суммы поступлений, зачтено казначейскими налоговыми освобождениями (КНО), натуроплатой, проведено взаимозачетов на сумму 8744.6 млрд. руб., или 58%. То есть реальных денег в окружном бюджете фактически нет. К примеру, за год в окружной бюджет перечислено денежных средств всего лишь 1456 млрд. руб.

            По-прежнему остается высокой задолженность в бюджеты всех уровней, на 01.01.97 г. она составила 10750 млрд. руб. Недоимка по платежам в бюджетную систему по территориям округа на 01.01.97 г. распределилась следующим образом:

К объему поступлений по территории

(таблица 1.3.3.1.)

Нефтеюганский р-он

2772.5 млрд. руб.

96.9%

Г. Нижневартовск

1655.5 млрд. руб.

40.5%

Г. Нягань

1211.4 млрд. руб.

236.7%

Г. Югорск

756.6 млрд. руб.

54.7%

Сургутский р-он

688.3 млрд. руб.

22.6%


Недоимка по видам налогов составляет на 01.01 97 г.:

(таблица 1.3.3.2.)

Платежи за пользование недрами (плата за недра, акцизы)

3723.5 млрд. руб.

96.9%

Налог на добавленную стоимость

3335.7 млрд. руб.

40.5%

Налог на прибыль

1688.6 млрд. руб.

15.7%

Налог на имущество

892.4 млрд. руб.

8.3%

 Кроме текущей задолженности еще существуют отсроченные платежи, общая сумма которых составила1791.8 млрд. руб.   

Поступления во все уровни бюджетов связаны с размещением производительных сил округа, а именно, предприятий топливно-энергетического комплекса и находятся в прямой зависимости от финансового состояния нефтедобывающих предприятий. В настоящее время большинство предприятий находятся в тяжелейших финансовых условиях из-за огромной дебиторской задолженности, вследствие чего данные предприятия не могут осуществить своевременную уплату всех налогов и обязательных платежей в окружной бюджет. Еще одной важной причиной задолженности в бюджеты всех уровней является создание вертикальных финансовых компаний за пределами округа, в результате чего основные налогоплательщики округа - предприятия ТЭК получают на свои счета не более 25% выручки от реализованной продукции, а с бюджетами различных уровней рассчитываются взаимозачетами, товарным кредитом, натуроплатой, КНО.

Важной причиной, влияющей на величину задолженности, является предоставление отсрочки и рассрочки уплаты штрафных санкций, согласно п.30 Указа Президента РФ № 2270 от 22.12.93. Эта сумма составила на 01.01.97 - 9996.3 млрд. руб., в том числе в федеральный бюджет - 5723.4 млрд. руб.

В целях преодоления кризисного состояния с поступлением средств во все уровни бюджетов и особенно в территориальный бюджет в округе созданы и работают координационные советы и балансовые комиссии, в состав которых вошли представители федеральных служб всех уровней. Их деятельность направлена на обеспечение полного и своевременного поступления в бюджет налогов и других обязательных платежей, а также выявление, предупреждение и пресечение налоговых, финансовых и экономических правонарушений. Координация совместных действий возложена на ГНИ по Ханты-Мансийскому автономному округу.

Сегодня уже можно подвести некоторые итоги.

Исполнение доходной части бюджета страны во многом зависит от компетентной и четкой работы налоговых инспекций на местах.

В 1996 году работниками налоговых инспекций округа произведено 12398 документальных проверок юридических лиц, в результате которых доначислено налоговых и других платежей в сумме 1965.8 млрд. руб., что в 1.5 раза больше, чем в 1995 году.

Основные доначисления произведены по следующим видам налогов:

            НДС                           - 32.7%

акцизы                       - 2.1%

налог на прибыль    - 47.6%

            В разрезе форм собственности основная доля нарушений приходится на:

n    частная форма собственности                 - 69%

n    общественные организации                     - 6.2%

n    смешанная российская собственность   - 14.2%

            Нарушения налогового законодательства и доначисленные суммы по отраслям хозяйствования распределились следующим образом:

n    торговля                                                       - 48%

n    строительство                                              - 20%

n    нефтедобывающая промышленность     - 10%

Взыскано в бюджетную систему 285.1 млрд. руб.

Наиболее частыми способами уклонения от налогообложения являются:

1.   Завышение себестоимости продукции путем необоснованного отнесения к ней расходов, подлежащих финансированию за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятий - 26% выявленных нарушений

2.   Занижение объема реализованной продукции - 25%

3.   Ведение коммерческой деятельности без регистрации в налоговой инспекции - 3%

В расчете на одного налогового инспектора приходится 8 документальных проверок, а сумма доначислений составила 1267.4 млн. руб. в год.

Совместно с органами налоговой полиции произведено 142 документальные проверки на предприятиях, по которым доначислено 260.6 млрд. руб.

Наибольшие суммы доначислены в ходе документальных проверок госналогинспекциями следующих территорий:

                        (таблица 1.3.3.3.)

г. Нижневартовск

415.5 млрд. руб.

г. Нефтеюганск

372.9 млрд. руб.

г. Пыть-Ях

352.2 млрд. руб.

Нижневартовский р-он

130.6 млрд. руб.

Нефтеюганский р-он

123.7 млрд. руб.

В результате 17532 проверок налогоплательщиков физических лиц, сумма доначисленных налогов составила 13.6 млрд. руб. на 01.01.97 г.

Большое внимание уделяется ГНИ по Ханты-Мансийскому автономному округу взысканию недоимки с валютных счетов. Только у 15 крупнейших предприятий-недоимщиков открыто в банках г. Москвы и Московской области свыше 90 валютных счетов, а стоимость отгруженной на экспорт нефти составляет  свыше 30% от всего объема добытой.

Проведены проверки по выявлению юридических лиц, которым поручены расчеты по обязательствам предприятий без одновременной уплаты ими налоговых обязательств предприятий-поручителей, а также долгосрочных и краткосрочных финансовых вложений предприятий-дебиторов с просроченными сроками платежей.

Уже 4 года на постоянной основе действует при Администрации округа оперативная комиссия «По совершенствованию системы платежей и расчетов», на заседания которой приглашаются руководители крупных  предприятий ТЭК, рассматривается финансовое состояние предприятий-должников, составляются графики погашения задолженности.

Большая работа проводится госналогинспекциями по обращению взыскания недоимки на имущество предприятий-должников, за 1996 год вынесено 409 постановлений на сумму 11208.6 млрд. руб. Органами налоговой полиции вынесено 250 распоряжений, на сумму 10871% млрд. руб. Произведено 157 административных арестов имущества на сумму 1031.9 млрд. руб.

Реализовано имущества предприятий - должников на сумму 40.1 млрд. руб.

Изъято наличных денежных средств - 3.8 млрд. руб.

Предприятиям -должникам, после вынесения распоряжения о наложении административного ареста, добровольно погашено недоимки на сумму 4781.5 млрд. руб.

В результате1969 проведенных совместных проверок с25 июня по 31 декабря 1996 года по выявлению лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность и уклоняющихся от постановки на учет в налоговых органах, выявлено 457 юридических и 1512 физических лиц. Начислено 19.6 млрд. руб., в том числе налогов - 3.3 млрд. руб., штрафных санкций -16.3 млрд. руб.

Проверено 1944 объекта по соблюдению установленного порядка применения контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением, выявлено 783 нарушения.

Предъявлено штрафных санкций на сумму 6.1 млрд. руб., взыскано -2.5 млрд. руб.

Проведено 1113 массовых рейдов на вещевых и колхозных рынках, а также в местах массовой торговли. Проверено 4456 торговых точек и 37083 гражданина, осуществляющего торговлю. В результате выявлено 6277 нарушений; доначислено налогов и штрафных санкций на сумму 3.3 млрд. руб. Поступило в бюджет 2.4 млрд. руб.

Проверками по соблюдению установленного порядка продажи спирта и алкогольной продукции, а также полноте уплаты акцизов и лицензионных сборов установлено 637 нарушений из 1740 проверенных объектов.

Конфисковано немаркированной продукции на сумму 205.1 млн. руб. Начислено финансовых санкций и административных  штрафов в размере 4.4 млрд. руб., взыскано - 273 млрд. руб. По 27 объектам проверок, материалы переданы соответствующим органам для лишения лицензий.

В результате 3863 проверок автотранспорта по наличию и достоверности сопроводительных документов на перевозимые грузы выявлено 225 случаев отсутствия сопроводительных документов и 150 случаев несоответствия документов количеству и наименованию перевозимых грузов. Стоимость изъятых грузов составила 1.5 млрд. руб.

Итоги 1996 года показывают, что в округе продолжается тенденция роста нарушений налогового законодательства. Особенно негативно складывается обстановка на предприятиях ТЭКа.

Наблюдаются новые формы уклонения от уплаты налогов - увеличение количества фирм «банкротов», т.е. представление предприятий как убыточных с целью извлечения из них неучтенной прибыли. По-прежнему, значительное число правонарушений в сфере вывоза с территории округа стратегически важных сырьевых ресурсов.

Наиболее криминогенными в 1997 году останутся:

n    нефтегозодобывающая отрасль и связанные с нею процессы реализации сырья и получение разрешений на разработку разведанных перспективных месторождений нефти и газа;

n    строительство;

n    ликвидация и банкротство нерентабельных предприятий;

n    банковская сфера;

n    сфера обеспечения населения округа товарами народного потребления.

Также делаются попытки к решению проблем по сбору отдельных видов налогов таких как: плата за недра, отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, налог на имущество физических лиц. Были сделаны конкретные поручения соответствующим государственным структурам по решению этих проблем. Например, главы администраций городов и районов должны обеспечить проведение работниками  БТИ переоценки имущества, находящегося в собственности граждан.

Губернатором Ханты-Мансийского автономного округа утверждается полугодовой план совместных мероприятий по обеспечению полного и своевременного поступления налогов в бюджеты всех уровней, подготавливаемый окружными службами ГНИ, налоговой полицией и Комитетом по финансам и налоговой политике. Основными направлениями этих мероприятий являются: пресечение налоговых и финансовых нарушений, розыск уклоняющихся от уплаты налогов граждан и выявление неучтенной денежной наличности.

Результаты выполнения мероприятий должны подводиться каждую неделю и публиковаться в средствах массовой информации.












ГЛАВА 2  Исследование проблем формирования доходной части бюджета ХМАО.

Раздел 1 Сравнение проблем, связанных с формированием доходных частей бюджетов различных уровней.

1)  Анализ и сравнение проблем формирования доходных частей бюджетов ХМАО и других территорий.

            Проблемы по формированию доходных частей региональных бюджетов существуют и у других  субъектов Федерации. Причем проблемы, с которыми они, сталкиваются, на многих территориях одинаковы. Безусловно, львиная доля доходов бюджетов всех уровней, в том числе и региональных, - налоговые поступления, которые в свою очередь зависят от состояния и динамики налогооблагаемой базы, ее законодательного обеспечения. Немалого эффекта в увеличении собираемости платежей в казну можно добиться целенаправленными, согласованными действиями административных, финансовых и контролирующих организаций. Основные причины недополучения средств в бюджеты регионов следующие:

n    нарушение налогового законодательства;

n    нарушения в организации предпринимательской деятельности и малого бизнеса;

n    нарушения при применении контрольно-кассовых машин;

n    недостаточный учет состояния и динамики налогооблагаемой базы;

n    задолженность по платежам в бюджеты;

n    наполнение бюджета за счет реальных денежных средств;

n    ответственности руководителей предприятий за своевременный возврат полученных бюджетных ссуд;

            Для изыскания и использования финансовых резервов Саратовская областная Дума, например, регулярно проводит совещания с выездом руководства округа в города и районы, где с участием руководителей всех административных, финансовых и контролирующих организаций детально и взыскательно анализируются  причины экономических трудностей. К соответствующим  должностным лицам предъявляются жесткие, мобилизующие требования по расшивке взаимных неплатежей, погашению задолженности перед бюджетом.

            Налоговые инспекции используют эти возможности, выдвигая конкретные обоснованные расчетами предложения: по пересмотру предоставления налоговых льгот по местным налогам, по увеличению ставок существующих сборов и о введении дополнительных сборов.

             В отдельных городах совместно с комитетом по земельным ресурсам уточнено наличие земель и землепользователей, что даст в бюджет дополнительные доходы.

            Налоговые органы отдельных регионов работают с коммунальными, страховыми органами, инспекцией по маломерному флоту по выявлению граждан, имеющих в собственности дома, дачи, гаражи и другие строения, а также катера и моторные лодки для исчисления налога на имущество. В результате были выявлены  объекты, нуждающиеся в оценке органами БТИ.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13


 © 2010 Все права защищены.