Проблемы формирования доходной части бюджета Ханты-Мансийского Автономного Округа
В данной дипломной работе мы затронули исторический аспект
при рассмотрении эволюции бюджетной системы от времен коммандно-административной
экономики до настоящего состояния экономики.
Нормативная база, использованная в данной дипломной
работе, взята по состоянию на 1 января 1997 года.
Большее внимание при написании данной дипломной работы
уделено не всему бюджету, а лишь его доходной части, которая формируется почти
что на 90% за счет налогов, сборов и других обязательных платежей.
При рассмотрении проблем формирования доходной части
бюджета ХМАО использованы итоги формирования и исполнения бюджета округа за
1996 год, для анализа прошлых ошибок и выявления позитивных новшеств.
Для анализа особенностей бюджетной и налоговой систем
зарубежных стран, нами были выбраны страны со сходным с Российским
административно-территориальным трехуровневым устройством и схожими природно-климатическими
условиями.
ГЛАВА 1 Теоретические аспекты формирования и
использования бюджета Ханты-Мансийского автономного округа.
Раздел 1 Бюджет Ханты-Мансийского автономного
округа один из региональных бюджетов Российской Федерации.
1) Законодательная основа региональных бюджетов
Российской Федерации.
В настоящее время в Российской Федерации действует ряд правовых
документов, регламентирующих основы бюджетного устройства, регулирующих
взаимодействие бюджетов различных уровней, освещающих вопросы исполнения
федерального бюджета, а также касающиеся других сторон формирования и
использования бюджета.
Организация бюджетной системы Российской Федерации, а также
деятельность органов власти различного уровня по составлению, рассмотрению,
утверждению и исполнению бюджетов приведена в Законе РСФСР от 10 октября 1991
г. № 1734-1 «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР»
(с изменениями от 5 ноября 1994 г., 31 июля 1996 г.).
В Законе РФ от 15 июля 1992 г. № 3303-1 «О субвенциях
республикам в составе Российской Федерации, краям, областям, автономной
области, автономным округам, городам Москве и Санкт-Петербургу.» определены
права территорий на получение финансовой помощи в виде целевых дотаций - субвенций
- из вышестоящих бюджетов и внебюджетных фондов, общие условия предоставления и
использования субвенций, ответственность за соблюдение этих условий.
В Законе РФ от 15 апреля 1993 г. № 4807-1 «Об основах
бюджетных прав и прав по формированию и использованию внебюджетных фондов
представительных и исполнительных органов государственной власти республик в
составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев,
областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, органов местного самоуправления»
определены права представительных и исполнительных региональных и местных
органов власти на получение доходов в соответствующие бюджеты и на
расходование средств этих бюджетов, указаны обязанности данных органов власти
по отношению друг к другу в бюджетном процессе, установлены общие принципы
составления, рассмотрения проектов бюджетов, утверждения и исполнения бюджетов,
формирования и использования внебюджетных фондов в целях финансового
обеспечения социально-экономического развития национально-государственных и
административно-территориальных образований.
2) Функции территориального бюджета
Ханты-Мансийского автономного округа.
Бюджетные и имущественные права,
предоставленные органам представительной и исполнительной власти
Ханты-Мансийского автономного округа, дают им возможность составлять,
рассматривать, утверждать и исполнять свой бюджет, распоряжаться переданными в
их ведение предприятиями и получать от них доходы.
Региональный бюджет ХМАО - один из главных каналов
доведения до населения округа конечных результатов общественного производства
на данной территории. Через него общественные фонды потребления распределяются
между отдельными административно-территориальными единицами и социальными
группами населения. Кроме того, из окружного бюджета в известной мере
финансируется и развитие отраслей производственной сферы ( в первую очередь,
коммунального хозяйства), объем продукции и услуги которых также выступают
важным компонентом программы повышения народного благосостояния.
Экономическая сущность регионального бюджета
Ханты-Мансийского автономного округа проявляется в его назначении. Он
выполняет следующие функции:
- формирование денежных фондов, служащих финансовым
обеспечением деятельности окружных органов власти;
- распределение и использование этих фондов между отраслями
народного хозяйства;
- контроль за финансово-хозяйственной деятельностью
предприятий, организаций, учреждений, подведомственным местным органам власти.
Важное значение имеет территориальный бюджет ХМАО в
осуществлении общегосударственных экономических и социальных задач - в первую
очередь в распределении государственных средств на содержание и развитие
социальной инфраструктуры округа.
Распределение и доведение до населения Ханты-Мансийского
автономного округа благ, производимых на данной территории, осуществляется в
значительной мере с помощью бюджетной системы. Как известно, через бюджет
формируется значительная часть общественных фондов потребления. При этом
большая доля окружных средств расходуется на промышленность, энергетику и
строительство - 41.8% и прочие расходы, идущие на образование валютного фонда,
резерва средств на индексацию цен, Северного фонда, фонда поколений и
финансовую помощь другим уровням власти - 32.2% в 1996 году. Расходы из
окружного бюджета ХМАО на образование в 1996 году должны составить 4.8%, на
здравоохранение - 4.1%, на правоохранительную деятельность - 3.6%, на
транспорт, связь и информатику - 3.2%, на государственное управление,
жилищно-коммунальное хозяйство, культуру и искусство - менее 3%.
Раздел 2 Доходы бюджета
1) Источники формирования доходов по видам.
Состав доходной части бюджета определен Законом РФ от 15
апреля 1993 г. № 4807-1 «Об основах бюджетных прав и прав по формированию и
использованию внебюджетных фондов представительных и исполнительных органов
государственной власти республик в составе Российской Федерации, автономной
области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и
Санкт-Петербурга, органов местного самоуправления».
Доходная часть бюджетов состоит из закрепленных и
регулирующих доходов. Кроме того, в бюджеты могут поступать дотации и
субвенции, а также заемные средства.
Уровень закрепленных доходов бюджета должен составлять не
менее 70 процентов доходной части минимального бюджета соответствующего национально-государственного
или административно-территориального образования, а при отсутствии такой
возможности в связи с недостаточностью закрепленных и регулирующих доходов - не
менее 70 процентов доходной части без учета в ней дотаций и субвенций.
Для достижения этого уровня в процессе бюджетного
регулирования вышестоящие представительные органы власти закрепляют за
бюджетами нижестоящего территориального уровня полностью или в твердо
фиксированной доле (в процентах) на долговременной основе (не менее чем на пять
лет) любые регулирующие доходы, а также могут передавать в эти бюджеты свои
закрепленные доходы. При этом в случае увеличения минимального бюджета на
следующий финансовый год указанная фиксированная доля (в процентах) подлежит
соответствующей корректировке в сторону увеличения.
В доходы региональных бюджетов в порядке и на условиях,
установленных законами Российской Федерации, зачисляются:
n подоходный налог (налог на прибыль) с
предприятий и организаций (полностью или частично);
n подоходный налог с физических лиц (полностью
или частично);
n налоги и другие платежи за пользование недрами
(по соответствующим видам налогов и других платежей - полностью или частично);
n часть платежей за землю;
n 50 процентов налога на имущество предприятий;
n налоги и другие платежи, закрепленные
полностью или частично за соответствующими бюджетами;
n часть доходов от государственных займов и
государственной денежно-вещевой лотереи;
n доходы от займов и денежно-вещевых лотерей,
организуемых по решениям соответствующих представительных органов власти;
n доходы от сдачи в аренду имущества,
находящегося в соответствующей государственной собственности;
n часть доходов от приватизации государственного
имущества.
При этом порядок распределения платы за воду,
забираемую промышленными предприятиями из водохозяйственных систем и лесного
дохода между соответствующими бюджетами определяется представительными органами
власти регионов.
2)Формирование доходной части бюджета ХМАО за счет
налогов, сборов и других обязательных платежей (по состоянию на 1 января 1997
года).
Федеральным законом «О
федеральном бюджете на 1996 год» от 24.01.97 г. установлено, что в бюджеты
субъектов Российской Федерации в 1996 году зачисляются поступления от следующих
федеральных налогов:
n налога на прибыль (доходы) предприятий и
организаций - по установленным ставкам в соответствии с действующим
законодательством;
n 50% доходов от акцизов на спирт, водку и
ликероводочные изделия, производимые на территории РФ;
n 100% доходов от акцизов на остальные товары,
производимые на территории Р Ф, за исключением акцизов на нефть (включая
газовый конденсат), газ, бензин автомобильный и автомобили;
n 25% доходов от налога на добавленную стоимость
на товары (работы, услуги), производимые (выполняемые, оказываемые) на
территории Российской Федерации, за исключением налога на добавленную стоимость
на драгоценные металлы и драгоценные камни, отпускаемые из Государственного
фонда драгоценных металлов и драгоценных камней РФ;
n 90% от подоходного налога с физических лиц;
n 33% от специального налога с предприятий,
учреждений и организаций для финансовой поддержки важнейших отраслей народного
хозяйства РФ и обеспечения устойчивой работы предприятий этих отраслей по
оборотам, по реализации товаров (работ, услуг), произведенным по 1 января 1996
на территории РФ. За исключением специального налога на драгоценные металлы и
драгоценные камни, отпускаемые из Государственного фонда драгоценных металлов и
драгоценных камней РФ.
n платежей за пользование природными ресурсами
(по нормативам, установленным законодательством РФ)
n отчислений на воспроизводство
минерально-сырьевой базы, оставляемых в распоряжении субъектов РФ для целевого
финансирования работ по воспроизводству минерально-сырьевой базы в соответствии
с территориальными программами геологического изучения недр, а также отчислений
по общераспространенным полезным ископаемым;
n лицензионного сбора за право оптовой продажи
алкогольной продукции;
n транспортного налога;
n прочих налогов, сборов, пошлин и других
платежей, подлежащих зачислению в бюджеты субъектов РФ.
Законом Ханты-Мансийского автономного округа «Об окружном
бюджете на 1996 год» от 31.01.96 г. установлено, что в доходы окружного бюджета
и бюджеты городов и районов в 1996 году направляются следующие отчисления от
установленных ставок налогов для округа (в процентах): (таблица1.2.2.1.)
Отчисления от установленных ставок налогов
(таблица 1.2.2.1.)
|