рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Проблемы формирования доходной части бюджета Ханты-Мансийского Автономного Округа рефераты

            Законы и механизмы уплаты налогов должны быть ясными как для налогоплательщиков, так и для налоговых служащих. Все они должны сотрудничать в климате взаимопонимания и уважения.









































Глава 3 Направления разрешения проблем, связанных с формированием доходной части бюджета ХМАО и оценка их эффективности.

Раздел 1 Возможные пути решения проблем на федеральном уровне.

1)    Изменения в налоговой системе за 1996 год.

            С новой налоговой политикой мы вступим только в 1999 год. Пока же налоговая реформа затягивается и в 1996 году сохранялась старая налоговая система со всеми присущими ей недостатками.

            При осуществлении налоговой политики Минфин России исходит из необходимости проведения срочных и решительных мер, направленных на устранение          целого ряда серьезных недостатков, присущих действующей в РФ налоговой системе. Это нашло отражение в проекте подготовленной Минфином общей части  Налогового кодекса РФ, которая сейчас находится на доработке в Государственной Думе. Вторая, третья и четвертая части Кодекса находятся в Комиссии по совершенствованию налогового законодательства. Реально же Налоговый кодекс, регулирующий всю совокупность налоговых отношений, вступит в действие не ранее 1999 г.

            Но начиная с 1996 года Министерство финансов считает необходимым решать наиболее насущные вопросы существующей налоговой системы: отмены ряда неэффективных налоговых льгот, перехода в целях налогообложения при расчете выручки от реализации продукции к использованию метода отгрузки и использованию счетов-фактур, перекрытия существующих способов уклонения от выполнения налоговых обязательств, а также некоторое снижение ставки обложения по налогу на прибыль.

Согласительной комиссией принято решение о введении с 1997 г. Налога на покупку иностранной валюты гражданами и организациями.

В предстоящем году также планируется постепенное сокращение общего числа налогов, отмена большинства льгот для предприятий и организаций, а  также повышение ставок некоторых налогов.

1996 год Россия еще проживет по старому налоговому законодательству, принятому в 1992 г. Поскольку нынешнее законодательство не соответствует экономической ситуации, то вносимые в него в дальнейшем поправки и изменения не будут способствовать стабильности и предсказуемости налоговой системы в целом и, следовательно, не смогут решить налоговых проблем формирования доходной части бюджета.

Для увеличения доходов бюджета нынешнего года Президент РФ подписал пакет  налоговых законов. Правда произойти это должно за счет значительного увеличения налогового бремени как для граждан, так и для организаций.

Закон «О внесении изменений и дополнений в Закон «Об акцизах» повысил акциз на бензин на 5%. Это новшество ударит по карману не только автомобилистов, расплачиваться  придется всем. Кроме того,  введен единый порядок исчисления и уплаты акцизов, а также ставки как на ввозимую, так и на производимую в России алкогольную и табачную продукцию. Результат, хотя и не столь существенный, все же рост цен на алкоголь.

Закон «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О налоге на прибыль предприятий и организаций» изменяет порядок уплаты налога на прибыль. Хотя налог и подлежит уплате ежемесячно, необходимость авансовых платежей отпадает.

Уже с 01.01.97г. компании имеют право перейти на уплату налога исходя из фактически полученной прибыли за предшествующий месяц. Теперь схема расчетов упростится.

Отменяется льгота по уменьшению налогооблагаемой прибыли на сумму отчислений в резервные и другие аналогичные по назначению фонды.

Отменена льготная ставка налогообложения прибыли коммерческих банков и страховых организаций, оказывающих профессиональные услуги сельскому хозяйству и малым предприятиям. По мнению разработчиков, на практике льгота не способствовала развитию этих видов кредитования и страхования.

Изменен порядок учета при налогообложении курсовых разниц по валютным счетам  и по операциям в иностранной валюте. Теперь для целей налогообложения корректировку налогооблагаемой базы на сумму положительных и отрицательных курсовых разниц производить не обязательно. При существующем сейчас порядке налогооблагаемая прибыль увеличивается на суммы отрицательных курсовых разниц и уменьшается на величину положительных, тем самым исключая влияние курсовых разниц на налогообложение.

Введены ограничения по предоставлению льгот по налогу на прибыль для предприятий, использующих труд инвалидов. Это перекроет лазейки, позволяющие получать сверхприбыль. Кроме того, органам власти субъектов Федерации предоставляется право устанавливать ежеквартальную налога на прибыль для предприятий, добывающих драгоценные металлы и камни, религиозных объединений, общественных организаций, садоводческих товариществ, гаражных, жилищно- и дачно-строительных кооперативов. Также изменяется порядок предоставления льготы по финансированию капитальных вложений. Льгота остается только для предприятий сферы отраслей материального производства при финансировании ими капвложений производственного назначения, а также при погашении кредитов банков, полученных и использованных на эти цели.

Законом «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О подоходном налоге с физических лиц» вводится 15-процентный налог на доходы граждан по банковским депозитам. Направление этого удара совершенно очевидно - предприятия, которые выплачивают зарплату с депозитных счетов, открытых для своих работников. Этим способом большинство российских компаний укрывают от налогов зарплату своих сотрудников. Облагаться будет сумма превышения процентов и выигрышей по вкладам в банках и других кредитных учреждениях, полученных гражданами, ставки рефинансирования ЦБ России (сейчас 48%). Ставка налога на проценты по депозиту банковских вкладов в рублях составляет 15%, по вкладам в  валюте - 12% в год от суммы вклада. А удерживаться он будет банком при выплате процентов. При этом разрешено не включать суммы таких доходов в налоговые декларации, предполагая, что это каким-то образом банкам удержать своих клиентов - крупных вкладчиков.

Фирмы лишились одной из самых распространенных схем оплаты труда, которая позволяла им экономить на уплате налога с фонда оплаты труда 41%. 

Другой способ, с помощью которого фирмы могли, не нарушая закона, снизить платежи по подоходному налогу для своих работников, -  различные страховки, теперь тоже перекрыт. Подоходным налогом будет облагаться полученная гражданами сумма превышения выплаченных им страховых сумм над теми, что они реально внесли в страховую компанию. Правда платить налог можно не сразу, а до 15 июля следующего года, так как эти доходы облагаются в составе совокупного годового дохода. В то же время это положение не коснется страховых выплат, полученных физическими лицами в возмещение ущерба в связи с повреждением здоровья либо увечьем.

 Перекрыта будет и еще одна лазейка, позволяющая избежать уплаты подоходного налога. Вводится 15-процентное налогообложение займов, полученных гражданами от предприятий, учреждений и организаций. Таким образом при получении займов на необычных условиях (длительный срок или слишком низкие проценты ) придется платить налог. Правда, облагаться будет лишь разница между 2/3 ставки рефинансирования ЦБ России при рублевых кредитах (10% годовых по валютным вкладам) и уплаченными процентами за пользование займами.

Сокращается размер необлагаемого налогом вычета из дохода граждан при приобретении или строительстве нового жилья. С будущего года Правительство предложило делать вычет в размере 5000 минимумов один раз в жизни и за период в три года (417.45 млн. руб.). Раньше гражданин имел право каждый год в течение трех лет исключать из своего налогооблагаемого дохода сумму, равную 5000 минимальных зарплат неограниченное количество раз в своей жизни.

Таким образом, перекрыты три наиболее распространенных схемы оплаты труда компаний и одна схема уклонения от уплаты подоходного налога для граждан. Теперь фирмам придется менять свою финансовую политику и либо увеличивать налоговые выплаты, оставив зарплату работников на прежнем уровне, либо полностью переложить налоговое бремя на работников, что приведет к уменьшению заработной платы.

Все вышеперечисленные изменения, предпринятые федеральными органами власти, окажут влияние на формирование доходной базы бюджета Ханты-Мансийского автономного округа, так как доли  налога на прибыль и подоходного налога велики в окружном бюджете на 1996 год (доля налога на прибыль - 12.5%, доля подоходного налога - 10.2%). 

2)    Предложения по реформированию налоговой системы.

Проанализировав ряд источников и учитывая объективные требования к эффективности налоговой системы и потребности экономики России и ее регионов, а также необходимость действенного механизма выравнивания уровня межрегиональной дифференциации душевых бюджетных доходов, можно сформулировать следующие предложения:

            1. Требуется проведение предварительных мер, не связанных непосредственно с налоговыми механизмами.

            Следует в законодательном порядке решить вопросы, касающиеся права собственности на различные виды природных ресурсов во всех  субъектах Федерации. Решение этой проблемы должно включать в себя не только обобщающую формулировку совместной или общей собственности на те или иные ресурсы, но и режим их эксплуатации, право на налогообложение, режим использования доходов от собственности на ресурсы, непосредственно от их эксплуатации и т.д.

            Необходимо также законодательно решить вопрос о допустимости или недопустимости переноса части экономического бремени за пределы юрисдикции субнационального образования. В действующем законодательстве данная проблема вообще не рассматривается.

            2. Назрела необходимость объединения ряда близких по экономическому содержанию налогов. Это касается в первую очередь таких налогов, как налог на реализацию горюче-смазочных материалов и акцизов на бензин, сходных по характеру установления, способу исчисления, методу определения налогооблагаемой базы.

            Учитывая фактическую консолидацию в бюджетной системе ранее внебюджетных дорожных фондов, представляется возможным объединить эти налоги, предусмотрев полное их зачисление в доход бюджетов субъектов  Федерации.  Перераспределение доходов по сравнению со сложившимся в настоящее время не будет значительным, однако повлечет за собой существенное усиление взаимосвязи фактических доходов территориальных бюджетов с различными показателями населения и насыщенностью дорожной сетью ( оцененной по объемам потребления горючего).

            Целесообразно также рассмотреть вопрос о слиянии акцизов на минеральное сырье (природный газ, нефть, включая газовый конденсат) с платежами за пользование природными ресурсами. По существу, сегодня данные акцизы представляют собой не что иное, как специфическую форму изъятия дифференцированной ренты. Теоретически именно платежи за пользование природными ресурсами должны были бы исполнять эту функцию.

            Объединение акцизов на минеральное сырье с платежами за пользование природными ресурсами в единый налог и установление режима распределения по нему в соответствии с тем, как будет решен вопрос о собственности, доходах от нее, позволят нормализовать режим использования совокупных доходов от природных ресурсов.

            3. Необходимо однозначное определение налогов, по которым может иметь место совместное использование налоговой базы федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Федерации, а также, возможно, муниципальными и местными бюджетами.

            В настоящее время уже фактически практикуется совместное использование такой налоговой базы, как прибыль, хотя оно однозначно еще нормативно не оформлено. В соответствии с действующим законодательством налог на прибыль отнесен к категории федеральных налогов, а регионы только “допускаются” к участию в поступлениях от него через собственную ставку и возможность некоторой корректировки базы.

            Тенденция к разделению федерального налога на прибыль на два самостоятельных налога - федеральный налог на прибыль и территориальный налог на прибыль ( налог на прибыль субъекта Федерации) - практически уже сформировалась. Об  этом  свидетельствует, во-первых, утверждение самостоятельной территориальной ставки налога на прибыль, имеющей верхнее ограничение и не ограниченной снизу. Фактически субъектам Российской Федерации предоставлено право самостоятельно устанавливать ставку независимо от федеральной ставки налога. Во-вторых, в соответствии с  действующим законодательством органы власти  субъектов Федерации имеют право корректировать (сужать) налоговую базу по налогу на прибыль в его территориальной части. То есть субъекты Российской Федерации имеют право самостоятельно формировать не только не только налоговую ставку, но и налоговую базу, ограничение по последней касается лишь невозможности расширения налоговой базы по налогу на прибыль сверх установленной федеральным законодательством.

            Существует значительная вероятность, что механизм подоходного налога с физических лиц будет развиваться по этому же направлению. Пока органам власти регионов не предоставлено право корректировать льготы и ставки по данному налогу.

            В целом предоставляется целесообразным полное закрепление этого источника за бюджетами субъектов Федерации хотя бы для того, чтобы приблизить фактические доходы бюджетов субъектов Федерации к средним потенциальным потребностям в расходах. При этом следовало бы расширить права субъектов Федерации по регулированию налоговой базы и налоговых ставок по данному налогу (хотя бы в направлении усиления прогрессивности обложения данным налогом).

            4. Необходимо однозначное определение налоговой базы, полностью закрепленной за субъектами федерации в качестве источника доходов соответствующих бюджетов. В первую очередь это относится ко всем поимущественным налогам (налогу на имущество предприятий, налогу на имущество физических лиц, налогу на имущество, переходящее в порядке наследования и дарения). Причем представляется целесообразным передать в юрисдикцию субъектов федераций определение облагаемой базы по этим налогам, оставив за федеральным уровнем лишь функции установления общих принципов налогообложения данных объектов.

            По налогу на имущество предприятий следует существенно расширить права субнациональных образований по регулированию (в сторону сужения) налоговой базы по сравнению по сравнению с установленной федеральным законодательством.

            Нужно закрепить за субъектами Федерации такой источник налоговых поступлений, как розничные продажи, допустив введение на территории субъектов Федерации налога с продаж. При этом целесообразно предусмотреть понижение ставки налога на добавленную стоимость на определенное количество пунктов (в пределах 2-3 пунктов) за счет части, поступающей в бюджеты субъектов Федерации.

            Данная мера достаточно сложно реализуема, поскольку использование НДС в налоговой системе объективно требует его всеохватности. Это означает, что, если будет введен налог с продаж, возникнет необходимость понижения национальной ставки НДС для всех регионов независимо от того, собираются ли они вводить налог с продаж или нет. Кроме того, данная мера существенно повысит нагрузку на налоговые органы и, вероятно потребует увеличения их численности.

            Целесообразно расширить права субъектов Федерации по налогообложению тех видов природных ресурсов, по которым оно вообще не предусмотрено федеральным законодательством. Это может касаться, например, некоторых налоговых платежей за гидроэнергетические ресурсы, носящий рентный характер. Сегодня рентные доходы по данному виду природных ресурсов регулируются через систему ценообразования, тем самым данная категория доходов перераспределяется крайне специфичным косвенным методом и конечно получателя таких доходов определить практически невозможно.

            5. Возможно также изменение режима участия региона в налоговых доходах федерального уровня. Это касается в первую очередь налога на добавленную стоимость и акцизов, по которым в настоящее время происходит наиболее активное перераспределение.

            Учитывая необходимость выравнивания доходов бюджетов субъектов Федерации и те сложности, с которыми в настоящее время сталкивается действующая модель трансфертов, следует рассмотреть модель, в известной мере аналогичную модели распределения НДС в ФРГ. Здесь, в частности, может быть предложена следующая схема:

            - 30%  НДС, фактически поступающего в бюджетную систему может распределяться между субъектами Федерации пропорционально численности населения независимо от того, на какой именно территории данный  НДС был получен;

            - 20%  НДС перераспределяется в порядке использования фонда финансового выравнивания;

            - 50% полностью зачисляется в федеральный бюджет без последующего перераспределения.

            При использовании данной схемы налог на добавленную стоимость начинает выполнять перераспределительную  и выравнивающую функции в полном объеме.

( Применение данной схемы представляется целесообразным только в случае, если вопрос о возможности введения налогов с продаж будет решен отрицательно).

            6. Возможен переход к формированию основной части местных (региональных) налогов с использованием в качестве облагаемой базы либо фонда оплаты труда, либо численности занятых. При этом определение ставок по данной категории налогов должно полностью находиться в юрисдикции властей субъектов Федерации (или районных властей, если такое предусмотрено на уровне субъекта Федерации). Как отмечалось выше, данная мера позволит более тесно увязать доходные поступления в бюджеты регионов с потребностями в расходах 

            Существенный интерес представляет возможность проведения относительно дифференцированной федеральной налоговой политики, касающихся хозяйствующих субъектов отдельных регионов. Федеральная налоговая политика может иметь определенную региональную направленность - формировать в отдельных или ряде регионов специфический налоговый режим в части федеральных налогов.

            Существенное изменение налогового бремени хозяйствующих субъектов одного или нескольких регионов неизбежно приводит к перераспределению налогового бремени на хозяйствующие единицы других регионов. В этой ситуации необходимо рассмотреть вопрос о правомерности дифференцированного  налогового подхода со стороны федерального бюджета к субъектам  хозяйствования, находящихся в различных регионах, поскольку в данном случае нарушается один из основополагающих принципов построения любой налоговой системы - принцип равномерности обложения.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13