рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Проблемы формирования доходной части бюджета Ханты-Мансийского Автономного Округа рефераты

Проблемы формирования доходной части бюджета Ханты-Мансийского Автономного Округа

Проблемы формирования доходной части бюджета Ханты-Мансийского Автономного Округа

 

Автор Романов Роман Иванович

Руководитель проекта  к.э.н. доцент Хархардин Михаил Викторович

 

 

 

 

Оглавление

Введение


Раздел 1   Цель и задачи исследования

Раздел 2   Обоснование актуальности избранной темы

1)  Существование проблем, связанных с формированием доходной части бюджета Ханты-Мансийского автономного округа

2)  Авторская новизна данной темы

Раздел 3 Доходная часть бюджета Ханты-Мансийского автономного округа как      предмет исследования

Раздел 4     Ограничения

 

Глава 1 Теоретические аспекты формирования и использования бюджета Ханты-Мансийского автономного округа

Раздел 1 Бюджет Ханты-Мансийского автономного округа один из региональных бюджетов Российской Федерации

1)  Законодательная основа региональных бюджетов

2)  Функции территориального бюджета Ханты-Мансийского автономного округа

Раздел  2   Доходы бюджета

1)  Источники формирования доходов по видам

2)  Формирование доходной части бюджета Ханты-Мансийского автономного округа за счет налогов, сборов и других обязательных платежей (по состоянию на 1 января 1997 года)

3)  Особенности формирования доходной части бюджета Ханты-Мансийского автономного округа

Раздел 3 Выявление проблем формирования доходной части бюджета Ханты-Мансийского автономного округа на современном этапе развития экономики страны

1)  Недостатки системы бюджетного выравнивания

2)  Недостатки налоговой системы Российской Федерации и их влияние на формирование доходной части бюджета Ханты-Мансийского автономного округа

3)  Проблемы, связанные с уплатой налогов в доходную часть бюджета Ханты-Мансийского автономного округа и пути их решения, принимаемые в настоящее время

Глава 2 Исследование проблем формирования доходной части бюджета Ханты-Мансийского автономного округа

Раздел 1 Сравнение проблем, связанных с формированием доходной части бюджетов различных уровней

1)  Анализ и сравнение проблем формирования доходных частей бюджетов Ханты-Мансийского автономного округа и других территорий

2)  Выявление проблем взаимоотношения бюджета Ханты-Мансийского автономного округа с федеральным и местными бюджетами

Раздел 2 Анализ особенностей формирования доходной части бюджетов регионов (штатов, земель и т.д.) за счет налогов, сборов и других обязательных платежей в зарубежных странах

1)  Опыт США

2)  Опыт Германии

3)  Опыт Швейцарии

4)  Опыт Скандинавских стран

Глава 3 Направления разрешения проблем, связанных с формированием доходной части бюджета Ханты-Мансийского автономного округа

Раздел 1  Возможные пути решения проблем на федеральном уровне

1)  Изменения в налоговой системе за 1996 год

2)  Предложения по реформированию налоговой системы

Раздел 2  Возможные пути решения проблем формирования доходной части бюджета Ханты-Мансийского автономного округа на региональном уровне

1)  Использование опыта других стран

2)  Предложения по использованию резервов бюджета Ханты-Мансийского автономного округа

Глава 4 Природоохранные мероприятия в Ханты-Мансийском Автономном Округе

1)  Экономическое регулирование природопользования

2)  Практическая деятельность экологических фондов в 1996 году

Глава  5  Современное состояние условий и охраны труда в РФ

Заключение

Список литературы












Введение

Раздел 1 Цель и задачи исследования.

            Цель, поставленная нами для написания данной дипломной работы, можно определить как систематизация, закрепление и расширение теоретических знаний, практических навыков по экономике, углубленное изучение  вопроса, касающегося  выявления проблем по формированию доходной части бюджета Ханты-Мансийского автономного округа за счет налогов, сборов и других обязательных платежей. Поиск  возможных путей их разрешения на основе анализа правовой базы, статистических данных, опыта других регионов и рассмотрения бюджетно-налоговых систем зарубежных стран, и   в итоге разработка предложений по их устранению.

            Основные задачи исследования:

1. Сбор отчетной, нормативной, публицистической, справочной, экономической и финансовой информации.

2.  Критический анализ собранной информации.

3.  Самостоятельные выводы  и поиск путей решения проблем.

4.  Конкретные предложения решения проблем.


Раздел 2 Обоснование актуальности  избранной темы

1) Существование проблем, связанных с формированием доходной части бюджета     ХМАО.

             Функционирование бюджетной системы тесно связано с состоянием налоговой системы страны. Даже в странах с развитой рыночной экономикой не удается решить всех  бюджетных и налоговых проблем, возникающих вследствие противоречия между объективизмом сущности налогов и субъективизмом бюджетно-налоговой политики. А в нашей стране, экономика, которой еще далеко не развитая, такого рода проблемы встают наиболее остро.

            Принципы построения и механизм функционирования нынешней бюджетной системы сложились еще в 30-е годы и полностью отвечали характеру и методам административно-коммандной системы управления народным хозяйством страны. Принципы единства и так называемого “демократического”, а на самом деле жесткого централизма обусловили следующие основные черты бюджетной системы:

- стягивание значительной доли финансовых ресурсов в центральный бюджет;

- деление всех источников дохода на закрепленные, передаваемые в ведение среднего и низового уровней государственной власти и регулирующие, объемом которых распоряжался вышестоящий орган власти;

- широкие масштабы перераспределения финансовых ресурсов между звеньями бюджетной  системы, предопределившие постепенное возрастание доли регулирующих доходов в территориальных бюджетах - в среднем до 70-85%;

- субъективизм при решении вопроса об объеме средств, передаваемых конкретному нижестоящему бюджету;

- ориентированная на расходы методология формирования территориальных бюджетов, воспитавшая у нижестоящих управленческих структур иждивенчество и твердую уверенность в том, что за все в конечном счете отвечает государство, верховная власть;

- ежегодный пересмотр процентов отчислений от регулирующих доходов, предоставлявший неограниченные возможности держать в зависимости нижестоящий орган власти, вынуждая его выпрашивать дополнительные отчисления от регулирующих доходов;

- множественность форм меж бюджетного перераспределения финансовых ресурсов, позволявшая во всех случаях применять субъективный подход при решении вопроса о выделении финансовой помощи нижестоящему бюджету.

            Все вышеперечисленные отрицательные стороны ныне существующей бюджетной системы порождают ряд проблем по формированию доходной части  региональных бюджетов. Ханты-Мансийский Автономный округ не является исключением. Все существующие проблемы по формированию доходной части бюджета  округа можно разделить на две основные группы :

1. Проблемы, касающиеся перераспределения налогов между бюджетами различных уровней.

2.      Проблемы, связанные с неуплатой налогов в бюджет.

3.    Проблемы, связанные с наполнением бюджета реальными денежными поступлениями.

            Естественно, что жесткий централизм и администрирование в управлении бюджетными отношениями порождали протест нижестоящих управленческих структур, заставляли их искать выход то в идее “территориального хозрасчета”, то в суверенизации территорий. Своеобразной формой защиты от своеволия центра явилось принятие в 1991 г. Закона “Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР”, в котором декларировался принцип “самостоятельности всех бюджетов, входящих в бюджетную систему РСФСР”. К сожалению, этот принцип, несмотря на многие изменения несмотря на многие изменения в законодательстве России в последующие годы, так и остался на уровне декларации, не получив реального подтверждения в механизме формирования, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджета каждого уровня. Бюджетная система продолжала строиться на принципе единства, который явно диссонировал с принципом самостоятельности каждого бюджета, поскольку все региональные и местные бюджеты продолжали зависеть от размера выделенных им отчислений  от регулирующих доходов. Финансовая самостоятельность каждого органа власти не может быть обеспечена в рамках функционирования механизма, отражавшего саму суть бюджетной системы тоталитарного государства.

            Что же касается второй группы проблем, то для их решения со стороны Правительства тоже делаются некоторые попытки. Например, вышел Указ Президента РФ от 11.10.96 № 1428 “О Временной  чрезвычайной комиссии при Президенте РФ по укреплению налоговой и бюджетной дисциплины”. Основными задачами данной  Комиссии являются следующие:

            1. Контроль за своевременностью и полнотой уплаты налогов и других обязательных платежей.

            2. Разработка мер по обеспечению взимания налогов и других обязательных платежей.

            3. Обеспечение законности и эффективности деятельности налоговых органов и органов налоговой полиции.

            4. Контроль за своевременным и целевым использованием средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов.

            Для реализации поставленных задач Комиссия:

            - принимает решения о проведении проверок финансово-хозяйственной деятельности юридических лиц, соблюдения юридическими и физическими лицами налогового, таможенного и банковского законодательства  РФ;

            -  осуществляет проверку деятельности налоговых и таможенных органов;

            - организует проверки своевременного и целевого использования средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов.

            Подобная работа начинает вестись  и на среднем, и на низшем уровнях государственной власти. Так, в Администрации Ханты-Мансийского Автономного округа образована Временная чрезвычайная комиссия по укреплению налоговой и бюджетной дисциплины на региональном уровне.

            Решение проблем любого территориального бюджета зависит от проведения подлинной, а не декларируемой бюджетной реформы, цель которой - создание прочной бюджетной системы, функционирующей на приемлемых для всех принципах, усиливающей влияние каждого звена бюджетной системы на экономику и социальную сферу, развязывающую инициативу и поднимающую ответственность всех субъектов власти за результаты своей деятельности. Необходимо, чтобы бюджетная система и каждая из ее составляющих способствовали улучшению социальных условий проживающих граждан на соответствующей территории.


2) Авторская новизна данной темы.

            Проблемы, связанные с недостатками  ныне существующей бюджетной системы достаточно актуальны.   Уже написана масса  статей в газетах и журналах на эту тему, существует множество предложений по  устранению существующих недостатков бюджетной системы, в отдельных регионах Российской Федерации ведется активная работа по выявлению и использованию резервов территориального бюджета, а также  совершенствованию системы сбора налогов в доходную часть соответствующего бюджета с целью наиболее полного  ее исполнения.

            Что же касается Ханты-Мансийского  автономного округа, то путей решения проблем формирования доходной части  окружного бюджета за счет налогов, сборов и других обязательных платежей, разработанных конкретно   для данного региона, с учетом  всех его особенностей, до настоящего момента не было. Поэтому, назрела необходимость выявить проблемы, связанные с формированием доходной части бюджета  Ханты-Мансийского автономного округа и предложить возможные пути  их разрешения, что мы и собираемся сделать в данной дипломной работе. 


Раздел 3 Доходная часть бюджета ХМАО как предмет исследования.

             Ханты-Мансийский автономный округ  вносит большой вклад  в общий объем поступлений налоговых платежей в федеральный и областной бюджеты.

Ханты-Мансийский автономный округ по своему экономическому потенциалу входит в первую десятку субъектов Российской Федерации и бюджет данного региона является вторым после Москвы. Так за прошедший год наиболее значительными для федерального бюджета явились поступления налоговых платежей от  двенадцати субъектов, вклад которых  в общий объем поступлений составил более 60%. Из них г. Москва (27%), Ханты-Мансийский автономный округ (9%), Московская обл. (5%), г. Санкт-Петербург (4%) .

Окружной бюджет на 1996 г. утвержден по расходам в сумме 6869928 млн. руб. и по доходам в сумме 5343093 млн. руб. Предельный размер дефицита утвержден в сумме 1526835 млн. руб.

В окружном бюджете на 01.01.1997 г. поступления доходов по основным источникам распределились в следующих суммах (Таблица 1)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Поступления доходов по основным источникам в бюджет ХМАО на 01.01.1997 г.

Таблица 1

Вид дохода

в млн. руб.

в процентах к общей сумме доходов

Налог на прибыль

676140

12.7

Подоходный налог с физических лиц

550832

10.3

Налог на добавленную стоимость

489837

9.2

Налог на имущество предприятий

1117106

20.9

Плата за недра

1365896

25.6

Отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы

1091028

20.4

Земельный налог

40757

0.8

Неналоговые доходы – всего

    из них:

64881

1.2

доходы от государственной собственности

7250

0.1

доходы от продажи принадлежащего государству имущества

1850

0.03

прочие неналоговые доходы

    в том числе:

55781

1.0

возврат за пользование кредитом

35000

0.7

ИТОГО ДОХОДОВ

5396477

 

в том числе отчисления в ГНИ и НП

53384

 

ВСЕГО ДОХОДОВ

5343093

 


            Налоговые  источники доходов в окружном бюджете составляют 99.1%

Из данных таблицы 1 видно, что наибольший удельный вес в структуре налоговых доходов занимают отчисления на плату за недра 25.6%, налог на имущество предприятий 20.9% и отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы 20.4%. Это объясняется тем, что Ханты-Мансийский автономный округ специализируется на добыче и продаже углеводородного сырья. Большую долю налога на имущество предприятий можно объяснить тем, что несмотря на то, что юридический адрес предприятия, добывающего углеводородное сырье, может быть зарегистрирован на другой  административной территории, например в офшорной зоне, но его имущество по добыче нефти или газа  находится в Ханты-Мансийском автономном округе и налоги на него приходиться уплачивать в данный  окружной бюджет.

            Несколько меньшее место долей вышеперечисленных налогов занимают доли налога на прибыль 13% ,  подоходного налога с физических лиц 10% и налога на добавленную стоимость 9%. Можно попытаться выявить резервы относительно данных налогов для увеличения их доли в бюджете округа.

            Очень незначительную долю в бюджете округа занимает земельный налог - всего 1% и в принципе существуют большие возможности по  увеличению  его доли.


Раздел 4 Ограничения.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13