рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Приcоединение России к ВТО и обеспечение ее национальных интересов рефераты

     Принятие в ВТО стран таможенного союза раньше России может привести предъявлению требований по отношению к нашей стране принять условия, близкие к тем, на которых был принято в ВТО ее партнер по союзу. Кроме того, с принятием стран таможенного союза в ВТО и параллельным снижением импортных пошлин в этих странах до более низкого уровня, чем в России или в целом по таможенному союзу, эффективная ставка импортного тарифа России снижается, что отражает более низкий уровень защиты отечественного рынка.

     Действие всех этих противоречивых факторов по отношению к темпам вступления России в ВТО не должно привести к перепадам в переговорной стратегии России, в противном случае процесс может значительно затянуться или быстро завершиться на условиях, очень невыгодных для нашей страны.

     Задачи России в ходе переговорного процесса должны быть четко отделены от долгосрочных задач по либерализации экономики и укреплению ее рыночного потенциала.


2.5.Современный этап переговоров по присоединению России к ВТО


     Путь России в ГАТТ/ВТО связан с длительным и нелегким процессом разработки условий участия России в мировой торговле.

     В середине 1992 г. Российская Федерация получила статус наблюдателя в Генеральном соглашении по тарифам и торговле (ГАТТ), который формально унаследовала от бывшего СССР. Процесс присоединения России к ГАТТ в качестве полноправного члена был начат в 1992г. в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 1992г. N 328 “О развитии отношений между Российской Федерацией и ГАТТ”.

     В июне 1993г. Президент Российской Федерации Б.Н.Ельцин вручил А. Дуп- келю, являвшемуся в то время Генеральным директором ГАТТ, официальное заявление Правительства России о намерении присоединиться к ГАТТ в качестве полноправного участника. Этот шаг явился отправной точкой начала процесса присоединения России к этой влиятельной международной торговой организации.

     Передача в Секретариат ГАТТ в феврале 1994г. Меморандума о внешнеторговом режиме Российской Федерации стала первым практическим шагом в процессе присоединения России к ГАТТ.

     В связи с образованием 1 января 1995г. ВТО, в декабре 1994г. бывший заместитель Председателя Правительства Российской Федерации О.Д.Давыдов передал официальное заявление Правительства Российской Федерации о присоединении России к ВТО. В апреле 1995г. в Государственной Думе были проведены слушания по вопросу присоединения России к ВТО, итоги обсуждения получили одобрение законодательного органа.

     В целях координации деятельности по присоединению в 1993г. была образована Межведомственная комиссия (МВК) по ГАТТ. В связи с изменением институционального статуса ГАТТ и возникновением ВТО, необходимостью выработки консолидированной переговорной позиции этот орган был преобразован в 1997г. в комиссию Правительства Российской Федерации по вопросам ВТО, которую возглавляет заместитель Председателя Правительства России А.А.Кудрин.

     В состав правительственной комиссии по ВТО в настоящее время входят около 50 федеральных министерств, ведомств и организаций РФ. Координирует деятельность комиссии Министерство экономического развития и торговли.

     В соответствии с установленной процедурой ВТО, первый, т.е. «информационный»,  этап процесса присоединения проходит в рамках Рабочей группы, состоящей из стран-членов ВТО (в нашей группе их около 60, включая всех ведущих торговых партнеров), поэтому переговоры носят многосторонний характер. В соответствии с установленной процедурой, рабочая группа была создана по России Советом представителей ГАТТ в июне 1993г. Главной задачей Рабочей группы (РГ) является детальное рассмотрение экономической политики и внешнеторгового режима России на предмет их соответствия нормам и правилам ВТО. Итогом деятельности Рабочей группы является подготовка доклада РГ, который фактически составит основу проекта Протокола о присоединении России к ВТО, в котором содержатся будущие права и обязательства страны-соискателя.

     Все заседания Рабочей группы проходят в Женеве, в штаб-квартире организации (это общее правило) - Секретариате ВТО. В июле 1995г. состоялось первое заседание Рабочей группы. К данной сессии российская сторона передала в Секретариат ВТО ответы на 400 вопросов стран-членов ВТО по Меморандуму о внешнеторговом режиме, а также пакет законодательных актов. На этом заседании представители многих стран, включая крупнейшие торговые державы мира, выразили свою поддержку началу процесса присоединения России к ВТО. В ходе данной сессии началось обсуждение российского Меморандума о присоединении к ВТО.

     Второе заседание Рабочей группы состоялось в декабре 1995г. Оно было посвящено завершению первого чтения российского Меморандума по “традиционным” областям - торговле товарами, а также обсуждению представленных документов. К таким документам относятся - дополнения к Меморандуму по “новым” сферам ВТО, торговля услугами (ГАТС), вопросы прав интеллектуальной собственности (ТРИПС), меры инвестиционной политики (ТРИМС), а также ответы на  500 вопросов стран-членов ВТО.

     Более предметное обсуждение “новых” сфер было продолжено на третьем заседании Рабочей группы, которое состоялось 20-21 мая 1996г. Российская делегация предложила сменить приоритеты - перейти от «информационной» стадии к следующему этапу процесса присоединения - двусторонним консультациям с целью более предметного сосредоточения на вопросах, связанных с конкретными условиями членства России в ВТО.

     На четвертом заседании круг проблем был сконцентрирован на политике России в области поддержки сельского хозяйства, мерах нетарифного регулирования и системах таможенной оценки товаров, а также вопросах эволюции российского внешнеэкономического законодательства и ряд других проблем.

     На пятом заседании были рассмотрены вопросы деятельности государственных торговых предприятий; проблематика ТРИПС; система государственной поддержки аграрного сектора и ряд других вопросов.

     С июля 1997г. по май 2000г. прошли еще шесть заседаний, которые были посвящены техническим барьерам в торговле, санитарным и фитосанитарным мерам; доступу на рынок услуг, в том числе банковских; проблемам сельского хозяйства, субсидированию производства; развитию российского законодательства в сфере экономики и внешнеэкономического регулирования и основные направления законотворческой работы в этой сфере по приведению его в соот- ветствие с нормами и правилами ВТО, режим Российской Федерации в области тематики Соглашения по ТРИПС; государственная поддержка аграрного сектора и экспортные субсидии на сельскохозяйственную продукцию, обзор хода двусторонних переговоров по доступу на рынки товаров.

     На десятом заседании ключевым вопросом было представление российской стороной первоначальных предложений по доступу на национальный рынок услуг, включающего перечень обязательств по торговле услугами и список изъятий из РНБ. Таким образом, со стороны России был представлен недостающий документ для начала полномасштабных переговоров по доступу на рынки с целью выработки конкретных условий присоединения России. Российская делегация изложила новые предложения в сфере сельского хозяйства, связанные с развитием российского законодательства и региональными промышленными субсидиями.

     Двенадцатое заседание Рабочей группы прошло в декабре 2000г. включавшее следующие вопросы: обзор развития российского законодательства, торговые аспекты прав интеллектуальной собственности, преференциальные торговые соглашения, обзор состояния двусторонних переговоров. Таким образом, можно констатировать, что информационный этап присоединения в целом завершен, хотя он будет продолжаться в рамках Рабочей группы на многостороннем уровне до момента присоединения.

     Акцент в процессе присоединения перенесен на двухсторонние переговоры России с заинтересованными странами-членами ВТО по доступу на рынки. В настоящее время переговорный процесс находится в активной фазе. Было подчеркнуто, что в качестве основы прошедшего в течение 2000г. этапа переговоров с членами ВТО об условиях доступа России на международный рынок товаров были приняты подготовленные в соответствии с поручением Правительства Российской Федерации от 2 марта 2000г. и одобренные Комиссией Правительства Российской Федерации тарифные предложения по максимально допустимым с момента присоединения России к ВТО ставкам ввозных таможенных пошлин. На основе этих тарифных предложений российская делегация провела 77 раундов двусторонних переговоров и консультаций с ЕС, США, Японией, Канадой, Австралией, Новой Зеландией, Швейцарией, Норвегией, Венгрией, Республикой Корея, Бразилией и 32 другими ведущими членами ВТО - основными торговыми партнерами России.

     В настоящее время членами Рабочей группы по вступлению России в ВТО являются 57 стран, ее членов, 13 из которых пока еще не представили свои предложения по тарифам. Результаты прошедших переговоров показали пра- вильность подхода при формировании тарифных предложений. Этот подход позволил вовлечь в процесс содержательных двусторонних переговоров абсолютное большинство стран - членов Рабочей группы (43 страны из 57), на долю которых приходится свыше 93% торгового оборота России с государствами ВТО и вести переговоры по каждой товарной продукции на основе российских тарифных предложений, а не на базе предлагавшегося странами ВТО “обобщенного подхода”, состоявшегося в автоматическом снижении импортных пошлин на заданную величину от действующего в Российской Федерации тарифа. В ходе переговоров со странами ВТО удалось достичь согласования по 35% позициям товарной номенклатуры.

     За последние годы в переговорном процессе о вступлении России в ВТО стали принимать участие десятки министерств и ведомств, Госдума и др. В условиях повышенного внимания к этому событию все труднее осуществлялся процесс координации в рамках российской правительственной делегации, ведущей переговоры.

     В этих условиях в ноябре 2000г. была создана комиссия правительства Российской Федерации во главе с заместителем председателя правительства А.Л.Кудриным, на которую была возложена задача координации процесса вступления России в ВТО. В декабре 2000г. был утвержден обновленный состав комиссии правительства, в которую были включены представители всех ветвей государственной власти. В 2001г. проведено более десяти заседаний комиссии правительства Российской Федерации. Координация процесса присоединения осуществляется не только в рамках комиссии, но и через Рабочую группу путем принятия правительственных программ и законопроектов.

     Так 14 июля 2001г. состоялось совместное заседание комиссий правительства по вопросам ВТО и по защитным мерам в торговле и таможенно-тарифной политике, был одобрен план подготовки законопроектов и приведения российского законодательства в соответствие с нормами ВТО.

     На заседании Рабочей группы достигнута договоренность о представлении       российской стороной в феврале 2001 г. новых редакций предложений по тарифам и услугам и подхода к переговорам по сельскому хозяйству, а также о представлении в Секретариат ВТО документа с изложением результатов          переговоров по всем основным направлениям. Это было сделано в установленные сроки. 1 марта 2001г. были проведены неофициальные консультации стран-членов РГ с российской делегацией. На них состоялось представление переданных в феврале обновленных редакций российских предложений по тарифам и услугам.

     После проведения серии двусторонних переговоров на 26 апреля 2001г. состоялись очередные неофициальные консультации в формате РГ. На специальной сессии по вопросам сельского хозяйства с участием 20 государств было начато углубленное изучение сельскохозяйственной политики России на текущем этапе и на перспективу с целью ее учета при предметном обсуждении российских обязательств в области господдержки и экспортных субсидий в сельском хозяйстве.                        

     Четырнадцатое заседание Рабочей группы состоялось 24-25 апреля в Женеве. На нем прошло первое чтение проекта Доклада Рабочей группы по присоединению России к ВТО. Принято решение о продолжении обсуждения на пятнадцатом заседании РГ 19-20 июня 2002г. К этому времени Россия представила дополнительную информацию, просьбы о которой поступили от стран-членов РГ во время заседания.

     Пятнадцатое заседание Рабочей Группы проходило в Женеве 19-20 июня 2002 г. Одновременно, с 17 по 21 июня 2002 г., в рамках заседания РГ проведено более 20 двусторонних переговоров по доступу на рынки товаров и услуг, 3 многосторонние встречи по проблемам сельского хозяйства, а также обсуждены  системные вопросы. По итогам переговоров отмечено определенное продвижение в области доступа на рынок товаров.                                                           

     Прошли двусторонние встречи с США, Канадой и Европейским союзом.    

Проведены консультации по техническим барьерам в торговле, санитарным и фитосанитарным нормам, сельскому хозяйству, вопросам интеллектуальной собственности, энергетике.      

     В ходе Семнадцатого заседания Рабочей Группы, проходившего в формальном формате 30 января 2003 года в Женеве, были подведены итоги состоявшихся двусторонних переговоров по доступу на рынок товаров и услуг и обсуждено состояние законодательной деятельности в РФ по приведению национального законодательства в соответствие с нормами и принципами ВТО.

     В течении последних 3-х лет в рамках состоявшихся переговорный раундов прошли многосторонние консультации российской делегации по услугам, сельскому хозяйству и энергетике, техническим барьерам в торговле, санитарным и фитосанитарным нормам и др.

     В рамках процесса присоединения российской делегацией ведутся переговоры по четырем направлениям, а их основой являются документы и переговорные предложения, утверждаемые правительственной Комиссией по вопросам ВТО и Правительством Российской Федерации:

·        Переговоры по тарифным вопросам, цель которых - определение максималь- ного уровня ("связывания") ставок ввозных (импортных) таможенных пошлин, который Россия получит право применять после присоединения к ВТО по всей товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности (более 11 тыс. позиций). В настоящее время с партнерами согласовано около большинство тарифных позиций. Среди проблемных сфер, где позиции сторон по-прежнему расходятся, ряд сельхозтоваров, лекарства, авиатехника, автомобили, мебель и др. С восемью странами переговоры завершены, подписаны Протоколы с Киргизией и Новой Зеландией.

·        Переговоры по сельскохозяйственной проблематике, помимо тарифного аспекта, включают обсуждение допустимых объемов внутренней господдержки аграрного сектора и уровня экспортных субсидий на сельхозтовары и продовольствие. Рассмотрение этих вопросов, как правило, проходит на многосторонних консультациях с участием членов "квадро" (США, ЕС, Япония, Канада), стран Кернской группы - ведущих экспортеров сельхозпродукции и других заинтересованных государств. Данные переговоры носят крайне сложный характер, т.к. значительно расходятся позиции сторон по согласованию уровня разрешенных России в качестве члена ВТО господдержки сельского хозяйства и права на применение экспортных субсидий. Российская делегация представила пакет документов, в т.ч. новые предложения по объемам внутренней господдержки аграрного сектора.

·        Переговоры по доступу на рынок услуг, цель которых - согласование условий доступа иностранных поставщиков услуг на российский рынок. Последняя серия переговоров с 10 странами-членами региональной группы состоялась в декабре 2003г. Переговорный процесс на данном этапе сфокусирован на "чувствительных" секторах (финансовые, телекоммуникационные и транспортные услуги), доступ в которые представляет особый коммерческий интерес для ведущих стран-членов ВТО. С рядом стран переговоры находятся на завершающей стадии. Двусторонние переговоры показали также, что существуют расхождения с партнерами в отношении естественных монополий и антимонопольного регулирования.

·        Переговоры по вопросам законодательства посвящены определению мер, которые Россия должна будет предпринять в области законодательства и его правоприменения для выполнения своих обязательств как участника ВТО. Основные озабоченности стран-членов ВТО касаются применения положений таможенного законодательства, излишние требования, предъявляемые к импортным товарам в сфере нетарифных мер (алкоголь, фармацевтика и др.), а также в области применения санитарных и фитосанитарных мер, системы субсидирования промышленности и т.д. Участники переговоров требуют безусловного выполнения всех "стандартных" положений ВТО в данных сферах с момента присоединения.

     Элементом внутренней работы РФ является приведение российского законодательства в соответствие с нормами и правилами ВТО. Распоряжением Правительства России от 08.08.01 г. № 1054-р был утвержден План мероприятий по приведению законодательства Российской Федерации в соответствие с нормами и правилами ВТО, предусматривающий разработку ряда законопроектов, принятие которых позволит в целом решить проблему адаптации нормативной правовой базы России требованиям ВТО.

     План был выполнен, в т.ч. были приняты или вступили в силу: новая редакция Таможенного кодекса, новые версии законов "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности", "О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров", "О валютном регулировании и валютном контроле", "О техническом регулировании", пакет законов по охране прав интеллектуальной собственности.

     Новая редакция Закона «О таможенном тарифе» уточняет перечень случаев, исключающих использование метода определения таможенной стоимости по стоимости сделки с ввозимыми товарами и добавляет еще одно ограничение на его использование, а именно, в случаях, когда у декларанта (участника ВЭД) отсутствуют сведения, документально подтверждающие дополнительные начисления к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате и поддающиеся количественному определению.

     Вступил в силу 1 января 2004 года новый Таможенный кодекс РФ. Он дает новые возможности по ускорению процесса таможенного оформления для участников ВЭД.

     Новый Таможенный кодекс закрепил и расширил полномочия таможенных органов.

     15 июня 2005 г ФЗ N 164 Об основах государственного регулирования внеш- неторговой деятельности. Закон определяет основы государственного регулирования внешнеторговой деятельности, полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в области внешнеторговой деятельности в целях обеспечения благоприятных условий для внешнеторговой деятельности, а также защиты экономических и политических интересов Российской Федерации.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10