Приcоединение России к ВТО и обеспечение ее национальных интересов
ются; в отношении
торговли оружием, боеприпасами и военной техникой;
если эти действия
предпринимаются в военное время или других чрезвычай-
ных обстоятельствах.
·
как требование к какой-либо стране-участнице, препятствующее
предпринимать какие-либо действия во исполнение ее обязательств на основании
Устава ООН для сохранения международного мира и безопасности.
Статья XXIV ГАТТ
устанавливает принципы, которыми должны руководствоваться страны-участницы
Соглашения, создавая таможенные союзы и зоны свободной торговли. Статья
определяет таможенный союз как замену нескольких таможенных территорий одной
при полной отмене таможенных пошлин внутри таможенного союза и создании единого
внешнего таможенного барьера. Зона свободной торговли определяется как группа
стран, взаимно отменивших таможенные пошлины на все или часть товаров. Статья содержит
важное положение, говорящее о том, что целью создания таможенного союза или
зоны свободной торговли “должно быть облегчение торговли между их территориями,
а не создание барьеров в торговле для других стран-участниц”. Страны-участницы
ГАТТ могут на сессиях или на Совете этой организации проанализировать,
соответствуют ли созданные таможенный союз или зона свободной торговли
критериям ГАТТ, и будет ли их создание содействовать развитию международной
торговли. Эти положения ГАТТ послужили основой решений в связи с созданием ЕЭС,
ЕАСТ и ряда других зон свободной торговли.
В течение всей своей
истории важнейшей функцией ГАТТ была организация Многосторонних торговых
переговоров. Вот как выглядит эта сторона деятельности ГАТТ (см. таб. 1.1.).
Таблица 1.1.
Переговорные
конференции в рамках ГАТТ
|
Название раунда переговоров
|
Место открытия и проведения
|
Число участвующих стран
|
Главные направления
|
1
|
2
|
3
|
4
|
Женевская
конференция 1947 г.
|
Женева
(Швейцария)
|
23
|
Снижение
тарифов
|
Конференция
в Анесси 1949 г.
|
Аннеси
(Франция)
|
13
|
--- “
---
|
Конференция
в Торки 1951
|
Торки
(Англия)
|
38
|
--- “
---
|
Женевская
конференция 1956 г.
|
Женева
(Швейцария)
|
26
|
--- “
---
|
Диллон-раунд
1960-1961
гг.
|
Женева
(Швейцария)
|
26
|
--- “
---
|
|
|
Продолжение таблицы 1.1
|
1
|
2
|
3
|
4
|
Кеннеди-раунд
1964-1967
гг.
|
Женева
(Швейцария)
|
62
|
Снижение
тарифов и разработка Антидемпингового кодекса
|
Токио-раунд
1973-1979
гг.
|
Токио,
работа проходила в Женеве (Швейцария)
|
102
|
Снижение
тарифов и разработка целого ряда договоренностей и кодексов
|
Уругвайский
раунд
1986 г.
|
Пунто-дель-Эсте
(Уругвай). Работа конференции проходила в Швейцарии
|
125
|
Снижение
таможенных барьеров, разработка соглашений по нетарифным барьерам, совершенствование
системы ГАТТ, торговля услугами, создание ВТО
|
источник: Сазерленд П.
Россия и Всемирная торговая организация.
Международная
жизнь. - М.: ТК Велби, - 1995. № 9. – С. 124.
Первоначально, в
конце 1940 – начале 1960-х, торговые переговоры под эги- дой ГАТТ касались
почти исключительно вопросов дальнейшего снижения таможенных тарифов. Затем в
ходе так называемого «раунда Кеннеди» в середине 1960-х начали обсуждать применяемые
методы конкурентной борьбы, в результате чего было подписано Антидемпинговое
соглашение ГАТТ. В ходе «то- кийского раунда» переговоров, проходившего в
1970-х, руководители ГАТТ впервые предприняли серьезную попытку снизить
торговые барьеры, не связанные с тарифами. Многосторонние торговые переговоры,
заметно активизировали такое важное направление деятельности ГАТТ, как
разработка новых принципов, правил и правовых норм международной торговли.
Участники
переговоров сами определяли процедурные вопросы, организацию переговорных
конференций и круг возможных участников. Например, начало многосторонним
переговорам Токио-раунда (1973-1979 гг.) было положено совещанием на уровне
министров, проходившем 12-14 сентября 1973г. в Токио, под председательством
министра иностранных дел Японии. Совещание было подготовлено Подготовительным
комитетом, созданным в рамках ГАТТ, однако само совещание носило открытый
характер, а круг участников совещания вышел за рамки стран-участниц ГАТТ.
Принятый совещанием документ “Токийская декларация” явился правовой основой,
своеобразной “конструкцией” переговоров. Для руководства переговорами был
создан Подготовительный комитет. А сами переговоры были открыты для всех стран.
В 1970–1980-е в
развитии международной торговли наметился кризис – обострившееся соперничество
между тремя центрами экономического соперничества (Северная Америка, Западная
Европа, Дальний Восток), что привело к уси- лению протекционизма и временному
снижению эффективности переговоров в рамках ГАТТ. Но этот кризис удалось преодолеть,
на смену «торговым войнам» вновь пришло сотрудничество. Восьмой раунд, который
проходил в Уругвае с 1986 по 1994 гг., оказался последним и самым продолжительным.
В результате «уругвайского раунда» было принято решение о создании вместо «временного»
ГАТТ постоянно функционирующей ВТО. Был заключен ряд новых соглашений,
расширяющих коллективно регулируемые условия международной торговли.
В переговорах
Кеннеди-раунда, Токийского раунда и Уругвайского раунда был принят так
называемый пакетный метод ведения переговоров, при котором итоги переговоров
оформляются в виде пакета взаимосвязанных между собой договоренностей, в силу
чего отдельные участники переговоров могут взять на себя больший объем
обязательств (или получить больший объем уступок) по одним документам пакета и
меньший по другим, сохранив в целом равновесие (баланс) уступок и обязательств
по всему пакету договоренностей.
На Уругвайском
раунде приняли Марракешскую декларацию многосторонних торговых переговоров,
проведенных в Марракеше, (Марокко), в период с 12 по 15 апреля 1994 г. В
переговорах принимали участие Министры, Представляющие 124 правительства.
Декларация должна
была закрепить успех Уругвайского раунда. Документ
декларировал участие
национальных экономик в мировой системе торговли на основе открытой,
сориентированной на рынок экономики.
Декларация
подтвердила, что создание Всемирной торговой организации
(ВТО) открыло новую эру в
международном экономическом сотрудничестве, отразив широкое желание работать в
рамках более справедливой и более открытой многосторонней системы торговли в
интересах благосостояния всех
народов.
Участие в Уругвайском
раунде было более широким, чем в любых из предшествующих многосторонних
торговых переговорах, и в частности, что разви- вающиеся страны играли в этом
процессе заметную и активную роль. Это явилось историческим шагом на пути к
более сбалансированному и интегрированому партнерству стран в области торговли.
В период проведения переговоров во многих развивающихся странах и странах, в
которых прежде практиковалась экономика централизованного планирования, были
приняты важные меры, нап- равленные на проведение экономической реформы и
автономную либерализацию торговли.
Результаты
переговоров воплотили в себе положения о предоставлении развивающимся странам
дифференцированного и более благоприятного режима, включая особое внимание к
положению наименее развитых стран. Члены организации подчеркнули важность
реализации этих положений в интересах наименее развитых стран и заявили о своей
готовности продолжать оказывать помощь и способствовать расширению их торговли
и увеличению возможностей инвестиций.
Министры стран -
участниц, поставив свои подписи под Заключительный
Актом, воплощающим
результаты Уругвайского раунда многосторонних торговых переговоров, и приняв
согласованные решения на уровне министров, по- ложили начало перехода от ГАТТ
к ВТО. В частности, был учрежден Подгото- вительный комитет с целью подготовки
к вступлению в силу Соглашения по ВТО и обеспечения надлежащих шагов, необходимых
для его ратификации, с тем, чтобы оно могло вступить в силу к 1 января 1995 г. или как можно скорее после этой даты.
Таким образом, в
развитии ГАТТ заметен прогресс:
·
удалось достичь внушительных успехов по снижению таможенных
тарифов: если в 1950-е их средний уровень составлял 25–30%, то уже к началу
1980-х – только 5%;
·
произошло расширение круга обсуждаемых условий международной торговли;
резко выросло число стран, участвующих в этом процессе.
Повышение авторитета
ГАТТ стало одновременно и условием, и следствием стремительно развивающейся во
второй половине 20 века глобализации
хозяйственной жизни.
Войдя в состав ВТО,
ГАТТ во многом сохраняет и свою автономность, поскольку Совет по торговле
товарами - это орган, где по-прежнему будут дискутироваться основные вопросы и
проблемы, приниматься решения и предложения, адресованные Генеральному Совету
ВТО, входящие в сферу компетенции ГАТТ.
Однако в итоге
Уругвайского раунда ГАТТ изменилось. Это отмечено в соглашении об учреждении
ВТО, где ГАТТ, действовавшее в период 1948-1993 гг., именуется “ГАТТ-1947”, а Генеральное Соглашение по Тарифам и Торговле, вошедшее в состав ВТО, получило название
“ГАТТ-1994”. При этом отмечается, что ГАТТ-1994 и ГАТТ-1947 - это разные в
правовом плане документы.
Соглашения о ВТО как
Генеральное соглашение в правовом плане, отличающееся от ГАТТ-1947. Его главная
особенность - консолидированный характер действующего Генерального Соглашения и
других многочисленных соглашений и договоренностей, достигнутых ранее (1979
год) и в ходе Уругвайского раунда. Участники ГАТТ-1994 принимают на себя весь
комплекс содержащихся в этом консолидированном документе обязательств.
Соглашения 1979 года
входят в новый ГАТТ в модернизированном виде. Они стали более четкими, простыми
и однозначными в формулировках прав и обязанностей.
Всемирная торговая
организация (ВТО) - начала свою деятельность в 1995 году. ВТО функционирует во
многом так же как и ГАТТ, но осуществляет надзор за более широким спектром
торгово-политических соглашений и имеет гораздо больше полномочий. Центральная
задача ВТО — либерализация мировой торговли. В своей деятельности ВТО исходит
из того, что расширение международного обмена позволит наиболее оптимально
использовать мировые ресурсы, обеспечит стабильность экономического развития
всех стран и сохранение окружающей среды.
Органы управления
ВТО имеют три иерархических уровня (см. Рис. 1.1.).
|