рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Приcоединение России к ВТО и обеспечение ее национальных интересов рефераты

     ются; в отношении торговли оружием, боеприпасами и военной техникой;  

     если эти действия предпринимаются в военное время или других чрезвычай- 

     ных обстоятельствах.

·        как требование к какой-либо стране-участнице, препятствующее предпринимать какие-либо действия во исполнение ее обязательств на основании Устава ООН для сохранения международного мира и безопасности.

     Статья XXIV ГАТТ устанавливает принципы, которыми должны руководствоваться страны-участницы Соглашения, создавая таможенные союзы и зоны свободной торговли. Статья определяет таможенный союз как замену нескольких таможенных территорий одной при полной отмене таможенных пошлин внутри таможенного союза и создании единого внешнего таможенного барьера. Зона свободной торговли определяется как группа стран, взаимно отменивших таможенные пошлины на все или часть товаров. Статья содержит важное положение, говорящее о том, что целью создания таможенного союза или зоны свободной торговли “должно быть облегчение торговли между их территориями, а не создание барьеров в торговле для других стран-участниц”. Страны-участницы ГАТТ могут на сессиях или на Совете этой организации проанализировать, соответствуют ли созданные таможенный союз или зона свободной торговли критериям ГАТТ, и будет ли их создание содействовать развитию международной торговли. Эти положения ГАТТ послужили основой решений в связи с созданием ЕЭС, ЕАСТ и ряда других зон свободной торговли.

     В течение всей своей истории важнейшей функцией ГАТТ была организация Многосторонних торговых переговоров. Вот как выглядит эта сторона деятельности ГАТТ (см. таб. 1.1.).

Таблица 1.1.

Переговорные конференции в рамках ГАТТ

       

Название раунда переговоров

Место открытия и проведения

Число участвующих стран

Главные направления

1

2

3

4

Женевская конференция 1947 г.

Женева (Швейцария)

23

Снижение тарифов

Конференция в Анесси 1949 г.

Аннеси (Франция)

13

--- “ ---

Конференция в Торки 1951

Торки (Англия)

38

--- “ ---

Женевская конференция 1956 г.

Женева (Швейцария)

26

--- “ ---

Диллон-раунд

1960-1961 гг.

Женева (Швейцария)

26

--- “ ---



Продолжение таблицы 1.1

1

2

3

4

Кеннеди-раунд

1964-1967 гг.

Женева (Швейцария)

62

Снижение тарифов и разработка Антидемпингового кодекса

Токио-раунд

1973-1979 гг.

Токио, работа проходила в Женеве (Швейцария)

102

Снижение тарифов и разработка целого ряда договоренностей и кодексов

Уругвайский раунд

1986 г.

Пунто-дель-Эсте (Уругвай). Работа конференции проходила в Швейцарии

125

Снижение таможенных барьеров, разработка соглашений по нетарифным барьерам, совершенствование системы ГАТТ, торговля услугами, создание ВТО


источник: Сазерленд П. Россия и Всемирная торговая организация.

Международная жизнь. - М.: ТК Велби, - 1995. № 9. – С. 124.



     Первоначально, в конце 1940 – начале 1960-х, торговые переговоры под эги- дой ГАТТ касались почти исключительно вопросов дальнейшего снижения таможенных тарифов. Затем в ходе так называемого «раунда Кеннеди» в середине 1960-х начали обсуждать применяемые методы конкурентной борьбы, в результате чего было подписано Антидемпинговое соглашение ГАТТ. В ходе «то- кийского раунда» переговоров, проходившего в 1970-х, руководители ГАТТ впервые предприняли серьезную попытку снизить торговые барьеры, не связанные с тарифами. Многосторонние торговые переговоры, заметно активизировали такое важное направление деятельности ГАТТ, как разработка новых принципов, правил и правовых норм международной торговли.

     Участники переговоров сами определяли процедурные вопросы, организацию переговорных конференций и круг возможных участников. Например, начало многосторонним переговорам Токио-раунда (1973-1979 гг.) было положено совещанием на уровне министров, проходившем 12-14 сентября 1973г. в Токио, под председательством министра иностранных дел Японии. Совещание было подготовлено Подготовительным комитетом, созданным в рамках ГАТТ, однако само совещание носило открытый характер, а круг участников совещания вышел за рамки стран-участниц ГАТТ. Принятый совещанием документ “Токийская декларация” явился правовой основой, своеобразной “конструкцией” переговоров. Для руководства переговорами был создан Подготовительный комитет. А сами переговоры были открыты для всех стран.

     В 1970–1980-е в развитии международной торговли наметился кризис – обострившееся соперничество между тремя центрами экономического соперничества (Северная Америка, Западная Европа, Дальний Восток), что привело к уси- лению протекционизма и временному снижению эффективности переговоров в рамках ГАТТ. Но этот кризис удалось преодолеть, на смену «торговым войнам» вновь пришло сотрудничество. Восьмой раунд, который проходил в Уругвае с 1986 по 1994 гг., оказался последним и самым продолжительным. В результате «уругвайского раунда» было принято решение о создании вместо «временного» ГАТТ постоянно функционирующей ВТО. Был заключен ряд новых соглашений, расширяющих коллективно регулируемые условия международной торговли.

     В переговорах Кеннеди-раунда, Токийского раунда и Уругвайского раунда был принят так называемый пакетный метод ведения переговоров, при котором итоги переговоров оформляются в виде пакета взаимосвязанных между собой договоренностей, в силу чего отдельные участники переговоров могут взять на себя больший объем обязательств (или получить больший объем уступок) по одним документам пакета и меньший по другим, сохранив в целом равновесие (баланс) уступок и обязательств по всему пакету договоренностей.

      На  Уругвайском  раунде  приняли Марракешскую декларацию  многосторонних  торговых переговоров, проведенных в Марракеше, (Марокко), в период с 12 по 15  апреля 1994  г.  В  переговорах  принимали  участие  Министры,  Представляющие  124 правительства.

      Декларация должна была закрепить успех Уругвайского  раунда.  Документ

декларировал участие национальных экономик в  мировой  системе  торговли  на основе открытой, сориентированной на рынок экономики.

      Декларация подтвердила, что создание Всемирной торговой организации

(ВТО) открыло новую эру в международном экономическом сотрудничестве, отразив широкое желание работать в рамках более справедливой и более открытой многосторонней системы торговли  в  интересах  благосостояния  всех

народов.  

    Участие в Уругвайском раунде было более широким, чем в любых из предшествующих многосторонних торговых переговорах, и в частности, что разви- вающиеся страны играли в этом процессе заметную и активную роль. Это явилось историческим шагом на пути к более сбалансированному и интегрированому партнерству стран в области торговли. В период проведения переговоров во многих развивающихся странах и странах, в которых прежде практиковалась  экономика централизованного планирования, были приняты важные меры, нап- равленные на проведение экономической реформы  и  автономную либерализацию торговли.

      Результаты переговоров воплотили в себе положения о предоставлении развивающимся странам дифференцированного и более благоприятного режима, включая особое внимание к положению наименее развитых стран. Члены организации подчеркнули важность реализации этих положений в интересах наименее развитых стран и заявили о своей готовности продолжать оказывать помощь и способствовать расширению их торговли и увеличению возможностей инвестиций. 

      Министры стран - участниц, поставив свои подписи под Заключительный

Актом, воплощающим результаты Уругвайского раунда многосторонних торговых переговоров, и приняв согласованные решения на уровне министров,  по- ложили начало перехода от ГАТТ к ВТО. В частности, был учрежден Подгото- вительный комитет с целью подготовки к вступлению в силу Соглашения по ВТО и обеспечения надлежащих шагов, необходимых для его ратификации, с тем, чтобы оно могло вступить в силу к 1 января 1995 г. или как можно скорее после этой даты.

     Таким образом, в развитии ГАТТ заметен прогресс:

·        удалось достичь внушительных успехов по снижению таможенных тарифов: если в 1950-е их средний уровень составлял 25–30%, то уже к началу 1980-х – только 5%;

·        произошло расширение круга обсуждаемых условий международной торговли; резко выросло число стран, участвующих в этом процессе.

     Повышение авторитета ГАТТ стало одновременно и условием, и следствием стремительно развивающейся во второй половине 20 века глобализации хозяйственной жизни.

     Войдя в состав ВТО, ГАТТ во многом сохраняет и свою автономность, поскольку Совет по торговле товарами - это орган, где по-прежнему будут дискутироваться основные вопросы и проблемы, приниматься решения и предложения, адресованные Генеральному Совету ВТО, входящие в сферу компетенции ГАТТ.

     Однако в итоге Уругвайского раунда ГАТТ изменилось. Это отмечено в соглашении об учреждении ВТО, где ГАТТ, действовавшее в период 1948-1993 гг., именуется “ГАТТ-1947”, а Генеральное Соглашение по Тарифам и Торговле, вошедшее в состав ВТО, получило название “ГАТТ-1994”. При этом отмечается, что ГАТТ-1994 и ГАТТ-1947 - это разные в правовом плане документы.

     Соглашения о ВТО как Генеральное соглашение в правовом плане, отличающееся от ГАТТ-1947. Его главная особенность - консолидированный характер действующего Генерального Соглашения и других многочисленных соглашений и договоренностей, достигнутых ранее (1979 год) и в ходе Уругвайского раунда. Участники ГАТТ-1994 принимают на себя весь комплекс содержащихся в этом консолидированном документе обязательств.

     Соглашения 1979 года входят в новый ГАТТ в модернизированном виде. Они стали более четкими, простыми и однозначными в формулировках прав и обязанностей.

     Всемирная торговая организация (ВТО) - начала свою деятельность в 1995 году. ВТО функционирует во многом так же как и ГАТТ, но осуществляет надзор за более широким спектром торгово-политических соглашений и имеет гораздо больше полномочий. Центральная задача ВТО — либерализация мировой торговли. В своей деятельности ВТО исходит из того, что расширение международного обмена позволит наиболее оптимально использовать мировые ресурсы, обеспечит стабильность экономического развития всех стран и сохранение окружающей среды.

     Органы управления ВТО имеют три иерархических уровня (см. Рис. 1.1.).






Министерская конференция

        



















Генеральный совет















 

Совет по торговле товарами

 

 

Совет по торговле услугами

 

Совет по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

секретариат

 

секретариат

 

секретариат


Рис 1.1. Организационная структура ВТО


     Стратегические решения на высшем уровне в ВТО принимает Министерская конференция, которая собирается как минимум один раз в два года.

     В подчинении Министерской конференции находится Генеральный совет, который отвечает за выполнение текущей работы и собирается несколько раз в год в штаб-квартире в Женеве в составе представителей стран-членов ВТО (обычно послов и глав делегаций стран-участниц). В ведении Генерального совета находятся два специальных органа – по анализу торговой политики и по разрешению споров. Кроме того, Генеральному совету подотчетны специальные комитеты: по торговле и развитию; по ограничениям, связанным с торговым балансом; по бюджету, финансам и административным вопросам.

     Генеральный совет ВТО действует как орган разрешения споров для урегулирования конфликтов, возникающих в связи с выполнением базовых соглашений. Он обладает исключительными полномочиями создавать третейские группы для рассмотрения конкретных споров, утверждать доклады, которые представляются такими группами, а также апелляционным органом, следить за выполнением решений и рекомендаций и санкционировать применение ответных мер в случае невыполнения рекомендаций.

     Генеральный совет частично делегирует свои функции трём советам, находящимся на следующем уровне иерархии ВТО, – Совету по торговле товарами, Совету по торговле услугами и Совету по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности.

     Совет по торговле товарами, в свою очередь, руководит деятельностью специализированных комитетов, осуществляющих контроль за соблюдением прин- ципов ВТО и выполнением соглашений ГАТТ-1994 в сфере торговли товарами.

     Совет по торговле услугами осуществляет контроль за выполнением соглашения ГАТС. В его составе находятся Комитет по торговле финансовыми услугами и Рабочая группа по профессиональным услугам.

     Совет по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности, помимо осуществления контроля за выполнением соглашения ТРИПС, также занимается проблемами, связанных с международной торговлей поддельными товарами.

     Секретариат ВТО, который базируется в Женеве, имеет около 500 штатных сотрудников;  с 1999г. возглавлял Майк  Мур,  экс-премьер-министр Новой Зеландии с 2002 г. его сменил Супачай Паничпакди, бывший вице-премьер Таиланда.

     Секретариат ВТО, в отличие от подобных органов других международных организаций, не принимает самостоятельных решений, так как эта функция воз- лагается на сами страны-члены. Основные обязанности Секретариата – обеспе- чивать техническую поддержку различным советам и комитетам ВТО, а также Министерской конференции, оказывать техническое содействие развивающимся странам, проводить анализ мировой торговли и разъяснять положения ВТО общественности и средствам массовой информации. Секретариат также обеспечивает некоторые формы правовой помощи в процессе разрешения споров и консультирует правительства стран, желающих стать членами ВТО.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10


 © 2010 Все права защищены.