Приcоединение России к ВТО и обеспечение ее национальных интересов
1.2.
Организационно-правовая деятельность ГАТТ/ВТО
Результаты
деятельности ГАТТ
Договорная система
ГАТТ строится на стремлении стран-членов развивать международную торговлю и
обеспечивать экономическое развитие путем взаимной либерализации доступа на
рынки, предсказуемости условий деятельности предпринимателей на иностранных
рынках и регламентации действий правительств по регулированию внешнеэкономической
сферы. Достижение этих целей обеспечивается соблюдением ряда принципов и норм,
лежащих в основе Генерального соглашения:
·
недискриминация в торговле, которая обеспечивается взаимным
предоставлением, с одной стороны, режима наибольшего благоприятствования в отношении
экспортных, импортных и транзитных операций и связанных с ними таможенных
пошлин и сборов, а с другой - национального режима, т.е. равного подхода к
импортным и отечественным товарам в отношении внутренних налогов и сборов, а
также правил, регулирующих внутреннюю торговлю;
·
использование преимущественно тарифных средств защиты национального
рынка, а не
количественных ограничений или аналогичных мер;
·
прогрессивное снижение таможенных тарифов в ходе периодически
прово- димых раундов многосторонних торговых переговоров (МТП) и их юридически
оформляемое закрепление на согласованном уровне;
·
взаимность в предоставлении торгово-политических уступок;
·
разрешение торговых споров путем проведения консультаций и переговоров,
а в случае невозможности достижения согласия - путем рассмотрения споров в
специально создаваемых третейских группах, решения которых обязательны для
договаривающихся сторон ГАТТ.
Остановимся кратко
на некоторых статьях ГАТТ, в которых закреплены изложенные выше принципы, а
также другие основополагающие положения.
(структуру ГАТТ см.
приложение 1)
Статья I ГАТТ,
носящая во многом ключевой характер в Соглашении, провозглашает, что
страны-участницы должны предоставлять друг другу режим наибольшего благоприятствования.
Это положение распространяется на экспортные, импортные и транзитные торговые
операции, а также на международные платежи по экспортным и импортным операциям.
Режим наибольшего благоприятствования действует также в отношении таможенных
пошлин и любых сборов, взимаемых в связи с внешнеторговыми операциями, а также
всех правил и формальностей, с ними связанных. Кроме того, положение о режиме
наибольшего благоприятствования (вместе с национальным режимом) распространяется
на внутренние налоги и сборы и на внутренние правила и законы, регулирующие
покупку и продажу товаров на внутренних территориях стран-участниц.
Режим наибольшего
благоприятствования, сформулированный в Статье I, носит безусловный характер, и
страны, вступившие в ГАТТ, обязаны применять эту статью в ее полном объеме: “В
отношении таможенных пошлин и сборов всякого рода, налагаемых на ввоз или
вывоз, или в связи с ними, или на перевод за границу платежей за импорт или
экспорт, а также в отношении метода взимания таких пошлин и сборов, и в
отношении всех правил регулирования и формальностей в связи с ввозом или
вывозом, любое преимущество, льгота, привилегия или изъятие из-под действия
законов, предоставляемые любой договаривающейся стороной любому товару,
происходящему из любой другой страны и предназначенному для любой другой
страны, должны немедленно и безусловно предоставляться аналогичному товару,
происходящему из всех других стран-участниц, или предназначенному для всех
других стран-участниц”.[6]
ГАТТ содержит ряд
исключений из режима наибольшего благоприятствования. Крупнейшее из них - это
разрешение создавать зоны свободной торговли и таможенные союзы, не
распространяя льготы, предоставляемые в рамках этих образований, на
неучаствующие страны. Другое важное положение - это разрешение развивающимся
странам пользоваться на постоянной основе в виде исключения из принципа
наибольшего благоприятствования четырьмя категориями торговых льгот (тарифные преференции
по общей системе преференций; тарифные преференции, действующие в отношениях
между развивающимися странами; более льготные дифференцированные условия,
сформулированные в ряде соглашений, заключенных в ходе “токийского” раунда;
специальный режим в отношении наименее развитых стран).
Принцип
национального режима сформулирован в Статье III ГАТТ, которая устанавливают
равные условия конкуренции импортных и национальных товаров, требуя от
стран-участниц предоставления товарам иностранного происхождения того же
режима, что и национальным товарам в области внутренних на- логов и сборов, а
также в отношении национальных законов, распоряжений и правил, регулирующих
внутреннюю торговлю. Особенно подробно в этой статье регламентируется
использование в торгово-политических целях внутренних налогов и сборов.
Трактовка и развитие целого ряда положений, касающихся национального режима,
содержится в протоколах о присоединении к ГАТТ и в Соглашении о режиме
государственных закупок, появившемся в итоге ”токийского” раунда.
При создании ГАТТ
предполагалось, что основным, а в перспективе единственным инструментом
регулирования экспорта и импорта стран-участниц будут таможенно-тарифные
средства . Статья XI ГАТТ оговаривает, что “ни одна из стран-участниц не должна
устанавливать на ввоз любого товара с территории другой страны-участницы или на
ввоз или продажу для экспорта любого товара, предназначаемого для территории
другой страны-участницы, никаких запрещений или ограничений, будь то в форме
квот, импортных или экспортных лицензий или других мер, кроме таможенных
пошлин, налогов или других сборов”[7].
ГАТТ содержит ряд
положений, регулирующих на многосторонней основе таможенно-тарифную политику. В
Соглашении прежде всего говорится о намерении стран, подписавших его,
добиваться путем переговоров снижения таможенных пошлин и других ограничений в
международной торговле. Статья I Соглашения устанавливает, что в отношении таможенных
пошлин и формальностей страны-участницы будут применять режим наибольшего благоприятствования.
Статья II в общей форме говорит о том, что страны-участницы должны
согласовывать списки тарифных уступок.
Правила проведения
переговоров о снижении таможенных пошлин, а также процедура подготовки и
изменения списков тарифных уступок определяются статьями XXVII и XXVIII. Когда
какое-либо государство присоединятся к ГАТТ, на него распространяются все
существующие тарифные льготы. Поэтому вступающее в ГАТТ государство должно
провести с другими странами переговоры, выдвинув встречные предложения о
снижении ставок собственного таможенного тарифа. Затем эти тарифные уступки
консолидируются в списке тарифных уступок, который становится частью
Генерального соглашения.
Статья V
провозглашает свободу транзита через территорию каждой из участвующих стран и
освобождает транзитные товары от таможенных пошлин и транзитных сборов.
За время
существования ГАТТ статьи, касающиеся таможенно-тарифных вопросов, значительно
расширились за счет многочисленных поправок и дополнений. Наиболее важные изменения
связаны с включением новых статей XXXVI и XXXVII, в которых признается право
развивающихся стран повышать таможенные пошлины для защиты своей экономики, а
также фиксируется обязательство развитых государств снижать пошлины на товары
развивающихся государств. Сессия ГАТТ на уровне министров (ноябрь 1982 года) рекомендовала
всем странам-участницам принять меры для скорейшего применения Гармонизированной
системы описания и кодирования товаров для тарифных и статистических целей.[8]
Статья VI ГАТТ определяет
демпинг как торговую операцию, состоящую в том, что товары одной страны
поступают на рынок другой страны по цене ниже нормальной стоимости этих
товаров. Соглашения о толковании этой статьи (а также статей XVI, XXIII, посвященных
субсидиям) были подписаны в ходе “токийского” раунда ГАТТ (Кодекс о субсидиях и
Антидемпинговый Кодекс). Смысл рассматриваемой статьи заключается в создании
юридических оснований для принятия странами-участницами защитных мер против
“нечестной практики” компаний или правительств стран экспортеров. В целях
устранения демпинга, который “причиняет или угрожает причинить материальный
ущерб промышленности Договаривающейся Стороны,[9]”
любая страна-участница, осу- ществив предварительное расследование факта
демпинга, может налагать на любой поступающий в порядке демпинга товар
антидемпинговую пошлину в размере, не превышающем демпинговую разницу. Последняя
определяется как разница между демпинговой ценой товара и его “нормальной ценой”,
которая рассчитывается в соответствии с положениями Антидемпингового Кодекса.
Обычно это цена, по которой аналогичный товар продается в стране-экспорте- ре.
Термин “аналогичный товар” трактуется как “продукт, подобный во всех отношениях
рассматриваемому продукту, а в случае отсутствия такового, другой продукт,
свойства которого имеют близкое сходство со свойствами рассматриваемого
продукта, хотя и не подобны им во всех отношениях”.[10]
В соответствии со
Статьей VI ГАТТ компенсационная пошлина может налагаться на импортируемые
товары в размере, эквивалентном дотации или субсидии, которая представлена
прямо или косвенно на производство или экспорт этих товаров в стране происхождения
или экспорта, причем в случае явного применения экспортных субсидий Кодекс по
субсидиям и компенсационным пошлинам разрешает вводить компенсационные пошлины
без доказательств на- личия или угрозы материального ущерба.
Статья VI запрещает
квалифицировать освобождение от пошлин или сборов аналогичных товаров, когда
они предназначены для потребления в стране происхождения или экспорта, как
субсидирование, а, следовательно, и взимать по этим причинам рассматриваемые
пошлины.
Статья VII касается
оценки товаров для взимания таможенных пошлин. Она устанавливает общие для всех
стран-участниц принципы определения таможенной стоимости товаров. Таможенная
стоимость товара должна основываться на его фактической стоимости и не может
определяться на базе произвольных или фиктивных оценок или стоимости товара
отечественного происхождения. Под фактической стоимостью понимается цена, по
которой этот или аналогичный товар продается или предлагается к продаже в такое
время и в таком месте, которое определяется законами страны импортера.
В результате
“токийского” раунда ГАТТ появилось Соглашение о применении Статьи VII ГАТТ
(Кодекс по таможенной оценке). Его положения широко применяются в международной
торговле. Принцип таможенной оценки, положенный в основу этого Соглашения,
заключается в использовании так называемой цены сделки. Цена сделки - это цена,
которая реально уплачена за импортируемый товар. В эту цену может включаться
ряд дополнительных расходов покупателя (комиссионные, брокерские, расходы на
лицензионное вознаграждение, стоимость упаковки, оплата услуг, предоставляемых
экспортером). В случае невозможности определения цены сделки для таможенных
целей могут последовательно применяться четыре других способа:
1) цена идентичного
товара;
2) цена аналогичного
товара;
3) цена за единицу
идентичного или аналогичного товара, везенного в то же
время;
4) расчетная цена товара.
Статья IX Соглашения
указывает на необходимость использования курса валют, опубликованного
компетентными органами страны-импортера, который должен, насколько это
возможно, реально отражать соотношение паритетов валют по текущим коммерческим
операциям.
В соответствии со
Статьей XI ГАТТ общим правилом является отказ от применения “любых запретов или
ограничений, будь то в форме квот, импортных или экспортных лицензий или других
мер, кроме таможенных пошлин, налогов и других сборов”. Это общее правило,
однако, сопровождается целым рядом исключений и оговорок, разрешающих
применение количественных ограничений: в случае ограничения экспорта в целях
предотвращения нехватки продовольствия; в случае ограничений в связи с
применением стандартов и правил о классификации, сортировке и реализации
товаров, обращающихся в международной торговле; в случае ограничений на импорт
любого сельскохозяйственного товара или продукта рыболовства, необходимых для
проведения правительственных мероприятий по корректировке положения на соответствующих
рынках отечественных товаров (в целях устранения перепроизводства); в случае
ограничений в целях равновесия платежного баланса.
Важным является
положение ГАТТ, закрепленное в Статье XIII, которое устанавливает недискриминационное
применение количественных ограничений, то есть в отношении количественных
ограничений применяется режим наибольшего благоприятствования.
ГАТТ отвергает
практику субсидирования как производства так и экспорта. Хотя в Соглашении не
содержится прямого запрета на применение субсидий, оно увязывается с определенными
требованиями:
·
Каждая страна-участница обязана письменно уведомлять о любых
субсидиях, которые оказывают воздействие на масштабы торговли прямо (субсидирование
экспорта) или косвенно (субсидирование производства), а также консультироваться
по вопросам применения субсидий, если того требуют другие участники Соглашения.
·
Страны не должны применять субсидии на экспорт сырьевых товаров таким
образом, чтобы в результате их применения страна получила необоснованно высокую
долю на мировом рынке данного товара. Как и в ряде других статей ГАТТ для
оценки величины обоснованной доли используются данные за предшествующий период,
а также принимаются во внимание такие факторы, как повышение производительности,
улучшение качественных характеристик.
В ходе переговоров
“токийского” раунда ГАТТ было разработано Соглашение о толковании и применении
статей VI, XVI и XXIII ГАТТ (Кодекс о субсидиях), часть II которого целиком
посвящена субсидиям. В частности, конкретизированы критерии, дающие основания
договаривающимся сторонам требовать отмены субсидий, применяемых одной из них,
более подробно разработана процедура консультаций, урегулирования споров и применения
ответных мер в случае, когда доказано, что субсидия не соответствует положениям
Статьи XVI.
К числу запрещенных
субсидий Кодексом, в частности, отнесены: прямые правительственные субсидии
фирме или отрасли промышленности, зависящей от экспортных заказов; программы
удержания валюты или любая аналогичная практика, которая предусматривает
надбавки (премии) за экспорт; обеспеченные или санкционированные правительством
льготные транспортные или фрахтовые расходы; предоставление правительством на
льготных условиях (по сравнению с производством на внутренний рынок) товаров и
услуг, необходимых для производства товаров на экспорт; различные виды льгот
при налогообложении; предоставление экспортных кредитов по заниженным ставкам.
Несмотря на то, что
за неправомочное применение субсидий ГАТТ предусматривает определенные санкции,
вопросы субсидирования являются наиболее острыми в переговорной практике
участников Соглашения.
Статья XIX ГАТТ
устанавливает правила использования “защитных мер” при импорте отдельных
товаров. Она предусматривает, что “если в результате непредвиденных обстоятельств
и выполнения взятых на себя какой-либо Договаривающейся Стороной обязательств,
включая тарифные уступки, какой-либо товар импортируется на территорию этой
Договаривающейся Стороны в таких возросших количествах и при таких условиях,
что они причиняют или угрожают причинить серьезный ущерб отечественным
производителям аналогичных или непосредственно конкурирующих с ним товаров,
Договаривающаяся Сторона имеет право в отношении этого товара приостановить
обязательство полностью или частично, или аннулировать уступку, или внести в
нее изменения в такой степени и на такой срок, которые могут быть необходимы
для предотвращения или устранения ущерба”.Реализация права стран-участниц на
чрезвычайные меры в отношении импорта отдельных товаров должна осуществляться
на основе принципа наибольшего благоприятствования.
Статьи XX и XXI ГАТТ
образуют группу исключений общего для всех стран-участниц характера. Применяя
их страны должны соблюдать два условия: во-первых, такие меры должны
применяться на недискриминационной основе, и во-вторых, они не должны иметь
характер скрытых ограничений торговли. При соблюдении этих условий ничто в
Соглашении не должно трактоваться как препятствие принятию или осуществлению
какой-либо страной-участницей мер: необходимых для защиты общественной морали;
необходимых для охраны жизни и здоровья человека, животных и растений; относящихся
к импорту или экспорту золота и серебра; необходимых для обеспечения соблюдения
законов и постановлений (не находящихся в противоречии с положениями ГАТТ), в
том числе о выполнении таможенного законодательства, законодательства о
торговых монополиях, об охране патентов, торговых марок и авторских прав;
относящихся к товарам, производимым трудом лиц, находящихся в заключении;
принимаемых для охраны национальных сокровищ художественной, исторической или
археологической ценности; относящихся к предотвращению истощения природных
ресурсов, если подобные меры проводятся одновременно с ограничением внутреннего
производства и потребления; связанных с ограничением экспорта отечественных
материалов, необходимого для обеспечения этими материалами отечественной
обрабатывающей промышленности; существенных для приобретения или распределения
товаров, дефицитных для отдельных районов или повсеместно.
Важное значение для
обеспечения национальной безопасности стран-участ- ниц ГАТТ имеют положения
Статьи XXI. Ничто в ГАТТ не должно быть истолковано:
·
как требование к какой-либо стране-участнице предоставлять такую
инфор-
мацию, раскрытие
которой она может рассматривать как противоречащее ин
тересам ее
безопасности, или как требование к какой-либо стране-участнице,
препятствующее
предпринимать такие действия, которые она считает необ
ходимыми для охраны
существенных интересов своей безопасности в отно-
шении расщепляемых
материалов или материалов, из которых они получа
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
|
|