Приcоединение России к ВТО и обеспечение ее национальных интересов
·
Содействие конкуренции – принцип ВТО, означающий отказ стран от использования
несправедливых методов торговой политики, таких как демпинг (экспорт по ценам
ниже справедливых рыночных), экспортные субсидии. Многосторонние соглашения в
рамках ВТО предусматривают санкции, применяемые к экспортерам и странам,
которые пользуются несправедливыми методами торговой политики. Однако само
толкование понятия справедливых методов в международной торговле весьма сложно
и запутанно. С целью определения проблем на пути свободной конкуренции в
мировой торговле в рамках ВТО действует механизм проверки торговой политики – детальный
анализ торговой политики стран-членов секретариатом ВТО с целью определения ее
соответствия требованиям соглашений ВТО и вынесения рекомендаций по устранению
их нарушений. Проверка торговой политики четырех стран с наибольшей долей в
мировой торговле, включая ЕС в целом на правах одной из стран, осуществляется
каждые два года, следующие 16 стран проверяются каждые четыре года и остальные
страны – каждые шесть лет. В рамках такой проверки каждая проверяемая страна
предоставляет на рассмотрение ВТО детальный доклад о состоянии ее внешнеторговой
политики, включая торговлю товарами и услугами. Секретариат, со своей стороны,
также готовит доклад, высказывающий его оценку торговой политики страны-члена.
Оба доклада, так же как и записи всех бесед, проводимых сотрудниками
секретариата с официальными лицами страны, публикуются и передаются на
рассмотрение министерской конференции, которая принимает их к сведению.
В настоящее время
ВТО является главной международной организацией, регулирующей торговлю
товарами, услугами и интеллектуальной собственностью. Это регулирование заключается
в реализации согласованных принципов поведения стран в международной торговле и
комплексе мероприятий, про- водимых под эгидой ВТО с участием большинства стран
мира.
Новым направлением
деятельности ВТО является исследование взаимосвязи мировой торговли и проблем
окружающей среды в целях обеспечения стабильности процессов роста и развития.
ВТО вторгается в
сферу деятельности других стабильно функционирующих международных организаций —
Международного валютного фонда (МВФ), Международного банка реконструкции и
развития (МБРР), Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС),
Международной организации труда (МОТ) и др..
Сотрудничество ВТО с
Международным валютным фондом (МВФ) и Международным банком реконструкции и
развития (МБРР) основано на итоговых актах Бреттон-Вудской конференции
состоявшейся в 1944г., предусматривавших создание четырёх универсальных
организаций. ООН учреждалась для укрепления политической стабильности в мире, а
МВФ и Международный банк реконструкции и развития (МБРР), должны были оказывать
финансовую поддержку мероприятиям Международной торговой организации (МТО).
Однако, в силу осложнения международной обстановки, смены внешнеполитического
курса США как ведущего участника мировой торговли, МТО не приступила к
осуществлению вменённых ей функций. В результате Гаванской кон- ференции
1947г., было создано Генеральное соглашение то торговле и тарифам (ГАТТ). При
разработке ГАТТ-1947г. его Договаривающиеся стороны, осознав тесную связь между
торговлей и валютно-финансовыми правоотношениями, внесли в текст
многостороннего соглашения положения о сотрудничестве с МВФ как со
специализированной структурой Объединённых Наций.
Включение большинства статей ГАТТ-1947г. под названием ГАТТ-1994г. в пакет
Марракешских соглашений об учреждении ВТО обуславливает научно-практический
интерес к закреплённым ими принципам взаимоотношений уни- версальной торговой
организации и международного финансового института. Ст. XIV ГАТТ-1947г.,
определявшая исключения из правила о недискриминации, требовала соблюдения
ст.ст. VIII и XIV Соглашения об учреждении МВФ во всех случаях применения
Договаривающимися сторонами количественных ограничений. Эффект от применения подобных
мер в отношении импортируемых товаров признавался аналогичным объявлению
девальвации национальной валюты.
Ст. XV подчёркивала стремление членов ГАТТ-1947г. к сотрудничеству с Фондом,
с тем, чтобы организации могли проводить согласованную политику в отношении
валютных вопросов в пределах их юрисдикции (национальных валютных резервов,
платёжных балансов и других). Так же устанавливалось, что Секретариат ГАТТ
обязан использовать данные статистического характера, предоставляемые МВФ, а
так же руководствоваться его определением относительно соответствия действий
участников ГАТТ Соглашению об учреждении МВФ. Кроме того, п. 6 ст. XV ГАТТ
обязывал Договаривающуюся строну, не входившее в Фонд, подписать с данной
организацией договор по валютным аспектам внешней торговли.
Однако, формальные
отношения между ГАТТ и МВФ начались в 1948г., когда сложившееся состояние
мирохозяйственных отношений заставило государства, вошедшие в многостороннюю
торговую систему, активизировать сотрудничество с мировым финансовым центром.
Правовому регулированию взаимодействия двух организаций, помимо названных
положений ГАТТ-1947г., было посвящено специальное соглашение, разрешавшее
Договаривающимся сторонам вводить импортные ограничения в связи с тяжёлым состоянием
национальных платёжных балансов.
Ст. XXXVIII ГАТТ-
1947г. предусматривала обязанность исполнительных органов учреждения
сотрудничать при анализе планов развития отдельных наи- менее развитых
стран-участниц многосторонней торговой системы, а также при изучении
взаимозависимости между торговлей и оказанием международной финансовой помощи.
Цель разработки заключалась в принятии конкретных мер, содействующих развитию
импортного потенциала и облегчения доступа на экспортные рынки товаров уже
созданных отраслей. В данной связи необходимо стремиться к установлению
сотрудничества с международными организациями, осуществляющими финансовую
помощь для экономического развития, систематически изучать взаимосвязь торговли
и помощи, анализировать экспортный потенциал.
В отличие от текста
ГАТТ-1947г., Устав МВФ не обязывал исполнительные органы Фонда
консультироваться с ГАТТ, так как он был принят до подписания ГАТТ-1947г.
Вместо этого в ст. X Устава МВФ, озаглавленной «Отношения с другими
международными организациями», констатируется, что «Фонд будет сотрудничать с
любой универсальной международной организацией, наделённой специальной
компетенцией в соответствующих областях».
В сложившемся
аспекте ГАТТ и МВФ установили межинституциональные контакты. Существовавшие
формы взаимодействия позволяли Секретариату ГАТТ на конфиденциальной основе
получать информацию о текущем состоянии валютных резервов, а так же экспертные
заключения об объёмах долговых обязательств стран-членов ГАТТ.
Регулировать
многостороннюю торговлю в отрыве от финансовой сферы в кризисных ситуациях 90-х
г.г. оказалось невозможно и учредители ВТО, признав опыт взаимоотношений с МВФ
положительным, подтвердили условия взаимоотношений двух организаций. П. 5 ст.
III Соглашения об учреждении ВТО предписывает исполнительным структурам организации
взаимодействовать с МВФ, когда возникнет необходимость в «Декларации о вкладе
ВТО в достижение большей согласованности при разработке глобальной экономической
политики» министры стран-членов ВТО отметили позитивную роль МВФ в адаптации
экономик своих государств к многосторонней торговой системе.
В ходе Марракешской
конференции 1994г. министры государств-участниц ВТО поручили Генеральному
Совету данной организации углубить сотрудничество с институтом, регулирующим
международные валютные и расчётные правоотношения на основе уважения его
полномочий, требований по конфиденциальности и автономии в принятии решений.
В ходе Марракешской
конференции ВТО также признала право данных стран прибегать к ресурсам
международных финансовых институтов в рамках уже существовавших кредитных
программ, или проектов, которые будут учреждаться в рамках программ структурной
перестройки с целью устранения воз- никающих затруднений. В этой связи министры
стран-членов многосторонней торговой системы обязали Генерального директора и
Секретариат ВТО выступать на каждой Конференции в рамках названной организации
с докладами о консультациях, предпринятых за отчётный период с
Директором-распорядите- лем МВФ и Президентом МБРР.
Министры
стран-членов многосторонней торговой системы рекомендовали руководителям двух
учреждений совместно с Президентом МБРР создать экспертную группу для изучения
влияния полномочий ВТО на сотрудничество с Бреттон-Вудскими институтами и
выработки форм осуществления взаимодействия обеспечивающих согласованную стратегию
глобальной экономической политики.
Результатом проводившейся в течение двух лет работы стал текст договорённости
между организациями. Директор-распорядитель МВФ и Генеральный секретарь ВТО в
декабре 1995г. подписали Соглашение о сотрудничестве.
Преамбула названного
акта признает усиливающиеся связи по различным аспектам разработки глобальной
экономической политики, находящимся под юрисдикцией ВТО и МВФ, и призывает к
большей согласованности действий, предпринимаемых обеими организациями.
В текстуальном плане
соглашение составляют: Декларация о согласованности, 17 параграфов,
детализирующих ст.ст. XV1, XV2, XV3, XII и XXVIII ГАТТ-1994г., а также ст.ст.
XI, XII и XXVI Генерального соглашения по торговле услугами (ГАТС).
Наблюдаются отличия
между Соглашением между ВТО и МВФ от 1995г. и Договорённостью, действовавшей во
времена функционирования ГАТТ-1947г., пересмотревшие принципы взаимоотношений
двух учреждений.
Во-первых, оно
расширяет мандат Генерального Совета и Секретариата ВТО в деле достижения
большей координации в предпринимаемых двумя организациями мероприятиях. При
этом необходимо отметить, что названным структурам ВТО разрешено действовать
без санкции Конференции министров стран-участниц многосторонней торговой
системы.
Во-вторых, в работе
МВФ и ВТО, названное соглашение предусматривает создание постоянно действующих
межинституциональных коммуникационных каналов, обеспечивающих идентичное
толкование прав и обязанностей государств-членов обеих организаций.
В-третьих, в целях
сохранения расширенного сотрудничества ВТО и МВФ достигли согласия по
предоставлению МВФ статуса постоянного наблюдателя с правом голоса на заседаниях
высших исполнительных органов ВТО, включая Генеральный Совет.
Развивая
межинституциональные связи, учредители ВТО привлекли на постоянной основе
экспертов Фонда к работе большинства своих структурных подразделений, несмотря
на специальную международно-правовую компетенцию данной организации. Согласно
подписанному соглашению МВФ присвоен статус наблюдателя в Советах по торговым аспектам
интеллектуальной собственности, по торговле услугами, а так же в Комитете по
торговле в сфере финансовых услуг.
Необходимо отметить,
что статус наблюдателя в ВТО регламентируется пра- вилами Процедуры для сессий
Конференции министров и Совещаний Генерального Совета данной организации,
принятых 25 июля 1996г. означает возможность следить за дискуссиями по
вопросам, представляющим для них прямой интерес. Представители МВФ получили
право выступать с речью на заседании органов, в которых Фонд является
наблюдателем, распространять документы от его имени и делать официальные
предложения, а. так же участвовать в принятии решения. В соответствии с
предоставленным статусом, МВФ в упрощённом порядке получает официальные
документы ВТО и акты, относящиеся к работе вспомогательных органов, на которые
они приглашены в качестве наблюдателей.
Присутствие представителей от МВФ на заседаниях Комитетов ВТО ко сельскому
хозяйству, по доступу на рынки, по субсидиям и компенсационным ме- рам, по
торговле гражданской авиатехникой, а также по торговле и окружаю- щей среде
существенно повышает регулятивный статус Фонда. Фонд также вы- ражает
заинтересованность в участии в консультациях в Комитете по ограниче- ниям
баланса платежей (ОБП), и что существующие процедуры по участию Фонда будут
продолжены и по необходимости упрощены.
Однако участие
экспертов Фонда в работе Комитета ВТО по бюджету и финансам, Жюри по
рассмотрению споров и Органа по разрешению споров исключается.
Официальные делегации МВФ участвовали во всех Конференциях министров
стран-членов ВТО, высказывая позицию Фонда по вопросам многосторонней торговой
системы, затрагивающим его компетенцию. Директор-распоряди- тель МВФ в ходе
данных Конференций зачитывает доклады о состоянии платёжных балансов беднейших
государств-членов ВТО, рекомендуя министрам конкретные практические меры в
отношении стран, экономика которых переживает спад.
Так, в ходе
Женевской конференции в рамках ВТО проходившей в 1998г., выслушав экспертов со
стороны МВФ о кризисной ситуации в Латинской Аме- рике и Юго-Восточной Азии,
члены ВТО предоставили правительствам ряда стран право ограничить доступ на
национальные рынки иностранных импортёров (например, Бразилия, воспользовавшись
рекомендацией Фонда, с начала 1999г. существенно сократила квоты на ввоз продовольственных
товаров).
ВТО приобрела статус наблюдателя на регулярных совещаниях высшего органа
Фонда — Совета управляющих, а также на соответствующих заседаниях Исполнительного
совета и Временного комитета МВФ, при рассмотрении ими проблем, смежных с
многосторонней и региональной торговлей. ВТО, доводя через уполномоченного
представителя официальную позицию своих членов по ключевым проблемам глобальной
финансовой политики, повышает эффективность реализации собственных функций.
Служащие Секретариата ВТО также приглашаются в качестве наблюдателя на
заседания высших исполнительных органов МВФ, когда консультации между двумя
организациями касаются вопросов взаимного интереса. В марте 1997г. Секретариат
ВТО впервые посетил заседание Исполнительного Совета МВФ в качестве
наблюдателя. В июле того же года функционер Секретариата ВТО участвовал в
дискуссиях Исполнительного Совета по теме: «Глобальные экономические
перспективы и развивающиеся страны».
На сегодняшний день
ВТО регулирует только те международные отношения, которые связаны с
коммерческими операциями, и, прежде всего, с куплей-продажей товаров, услуг и
результатов работ.
В соглашении
предусмотрена возможность сотрудничества ВТО с международными
неправительственными организациями (МНПО), деятельность которых «относится к
сфере функционирования ВТО».
С Уругвайским
раундом многосторонних торговых переговоров в соглашениях, принятых в рамках
Североамериканской зоны свободной торговли (НАФТА) и Европейского Союза (ЕС),
созданных до учреждения ВТО, США, Канада и ведущие европейские державы
реализовали правовые концепции региональных объединений. По состоянию на 2004г.
насчитывается порядка 100 объеди- нений, включающих все государства-члены ВТО.
От эффективности
взаимодействия ВТО с международными межправительственными и
неправительственными организациями зависит развитие международно-правовой системы
регулирования многосторонней торговли.
Взаимодействие ВТО с
международными финансовыми организациями доказывают, что совместные действия
ВТО, МВФ, МБРР направлены на создание единого режима международно-правового
регулирования валютно-финансовых отношений, смежных с многосторонней торговлей,
посредством введения единого перечня прав и обязанностей государств-членов трёх
организаций, в первую очередь при введении ими правил, ограничивающих доступ на
внутренние рынки.
Взаимодействие ВТО с Конференцией ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) и Международным
торговым центром ЮНКТАД/ВТО (МТЦ) подтверждает необходимость дальнейшего
совершенствования сотрудничества данных организаций в целях полноценной
имплементации многосторонних торговых соглашений развивающимися и наименее
развитыми странами.
Взаимодействие ВТО с
Всемирной организацией интеллектуальной собственности (ВОИС) и
Продовольственной и сельскохозяйственной организацией (ФАО) доказывает, что
процедуру имплементации Соглашения о торговых аспектах прав интеллектуальной
собственности (ТРИПС), по сельскому хозяйству, по применению санитарных и
фитосанитарных мер и других международных актов, заключённых в рамках ВТО,
необходимо согласовывать с соглашениями, действующими и разрабатываемыми под
эгидой ВОИС, ФАО и других учреждений системы ООН.
В
международно-правовой практики формирования региональных экономических организаций,
являясь членами ВТО, государства-участники преференциальных соглашений должны
соблюдать режим наибольшего благоприятствования и не вводить дополнительных
барьеров для стран, не входящих в соответствующее региональное соглашение.
Современные
международно-правовые формы участия международных неправительственных
организаций (МНПО) в деятельности ВТО сводятся к тому, что представители
профсоюзных, правозащитных, потребительских объединений и деловых кругов с
1996г. получили право присутствовать на заседаниях Конференции министров
стран-членов ВТО и доступ к документам, не носящим конфиденциального характера.
Всемирная торговая
организация предоставляет своим членам доступ к многочисленным договоренностям,
дает право пользоваться многими преимуществами в торговых отношениях между
странами, определяет статус государства, повышает его престиж.
Перед каждым
государством стоит ряд проблем, связанных с вступлением в организацию. Эти
требования применимы к России. Поскольку начиная с октября 2003 г. в России актуально стоит вопрос о перспективах вступлении ее в ВТО.
2. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ
ВТО И РОССИИ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ
НАЦИОНАЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ РОССИИ
2.1
Таможенно-тарифная политика РФ в соответствии с нормами и правилами ВТО
Юридической основой
таможенно-тарифной политики России являются законы Российской Федерации “О
таможенном тарифе” от 21 мая 1993 г., “О государственном регулировании
внешнеторговой деятельности” от 13 октября 1995 г., Таможенный кодекс РФ, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, акты органов
исполнительной власти. Данные документы определяют порядок формирования,
изменения и применения российского таможенного тарифа.
Основными целями
российского таможенного тарифа являются: рационализация товарной структуры
импорта; формирование условий для прогрессивных изменений структуры
национального производства и потребления; защита российского рынка от
недобросовестной иностранной конкуренции; создание условий для эффективной
интеграции России в мировую экономику, включая присоединение к международным
организациям; улучшение структуры платежного баланса.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
|
|