рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Приcоединение России к ВТО и обеспечение ее национальных интересов рефераты

·        Содействие конкуренции – принцип ВТО, означающий отказ стран от использования несправедливых методов торговой политики, таких как демпинг (экспорт по ценам ниже справедливых рыночных), экспортные субсидии. Многосторонние соглашения в рамках ВТО предусматривают санкции, применяемые к экспортерам и странам, которые пользуются несправедливыми методами торговой политики. Однако само толкование понятия справедливых методов в международной торговле весьма сложно и запутанно. С целью определения проблем на пути свободной конкуренции в мировой торговле в рамках ВТО действует механизм проверки торговой политики – детальный анализ торговой политики стран-членов секретариатом ВТО с целью определения ее соответствия требованиям соглашений ВТО и вынесения рекомендаций по устранению их нарушений. Проверка торговой политики четырех стран с наибольшей долей в мировой торговле, включая ЕС в целом на правах одной из стран, осуществляется каждые два года, следующие 16 стран проверяются каждые четыре года и остальные страны – каждые шесть лет. В рамках такой проверки каждая проверяемая страна предоставляет на рассмотрение ВТО детальный доклад о состоянии ее внешнеторговой политики, включая торговлю товарами и услугами. Секретариат, со своей стороны, также готовит доклад, высказывающий его оценку торговой политики страны-члена. Оба доклада, так же как и записи всех бесед, проводимых сотрудниками секретариата с официальными лицами страны, публикуются и передаются на рассмотрение министерской конференции, которая принимает их к сведению.

     В настоящее время ВТО является главной международной организацией, регулирующей торговлю товарами, услугами и интеллектуальной собственностью. Это регулирование заключается в реализации согласованных принципов поведения стран в международной торговле и комплексе мероприятий, про- водимых под эгидой ВТО с участием большинства стран мира.

     Новым направлением деятельности ВТО является исследование взаимосвязи мировой торговли и проблем окружающей среды в целях обеспечения стабильности процессов роста и развития. 

     ВТО вторгается в сферу деятельности других стабильно функционирующих международных организаций — Международного валютного фонда (МВФ), Международного банка реконструкции и развития (МБРР), Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС),  Международной организации труда (МОТ) и др..

     Сотрудничество ВТО с Международным валютным фондом (МВФ) и Международным банком реконструкции и развития (МБРР) основано на итоговых актах Бреттон-Вудской конференции состоявшейся в 1944г., предусматривавших создание четырёх универсальных организаций. ООН учреждалась для укрепления политической стабильности в мире, а МВФ и Международный банк реконструкции и развития (МБРР), должны были оказывать финансовую поддержку мероприятиям Международной торговой организации (МТО).
     Однако, в силу осложнения международной обстановки, смены внешнеполитического курса США как ведущего участника мировой торговли, МТО не приступила к осуществлению вменённых ей функций. В результате Гаванской кон- ференции 1947г., было создано Генеральное соглашение то торговле и тарифам (ГАТТ). При разработке ГАТТ-1947г. его Договаривающиеся стороны, осознав тесную связь между торговлей и валютно-финансовыми правоотношениями, внесли в текст многостороннего соглашения положения о сотрудничестве с МВФ как со специализированной структурой Объединённых Наций.
     Включение большинства статей ГАТТ-1947г. под названием ГАТТ-1994г. в пакет Марракешских соглашений об учреждении ВТО обуславливает научно-практический интерес к закреплённым ими принципам взаимоотношений  уни- версальной торговой организации и международного финансового института. Ст. XIV ГАТТ-1947г., определявшая исключения из правила о недискриминации, требовала соблюдения ст.ст. VIII и XIV Соглашения об учреждении МВФ во всех случаях применения Договаривающимися сторонами количественных ограничений. Эффект от применения подобных мер в отношении импортируемых товаров признавался аналогичным объявлению девальвации национальной валюты.
     Ст. XV подчёркивала стремление членов ГАТТ-1947г. к сотрудничеству с Фондом, с тем, чтобы организации могли проводить согласованную политику в отношении валютных вопросов в пределах их юрисдикции (национальных валютных резервов, платёжных балансов и других). Так же устанавливалось, что Секретариат ГАТТ обязан использовать данные статистического характера, предоставляемые МВФ, а так же руководствоваться его определением относительно соответствия действий участников ГАТТ Соглашению об учреждении МВФ. Кроме того, п. 6 ст. XV ГАТТ обязывал Договаривающуюся строну, не входившее в Фонд, подписать с данной организацией договор по валютным аспектам внешней торговли.

       Однако, формальные отношения между ГАТТ и МВФ начались в 1948г., когда сложившееся состояние мирохозяйственных отношений заставило государства, вошедшие в многостороннюю торговую систему, активизировать сотрудничество с мировым финансовым центром. Правовому регулированию взаимодействия двух организаций, помимо названных положений ГАТТ-1947г., было посвящено специальное соглашение, разрешавшее Договаривающимся сторонам вводить импортные ограничения в связи с тяжёлым состоянием национальных платёжных балансов.

     Ст. XXXVIII ГАТТ- 1947г. предусматривала обязанность исполнительных органов учреждения сотрудничать при анализе планов развития отдельных наи- менее развитых стран-участниц многосторонней торговой системы, а также при изучении взаимозависимости между торговлей и оказанием международной финансовой помощи. Цель разработки заключалась в принятии конкретных мер, содействующих развитию импортного потенциала и облегчения доступа на экспортные рынки товаров уже созданных отраслей. В данной связи необходимо стремиться к установлению сотрудничества с международными организациями, осуществляющими финансовую помощь для экономического развития, систематически изучать взаимосвязь торговли и помощи, анализировать экспортный потенциал.

     В отличие от текста ГАТТ-1947г., Устав МВФ не обязывал исполнительные органы Фонда консультироваться с ГАТТ, так как он был принят до подписания ГАТТ-1947г. Вместо этого в ст. X Устава МВФ, озаглавленной «Отношения с другими международными организациями», констатируется, что «Фонд будет сотрудничать с любой универсальной международной организацией, наделённой специальной компетенцией в соответствующих областях».

     В сложившемся аспекте ГАТТ и МВФ установили межинституциональные контакты. Существовавшие формы взаимодействия позволяли Секретариату ГАТТ на конфиденциальной основе получать информацию о текущем состоянии валютных резервов, а так же экспертные заключения об объёмах долговых обязательств стран-членов ГАТТ.

     Регулировать многостороннюю торговлю в отрыве от финансовой сферы в кризисных ситуациях 90-х г.г. оказалось невозможно и учредители ВТО, признав опыт взаимоотношений с МВФ положительным, подтвердили условия взаимоотношений двух организаций. П. 5 ст. III Соглашения об учреждении ВТО предписывает исполнительным структурам организации взаимодействовать с МВФ, когда возникнет необходимость в «Декларации о вкладе ВТО в достижение большей согласованности при разработке глобальной экономической политики» министры стран-членов ВТО отметили позитивную роль МВФ в адаптации экономик своих государств к многосторонней торговой системе.

     В ходе Марракешской конференции 1994г. министры государств-участниц ВТО поручили Генеральному Совету данной организации углубить сотрудничество с институтом, регулирующим международные валютные и расчётные правоотношения на основе уважения его полномочий, требований по конфиденциальности и автономии в принятии решений.

     В ходе Марракешской конференции ВТО также признала право данных стран прибегать к ресурсам международных финансовых институтов в рамках уже существовавших кредитных программ, или проектов, которые будут учреждаться в рамках программ структурной перестройки с целью устранения воз- никающих затруднений. В этой связи министры стран-членов многосторонней торговой системы обязали Генерального директора и Секретариат ВТО выступать на каждой Конференции в рамках названной организации с докладами о консультациях, предпринятых за отчётный период с Директором-распорядите- лем МВФ и Президентом МБРР.

     Министры стран-членов многосторонней торговой системы рекомендовали руководителям двух учреждений совместно с Президентом МБРР создать экспертную группу для изучения влияния полномочий ВТО на сотрудничество с Бреттон-Вудскими институтами и выработки форм осуществления взаимодействия обеспечивающих согласованную стратегию глобальной экономической политики.
     Результатом проводившейся в течение двух лет работы стал текст договорённости между организациями. Директор-распорядитель МВФ и Генеральный секретарь ВТО в декабре 1995г. подписали Соглашение о сотрудничестве.  

     Преамбула названного акта признает усиливающиеся связи по различным аспектам разработки глобальной экономической политики, находящимся под юрисдикцией ВТО и МВФ, и призывает к большей согласованности действий, предпринимаемых обеими организациями.

     В текстуальном плане соглашение составляют: Декларация о согласованности, 17 параграфов, детализирующих ст.ст. XV1, XV2, XV3, XII и XXVIII ГАТТ-1994г., а также ст.ст. XI, XII и XXVI Генерального соглашения по торговле услугами (ГАТС).

     Наблюдаются отличия между Соглашением между ВТО и МВФ от 1995г. и Договорённостью, действовавшей во времена функционирования ГАТТ-1947г., пересмотревшие принципы взаимоотношений двух учреждений.

     Во-первых, оно расширяет мандат Генерального Совета и Секретариата ВТО в деле достижения большей координации в предпринимаемых двумя организациями мероприятиях. При этом необходимо отметить, что названным структурам ВТО  разрешено действовать без санкции Конференции министров стран-участниц многосторонней торговой системы.

     Во-вторых,  в работе МВФ и ВТО, названное соглашение предусматривает создание постоянно действующих межинституциональных коммуникационных каналов, обеспечивающих идентичное толкование прав и обязанностей государств-членов обеих организаций.

     В-третьих, в целях сохранения расширенного сотрудничества ВТО и МВФ достигли согласия по предоставлению МВФ статуса постоянного наблюдателя с правом голоса на заседаниях высших исполнительных органов ВТО, включая Генеральный Совет.

     Развивая межинституциональные связи, учредители ВТО привлекли на постоянной основе экспертов Фонда к работе большинства своих структурных подразделений, несмотря на специальную международно-правовую компетенцию данной организации. Согласно подписанному соглашению МВФ присвоен статус наблюдателя в Советах по торговым аспектам интеллектуальной собственности, по торговле услугами, а так же в Комитете по торговле в сфере финансовых услуг.

     Необходимо отметить, что статус наблюдателя в ВТО регламентируется пра- вилами Процедуры для сессий Конференции министров и Совещаний Генерального Совета данной организации, принятых 25 июля 1996г. означает возможность следить за дискуссиями по вопросам, представляющим для них прямой интерес. Представители МВФ получили право выступать с речью на заседании органов, в которых Фонд является наблюдателем, распространять документы от его имени и делать официальные предложения, а. так же участвовать в принятии решения. В соответствии с предоставленным статусом, МВФ в упрощённом порядке получает официальные документы ВТО и акты, относящиеся к работе вспомогательных органов, на которые они приглашены в качестве наблюдателей.
     Присутствие представителей от МВФ на заседаниях Комитетов ВТО ко сельскому хозяйству, по доступу на рынки, по субсидиям и компенсационным ме- рам, по торговле гражданской авиатехникой, а также по торговле и окружаю- щей среде существенно повышает регулятивный статус Фонда. Фонд также вы- ражает заинтересованность в участии в консультациях в Комитете по ограниче- ниям баланса платежей (ОБП), и что существующие процедуры по участию Фонда будут продолжены и по необходимости упрощены.

     Однако участие экспертов Фонда в работе Комитета ВТО по бюджету и финансам, Жюри по рассмотрению споров и Органа по разрешению споров исключается.
     Официальные делегации МВФ участвовали во всех Конференциях министров стран-членов ВТО, высказывая позицию Фонда по вопросам многосторонней торговой системы, затрагивающим его компетенцию. Директор-распоряди- тель МВФ в ходе данных Конференций зачитывает доклады о состоянии платёжных балансов беднейших государств-членов ВТО, рекомендуя министрам конкретные практические меры в отношении стран, экономика которых переживает спад.

     Так, в ходе Женевской конференции в рамках ВТО проходившей в 1998г., выслушав экспертов со стороны МВФ о кризисной ситуации в Латинской Аме- рике и Юго-Восточной Азии, члены ВТО предоставили правительствам ряда стран право ограничить доступ на национальные рынки иностранных импортёров (например, Бразилия, воспользовавшись рекомендацией Фонда, с начала 1999г. существенно сократила квоты на ввоз продовольственных товаров).
     ВТО приобрела статус наблюдателя на регулярных совещаниях высшего органа Фонда — Совета управляющих, а также на соответствующих заседаниях Исполнительного совета и Временного комитета МВФ, при рассмотрении ими проблем, смежных с многосторонней и региональной торговлей. ВТО, доводя через уполномоченного представителя официальную позицию своих членов по ключевым проблемам глобальной финансовой политики, повышает эффективность реализации собственных функций. Служащие Секретариата ВТО также приглашаются в качестве наблюдателя на заседания высших исполнительных органов МВФ, когда консультации между двумя организациями касаются вопросов взаимного интереса. В марте 1997г. Секретариат ВТО впервые посетил заседание Исполнительного Совета МВФ в качестве наблюдателя. В июле того же года функционер Секретариата ВТО участвовал в дискуссиях Исполнительного Совета по теме: «Глобальные экономические перспективы и развивающиеся страны».

     На сегодняшний день ВТО регулирует только те международные отношения, которые связаны с коммерческими операциями, и, прежде всего, с куплей-продажей товаров, услуг и результатов работ.

     В соглашении предусмотрена возможность сотрудничества ВТО с международными неправительственными организациями (МНПО), деятельность которых «относится к сфере функционирования ВТО».

     С Уругвайским раундом многосторонних торговых переговоров в соглашениях, принятых в рамках Североамериканской зоны свободной торговли (НАФТА) и Европейского Союза (ЕС), созданных до учреждения ВТО, США, Канада и ведущие европейские державы реализовали правовые концепции региональных объединений. По состоянию на 2004г. насчитывается порядка 100 объеди- нений, включающих все государства-члены ВТО.

     От эффективности взаимодействия ВТО с международными межправительственными и неправительственными организациями зависит развитие международно-правовой системы регулирования многосторонней торговли.

     Взаимодействие ВТО с международными финансовыми организациями доказывают, что совместные действия ВТО, МВФ, МБРР направлены на создание единого режима международно-правового регулирования валютно-финансовых отношений, смежных с многосторонней торговлей, посредством введения единого перечня прав и обязанностей государств-членов трёх организаций, в первую очередь при введении ими правил, ограничивающих доступ на внутренние рынки.
     Взаимодействие ВТО с Конференцией ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) и Международным торговым центром ЮНКТАД/ВТО (МТЦ) подтверждает необходимость дальнейшего совершенствования сотрудничества данных организаций в целях полноценной имплементации многосторонних торговых соглашений развивающимися и наименее развитыми странами.

     Взаимодействие ВТО с Всемирной организацией интеллектуальной собственности (ВОИС) и Продовольственной и сельскохозяйственной организацией (ФАО) доказывает, что процедуру имплементации Соглашения о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности (ТРИПС), по сельскому хозяйству, по применению санитарных и фитосанитарных мер и других международных актов, заключённых в рамках ВТО, необходимо согласовывать с соглашениями, действующими и разрабатываемыми под эгидой ВОИС, ФАО и других учреждений системы ООН.

     В международно-правовой практики формирования региональных экономических организаций, являясь членами ВТО, государства-участники преференциальных соглашений должны соблюдать режим наибольшего благоприятствования и не вводить дополнительных барьеров для стран, не входящих в соответствующее региональное соглашение.

     Современные международно-правовые формы участия международных неправительственных организаций (МНПО) в деятельности ВТО сводятся к тому, что представители профсоюзных, правозащитных, потребительских объединений и деловых кругов с 1996г. получили право присутствовать на заседаниях Конференции министров стран-членов ВТО и доступ к документам, не носящим конфиденциального характера.

     Всемирная торговая организация предоставляет своим членам доступ к многочисленным договоренностям, дает право пользоваться многими преимуществами в торговых отношениях между странами, определяет статус государства, повышает его престиж.

     Перед каждым государством стоит ряд проблем, связанных с вступлением в организацию. Эти требования применимы  к России. Поскольку начиная с октября 2003 г. в России актуально стоит вопрос о перспективах вступлении ее в ВТО.

    


2. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ВТО И РОССИИ

ОБЕСПЕЧЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ РОССИИ

2.1 Таможенно-тарифная политика РФ в соответствии с нормами и правилами ВТО

     Юридической основой таможенно-тарифной политики России являются законы Российской Федерации “О таможенном тарифе” от 21 мая 1993 г., “О государствен­ном регулировании внешнеторговой деятельности” от 13 октября 1995 г., Таможен­ный кодекс РФ, указы Президента РФ, по­становления Правительства РФ, акты органов исполнительной власти. Данные документы определяют порядок формирования, изменения и приме­нения российского таможенного тарифа.

     Основными целями российского таможенного тарифа являются: рационализация товарной структуры импорта; формирование условий для прогрессивных изменений структуры национального производства и потребления; защита российского рынка от недобросовестной иностранной конкуренции; создание условий для эффективной интеграции России в мировую экономику, включая присоединение к международ­ным организациям; улучшение структуры платежного баланса.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10