(*номинальный
темп роста в долл. США)
Вклад внешнего спроса в прирост ВВП в 2005-2008 гт. будет значительно сокращатся. Это связано с замедлением роста экспорта товаров и услуг с 13,1% в 2004 г. до 3,9% в 2008 году. Поэтому в структуре использования ВВП доля чистого экспорта товаров и услуг составит в 2008 году 2,2% против 12,2% в 2005 году. В результате увеличится доля других компонентов использования ВВП, в частности, доля инвестиций в основной капитал в 2008 году возрастает до 19,2% ВВП против 16,3% в 2004 году.
При сохранении нынешней низкой нормы накопления достижение темпов роста в 5,6-6% в год невозможно. В структуре внутреннего спроса доля валового накопления основного капитала увеличится с 24,5% в 2004 г. до 27,0% в 2008 г. при снижении доли потребительских расходов.
Внутренний спрос по-прежнему будет во многом ориентирован на импорт, рост которого хотя и будет замедляться, но при этом будет опережать рост внутреннего производства. В то же время доля импорта в структуре ВВП будет снижаться незначительно с 22,5% в 2004 г. до 22,0% в 2008 г., прежде всего за счет укрепления реального обменного курса рубля.
Прогнозируется дальнейшая диверсификация структуры промышленного производства. Доля обрабатывающих отраслей возрастет с 51% в 2004 г. до 54% в 2008 году. С ростом спроса на продукцию отраслей промышленности, производящих продукцию конечного потребления, возрастет и доля инвестиций в эти отрасли (с 7,3% в 2004 г. до 8,5% в 2008 г.).
Доля добывающих отраслей в совокупном выпуске промышленности сократится с 49% в 2004 г. до 46% в 2008 году. В связи со снижением внешнего спро- са на продукцию этих отраслей доля инвестиций в добывающие отрасли снизится (с 22,1% в 2004 г. до 18,9% в 2008 году).
Прогнозируемый рост
экономики в 5,6-6% достижим только при условии существенного повышения
эффективности экономики, конкурентоспособности бизнеса и проведения активной
структурной и инновационной политики государства.
Правительство России сегодня стоит на пути сложных, многоплановых и,
вместе с тем, перспективных и важных для страны переговоров, в итоге которых
укрепятся международные экономические позиции России, а законодательство
страны, административные правила, техника и практика государственного регулирования
всего комплекса внешнеэкономических связей будут выведены на современный
мировой уровень.
2.4. Стратегические аспекты присоединения России к ВТО
Мы твердо приняли решение двигаться в направлении вступления в ВТО и это решение будет реализовано»[13], — заявил Владимир Путин на выездной с
сии Всемирного эк.-ого форума в Москве, состоявшейся в октябре 2001 г.
Но, подтвердив в очередной разрешимость России присоединиться к ВТО, президент тут же отметил, что все действия в этом направлении будут со- поставляться с интересами национальной экономики.
Защита национальных интересов в процессе присоединения России к ВТО предполагает решение двух взаимосвязанных задач - обеспечение оптимальных сроков вступления в ВТО, а также выработку приемлемой исходной позиции нашей страны перед присоединением к ВТО. При этом важно отметить, что затягивание процесса присоединения к ВТО отнюдь не обязательно приводит к укреплению исходной позиции России. Пример переговорного процесса Китая и ВТО свидетельствует о том, что затягивание сроков вступления может привести к росту объема требований по отношению к кандидату на вступление в организацию. С точки зрения выработки благоприятных условия для присоединения к ВТО следует отметить, что на первых этапах переговорного процесса в ВТО Россия неоднократно повышала импортные пошлины в целях укрепления своей исходной позиции. Действительно, чем выше изначальный уровень импортных тарифов, тем больше объем уступок, который она может получить от контрагентов в обмен на снижение пошлин. При этом основным фактором, который принуждал российскую сторону повышать пошлины, явилось то, что на таможенный тариф можно повысить лишь до вступления в ВТО, после чего это сделать уже практически невозможно.
На первых этапах внешнеторговой либерализации степень защиты внутреннего рынка оказалась крайне низкой, что объективно требовало разработки средств таможенно-тарифной защиты российских производителей и временного повышения импортного тарифа. В ходе переговоров процесса представители ВТО высказались против повышения таможенных барьеров Россией, угрожая затягиванием переговоров в случае дальнейшего повышения импортных тарифов в период переговорного процесса. В результате повышение импортного тарифа со стороны России, как например, в 1995г. приводило к затягиванию переговоров.
В дальнейшем позиция России изменилась - в 2000г. была начата внешнеторговая реформа, которая сопровождалась рационализацией структуры импортного тарифа и его снижением с 13 до 11%. Снижение таможенных барьеров во многом диктовалось потребностями экономического развития в послекризисный период, шаг со стороны России был также направлен на ускорение переговорного процесса со странами ВТО.
В феврале 2002г. правительство решило пересмотреть ограничения по доступу на рынок финансовых услуг, а также импортные пошлины на продукцию черной металлургии, автопрома, авиапромышленности и фармацевтику.[14] При всей целесообразности дальнейшей внешнеторговой либерализации в России, стратегические соображения требуют учета специфики переговорного процесса с ВТО.
Существуют факторы, вынуждающие Россию ускорить процесс вступления в ВТО. Одним из них является создание Россией совместно с рядом стран СНГ таможенного союза, причем страны, входящие в данную интеграционную группировку, уже подали соответствующие заявки на вступление в ВТО. Более того, в 1998г. в ВТО была принята Киргизия - один из членов таможенного союза.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10