Приcоединение России к ВТО и обеспечение ее национальных интересов
Приcоединение России к ВТО и обеспечение ее национальных интересов
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«РОССИЙСКАЯ ТАМОЖЕННАЯ АКАДЕМИЯ»
РОСТОВСКИЙ ФИЛИАЛ
КАФЕДРА ОРГАНИЗАЦИИ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ
И ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ
«ДОПУСКАЮ К ЗАЩИТЕ»
Заведующий кафедрой
к.т.н.
_______________ Попов О.Р.
«____»____________
200__ г.
Дипломная работа на тему:
«ПРИСОЕДИНЕНИЕ РОССИИ К ВТО И ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ЕЕ НАЦИОНАЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ»
Студент 5 курса
заочного
(на базе высшего)
отделения
таможенного
факультета _______________________ В.В.Паскал
Руководитель
к.э.н. _______________________ И.Б.Чепко
Рецензент
_______________________ П.В.Таранов
Нормативный контролер
_______________________И.Б.Чепко
Ростов-на-Дону
2007
задание
Отзыв
Дипломная работа состоит из 90 страниц машинописного текста, 2 рисунков, 3
таблиц, 2 приложений, 33 литературных источника.
Структура работы включает в себе
введение, 3 главы, заключение, список использованной литературы и приложения.
ГЕНЕРАЛЬНОЕ СОГЛАШЕНИЕ О ТАРИФАХ И
ТОРГОВЛЕ, ВСЕМИРНАЯ ТОРГОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ, ГЕНЕРАЛЬНОЕ СОГЛАШЕНИЕ ПО ТОРГОВЛЕ
УСЛУГАМИ, РЕГУЛИРОВАНИЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ, ТАМОЖЕННО-ТАРИФНАЯ ПОЛИТИКА
РОССИИ, ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РОССИИ, СТРАТЕГИЯ, ПЕРЕГОВОРЫ
ПРИСОЕДИНЕНИЯ РОССИИ К ВСЕМИРНОЙ ТОРГОВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ.
Актуальность темы исследования: одним
из центральных вопросов экономической политики России является вступление во
Всемирную торговую организацию (ВТО). С одной стороны – это объективная
необходимость интеграции в мировую экономику, с другой – решение проблемы
обеспечения экономической безопасности страны. Несомненно, вступление в ВТО
несет в себе положительные черты, но и предполагает преодоление ряда трудностей,
которые рассмотрены в дипломной работе.
Целью работы является анализ норм и
принципов деятельности ГАТТ/ВТО как института регулирования международных
торговых отношений, проблем и перспектив России в связи с ее вступлением в
ГАТТ/ВТО.
Задачи для реализации цели:
- изучение механизма деятельности
ГАТТ/ВТО;
- особенности функционирования Всемирной
торговой организации;
- обоснование необходимости и
целесообразности присоединения России к
ВТО;
- определение основных позиций России на переговорах
по вступлению в ВТО
с учетом необходимости защиты
российских национальных интересов.
В написание работы применялись методы:
обобщения, анализа, сравнения, нормативно-правовой, статистической
информации.
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………9
1. ВТО – ОСНОВА СИСТЕМЫ МЕЖДУНАРОДНОЙ
ТОРГОВЛИ…………...11
1.1. ГАТТ и ВТО: исторические
обстоятельства возникновения……………11
1.2. Организационно-правовая
деятельность ГАТТ/ВТО.
Результаты деятельности
ГАТТ…………………………………………...15
1.3. Регулирование международной
торговли ГАТТ/ВТО: торговля товарами,
сотрудничество с
международными организациями…………………….35
2. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ВТО И РОССИИ.
ОБЕСПЕЧЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ РОССИИ……………...51
2.1. Таможенно-тарифная политика РФ в
соответствии с нормами и правила
ми
ВТО……………………………………………………………………....51
2.2. Процесс вступления России в
ГАТТ/ВТО………………………………..55
2.3. Участие государства во
внешнеторговой деятельности…………………60
2.4. Стратегические аспекты
присоединения России к ВТО...………………66
2.5. Современный этап переговоров по
присоединению России к ВТО…….68
2.6. Анализ положительных и
негативных аспектов присоединения России
к
ВТО………………………………………………………………………...77
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.……………………………………………………………………87
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ.………………………………89
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………….91
ПЕРЕЧЕНЬ СОКРАЩЕНИЙ,
СИМВОЛОВ, СПЕЦИАЛЬНЫХ ТЕРМИНОВ
ВОИС – Всемирная организация интеллектуальной
собственности
ВТО – Всемирная торговая организация
ВВП – Внутренний валовой продукт
ГАТТ – Генеральное соглашение о тарифах и
торговле
ГАТС – Генеральное соглашение по торговле
услугами
ЕЭС – Европейское экономическое сообщество
ЕАСТ – Европейская ассоциация свободной
торговли
ЕС – Европейский Союз
МНПО – Международные неправительственные
организации
МВФ – Международный Валютный Фонд
МТО – Международная Торговая организация
МТП – Многосторонние торговые переговоры
МТС – Многосторонние торговые соглашения
МТЦ – Международный торговый центр
МБРР – Международный банк реконструкции и
развития
НАФТА – Североамериканская ассоциация
свободной торговли
ООН – Организация Объединенных Наций
ОЭСР – Организация экономического
сотрудничества и развития
РГ – Рабочая группа
РНБ – Режим наибольшего
благоприятствования
СНГ – Содружество независимых государств
СССР – Союз Советских Социалистических
Республик
ТН ВЭД – Товарная номенклатура
внешнеэкономической деятельности
ТРИПС – Соглашение о торговых аспектах
прав на интеллектуальную собственность
ФЗ – Федеральный закон
ЮНКТАД –
Конференция ООН по торговле и развитию
ВВЕДЕНИЕ
В течение нескольких последних
десятилетий во всем мире повысилась степень внешнеэкономической открытости и
взаимозависимости национальных экономик, резко возросли объемы и интенсивность
международной торговли и международного движения капитала, ускорилось
формирование глобальных финансовых рынков.
Одним из центральных
вопросов экономической политики России является вступление во Всемирную торговую
организацию (ВТО). С одной стороны – это объективная необходимость интеграции в
мировую экономику, с другой – решение проблемы обеспечения экономической
безопасности страны. Несомненно, вступление в ВТО несет в себе положительные
черты, но и предполагает преодоление ряда трудностей.
В своем Послании
Федеральному собранию президент РФ В.В.Путин подчеркнул, что «членство в ВТО
должно стать инструментом защиты национальных интересов России на мировых
рынках и мощным внешним стимулом для решения тех задач, которые нам и так нужно
решать»[1].
Таким образом, вступление в ВТО приоритетно, нужно и важно. Вот в этом и
актуальность темы исследования.
Для успешной интеграции
России в мировую систему хозяйствования на данном этапе развития экономики
страны одним из приоритетов является принятие России как равноправного субъекта
мировой экономики. Этому может поспособствовать как закрепление основ рыночной
экономики и приведение их в соответствие с международными стандартами, так и
повышение конкурентоспособности товаров и услуг на внешних и внутренних рынках.
Цель работы:
анализ норм и принципов деятельности ГАТТ/ВТО как института регулирования
международных торговых отношений, проблем и перспектив России в связи с ее
вступлением в ГАТТ/ВТО.
Задачи для
реализации цели:
- изучение механизма деятельности
ГАТТ/ВТО;
- особенности функционирования Всемирной
торговой организации;
- обоснование необходимости и
целесообразности присоединения России к
ВТО;
- определение основных позиций России на
переговорах по вступлению в ВТО
с учетом необходимости защиты
российских национальных интересов.
Структура работы:
Глава 1 посвящена
историческим обстоятельствам возникновения ГАТТ и ВТО, организационно-правовой
деятельности ГАТТ, основополагающим принципам ГАТТ, на базе которых строится
многосторонняя система международной торговли.
Вторая глава связана с
проблемой присоединения России к системе ГАТТ/ВТО, анализом таможенно-тарифной
политики РФ, целей вступления России в ВТО.
В главе 3 рассматривается
внешнеэкономическая деятельность РФ, стратегические аспекты присоединения
России к ВТО и этапы переговоров по присоединению России к ВТО.
Заключение содержит
основные выводы работы.
В написание работы применялись методы:
обобщения, анализа, сравнения, нормативно-правовой, статистической
информации.
В процессе написания настоящей работы
была использована различная литература, посвященная проблемам функционирования
системы ГАТТ/ВТО, а также вопросам, связанным с присоединением России к этой
системе.
В дипломной работе были
использованы материалы периодических изданий. В частности, статьи,
опубликованные в журналах “Внешняя торговля”, “Экономика” и др. Полный список
использованной литературы приведен в конце работы.
Приложения содержат
дополнительную информацию.
1. ВТО – ОСНОВА
СИСТЕМЫ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ
1.1. ГАТТ и ВТО:
исторические обстоятельства возникновения.
Для того, чтобы в
полной мере представить современную ситуацию, сложившуюся в сфере международных
торговых отношений, а также оценить достигнутое в международной торговле,
необходимо обратиться к истокам многосторонней торговой системы ГАТТ.
“Великая депрессия”
1929-1933 годов наглядно показала назревшую необходимость координации вопросов
макроэкономической политики на многостороннем уровне. В условиях
приближающегося спада в США для защиты от конкурирующего импорта и стабилизации
экономики был принят Закон Холи-Смута, по которому средний уровень таможенных пошлин
был сначала поднят до 44,7%, а в 1932 году достиг 59,1%. За этим последовало значительное
повышение ставок в тарифах большинства западных стран, что имело пагубные последствия
для мировой экономики: за 1929-1932 годы объем мировой торговли сократился
почти на 60%.[2]
Уже в 1944 г. на валютно-финансовой конференции ООН в Бреттон-Вудсе (США) для решения задач стабилизации
международной валютной сферы, выравнивания платежных балансов и финансового
содействия в развитии экономики были созданы Международный Валютный Фонд (МВФ)
и Всемирный Банк.
Серьезные и порой
небезуспешные попытки международного регулирования торговых отношений
предпринимались еще до второй мировой войны. В качестве примеров можно назвать
Конвенции об упрощении таможенных формальностей (Женева, 1923 год), о Международном
Торговом Арбитраже (1924 год), об охране промышленной собственности и другие.[3] Однако они не были
системными и не всегда доводились до конца.
Послевоенный период
отмечен усилиями, направленными на создание универсальной Международной
Торговой Организации (МТО). В функции МТО входило бы регулирование на
многостороннем уровне социально-экономичес- ких проблем, включая вопросы
торговой политики, экономического развития, занятости, ограничительной деловой
практики, инвестиций, международных товарных соглашений. Эти проблемы
обсуждались на конференциях в Лондоне и Женеве в 1946-1947 годах. На женевской
конференции (август - октябрь 1947 года) в ходе работы над Уставом МТО - так
называемой Гаванской хартией - 23 страны, представленные на конференции, в том
числе США, Канада, Великобритания, Франция, Индия, Бразилия, и др. менее
развитые страны, начали переговоры о взаимном снижении довоенного уровня
таможенных тарифов, серьезно сдерживающих развитие международных экономических
связей.
Результатом первого
раунда переговоров стали 45 тысяч тарифных уступок, затронувших около 20%
мировой торговли (в сумме на 10 млрд. Долларов).[4]
Действенность этих уступок обеспечивалась целым рядом торгово-политичес- ких
статей Гаванской хартии, содержавших правила по взаимной торговле, которые
участвовавшие страны обязались соблюдать. Свод этих правил с приложенным к нему
списком согласованных тарифных уступок получил название Генерального соглашения
о тарифах и торговле (ГАТТ) и на временной основе (до завершения процесса
ратификации Устава МТО будущими странами-чле- нами) вошел в силу в январе 1948
года.
Первоначально текст
Соглашения состоял из трех разделов.
·
Раздел I, состоящий из двух статей, содержал в себе основные положения
о
режиме наибольшего
благоприятствования (наиболее благоприятствуемой
нации) и списки взаимных
уступок.
·
Раздел II был посвящен торговой политике и представлял собой
своеобразный кодекс правил международной торговли.
·
Раздел III содержал положения о таможенных союзах, зонах свободной
тор-
говли и о применении
Соглашения в их отношении. В 1965 году текст ГАТТ
был дополнен
Разделом IV “Торговля и развитие”, который был внесен в Со
глашение по требованию
развивающихся стран.
В то время, когда
ГАТТ было лишь протоколом о результатах первого раунда тарифных переговоров,
проводившихся в рамках обсуждения Устава МТО, и временным сводом правил,
действующих, как предполагалось, до вступления в силу Гаванской Хартии, вопрос
о каких бы то ни было учредительских проблемах и статусе не стоял на повестке
дня. Несмотря на то, что Генеральное Соглашение содержало в себе основные
положения, во многом схожие с положениями раздела Устава МТО, посвященного
вопросам торговой политики, постоянным институтом должна была стать МТО. Устав
МТО включал в себя детально разработанные положения о конференциях МТО,
исполнительном органе, комиссиях, Генеральном директоре и об оплачиваемом
персонале. Кроме того Устав предусматривал продуманную процедуру разрешения
споров. Что же касается Генерального Соглашения, то оно не обладало тогда
учредительными положениями ни в отношении постоянных органов, ни в отношении урегулирования
разногласий.
Но когда стало ясно,
что усилия по созданию МТО не увенчаются успехом (что и подтвердилось отказом
США в 1950 ратифицировать Гаванскую хар- тию), в рамках ГАТТ были созданы
практически все предусмотренные Уставом органы и разработан механизм разрешения
споров.
Высшим органом ГАТТ
была определена Сессия Договаривающихся Сто- рон. Собирались Сессии, как,
правило, ежегодно, каждая страна-участница име- ла на них один голос, однако
решения обычно принимались на основе консенсуса, а не путем голосования. Первая
Сессия была созвана в марте 1948 года Генеральным Секретарем ООН; в дальнейшем
же, с 1949 года, право созывать Сессии, руководить их работой получил
Председатель (Ответственный Секретарь) Сессии Договаривающихся Сторон,
избираемый странами-участницами.[5]
Сессия Договаривающихся
Сторон обладают исключительными полномочиями выносить решения о проблемах,
возникающих между странами-участницами, о соответствии их торговой политики
нормам ГАТТ. В сферу компетенции высшего органа ГАТТ вошло также утверждение
бюджета ГАТТ.
В 1954 году была
окончательно оформлена и преобразована в Секретариат Временная Комиссия МТО,
действовавшая с марта 1948 года и осуществлявшая организационно-техническое
обслуживание деятельности ГАТТ. Состоящий в первые годы из трех-четырех
специалистов Секретариат со временем превратился в крупный орган, имеющий
структурные подразделения (юридический, экономический отделы, аналитические
подразделения и др.). На секретариат была возложена подготовительная работа,
распространение среди стран-участ- ниц всей необходимой информации, изучение и
прогнозирование экономического развития и торговой политики стран-участниц.
В 1951 году был
создан Межсессионный Комитет, в функции которого вхо- дило обсуждение и
составление повестки дня Сессии, рассмотрение срочных и непредвиденных вопросов,
проведение консультаций по платежно-балансовым проблемам.
В соответствии с
решением Договаривающихся Сторон от 4 июня 1960 года, вместо Межсессионного
Комитета был создан Совет Представителей ГАТТ.
Совет стал
оперативно-представительным органом, который собирался около девяти раз в год в
период между Сессиями для решения неотложных задач и выполнения всей текущей
работы. Совет состоял из представителей всех стран-участниц Соглашения, а его
председатель избирался на 1 год на Сессии Договаривающихся Сторон. Среди
полномочий Совета следует выделить следующие: определение состава повестки дня
для Сессии Договаривающихся Сторон, учреждение вспомогательных органов и
определение условий их деятельности, наблюдение и контроль за работой различных
комитетов, групп и других вспомогательных органов.
С самого начала
деятельности ГАТТ получила распространение фомирова- ния временных рабочих
групп в составе нескольких человек для изучения конкретных проблем и подготовки
соответствующих докладов. Кроме того, для углубленного рассмотрения важных
вопросов и обычно на постоянной основе создавались специальные комитеты. В большинстве
случаев членство в них открыто для всех Договаривающихся Сторон. Следует
упомянуть некоторые из них, действующие на постоянной основе: Комитет по
торговым ограничениям, Комитет по торговым уступкам, Бюджетный комитет. С
введением в ГАТТ Раздела IV был также учрежден комитет “Торговля и развитие”.
Комитеты по торговым переговорам создавались временно для наблюдения за ходом
мно- госторонних торговых переговоров.
В 1965 году вместо
существовавшей до этого должности Ответственного Секретаря была учреждена новая
должность Генерального Директора ГАТТ. выступаещего своеобразным арбитром в
спорах меду сторонами, в случае неуспешных переговоров по мирному
урегулированию возникших споров. Осо- бое значение имеет жюри экспертов, также
входящее в организационную структуру ГАТТ, основная задача которого -
осуществление профессионального наблюдения за процессом разрешения споров в
ГАТТ.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
|