рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Приcоединение России к ВТО и обеспечение ее национальных интересов рефераты

Приcоединение России к ВТО и обеспечение ее национальных интересов

 

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«РОССИЙСКАЯ ТАМОЖЕННАЯ АКАДЕМИЯ»

 

РОСТОВСКИЙ ФИЛИАЛ

 


КАФЕДРА ОРГАНИЗАЦИИ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ

И ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ТАМОЖЕННОГО КОНТРОЛЯ


                                                 «ДОПУСКАЮ К ЗАЩИТЕ»

 

                                                     Заведующий кафедрой

                        к.т.н.

                                                                 _______________ Попов О.Р.

                                                                 «____»____________ 200__ г.

 

 

Дипломная работа на тему:

«ПРИСОЕДИНЕНИЕ РОССИИ К ВТО И ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЕЕ НАЦИОНАЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ»





Студент 5 курса заочного

(на базе высшего) отделения

таможенного факультета        _______________________ В.В.Паскал

Руководитель к.э.н.                 _______________________ И.Б.Чепко

Рецензент                                 _______________________ П.В.Таранов

Нормативный контролер        _______________________И.Б.Чепко







 Ростов-на-Дону 

  2007

  

задание


 

Отзыв
     Дипломная работа состоит из 90 страниц машинописного текста, 2 рисунков, 3 таблиц, 2 приложений, 33 литературных источника.

     Структура работы включает в себе введение, 3 главы, заключение, список использованной литературы и приложения.

     ГЕНЕРАЛЬНОЕ СОГЛАШЕНИЕ О ТАРИФАХ И ТОРГОВЛЕ, ВСЕМИРНАЯ ТОРГОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ, ГЕНЕРАЛЬНОЕ СОГЛАШЕНИЕ ПО ТОРГОВЛЕ УСЛУГАМИ, РЕГУЛИРОВАНИЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ, ТАМОЖЕННО-ТАРИФНАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ, ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РОССИИ, СТРАТЕГИЯ, ПЕРЕГОВОРЫ ПРИСОЕДИНЕНИЯ РОССИИ К ВСЕМИРНОЙ ТОРГОВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ.

     Актуальность темы исследования: одним из центральных вопросов экономической политики России является вступление во Всемирную торговую организацию (ВТО). С одной стороны – это объективная необходимость интеграции в мировую экономику, с другой – решение проблемы обеспечения экономической безопасности страны. Несомненно, вступление в ВТО несет в себе положительные черты, но и предполагает преодоление ряда трудностей, которые рассмотрены в дипломной работе. 

     Целью работы является анализ норм и принципов деятельности ГАТТ/ВТО как института регулирования международных торговых отношений,  проблем и перспектив России в связи с ее вступлением в ГАТТ/ВТО.

     Задачи для реализации цели:

- изучение механизма деятельности ГАТТ/ВТО;

- особенности функционирования Всемирной торговой организации;

- обоснование необходимости и целесообразности присоединения России к 

   ВТО;

- определение основных позиций России на переговорах по вступлению в ВТО   

   с учетом необходимости защиты российских национальных интересов.

  В написание работы применялись методы: обобщения, анализа,  сравнения, нормативно-правовой, статистической информации. 


СОДЕРЖАНИЕ

                                                                                                                          стр.

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………9

1. ВТО – ОСНОВА СИСТЕМЫ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ…………...11

     1.1. ГАТТ и ВТО: исторические обстоятельства возникновения……………11

     1.2. Организационно-правовая деятельность ГАТТ/ВТО.

            Результаты деятельности ГАТТ…………………………………………...15

     1.3. Регулирование международной торговли ГАТТ/ВТО: торговля товарами, 

            сотрудничество с международными организациями…………………….35

2. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ВТО И РОССИИ.

    ОБЕСПЕЧЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ РОССИИ……………...51

     2.1. Таможенно-тарифная политика РФ в соответствии с нормами и правила

            ми ВТО……………………………………………………………………....51

     2.2. Процесс вступления России в ГАТТ/ВТО………………………………..55

     2.3. Участие государства во внешнеторговой деятельности…………………60

     2.4. Стратегические аспекты присоединения России к ВТО...………………66

     2.5. Современный этап переговоров по присоединению России к ВТО…….68

     2.6. Анализ положительных и негативных аспектов присоединения России

           к ВТО………………………………………………………………………...77

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.……………………………………………………………………87
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.………………………………89
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………….91

ПЕРЕЧЕНЬ СОКРАЩЕНИЙ, СИМВОЛОВ, СПЕЦИАЛЬНЫХ ТЕРМИНОВ



ВОИС – Всемирная организация интеллектуальной собственности

ВТО – Всемирная торговая организация

ВВП –  Внутренний валовой продукт

ГАТТ – Генеральное соглашение о тарифах и торговле

ГАТС –  Генеральное соглашение по торговле услугами

ЕЭС – Европейское экономическое сообщество

ЕАСТ – Европейская ассоциация свободной торговли

ЕС – Европейский Союз

МНПО – Международные неправительственные организации

МВФ – Международный Валютный Фонд

МТО – Международная Торговая организация

МТП – Многосторонние торговые переговоры

МТС – Многосторонние торговые соглашения

МТЦ – Международный  торговый  центр    

МБРР – Международный банк реконструкции и развития

НАФТА – Североамериканская ассоциация свободной торговли

ООН – Организация Объединенных Наций

ОЭСР – Организация экономического сотрудничества и развития

РГ – Рабочая группа

РНБ – Режим наибольшего благоприятствования  

СНГ – Содружество независимых государств

СССР – Союз Советских Социалистических Республик

ТН ВЭД – Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности

ТРИПС – Соглашение о торговых аспектах прав на интеллектуальную собственность

ФЗ – Федеральный закон

ЮНКТАД – Конференция ООН по торговле и развитию

ВВЕДЕНИЕ

  

     В течение нескольких последних десятилетий во всем мире повысилась степень внешнеэкономической открытости и взаимозависимости национальных экономик, резко возросли объемы и интенсивность международной торговли и международного движения капитала, ускорилось формирование глобальных финансовых рынков. 

Одним из центральных вопросов экономической политики России является вступление во Всемирную торговую организацию (ВТО). С одной стороны – это объективная необходимость интеграции в мировую экономику, с другой – решение проблемы обеспечения экономической безопасности страны. Несомненно, вступление в ВТО несет в себе положительные черты, но и предполагает преодоление ряда трудностей. 

В своем Послании Федеральному собранию президент РФ В.В.Путин подчеркнул, что «членство в ВТО должно стать инструментом защиты национальных интересов России на мировых рынках и мощным внешним стимулом для решения тех задач, которые нам и так нужно решать»[1]. Таким образом, вступление в ВТО приоритетно, нужно и важно. Вот в этом и актуальность темы исследования.

Для успешной интеграции России в мировую систему хозяйствования на данном этапе развития экономики страны одним из приоритетов является принятие России как равноправного субъекта мировой экономики. Этому может поспособствовать как закрепление основ рыночной экономики и приведение их в соответствие с международными стандартами, так и повышение конкурентоспособности товаров и услуг на внешних и внутренних рынках.

     Цель работы: анализ норм и принципов деятельности ГАТТ/ВТО как института регулирования международных торговых отношений,  проблем и перспектив России в связи с ее вступлением в ГАТТ/ВТО.

     Задачи для реализации цели:

- изучение механизма деятельности ГАТТ/ВТО;

- особенности функционирования Всемирной торговой организации;

- обоснование необходимости и целесообразности присоединения России к 

  ВТО;

- определение основных позиций России на переговорах по вступлению в ВТО   

   с учетом необходимости защиты российских национальных интересов.

    Структура работы:

Глава 1 посвящена историческим обстоятельствам возникновения ГАТТ и ВТО, организационно-правовой деятельности ГАТТ, основополагающим принципам ГАТТ, на базе которых строится многосторонняя система международной торговли.

Вторая глава связана с проблемой присоединения России к системе ГАТТ/ВТО, анализом таможенно-тарифной политики РФ, целей вступления России в ВТО.

     В главе 3 рассматривается внешнеэкономическая деятельность РФ, стратегические аспекты присоединения России к ВТО и этапы переговоров по присоединению России к ВТО.

    Заключение содержит основные выводы работы.

    В написание работы применялись методы: обобщения, анализа,  сравнения, нормативно-правовой, статистической информации. 

    В процессе написания настоящей работы была использована различная литература, посвященная проблемам функционирования системы ГАТТ/ВТО, а также вопросам, связанным с присоединением России к этой системе.

В дипломной работе были использованы материалы периодических изданий. В частности, статьи, опубликованные в журналах “Внешняя торговля”,  “Экономика” и др. Полный список использованной литературы приведен в конце работы.

     Приложения содержат дополнительную информацию.


1. ВТО – ОСНОВА СИСТЕМЫ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ

1.1. ГАТТ и ВТО: исторические обстоятельства возникновения.

     Для того, чтобы в полной мере представить современную ситуацию, сложившуюся в сфере международных торговых отношений,  а также оценить достигнутое в международной торговле, необходимо обратиться к истокам многосторонней торговой системы ГАТТ.

“Великая депрессия” 1929-1933 годов наглядно показала назревшую необходимость координации вопросов макроэкономической политики на многостороннем уровне. В условиях приближающегося спада в США для защиты от конкурирующего импорта и стабилизации экономики был принят Закон Холи-Смута, по которому средний уровень таможенных пошлин был сначала поднят до 44,7%, а в 1932 году достиг 59,1%. За этим последовало значительное повышение ставок в тарифах большинства западных стран, что имело пагубные последствия для мировой экономики: за 1929-1932 годы объем мировой торговли сократился почти на 60%.[2]

     Уже в 1944 г. на валютно-финансовой конференции ООН в Бреттон-Вудсе (США) для решения задач стабилизации международной валютной сферы, выравнивания платежных балансов и финансового содействия в развитии экономики были созданы Международный Валютный Фонд (МВФ) и Всемирный Банк.

     Серьезные и порой небезуспешные попытки международного регулирования торговых отношений предпринимались еще до второй мировой войны. В качестве примеров можно назвать Конвенции об упрощении таможенных формальностей (Женева, 1923 год), о Международном Торговом Арбитраже (1924 год), об охране промышленной собственности и другие.[3] Однако они не были системными и не всегда доводились до конца.

     Послевоенный период отмечен усилиями, направленными на создание универсальной Международной Торговой Организации (МТО). В функции МТО входило бы регулирование на многостороннем уровне социально-экономичес- ких проблем, включая вопросы торговой политики, экономического развития, занятости, ограничительной деловой практики, инвестиций, международных товарных соглашений. Эти проблемы обсуждались на конференциях в Лондоне и Женеве в 1946-1947 годах. На женевской конференции (август - октябрь 1947 года) в ходе работы над Уставом МТО - так называемой Гаванской хартией - 23 страны, представленные на конференции, в том числе США, Канада, Великобритания, Франция, Индия, Бразилия,  и др. менее развитые страны, начали переговоры о взаимном снижении довоенного уровня таможенных тарифов, серьезно сдерживающих развитие международных экономических связей.

     Результатом первого раунда переговоров стали 45 тысяч тарифных уступок, затронувших около 20% мировой торговли (в сумме на 10 млрд. Долларов).[4] Действенность этих уступок обеспечивалась целым рядом торгово-политичес- ких статей Гаванской хартии, содержавших правила по взаимной торговле, которые участвовавшие страны обязались соблюдать. Свод этих правил с приложенным к нему списком согласованных тарифных уступок получил название Генерального соглашения о тарифах и торговле (ГАТТ) и на временной основе (до завершения процесса ратификации Устава МТО будущими странами-чле- нами) вошел в силу в январе 1948 года.

     Первоначально текст Соглашения состоял из трех разделов.

·        Раздел I, состоящий из двух статей, содержал в себе основные положения о   

      режиме наибольшего благоприятствования (наиболее благоприятствуемой  

      нации) и списки взаимных уступок.

·        Раздел II был посвящен торговой политике и представлял собой своеобразный кодекс правил международной торговли.

·        Раздел III содержал положения о таможенных союзах, зонах свободной тор-

     говли и о применении Соглашения в их отношении. В 1965 году текст ГАТТ

     был дополнен Разделом IV “Торговля и развитие”, который был внесен в Со

     глашение по требованию развивающихся стран.

     В то время, когда ГАТТ было лишь протоколом о результатах первого раунда тарифных переговоров, проводившихся в рамках обсуждения Устава МТО, и временным сводом правил, действующих, как предполагалось, до вступления в силу Гаванской Хартии, вопрос о каких бы то ни было учредительских проблемах и статусе не стоял на повестке дня. Несмотря на то, что Генеральное Соглашение содержало в себе основные положения, во многом схожие с положениями раздела Устава МТО, посвященного вопросам торговой политики, постоянным институтом должна была стать МТО. Устав МТО включал в себя детально разработанные положения о конференциях МТО, исполнительном органе, комиссиях, Генеральном директоре и об оплачиваемом персонале. Кроме того Устав предусматривал продуманную процедуру разрешения споров. Что же касается Генерального Соглашения, то оно не обладало тогда учредительными положениями ни в отношении постоянных органов, ни в отношении урегулирования разногласий.

     Но когда стало ясно, что усилия по созданию МТО не увенчаются успехом (что и подтвердилось отказом США в 1950 ратифицировать Гаванскую хар- тию), в рамках ГАТТ были созданы практически все предусмотренные Уставом органы и разработан механизм разрешения споров.

     Высшим органом ГАТТ была определена Сессия Договаривающихся Сто- рон. Собирались Сессии, как, правило, ежегодно, каждая страна-участница име- ла на них один голос, однако решения обычно принимались на основе консенсуса, а не путем голосования. Первая Сессия была созвана в марте 1948 года Генеральным Секретарем ООН; в дальнейшем же, с 1949 года, право созывать Сессии, руководить их работой получил Председатель (Ответственный Секретарь) Сессии Договаривающихся Сторон, избираемый странами-участницами.[5]

Сессия Договаривающихся Сторон обладают исключительными полномочиями выносить решения о проблемах, возникающих между странами-участницами, о соответствии их торговой политики нормам ГАТТ. В сферу компетенции высшего органа ГАТТ вошло также утверждение бюджета ГАТТ.

     В 1954 году была окончательно оформлена и преобразована в Секретариат Временная Комиссия МТО, действовавшая с марта 1948 года и осуществлявшая организационно-техническое обслуживание деятельности ГАТТ. Состоящий в первые годы из трех-четырех специалистов Секретариат со временем превратился в крупный орган, имеющий структурные подразделения (юридический, экономический отделы, аналитические подразделения и др.). На секретариат была возложена подготовительная работа, распространение среди стран-участ- ниц всей необходимой информации, изучение и прогнозирование экономического развития и торговой политики стран-участниц.

     В 1951 году был создан Межсессионный Комитет, в функции которого вхо- дило обсуждение и составление повестки дня Сессии, рассмотрение срочных и непредвиденных вопросов, проведение консультаций по платежно-балансовым проблемам.

     В соответствии с решением Договаривающихся Сторон от 4 июня 1960 года, вместо Межсессионного Комитета был создан Совет Представителей ГАТТ.

Совет стал оперативно-представительным органом, который собирался около девяти раз в год в период между Сессиями для решения неотложных задач и выполнения всей текущей работы. Совет состоял из представителей всех стран-участниц Соглашения, а его председатель избирался на 1 год на Сессии Договаривающихся Сторон. Среди полномочий Совета следует выделить следующие: определение состава повестки дня для Сессии Договаривающихся Сторон, учреждение вспомогательных органов и определение условий их деятельности, наблюдение и контроль за работой различных комитетов, групп и других вспомогательных органов.

     С самого начала деятельности ГАТТ получила распространение фомирова- ния временных рабочих групп в составе нескольких человек для изучения конкретных проблем и подготовки соответствующих докладов. Кроме того, для углубленного рассмотрения важных вопросов и обычно на постоянной основе создавались специальные комитеты. В большинстве случаев членство в них открыто для всех Договаривающихся Сторон. Следует упомянуть некоторые из них, действующие на постоянной основе: Комитет по торговым ограничениям, Комитет по торговым уступкам, Бюджетный комитет. С введением в ГАТТ Раздела IV был также учрежден комитет “Торговля и развитие”. Комитеты по торговым переговорам создавались временно для наблюдения за ходом мно- госторонних торговых переговоров.

     В 1965 году вместо существовавшей до этого должности Ответственного Секретаря была учреждена новая должность Генерального Директора ГАТТ. выступаещего своеобразным арбитром в спорах меду сторонами, в случае неуспешных переговоров по мирному урегулированию возникших споров. Осо- бое значение имеет жюри экспертов, также входящее в организационную структуру ГАТТ, основная задача которого - осуществление профессионального наблюдения за процессом разрешения споров в ГАТТ.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10