Приcоединение России к ВТО и обеспечение ее национальных интересов
До создания ВТО в
систему ГАТТ входили 125 государств, на которые приходилось около 90% мирового
товарооборота. Более 25 стран ведут переговоры по присоединению к ГАТТ/ВТО.
Важнейшими функциями
ВТО являются: контроль за выполнением соглашений и договоренностей пакета
документов Уругвайского раунда; проведение многосторонних торговых переговоров
и консультаций между заинтересованными странами-членами; разрешение торговых
споров; мониторинг национальной торговой политики стран-членов; техническое
содействие развивающимся государствам по вопросам, касающимся компетенции ВТО;
сотрудничество с
международными
специализированными организациями.
Все страны-члены ВТО
принимают обязательства по выполнению основных
соглашений и юридических
документов, объединенных термином "Многосторонние торговые
соглашения" (МТС).
Центральное место в
пакете соглашений занимают следующие группы документов (см. приложение 2)
1.
Соглашения генерального типа, своего рода рамочные соглашения.
Таких соглашений три: Генеральное соглашение по тарифам и торговле, Генеральное
соглашение по торговле услугами и Соглашение по торговым аспектам прав
интеллектуальной собственности.
2.
Многосторонние соглашения, подробно регулирующие отдельные, более частные
вопросы, входящие в ГАТТ или в ГАТС. Например, Соглашение о применении ст. VII ГАТТ (Соглашение о
таможенной стоимости), Соглашение об импортном лицензировании, Соглашение о
применении ст. VI ГАТТ (Антидемпинговый кодекс), Соглашение о субсидиях и
компенсационных мерах, Соглашение по защитным мерам (ст. XIX ГАТТ) и др.
3.
Соглашения регулируют те вопросы, которые первоначально не входили
ни в Генеральное соглашение по тарифам и торговле, ни в Генеральное соглашение
по торговле услугами или входили в виде отдельных вопросов. Соглашения, которые
вводят в сферу действия ВТО новые области. Некоторые из них появились давно,
еще в 70-е годы XX в., но прошли известный путь в ВТО в сторону своего развития и
совершенствования. Это два соглашения, регулирующие сложные вопросы технических
барьеров в торговле, санитарные нормы, это соглашение по сельскому хозяйству,
соглашение по текстилю и одежде. Соглашения, которые развертывают ряд положений
Генерального соглашения по торговле услугами: это недавно принятые соглашения
по телекоммуникациям, по финансовым услугам и ряд других.
4.
Соглашения состоящие из решений самих органов ВТО или решений, возникших
на основе разборов спорных и конфликтных ситуаций, которые интерпретируют те
или иные положения документов ВТО.
Высшим органом ВТО
является Министерская конференция, объединяющая представителей всех участников
организации. Сессии конференции проходят не реже одного раза в два года, на
которых обсуждаются и принимаются решения по принципиальным вопросам, связанным
с пакетом соглашений Уругвайского раунда.
Первая конференция
состоялась в декабре 1996 г. в Сингапуре, на которой, в частности, было
принято Соглашение по либерализации торговли в области
информационных
технологий.
Вторая - в мае 1998 г. в Женеве, где подводились основные итоги пятидесятилетней деятельности ГАТТ/ВТО и было
принято решение о подготовке к новому раунду многосторонних торговых переговоров
(МТП).
Третья Министерская
конференция состоялась 30.11.1999 г.-03.12.1999 г. в Сиэтле (США) и была
посвящена обсуждению имплементации странами-чле- нами организации соглашений
Уругвайского раунда, а также формата нового раунда МТП. Формально в Сиэтле не
удалось достичь поставленных целей, не были выработаны конкретная повестка раунда
и формат его проведения. Это было обусловлено наличием серьезных противоречий
по принципиальным проблемам в целом и по новым сферам, в частности, между
промышленно развитыми государствами и развивающимися странами. Также имелись
значительные разногласия между ведущими игроками ВТО – группы “квадро” (ЕС,
США, Япония, Канада), включая несовпадение их стратегических интересов по проведению
нового раунда.
В итоге было принято
решение продолжить обсуждение данных проблем в Женеве под эгидой Генерального
совета ВТО, который должен был представить свои предложения по проведению
нового раунда. В рамках соответствующих Комитетов ВТО весной 2000 г. началось
обсуждение проблематики “вст- роенной повестки”. В 2000-2001гг. проходило также
рассмотрение предложений стран-членов по формату дальнейшей эволюции этих Соглашений
и других сфер деятельности организации. С учётом остающихся противоречий между
различными группами государств и отдельных стран-членов ВТО, работа строилась
на поиске компромиссных решений.
9-13 ноября 2001 г. в г.Доха (Катар) состоялась четвертая Министерская конференция, на которой в итоге было
принято решение начать переговоры по ряду направлений, касающихся
"встроенной повестки", промышленных тарифов, ТРИПС, правил ВТО
(субсидии, антидемпинг, региональные торговые соглашения), договоренностей по
урегулированию торговых споров. В рамках
соответствующих комитетов
велась работа по переговорам в других областях
(торговля и экология и
т.д.). В феврале 2002г. начал работу Комитет по торговым переговорам,
включающий ряд специализированных органов, который
является координатором
переговорного процесса нового раунда МТП.
Пятая Министерская
конференция состоялась 10-14 сентября 2003г. в г.Канкун (Мексика), где
предполагалось подвести промежуточные итоги МТП и определить формат их
дальнейшего продолжения. Из-за наличия принципиальных противоречий между различными
группами государств, прежде всего по проблемам сельского хозяйства и “сингапурским
вопросам” консенсуса достигнуть не удалось, и конференция закончилась практически
безрезультатно. В целом этот раунд завершился к началу 2005 г.
ВТО постоянно
эволюционирует и в ее деятельность включаются новые актуальные вопросы.
Шестая Министерская
конференция стран-членов ВТО состоялась 13-18 декабря 2005 г. в Гонконге. Гонконгская конференция сыграла роль промежуточного этапа на пути выработки
полномасштабных договоренностей Доха-раунда. Принятая в ходе напряженных переговоров
Министерская декларация закрепляет достигнутый прогресс на переговорах и
определяет ориентиры работы по обеспечению завершения раунда в 2006 г. По итогам конференции были приняты следующие важные решения:
·
экспортные субсидии в сельском хозяйстве подлежат отмене к 2013 г.;
·
хлопковые субсидии подлежат отмене в 2006 г.;
·
к 2008 г. развитые страны (ОЭСР) обязаны обеспечить свободный
доступ на свои рынки для 97% товаров из 32 наименее развитых стран;
С рядом стран были
подписаны протоколы о завершении двусторонних переговоров.
1.3.
Регулирование международной торговли ГАТТ/ВТО: торговля
товарами, сотрудничество
с международными организациями
Мировая торговля
товарами была предметом регулирования со стороны мирового сообщества с первых
послевоенных лет, когда в 1948 году вступило в силу Генеральное соглашение по
тарифам и торговле (ГАТТ). Международная торговая организация (МТО) задумывалась
как третья , наряду с МВФ и Мировым банком, организация, которая приняла бы на
себя функции регулирования международного экономического сотрудничества. Устав
торговой организации еще разрабатывался, а около 23 стран уже согласовали и
подписали ГАТТ как всемирное соглашение, полагая, полагая, что за этим
последует создание МТО.
Несмотря на то, что
устав МТО был согласован, парламенты некоторых стран, и прежде всего США,
отказались его ратифицировать. В результате ГАТТ, количество подписавших сторон
которого постоянно расширялось, с 1948 по 1995 г. оставалось единственным международно-правовым соглашением, регулирующим мировую торговлю.
ВТО была
образована в 1995 году на основании Марракешского соглашения, подписанного в
апреле 1994 года в г. Марракеш в Марокко в результате окончания Уругвайского
раунда многосторонних торговых переговоров. Соглашение о создании ВТО содержит
29 правовых документов и 25 министерских деклараций, определяющих права и
обязанности стран в рамках многосторонней торговой системы, которые впитали в
себя все лучшее достигнутое в рамках ГАТТ и добавили много нового. ГАТТ,
подписанное в 1947 г. с последующими изменениями и дополнениями, известное
сейчас как «ГАТТ 1994», входит в число правовых документов, лежащих в основе
ВТО. Большинство в 3/4 голосов требуется для одобрения толкования того или
иного многостороннего торгового соглашения или для снятия со страны-члена
обязательства, налагаемого таким соглашением. Решение об изменении
многостороннего соглашения требует согласия всех стран-членов, хотя такие решения
обязательны только для стран, ратифицирующих их. Решение о приеме новых членов
принимается министерской конференцией 2/3 голосов. Решения в ВТО принимаются
голосованием на основе принципа «одна стран – один голос», но, унаследовав
традиции ГАТТ, ВТО принимает большинство решений на основе согласия всех –
консенсусом.
Принципиальное
различие между ВТО и ГАТТ заключается в том, что ГАТТ было простым сводом
правил, многосторонним соглашением, имеющим небольшой секретариат. ВТО является
постоянной международной организацией, действующей на основе соглашения,
ратифицированного странами-членами, и имеющей свой секретариат. ГАТТ как соглашение
состояло из сторон, участвующих в нем. ВТО состоит из стран-членов. ГАТТ
изначально считалось временным соглашением, действующим до момента создания
ВТО. ВТО – постоянно действующая организация. ГАТТ было посвящено практически
только торговле товарами. На ВТО возложены функции регулирования торговли не
только товарами, но и услугами, включая такие специфические, как права на
интеллектуальную собственность.
Система
урегулирования торговых споров, действовавшая в рамках ГАТТ, была громоздкой и
неэффективной, поскольку позволяла отдельным странам блокировать принятие
решений. Система урегулирования торговых споров, действующая в ВТО, более
эффективна, поскольку позволяет принимать многие решения, которые не могут быть
блокированы отдельными странами, на автоматической основе.
Если страны вступают в ВТО и
подписывают его основные документы, это означает, что они обязуются соблюдать
заложенные в нем принципы. Несовпадение в трактовке многостраничных и весьма
сложных документов ВТО может привести к возникновению торгового спора. Для их
разрешения в рамках ВТО действует механизм урегулирования торговых споров –
процедура решения на многосторонней основе под эгидой ВТО и при участии ее
экспертов разногласий, вытекающих из-за невыполнения другой страной – членом
ВТО принятых на себя обязательств по многосторонним торговым соглашениям, а
также из-за применения другой страной мер торговой политики, не соответствующих
правилам ВТО, или из любой другой ситуации в торговле.
Рассмотрением споров занимается
созданный в рамках ВТО Орган по рассмотрению споров, в задачу которого входит
решение всех разногласий, возникающих в связи с различиями в интерпретации
документов ВТО. Процесс урегулирования торговых споров состоит из консультаций
между сторонами, которые в течение 60 дней пытаются найти решение проблемы.
Если это сделать не удается, создается комиссия из трех квалифицированных
специалистов, выбранных ВТО. Эта комиссия в течение 3-6 месяцев подготавливает
независимый от спорящих сторон доклад, который основывается на аргументах,
предоставленных каждой из сторон, и содержит точку зрения экспертов. Доклад комиссии
одобряется Органом по рассмотрению споров, после чего страны должны выполнить
его рекомендации. Страна, не согласная с выводами доклада, мо- жет апеллировать
решение Органа по рассмотрению споров, которое рассматривается Органом по
рассмотрению апелляций; его решение снова выносится на одобрение Органа по
рассмотрению споров, решение которого считается окончательным и дальнейшему
апеллированию не подлежит. Если страна, которая признана виновной в нарушении
правил ВТО, не принимает действий по исправлению этих нарушений, страна,
подавшая жалобу, может подать просьбу в ВТО отменить в отношении
страны-нарушителя льготы и привилегии, предоставляемые ей в соответствии с
правилами ВТО.
Несмотря на то,
что процедура урегулирования торговых споров относительно новая, очевидно, что
процесс переговоров и примирения может затягиваться на годы. По состоянию на
середину 1997 года ВТО была вовлечена в рассмотрение более 100 споров, большая
часть из которых между промышленными и развивающимися странами, которые предъявляют
претензии по поводу ограничения доступа их товаров на западные рынки. Примерами
торговых споров, рассматриваемых в ВТО, являются претензии Южной Кореи к США по
поводу корейского экспорта сельскохозяйственной продукции, который подвергается,
с точки зрения корейской стороны, излишнему инспектированию и анализу, что
затрудняет экспорт.
На основе
совокупности соглашения об образовании ВТО и приложений к нему регулируется
международная торговая система. В настоящее время ВТО является главной международной
организацией, регулирующей торговлю товарами, услугами и интеллектуальной
собственностью. Это регулирование заключается в реализации согласованных принципов
поведения стран в международной торговле и комплексе мероприятий, проводимых
под эгидой ВТО с участием большинства стран мира. Наиболее важные принципы, на
которых строится многосторонняя торговая система, следующие:
·
Торговля без дискриминации – страны не должны предоставлять
кому-либо лучший торговый режим по сравнению с тем, какой они предоставляют
всем остальным странам, и не должны предоставлять лучший режим своим национальным
товарам по сравнению с иностранными. В рамках ВТО предусматривается взаимное
предоставление всеми странами режима наибольшего благоприятствования, РНБ,
закрепленное в ст.1 ГАТТ, так же как и в соглашениях по торговле услугами и
интеллектуальной собственностью, правило, означающее обязательство распространить
на третьи страны льготы и привилегии, предоставляемые одному из торговых
партнеров. Это фундаментальное для многосторонней торговой системы требование
ВТО направлено против дискриминации товаров в международной торговле на основе
страны их происхождения или страны назначения. Изъятия из РНБ, с одобрения ВТО,
возможны, если страна является членом интеграционного объединения, если
страна-партнер проводит несправедливую торговую политику, наносящие ущерб
национальным производителям. Как только иностранный товар попал на внутренний рынок,
ему в соответствии с правилами ВТО должен быть предоставлен национальный режим,
означающий, что на внутреннем рынке, как на национальные, так и на иностранные
товары должны накладываться одинаковые налоги, предъявляться одинаковые
технические, санитарно-гигиенические и иные требования. Национальный режим
должен применяться к импортным товарам, прошедшим через таможню. Поэтому
изменение таможенной ставки не является нарушением национального режима.
·
Либерализация международной торговли – проведение
многосторонних переговоров по снижению таможенных тарифов и устранению других
препятствий на пути международной торговли. Средний уровень таможенного обложения
импорта в результате восьми раундов многосторонних торговых переговоров
снизился с 35 до примерно 6%. Последний раунд таких переговоров – Уругвайский –
привел к договоренности о снижении тарифов на более чем 120 товаров, которое
будет осуществлено постепенно в течение пяти лет. В результате средний уровень
импортных тарифов на промышленные товары снизится с 6,3 до 3,8%, или на 40%,
что приведет к росту импорта промышленных товаров, на которые распространяется
режим беспошлинного ввоза в развивающиеся страны, с 30 до 44%.
·
Применение мер, ограничивающих импорт, только на основе правил ВТО – отказ стран от
использования протекционизма как средства торговой политики. Однако либерализация
торговли и соблюдение правил ВТО не означают, что страна полностью лишается
законной возможности защищать в случае необходимости свой внутренний рынок. Арсенал
защиты внутреннего рынка, предусмотренный правилами ВТО, весьма широк. Он
включает:
1. Защитные меры –
временное ограничение импорта определенного товара в случае, когда его масштабы
наносят или угрожают нанести серьезный ущерб отечественным товаропроизводителям;
2. Антидемпинговые
пошлины – применяемые против источника демпинга защитные пошлины;
3. Компенсационные
пошлины – применяемые против экспорта товара, экспорт которого субсидируется в
явной или скрытой форме.
Для использования
защитных мер в каждом конкретном случае сначала определяется серьезность
наносимого ущерба на основе данных о масштабах роста импорта, изменения объемов
национального производства, загрузки мощностей, продаж, уровня занятости и пр.
Процедурные правила применения защитных мер предусматривают публикацию извещения
о начале расследования, расследование компетентными органами импортирующей страны
причин и масштабов наносимого ущерба, проведение консультаций со
страной-экспор- тером, публичные слушания, публикацию доклада, содержащего
рекомендации. Защитные меры устанавливаются в отношении всех стран,
экспортирующих данный товар, на срок не более четырех лет. Западные страны
активно пользуются мерами защиты внутреннего рынка. По данным ВТО, в
1950-1993гг. защитные меры вводились 151 раз 23 странами, в том числе США 22
раза; расследования по обвинению других стран в демпинге только в 1993-1994 гг.
проводились 812 раз, в том числе в США 262 раза; расследования по использованию
другими странами экспортных субсидий проводились в те же годы 125 раз, в том
числе в США 85 раз.
·
Предсказуемость торговой политики – проведение торговой
политики в соответствии с установленными правилами и недопущение одностороннего
нарушения принятых на себя обязательств. Страны, инвесторы, корпорации должны
быть уверены, что тарифы, нетарифные ограничения, прочие инструменты торговой
политики применяются странами в соответствии с определенными ВТО правилами.
Главным механизмом обеспечения предсказуемости торговой политики является
связывание тарифов – принимаемое страной обязательство не увеличивать ставку
импортного тарифа сверх установленного предела. Страны могут изменить уровень
связанного тарифа, но только после переговоров с ее торговыми партнерами и
компенсации их за наносимый ущерб. Одно из главных достижений Уругвайского
раунда ГАТТ заключается в том, что удалось договориться об увеличении количества
связанных тарифов с 78 до 98% в развивающихся странах, с 21 до 73% в развитых
странах и с 73 до 98% в странах с переходной экономикой. В области торговли
сельскохозяйственной продукцией все 100% тарифов связанные. Предсказуемость
торговой политики также означает ее максимальную транспарентность и открытость,
что означает прежде всего побуждение стран к отказу от использования каких-либо
других, кроме опубликованного таможенного тарифа, методов защиты внутреннего
рынка, будь то квоты, внутренние налоги или субсидии местным производителям.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
|
|