рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Направления государственного регулирования инвестиционной деятельности в повышении конкурентоспособн... рефераты

Всякий товар обладает комплексом свойств, определяющих степень его пригодности к использованию в конкретных условиях. Чтобы объективно оценить конкурентоспособность товара, производитель должен при анализе использовать те же критерии, которыми оперирует потребитель. Только в этом случае можно ожидать, что оценка, данная своему товару предприятием-производителем, совпадает с мнением покупателя. Среди параметров, характеризующих конкурентоспособность промышленных товаров, выделяют:

-         технические (параметры назначения, нормативные, эргономические, эстетические и другие);

-         экономические (формирующие цену потребления);

-         организационные (система скидок, условия платежа и поставок, комплектность поставки, сроки и условия гарантии и т.д.).

В принципе, такое разделение параметров можно использовать в оценке конкурентоспособности любой продукции независимо от отрасли.

Число параметров конкурентоспособности зависит от вида и сложности продукции в техническом и эксплуатационном отношении, а также требуемой точности оценки, цели исследования и других факторов. Например, экономические параметры промышленной продукции представлены ценой потребления, которая складывается из расходов потребителя на покупку (цена товара) и расходов, связанных с потреблением, причем цена потребления обычно существенно выше продажной цены. Поэтому наиболее конкурентоспособен не тот товар, за который просят минимальную цену на рынке, а тот, у которого минимальна цена потребления за весь срок его службы у покупателя.

Конкурентоспособность товара на рынке оценивается путем сравнения предложений предприятия с тем, что демонстрируют конкуренты по перечню важнейших требований потребителей.

Выбор базы сравнения производимой и требуемой рынком продукции включает:

-         установление цели оценки конкурентоспособности продукции и выбор предполагаемых рынков сбыта;

-         анализ состояния рынка, объемов, структуры и факторов спроса и предложения, перспектив их изменения на соответствующий период оценки конкурентоспособности;

-         выбор номенклатуры и установление величин параметров потребности покупателей в оцениваемой и конкурирующей продукции.

Оценивать конкурентоспособность, лишь сравнивая параметры анализируемого товара с параметрами аналогичных товаров, имеющихся на рынке, методологически неверно, потому что нет ответа, насколько эти конкурирующие товары удовлетворяют потребности покупателей и в какой мере они отвечают перспективным требованиям по потребительским свойствам. Поэтому изучение конкурентоспособности должно начинаться с выяснения потребностей потенциальных покупателей, то есть с установления параметров товара-эталона или гипотетического товара (то есть удовлетворяющего какую-либо потребность на 100%).

Для выявления уровня конкурентоспособности в количественных единицах вычисляют единичные параметрические показатели конкурентоспособности данного товара и товара конкурента, то есть по каждому из анализируемых показателей устанавливается процентное отношение его фактической величины к величине гипотетического товара:

q=x/x100

Проведя сопоставление по всем параметрам, можно получить полный набор индексов, характеризующих отклонение свойств предлагаемого товара, от свойств, требуемых потребителем или свойств товара конкурента.

Обобщенный показатель конкурентоспособности товара (К) представляет сумму значений единичных параметрических показателей (q) выровненных с помощью коэффициентов значимости. Формула его расчета:

=

где qi – единичный параметрический показатель по i-му параметру;

fi – вес i-го параметра (коэффициент значимости);

n – число параметров, учитываемых при оценке.

Показатель конкурентоспособности данного товара () по отношению к конкурентоспособности другого производителя будет определяться по формуле:

 

где, К’ – обобщенный показатель конкурентоспособности товара, произведенного другими производителями.

Важным моментом является установление (с помощью корреляционно-регрессионного анализа, экспертных оценок и других исследовательских методов) степени влияния выбранных параметров. Корреляционно-регрессионный метод позволяет установить значимость лишь тех факторов, которые могут быть определены количественно. Рассчитав значения коэффициентов регрессии, определяющих абсолютную величину влияния признака-фактора на результативный показатель, определяют размер относительного изменения фактора, способный изменить признак-результат на 1%. Он, в свою очередь, и определяет величину коэффициента значимости. [56, 61]

При оценке конкурентоспособности необходимо использовать групповые экспертизы и экспертизы квалифицированных специалистов узкого профиля (технологов и т.п.). При оценке качественных показателей выявляется мнение потребителей путем опросов, организации выставок, образцов.

Конкурентоспособность продукции и конкурентоспособность производителя соотносятся между собой как часть и целое. Поэтому следующим этапом является определение конкурентоспособности предприятия.

Одним из методов определения конкурентоспособности предприятия является рейтинговая оценка работы предприятия. В основу данного подхода положены формулы, предложенные для рейтинговой оценки финансового состояния и деловой активности предприятия. Но базироваться он должен на использовании показателей, относящихся непосредственно к рассматриваемой отрасли, и строиться на основе анализа тех показателей производственно-сбытовой деятельности, которые в наибольшей степени соответствуют целям развития производства и влияют на уровень конкурентоспособности продукции и предприятия.

В основе расчета итогового показателя рейтинговой оценки лежит сравнение предприятий по каждому параметру с условным эталонным предприятием, имеющим наилучшие результаты по всем сравниваемым показателям. Таким образом, базой для получения рейтинговой оценки конкурентоспособности предприятий являются не субъективные предположения экспертов, а сложившиеся в реальной рыночной конкуренции наиболее высокие результаты из всей совокупности сравниваемых объектов. Эталоном сравнения является самый удачливый конкурент, у которого все показатели – наилучшие. Такой подход соответствует практике рыночной конкуренции, где каждый самостоятельный товаропроизводитель стремится к тому, чтобы по всем показателям деятельности выглядеть лучше своего конкурента.

Алгоритм рейтинговой оценки состоит из следующих действий [28]:

1. Исходные данные представляются в виде матрицы: по вертикальной оси матрицы откладываются номера показателей (i = 1,2…n), по горизонтальной – номера предприятий (j = 1,2…m).

2. По каждому показателю находится максимальное значение и заносится в столбец условного эталонного предприятия (m + 1).

3. Исходные параметры матрицы стандартизуются в отношении соответствующего показателя эталонного предприятия по формуле:

Xij=aij/aiээma

где Xij – стандартизированные показатели i-го предприятия.

4. Предприятия упорядочиваются (ранжируются) в порядке убывания рейтинговой оценки.

Наивысший рейтинг имеют предприятия с минимальным значением сравнительной оценки.

Конкурентоспособность на рынке может быть оценена и путем выявления конкурентного преимущества одного предприятия (или его подразделения) над другим. Для этого нужно выбрать базовые объекты для сравнения, то есть, применительно к предприятию, – выбор предприятия- лидера, причем, оба они должны удовлетворять идентичные потребности покупателей, относиться к родственным сегментам рынка, другими словами – быть сопоставимыми. Сравнение ведется по факторным параметрам, которые в наибольшей степени влияют на конкурентоспособность.

По каждому конкуренту целесообразно знать объем производства и продаж, их рост, долю, занимаемую на рынке, показатели качества, цены, рентабельность и др. Обобщающие данные сводятся в таблицу.

При оценке возможностей предприятия в сравнении с конкурентами определяются такие факторы, как технические и организационные возможности повышения качества продукции и совершенствования ассортимента, также играют роль техническая оснащенность производства, особенно износ и срок службы оборудования, имидж предприятия и товаров на рынке, наличие рабочей силы и состав коллектива, размеры предприятия и его доходность, различия в практике управления предприятиями, протекционистская политика правительства по отношению к отечественным товаропроизводителям, поддержка местных органов власти, инвесторов, наличие спонсоров и т.д.

Изучаются как полезный опыт конкурента, так и их уязвимые места, ошибки, которых необходимо избежать. Источниками информации могут быть справочники фирм и о фирмах, рекламные проспекты, выставки и ярмарки, обзоры коммерческой прессы, годовые отчеты фирм, экспертная оценка, опросы и др.

Оценка конкурентоспособности отрасли является исходным пунктом для разработки макроэкономических мер, направленных на повышение ее уровня. Принципиальная возможность такой оценки на уровне отрасли связана с общностью функций, выполняемых предприятиями отрасли в экономике, со сходной реакцией на действия инструментов промышленной политики, с существующей системой обобщения статистической отчетности. [14]

 Определение конкурентоспособности отрасли национальной экономики является экономически целесообразным проводить по отношению к определенному страновому рынку. Отрасль не может быть конкурентоспособна на всем мировом рынке в одинаковой мере, что обусловлено особенностями спроса на каждом страновом рынке, промышленной и внешнеэкономической политикой государства, включая и международные соглашения о внешней торговле, составом и качественным состоянием аналогичной отрасли в стране, где расположен целевой рынок. Исходя из этого, оценку конкурентоспособности целесообразно производить на тех рынках, где отрасль присутствует значительно либо стремится расширить свое присутствие.

В подходах отечественных и зарубежных авторов встречаются два критерия рыночной (реальной) конкурентоспособности отрасли национальной экономики.

Первым является вовлеченность отрасли во внешнюю торговлю, что отражает способность ее предприятий конкурировать без поддержки государственной протекционистской политики с аналогичными зарубежными отраслями.

Вторым критерием, часто упоминаемым в отечественной и зарубежной литературе, служит уровень присутствия отрасли на каждом из приоритетных страновых рынков сбыта, что характеризует соответствие выпускаемых товаров существующему спросу на машиностроительную продукцию, предъявляемому на рынке определенной страны.

Первому критерию соответствуют показатель удельного веса экспорта продукции отрасли в общем объеме экспорта за год (9,04% за 2002г.), а также территориальная структура экспорта, характеризующая диверсифицированность экспортной торговли.

В рамках структурного анализа оценивается доля экспорта машиностроительной продукции в промышленно развитые страны, выпускающие значительную часть мировой машиностроительной продукции. На их страновых рынках интенсивность конкуренции является наиболее высокой, а возможность воспользоваться государственной поддержкой минимальна.

Оценка конкурентоспособности машиностроительного комплекса России обусловлена его ролью в национальной экономике как отрасли, во многом определяющей рост промышленного производства, существенно влияющей на занятость в национальной экономике, обеспечивающей значительную часть налоговых поступлений и валютной выручки.

Конкурентоспособные возможности подотраслей машиностроения основывается на изучении показателей, позволяющих упорядочить виды изделий с учетом изменения значимости отдельных факторов экономики и влияющих на конкурентоспособность производимой продукции. Так, платежеспособный спрос менее влиятелен для криогенного оборудования (кислородо- и азотодобывающее оборудование), кабелей, электродвигателей и другой продукции электротехники, часов и приборов времени, легковых автомобилей и автобусов, товаров строительно-дорожного машиностроения. Фактор основного капитала определяет по значимости фактор оборотного капитала, что вызывает необходимость смещения нынешних приоритетов эффективного развития предприятий в сторону увеличения инвестиций в основной капитал. Наименьшее воздействие данного фактора – на криогенное и текстильное оборудование, дизели, швейные машины и магистральные электровозы, наибольшее – на приборостроение и часть продукции автомобилестроения. Ресурсоемкость, издержки производства меньше влияют на изделия подъемно-транспортного машиностроения, тракторо- и станкостроения, легкого, текстильного и строительно-дорожного машиностроения. Наибольшее влияние этого фактора – в энергетическом, тяжелом и транспортном машиностроении.

Выделяют также ряд ограничений, воздействие которых можно упорядочить во времени. В текущем периоде и краткосрочной перспективе для многих укрупненных видов оборудования таким ограничителем является фактор основного капитала, и, прежде всего, износ технологического оборудования. Сюда относится большая часть продукции автомобилестроения, энергомашиностроения, приборостроения и железнодорожного машиностроения. Это ухудшает пока еще неплохой потенциал данных отраслей. В то же время, имеются ограничивающие факторы, не связанные с массированными инвестициями в основной капитал. Среди них – неудовлетворительные дизайн и упаковка, некачественное сырье, низкий уровень технологической дисциплины и квалификации персонала, несовершенная структура товарного рынка и маркетинг.

В среднесрочной перспективе с проблемой основного капитала сталкиваются подъемно-транспортное, строительно-дорожное, частично энергетическое и химическое машиностроение. Низкий уровень НИОКР становится сильным ограничителем при выпуске товаров электротехнической промышленности, химического машиностроения, и части продукции автомобилестроения. В долгосрочном периоде существенным сдерживающим фактором будет уровень НИОКР для изделий строительно-дорожного, подъемно-транспортного и химического машиностроения, а тек же для легкой и текстильной промышленности. [5, 61]

Повышение конкурентоспособности подотраслей, а  соответственно  и экспортного потенциала отечественного машиностроения невозможно без привлечения в отрасль крупных инвестиций, а их в свою очередь проблематично привлечь при нынешнем уровне инвестиционной привлекательности предприятий машиностроительного комплекса. К сожалению, рентабельность подотраслей машиностроения в 12,5% сегодня не заинтересовывает ни иностранных, ни национальных инвесторов вкладывать свой капитал, так как отдачу они получат только через 10 лет. Инвестирование же нефтяного сектора при рентабельности в 35-80% окупается уже через 3 года. [18, 62]

Можно по-разному относиться к уровню конкурентоспособности отечественной экономики, однако, будет не вполне несправедливым оспаривать факт, что уже сегодня в России есть целые сферы производства (путь и "очаговые"), готовые на равных конкурировать не только на рынках развивающихся стран, но в ряде случаев и с продукцией признанных мировых производителей. И чтобы не растерять этот потенциал, необходима детальная разработка путей поддержания и улучшения имеющегося уровня конкурентоспособности этих сфер с помощью привлечения инвестиционных ресурсов. Однако не следует забывать и о тех подотраслях машиностроения, продукция которых имеет низкую степень конкурентоспособности, чтобы не допустить резкого спада производства таких предприятий, что может грозить увеличением импортозависимости по группам товаров этих подотраслей (например, станкостроение, тракторное и сельскохозяйственное машиностроение).


3.2 Пути повышения конкурентоспособности машиностроительного комплекса

Переход к рыночной экономике наиболее тяжело и болезненно сказался на машиностроительном комплексе, что было обусловлено отсутствием системного подхода к реформированию отрасли на макроуровне, грубым несоответствием между целями проводимых реформ и ее ресурсными возможностями. Отрасль не была подготовлена к необоснованно высоким темпам реструктуризации, ее производственный потенциал не соответствовал структуре спроса, программа конверсии проводилась без учета реальных возможностей переориентации предприятий машиностроения на новый потребительский рынок, новую систему платежных отношений и положения России в мировом хозяйстве. Резко сократился экспорт машиностроительной (прежде всего военно-технической) продукции в страны третьего мира, а всеобщая либерализация импорта вызвала резкое снижение финансовых поступлений в отрасль, ослабление ее научно-технической базы, сокращение возможностей по модернизации основных фондов предприятий и выпуску наукоемкой продукции, потерю высококвалифицированных кадров и их воспроизводства.

Конкурентоспособность российского машиностроения – ключевой инструмент развития не только самого машиностроения, но и повышения деловой активности в стране в целом. За годы реформ Россия как страна машиностроительная потеряла свою мощь. В основном это происходит не из-за того, что рынок падает (рынок рос существенно), а из-за того, что продукция технологической среды теряет конкурентоспособность.

Согласно правительственным программам по повышению конкурентоспособности машиностроения приоритетным является государственное финансирование ведущих подотраслей комплекса, динамика развития, которых характеризуется ростом конкурентоспособного потенциала (в частности к таким приоритетным подотраслям относятся автомобилестроение, авиационная промышленность, производство современного вооружения и энергетическое машиностроение). Однако такая узкая поддержка нескольких подотраслей приведет к тому, что предприятия, тех подотраслей, которые останутся без поддержки, придут к еще более плачевному состоянию, чем это есть сейчас. Поэтому поддержку приоритетных производств следует комбинировать с проведением тщательного структурирования комплекса.

Отечественное машиностроение является важнейшей отраслью, определяющей и обеспечивающей в экономике страны как переход к прогрессивным технологическим укладам, так и поддержание, и развитие наиболее распространенного четвертого. Но выполнить эту свою роль оно сможет только при условии быстрого обновления и модернизации своего производственного аппарата, который в данный момент предельно изношен и мало конкурентоспособен. Решение задачи такого порядка потребует серьезного государственного вмешательства не только с точки зрения вложения денежных ресурсов, но и с позиций выработки эффективной политики регулирования этих процессов. Предстоит по существу реализовать на практике широкомасштабный экономический маневр, суть которого заключается в том, чтобы в кратчайшие сроки восстановить и развить до высокотехнологичного уровня отрасль, находящуюся в настоящее время в техническом состоянии, отстающем от развитых стран минимум на 30 лет.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12