рефераты

рефераты

 
 
рефераты рефераты

Меню

Направления государственного регулирования инвестиционной деятельности в повышении конкурентоспособн... рефераты

Вторая область государственного регулирования - сфера, где сохраняется значительное участие государства в качестве активного субъекта и источника финансовых средств. Это, прежде всего, сфера инфраструктуры в широком смысле. Здесь роль государства заключается в постепенном превращении из саморегулирующегося поставщика инфраструктурных услуг в независимого регулятора расширяющегося спектра услуг, поставляемых частным сектором, и одновременно равного партнера по бизнесу. Различные формы частно-государственного партнерства при сохранении государственного контроля над стратегическими инфраструктурными сетями могут стать эффективной альтернативой перспективе их полной приватизации с ее неоднозначными социально-экономическими последствиями.

Государственное управление инвестиционной сферой  предполагает форму некоего «принуждения», без которого оно лишено смысла, поскольку, если бы рынок сам регулировал перелив капитала исходя из государственных интересов, то любое вмешательство государства в инвестиционный процесс было бы излишним. Поэтому государство должно соединить интересы общества, понимаемые, прежде всего как сохранение его благополучия, с интересами предпринимательской деятельности, в том числе путем регулирования инвестиционных потоков.

Государственная инвестиционная политика должна быть нацелена  на создание благоприятного инвестиционного климата в стране, на стимулирование привлечения частного капитала как национального, так и иностранного, а так же поиск новых форм совместного (частного и государственного) инвестирования в перспективные проекты.

Как уже отмечалось вмешательство государства должно отвечать интересам всех слоев общества, для того чтобы достичь наиболее эффективного общественного производства. Общественное производство может считаться эффективным только тогда, когда происходит гармоничное развитие всех структур общества, т.е. когда наряду с производственным сектором, инвестиции обеспечивают необходимое развитие  социальной, экономической и культурной сферы.

Государство определяет инвестиционную политику потому, что только оно наделено политической властью и обладает способностью реализовать свою волю в правовых актах, регулирующих инвестиционные потоки, приоритетном финансировании и т.д.

Реализация инвестиционной политики по сути своей направлена на  улучшение социально-экономического положения в обществе в целом. Решение экономических проблем тесно связано с социальными проблемами, поэтому инвестиционную политику, как считают некоторые специалисты, можно считать важнейшим направлением социально-экономической политики государства, позволяющим добиться поставленных целей посредством государственного управления финансовыми средствами независимо от источников их образования.

Важной тактической формой управления инвестиционными потоками являются государственные финансовые ресурсы. Они призваны стимулировать развитие общественного производства или решение социальных проблем, возможно путем долевого участия государства в строительстве предприятий, подготовки площадок для строительства объектов производственной и социальной инфраструктуры с тем, чтобы сделать в дальнейшем регион/отрасль привлекательным для частного инвестирования. 

Кроме того, для повышения инвестиционной активности со стороны населения  государство должно обеспечить высокий уровень жизни, социальную защищенность граждан, заботиться о благосостоянии нации. Эти меры также способствовали бы созданию благоприятного инвестиционного климата.

Государство выступает одновременно как инвестор и как инициатор инвестиционной деятельности для удовлетворения интересов общества. Государственное регулирование инвестиционной де­ятельности, проведение инвестиционной политики, на­правленной на социально-экономическое и научно-тех­ническое развитие РФ, обеспечивается государст­венными органами РФ, республик в составе РФ в пределах их компетенции. Государственное регулирование осуществляется:

-         в соответствии с государственными инвестиционны­ми программами;

-         прямым управлением государственными инвестици­ями;

-         введением системы налогов с дифференцировани­ем налоговых ставок и льгот;

-         предоставлением финансовой помощи в виде дота­ций, субсидий (бюджетные средства, предоставляемые на условиях долевого финансирования целевых расходов), субвенций (бюджетные средства, предоставляемые на безвозмездной и безвозвратной основе для осуществления целевых расходов), бюджетных ссуд на развитие отдельных территорий, отраслей, производств;

-         проведением финансовой и кредитной политики, политики ценообразования (в том числе выпуском в обра­щение ценных бумаг), амортизационной политики;

-         в соответствии с установленными законодательст­вом, действующим на территории РФ, условиями пользования землей и другими природными ресурсами;

-         контролем за соблюдением государственных норм и стандартов, а также за соблюдением правил обяза­тельной сертификации;

-         антимонопольными мерами, приватизацией объек­тов государственной собственности, в том числе объ­ектов незавершенного строительства;

-         экспертизой инвестиционных проектов. [67]

Количественный рост инвестиций, их направление в различные сферы хозяйствования зависят от правильной инвестиционной политики. Вложение средств в наукоёмкие, высокотехнические, высокотехнологические программы влияет не только на производство товаров, их потребительские свойства, но и на условия труда, что, в конечном счете, не может не отражаться на развитии всего общества в целом. Инвестиции, вложенные в эту сферу, дают представление о качественном уровне инвестиций. Качественный уровень и количественный рост инвестиций, их соотношение дают представление о проводимой государством инвестиционной политике. Её целью является поиск оптимального правового регулирования инвестиционной деятельности, национальных и иностранных инвесторов.

В настоящее время регулирование инвестиционной деятельности в России осуществляется четырьмя основными федеральными законами, я также рядом постановлений Правительства РФ и Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг (ФКЦБ). [67, 68]

1.3.2 Инструменты государственного регулирования инвестиционной деятельности

Механизм государственного регулирования инвестиционными процессами представляет собой совокупность  инструментов и методов воздействия государства на инвестиционную политику субъектов хозяйствования.

Условно государственные инструменты инвестиционной политики можно подразделить на три группы: макроэкономические, микроэкономические и институциональные.

К макроэкономическим относятся инструменты, определяющие общеэкономический климат инвестиций, а именно влияющие на процентную ставку, темпы роста экономики и внешнеторговый режим (определяются комплексом мер бюджетно-налоговой политики). К микроэкономическим относятся меры, воздействующие на отдельные составляющие инвестиций или на отдельные отрасли: налоговые ставки, правила амортизации, гарантии, льготные кредиты. Институциональные инструменты позволяют достичь координации инвестиционных программ частных инвесторов и включают государственные органы инвестиционной политики, объединения предпринимателей, информационные системы.

В свою очередь перечисленные инструменты можно подразделить на инструменты прямого и косвенного воздействия (рис. 1.3.1).









 











Рис. 1.3.1 - Инструменты государственного регулирования инвестиционной деятельности.

1. К инструментам правового регулирования относят следующие:

-         разработка, принятие и издание нормативных правовых и индивидуальных актов;

-         заключение договоров;

-         принятие государственных инвестиционных программ;

-         система реализации и соблюдения инвестиционного законодательства.

2. К административным инструментам относят:

-         регистрация;

-         лицензирование;

-         квотирование;

-         применение системы санкций и ограничений;

-         разработка и утверждение приказов, распоряжений, указов и т.д.;

-         введение административных мер (изъятий ограничительного характера);

-         согласительно-разрешительные (распорядительные процедуры);

-         управление государственной собственностью.

3. К экономическим инструментам относят:

3.1. Активно-структурные инструменты:

а) государственная поддержка:

-         прямая (финансами, гарантиями);

-         косвенная (квотами, тарифами и пошлинами, льготами, отдельными соглашениями, затрагивающими будущие расходы государства);

-         стимулирующий характер механизма изъятия;

-         инвестиционные и реинвестиционные скидки;

-         продажа или использование на выгодных условиях различных объектов недвижимого имущества (имущественных прав);

б) государственное финансирование инвестиций (через бюджет развития, стабилизационный фонд, налоговое кредитование и т.д.);

в) государственное участие:

-         государственные закупки;

-         государственное потребление;

-         защита инвестиций;

г) прямое проектное финансирование;

д) управление внешним долгом.

3.2. Фискально-структурные инструменты (инструменты бюджетно-налоговой политики):

-         доходные статьи бюджета;

-         расходные статьи бюджета;

-         специальные налоговые режимы;

-         дифференциация налоговых ставок;

-         освобождение от налогов;

-         налоговые льготы;

-         экспортные и импортные пошлины и сборы;

-         дотации, субсидии, субвенции;

-         амортизационная политика.

3.3. Монетарные (инструменты денежно-кредитной политики):

-         регулирование эмиссии общей денежной массы;

-         установление предельных ставок банковского ссудного процента;

-         льготные займы;

-         операции на рынке ценных бумаг;

-         антиинфляционные меры;

-         регулирование процентной ставки по операциям Центрального Банка;

-         рефинансирование коммерческих банков;

-         регулирование нормативов обязательных резервов коммерческих банков. [15, 31]

Все вышеперечисленные инструменты должны иметь информационно-аналитическое обеспечение.

Государство должно выделять бюджетные средства на реализацию инвестиционных проектов, т.к. повышение инвестиционной ориентации бюджетной системы - важнейшая задача государства на современном этапе.

Прямое финансирование инвестиционных проектов из государственного бюджета или предоставление льготных инвестиционных кредитов государственным финансовым институтам – важнейший источник  средств на капитальные вложения во многих странах мира. Государственное финансирование инвестиционных проектов практикуется и в России. Однако специфические особенности экономического развития нашей страны и некоторые проблемы по распределению средств из бюджета не всегда позволяют в полной мере осуществлять планируемое финансирование. Предоставление финансовой помощи в виде дотаций, субсидий, субвенций, бюджетных ссуд на развитие отдельных отраслей производства не является актуальным для большинства регионов России. Скорее всего, это связано с ограниченностью бюджетных средств. Однако предоставление бюджетных субсидий инвесторам на оплату части процентов за пользование кредитами позволит активизировать инвестиционную деятельность.

На сегодняшний день в свете низкой эффективности использования государственной собственности актуальна такая форма государственной поддержки инвестиционной деятельности, как передача государственного имущества в доверительное управление. За осуществление доверительного управления имуществом государственной собственности управляющий получает вознаграждение, размер и форма которого определяются договором.

К числу институциональных форм регулирования инвестиционной деятельности можно отнести создание и развитие системы инвестиционных институтов и поддержки существующих профессиональных участников рынка ценных бумаг.

Определенный потенциал для повышения инвестиционной активности закладывается благодаря росту средней нормы накопления денежных средств населения и развитию сети институциональных инвесторов, аккумулирующих средства населения – негосударственных пенсионных, страховых компаний и инвестиционных фондов. Вместе с тем нарастает предложение свободных денежных ресурсов населения для вложения в жилищное строительство. В связи с этим интересной мерой государственной поддержки инвестиционной деятельности является расширение использования средств населения и иных внебюджетных источников финансирования для строительства жилья и объектов социально-культурного назначения. Актуальность этой меры повышается в условиях развития ипотечного кредитования.

Широко используемой в развитых странах формой государственного регулирования инвестиционной деятельности является проектное ее финансирование, предполагающее совместное финансирование государством и иными инвесторами важнейших объектов экономики. Особенностью такой формы финансирования является возможность совмещения различных видов капитала: государственного, банковского, коммерческого, международного. При этом происходит рассредоточение риска между участниками инвестиционного проекта.

Несмотря на разнообразие форм государственного регулирования инвестиций механизм их применения отработан слабо. Расширение же форм государственной поддержки и налоговых льгот субъектам инвестиционной деятельности и разработка механизмов более эффективного их применения будет способствовать росту инвестиционной активности.

2 Инвестиции машиностроительного комплекса

2.1 Общая характеристика машиностроительного комплекса

Машиностроение в ХХ веке стало и в ХХI веке сохранится как материальная база реализации научно-технического прогресса всех передовых стран мира. От уровня его развития и от степени совершенства машин в значительной степени зависит производительность общественного труда и благосостояние народа. Объективная оценка интеллектуальной собственности России подтверждает высокий уровень имеющегося в машиностроении потенциала, достигнутого в предыдущие годы, ценность научных разработок в области конструирования, современных технологий и оборудования.

Однако в последнее десятилетие в связи с огромными сложностями социальных и политических преобразований и системным кризисом во всех сферах хозяйственной деятельности объем промышленного производства сократился примерно в два раза.

Машиностроение представляет собой комплекс отраслей промышленности, изготавливающих средства производства, транспорта, а также предметы потребления и оборонную продукцию. В машиностроительный комплекс входит по данным Госкомстата России к настоящему моменту около 55 тыс. предприятий (из них к крупнейшим относятся 1647 компаний), из которых 3,3 тыс. курируются Минпромнауки и оборонными агентствами. 92% машиностроительных предприятий акционированы, а основная доля госсобственности сконцентрирована в научных и проектных организациях. В комплексе занято более 8,5 млн. человек. [43, 52]

Из 20 крупнейших промышленных предприятий России лишь одна является компанией машиностроительного комплекса – «Северная верфь» (Санкт-Петербург), однако она занимает не последние позиции (5-е место). В 2002 году "Северная верфь" получила заказ на постройку и оснастку кораблей для военного флота Китая. Главное внимание в этом событии следует обратить не столько на объем заказа, сколько на факт успеха российской компании в соревновании с мировыми лидерами судостроения. Это своего рода стратегическая заявка на будущее.

Доля машиностроения в общем объеме ВВП составляет 18%, что в два раза ниже, чем в странах ЕС. При этом наблюдается слабая динамика развития отрасли. Объемы производства в машиностроении за последние четыре года увеличились в 1,5 раза, однако основной рост (порядка 20%) пришелся на 1999-2000гг., что было связано с ослаблением рубля в результате кризиса 1998 года. В течение последних посткризисных лет отрасль развивается с положительными темпами, так, прирост выпуска машинотехнической продукции в 2001 году по сравнению с 1998 годом достиг 50,5%. [37, 52] С оживлением инвестиционного спроса наблюдается и опережающий рост машиностроения по сравнению с динамикой промышленного производства. Это свидетельствует о достаточно гибкой и оперативной реакции производителей на изменение ситуации на внутреннем рынке.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12