|
Меню
|
|
Финансирование железнодорожного транспорта на примере Тюменского отделения дороги
|
7768
|
114.96
|
Штрафы за невыполнение
ответственного плана перевозок
|
974
|
1464
|
150.31
|
Штрафы за недогруз вагонов
|
3
|
0
|
Х
|
85 % от сумм штрафов, взысканных в
поездах ревизорами
|
28
|
77
|
275
|
Прочие
|
0
|
65
|
Х
|
Продолжение таблицы 7
|
1
|
2
|
3
|
4
|
ИТОГО
|
7762
|
9374
|
120.77
|
Итого штрафов уплачено
|
Х
|
211
|
Х
|
Превышение доходов над
расходами
|
Х
|
9163
|
Х
|
Рис.11.Структура
местных доходов дороги полученных по Тюменскому отделению дороги
2.2.Расходы
железной дороги
Расходами при любом виде
деятельности называют текущие затраты на производство и реализацию продукции
или выполнение работ.
Эксплуатационные
расходы – это текущие затраты, непосредственно связанные с перевозками грузов и
пассажиров за определенный период (месяц, квартал, год). Они складываются из
расходов на заработную плату, отчислений на социальное страхование, расходов на
топливо, электроэнергию, материалы, прочих затрат, в том числе амортизационных
отчислений от стоимости основных фондов.
План
эксплуатационных расходов разрабатывается на основе плана перевозок, плана
работы подвижного состава, плана по труду и других разделов плана
экономического и социального развития. В нем предусматривается обеспечение
запланированного объема перевозок необходимым фондом оплаты труда, денежными
средствами на материалы, топливо, электроэнергию и другие расходы. Составляется
план эксплуатационных расходов по сети в целом, железным дорогам, отделениям
дорог и предприятиям.
Эксплуатационные
расходы всех отраслей хозяйства и входящих в их состав предприятий планируют и
учитывают по единой номенклатуре статей. Номенклатурой называется единая
классификация расходов железных дорог. Все расходы подразделены на две части “А” и “Б”, каждая часть делится на разделы –
расходы, производимые в отдельной отрасли хозяйстве – службе.
Часть “А” называется “Эксплуатационная деятельность
железных дорог” и содержит классификацию
основных расходов по перевозкам по отдельным отраслям хозяйства (разделы I - IC), расходов, общих для всех
отраслей хозяйства железных дорог (раздел C), общехозяйственных расходов
(раздел CI). Вторая часть “Б” содержит классификацию
расходов подсобно-вспомогательной деятельности железных дорог (разделы CII - CCI).
Эксплуатационные
расходы железных дорог классифицируют на основные и общехохяйственные, прямые
и косвенные, зависящие и не зависящие от размеров движения.
К основным
относят расходы, непосредственно вызываемые процессом перевозок, к
общехозяйственным – расходы по обслуживанию производства и руководству
хозяйством.
Основные расходы,
в свою очередь, подразделяют на расходы, специфические для каждой отрасли
хозяйства, и расходы, общие для всех отраслей хозяйства. Например,
специфическими основными расходами для вагонного хозяйства являются затраты на текущий
и деповской ремонт грузовых вагонов и др.
К основным
расходам, общим для всех отраслей хозяйства железных дорог, относятся:
транспортные расходы (в доле, относящейся к материалам, израсходованным на
производственные и хозяйственные нужды); оплата труда производственного
персонала за непроработанное время (оплата отпусков, время выполнения
государственных обязанностей, время вынужденного прогула, выплаты работникам,
высвобождаемым с предприятий и организаций в связи с их реорганизацией,
сокращение численности работников и др.); скидка со стоимости форменной одежды,
выданной производственному персоналу; отчисления на социальные нужды
производственного персонала; затраты по охране труда и производственной
санитарии; износ малоценных и быстроизнашивающихся предметов производственного
назначения и др.
Общехозяйственные
расходы подразделяют на общехозяйственные расходы без затрат на содержание
аппарата управления и расходы на содержание аппарата управления. К
общехозяйственным расходам без расходов на содержание аппарата управления
относят затраты по содержанию персонала, не относящегося к аппарату управления
(затраты на оплату труда персонала производственных участков, цехов и других
специалистов, освобожденных бригадиров); обслуживанию и текущему ремонту
зданий, сооружений и инвентаря общехозяйственного назначения; амортизация
основных фондов общехозяйственного назначения, отчисления в резерв на создание
ремонтного фонда; отчислениям во внебюджетный фонд МПС на выполнение
научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ общеотраслевого
значения, отчислениям в инвестиционный фонд МПС, платежи по кредитам банков и
др. К расходам на содержание аппарата управления относят затраты на оплату
труда, командировки и прочие расходы (отчисления на социальные нужды,
материальные затраты, амортизация и отчисления в резерв на капитальный ремонт
легковых автомобилей и гаражей для них и др.).
Прямыми называют
расходы, связанные с выработкой определенной продукции или выполнением
конкретного вида работы и поэтому непосредственно (прямым способом, без
дополнительных расчетов) относимые на тот или иной вид продукции или работы.
Косвенные расходы
– это расходы, относимые на несколько видов продукции и распределяемые на тот
или иной вид продукции или работы не прямым путем, а в результате
дополнительных расчетов. Например, расходы хозяйства пути не могут быть
отнесены только на грузовые или только на пассажирские перевозки, так как
путевое хозяйство обслуживает и грузовое, и пассажирское движение. Расходы
этого хозяйства распределяют на грузовые и пассажирские перевозки
пропорционально соответствующим измерителям.
К зависящим
относят расходы, которые изменяются прямо пропорционально объему работы или
размерам движения. Расходы мало зависящие от объема работы или размеров
движения, принято условно относить к независящим (условно постоянным).
Выше названная
классификация используется в основном для анализа расходов. Для учета и
планирования расходы по перевозкам группируют по экономическим элементам.
Эксплуатационные расходы железных дорог состоят из следующих элементов затрат:
затраты на оплату труда, отчисления на социальные нужды, расходы на материалы и
прочие материальные затраты, топливо, энергию, амортизацию основных фондов,
отчисления в ремонтный фонд, прочие затраты.
По элементу “Затраты на оплату труда” отражают расходы на оплату труда
основного производственного персонала предприятия, а также затраты на оплату
труда на состоящих в штате предприятия работников, занятых в
эксплуатационной деятельности.
По элементу “Отчисления на социальные нужды” отражают обязательные отчисления на
государственное социальное страхование, в пенсионный фонд, государственный фонд
занятости населения, на медицинское страхование работников.
В затратах на
материалы учитывают стоимость покупных материалов, используемых в процессе
производства продукции (работ, услуг), на содержание и ремонт подвижного
состава, постоянных устройств, оборудования, зданий и сооружений, а также
стоимость запасных частей для ремонта подвижного состава и других машин и
оборудования, элементов верхнего строения пути, износ спецодежды и малоценных
предметов и др.
В затратах на
топливо отражают стоимость приобретенного топлива всех видов, расходуемого на
тягу поездов, отопление зданий и другие технологические цели.
В затратах на
энергию учитывают стоимость всех видов покупной энергии (электрической,
тепловой, сжатого воздуха и др.), расходуемой на передвижение поездов с
электрической тягой и электросекций, на технологические, энергетические,
осветительные и другие производственные нужды предприятия.
По элементу “Амортизация основных фондов” планируют и учитывают
амортизационные отчисления на полное восстановление основных фондов исходя из
их балансовой стоимости и установленных норм.
К прочим расходам
относят налоги, сборы, отчисления в специальные внебюджетные фонды, платежи по
обязательному страхованию имущества предприятия, платежи по кредитам, затраты
на командировки, подъемные, плату посторонним предприятиям за пожарную и сторожевую
охрану, за подготовку и переподготовку кадров, оплату услуг связи,
вычислительных центров, банков, отчисления в резерв на создание ремонтного
фонда и др.
В связи с
изменением величины заработной платы, цен на материалы, топливо,
электроэнергию, стоимости основных фондов и нормативов отчислений на социальные
нужды структура эксплуатационных расходов железных дорог в последние годы
существенно изменилась.
По сравнению с
1988 годом заметно уменьшилась доля фонда оплаты труда. Доля же отчислений на
социальные нужды, электроэнергии, материалов и прочих расходов незначительно
увеличилась.
Что бы более
конкретно рассмотреть структуру эксплуатационных расходов железных дорог ниже
на примере Тюменского отделения дороги приводятся данные по эксплуатационным
расходам.
В таблице 8 показаны эксплуатационные расходы
по экономическим элементам Тюменского отделения дороги.
Таблица 8
Эксплуатационные расходы
Тюменского отделения
(млн.руб.)
|