План мероприятий по повышению безопасности дорожного движения на территории муниципального образования "Нижнекамский муниципальный район"
Как показало
исследование, к ужесточению наказаний за нарушения Правил дорожного движения большинство
населения России отнеслись с пониманием и как к необходимому условию в повышении
безопасности дорожного движения.
Таким образом, к основным
факторам, определяющим причины высокого уровня аварийности в России, следует отнести:
-
недостатки системы
государственного управления, регулирования и контроля деятельности по безопасности
дорожного движения (БДД), отсутствие эффективных механизмов реализации государственной
политики, механизмов финансирования и стимулирования деятельности по повышению БДД
на федеральном и региональном уровнях;
-
массовое пренебрежение
требованиями БДД со стороны участников дорожного движения, недостаточное понимание
и поддержка мероприятий со стороны общества, отсутствие должной ответственности
у руководителей всех уровней;
-
низкое качество подготовки
водителей, приводящее к ошибкам в оценке дорожной обстановки, неудовлетворительная
дисциплина, невнимательность и небрежность водителей при управлении транспортными
средствами;
-
недостатки технического
обеспечения мероприятий по БДД, в первую очередь, несоответствие современным требованиям
технического уровня транспортных средств, отставание в системах связи, приводящие
к несвоевременному обнаружению ДТП и оказанию первой помощи пострадавшим.
В стране, на различных уровнях
государственного управления достигнуто понимание важности и необходимости безотлагательного
решения проблемы безопасности дорожного движения.
За прошедшее
время проведен ряд международных и общероссийских конференций по вопросу безопасности
дорожного движения. В ноябре 2005 года состоялось заседание президиума Государственного
совета РФ под председательством Владимира Путина, на котором был рассмотрен вопрос
«О состоянии безопасности дорожного движения и мерах по совершенствованию государственного
управления в области обеспечения безопасности дорожного движения». В феврале 2006г.
РФ утверждена Федеральная целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения
в 2006 – 2012 годах», предусматривающая сокращение к 2012 году количества погибших
в дорожно-транспортных происшествиях в России в полтора раза. Созданию этого документа
предшествовала большая аналитическая работа ряда специалистов в области обеспечения
безопасности дорожного движения, ученых, экспертов. Это конкретный программный документ
по всем аспектам деятельности в данной сфере.
Положение с безопасностью
дорожного движения настоятельно требует повышения правового сознания и предупреждения
опасного поведения участников дорожного движения.
2.2 Анализ обеспечения
безопасности дорожного движения в РТ
Анализ обеспечения безопасности
дорожного движения в республике Татарстан необходимо начать с описания ситуации
на дорогах и факторов, влияющих на дорожно-транспортные происшествия (далее – ДТП).
Ежегодно в республике в результате
ДТП погибают в среднем 650 человек, получают ранения более 3 тыс. человек.
На улицах городов и дорогах
Татарстана в 2006 году было совершено 783 ДТП с участием детей, в которых 38 детей
погибли и 806 ребенка получили травмы различной степени тяжести. Количество дорожно-транспортных
происшествий с участием детей и подростков увеличилось на 6,4%, погибших – на 72,7%,
раненых – на 4,5% [48].
Таблица 5
Статистика ДТП по вине детей
за 12 месяцев по годам
Статистика ДТП
|
2001г.
|
2002г
|
2003г.
|
2004г.
|
2005г.
|
2006г.
|
Общее количество ДТП с детьми до 16
лет
|
602
|
667
|
730
|
725
|
736
|
783
|
Из них ДТП по вине детей
|
266
|
230
|
254
|
229
|
243
|
229
|
% по вине детей от общего кол-ва ДТП
с детьми
|
44.2 %
|
34. 5%
|
34,8 %
|
31,6 %
|
33,0 %
|
29,3 %
|
За 3 месяца 2008 года на территории республики зарегистрировано
2687 дорожно-транспортных происшествий, в которых погибли 304 человека и 3489 получили
ранения. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года (далее – АППГ) количество
дорожно-транспортных происшествий увеличилось на 2,4% (больше на 64 ДТП), погибших
– на 64 человека, раненых – на 236 человек [49].
Впервые за последние 6 лет возросла тяжесть последствий
ДТП.
Рисунок 2 – Тяжесть
ДТП по годам
42,8% от общего количества ДТП или 1149 ДТП составили наезды
на пешеходов, 34,5 % или 926 ДТП – столкновения, 12% или 322 ДТП – опрокидывания.
Рисунок 3 – Распределение ДТП по видам
В г. Казани зарегистрировано 1011 ДТП, повлекших гибель
67 и ранение 1201 человека. Тяжесть последствий ДТП в г. Казани составила 5 погибших
на 100 пострадавших (за 2006 года – 4 погибших).
26,9 % от всех происшествий совершено на автодорогах. Всего
на дорогах произошло 723 ДТП, в которых погибли 173 и ранены 1174 человека.
Наиболее тяжкие последствия имели происшествия, совершенные
на федеральных дорогах, где из каждых 100 пострадавших смертельные травмы получили
15 человек [50].
Определяющее влияние на уровень аварийности оказывают водители
транспортных средств, на долю которых пришлось 77,4% или 2079 (+2,4%) ДТП, в них
погибли 235 и ранены 2931 человек.
88,3% (1835 ДТП) от общего количества ДТП
по вине водителей произошло из-за нарушения правил дорожного движения водителями
транспорта физических лиц. При этом погибло 195 ранено 2623 человека.
На территории Татарстана за
6 месяцев 2007г. было совершено 307 ДТП с участием детей, в которых 21 ребенок погиб
из них: 16 детей (76,2% от числа погибших детей) произошли по вине водителей; 5
детей (23,8 % от числа погибших детей) погибли по собственной вине. Количество дорожно-транспортных
происшествий с участием детей и подростков увеличилось на 2,3%, погибших – в 3 раза,
раненых уменьшилось на 0,3%.
Рисунок 4 – Состояние детского дорожно-транспортного травматизма
в РТ
Необходимо отметить, что в Татарстане за
последний год не произошло ни одного ДТП по вине детей. По словам Министра транспорта
и дорожного хозяйства Республики Татарстан, председателя комиссии по безопасности
дорожного движения В.А. Швецова: «Это стало возможным благодаря тому, что впервые
средства, собираемые в виде штрафов за нарушения правил дорожного движения, стали
целевым образом направляться и на борьбу с этими самыми нарушениями, и на защиту
от их последствий законопослушных участников дорожного движения» [51].
Уменьшилось количество ДТП с участием автобусов.
За 4 месяца 2008 года на территории республики по вине водителей автобусов зарегистрировано
82 дорожно-транспортных происшествия, в которых погибли 14 и 24 человека получили
ранения. По сравнению с АППГ количество таких происшествий уменьшилось на 22,4%,
раненых – на 18,5%, погибших увеличилось на 45,5%.
Рисунок 5 – Распределение
ДТП по вине участников дорожного движения за 2007г.
Причины ДТП самые разные. Превышение скорости
движение (31%) – наиболее популярная причина (Рисунок 6).
Рисунок 6 – Распределение ДТП по причинам
Два года назад в стране была
принята Федеральная целевая программа (далее – ФЦП) повышения безопасности дорожного
движения, рассчитанная на 7 лет. Главным итогом деятельности различных министерств
и ведомств по реализации этой программы должно стать снижение числа погибших в ДТП
в полтора раза. В работу по претворению в жизнь положений ФЦП включились все регионы
России. Как всегда в таких случаях, где-то дела идут лучше, где-то хуже. Одним из
регионов, где нашли свои интересные и эффективные решения в выполнении программы,
стала Республика Татарстан. Два последних года Татарстан является одним из семи
пилотных регионов РФ по выполнению мероприятий ФЦП.
В качестве «пилотного» региона
Татарстан был определен по способу финансирования. Частично финансирование идёт
из средств Федеральной целевой программы, и большая часть — это республиканские
вложения [52].
В 2006 году за счет средств
федерального бюджета выделено материально-технических средств на сумму 35 млн. руб.
За счет республиканского бюджета на мероприятия программы в 2006 году потрачено
110,2 млн. руб. В 2007 году — из федерального бюджета получено материально-технических
средств на сумму 100 млн. руб. и на капвложения — 50,5 млн. руб. За счет республиканского
бюджета на мероприятия программы в 2007 году израсходовано 367,6 млн. руб.
Если говорить о контрольных
цифрах, то к 2012 году ожидается снижение количество погибших по сравнению с 2004
годом в 1,5 раза. В 2007 году по РТ было на 113 человек меньше погибших и на 500
случаев меньше ДТП, то есть в целом, если сравнивать с 2004 годом, статистика положительная.
Оценка вопросов безопасности
в целом, работа всех министерств и ведомств и оценка службы Госавтоинспекции в РТ
складывается, прежде всего, из того, как выстроена система работы.
В первую очередь, оценивается
контрольно-надзорная деятельность ГИБДД в отношении всех субъектов дорожно-транспортного
комплекса. Не менее важной составляющей является работа со средствами массовой информации.
И, наконец, самый ответственный сегмент работ по обеспечению безопасности дорожного
движения, который не один год формируется, — это профилактика детского дорожно-транспортного
травматизма [53].
Контрольно-надзорная деятельность
включает множество направлений. То есть, прежде всего, для результативной работы
необходим системный подход. Формировать эффективную систему реализации контрольно-надзорных
функций Госавтоинспекции в области дорожного движения начали в 1993 году, создав
отдел информационного обеспечения. На основе современных сетевых технологий последовательно
начали объединять все направления работы: регистрацию транспортных средств, выдачу
водительских удостоверений, общий учет, дежурную часть, государственный технический
осмотр, организацию движения, административные правонарушения в области дорожного
движения и многое другое. По мере накопления опыта и информации к 1998 году пройден
второй этап систематизации — четко структурированы задачи и методы их решения. В
основу был положен принцип, что если граждане или организации вступают во взаимоотношения
с Госавтоинспекцией, они уже попадают в систему учета и контроля. Все необходимые
данные заносятся в единую информационную базу, что позволяет анализировать ситуацию
и принимать оперативные меры. Сегодня работники Госавтоинспекции могут создать практически
любой нестандартный отчет, проанализировать любую информацию, связанную с жизнедеятельностью
дорожно-транспортного комплекса республики, и дать обоснованные рекомендации по
решению возникающих проблем.
Начиная с 2008 года ГИБДД
РТ входит в единую информационно-поисковую систему МВД России. С учетом этого в
республике внедряется проект «Марафон», все данные которого существуют в МВД и доступны
через эту систему. Сейчас туда интегрируется база данных идентификации по государственным
регистрационным номерам транспортных средств, проходивших через стационарные посты.
Эта база достаточно большая. Ежесуточно она пополняется данными 25 – 30 тысяч транспортных
средств. У нас эта информация хранится в течение года. Как таковые в изображение
попадают полностью транспортные средства, что способствует раскрытию ряда преступлений.
Одновременно идет и анализ, ГИБДД РТ работает с Минтрансом. Ежедневно министерство
получает информацию, какое количество транспорта прошло в том или ином направлении.
Это позволяет оценить интенсивность транспортных потоков, загруженность улично-дорожной
сети, эффективность организации движения на конкретных участках.
Следующая система, обеспечивающая
безопасность, — это система контроля состояния дорожных сетей и всего, что рядом
с ними. Система контроля дорожного хозяйства сегодня налажена. Это тоже особенность
Татарстана, в России такого еще нигде нет. В РТ есть Республиканское государственное
учреждение безопасности дорожного движения. К семидесяти сотрудникам дорожного надзора
Госавтоинспекции, которые этим занимаются, добавилось еще несколько сотен людей,
которые контролируют соответствие параметров дорог в плане их содержания, занимаются
весовым контролем, перевозкой и выдачей разрешений на провоз крупногабаритных грузов,
согласованием работ в придорожной полосе. Цель этой работы очевидна: размещение
и эксплуатация объектов придорожного сервиса должны соответствовать требованиям
безопасности и ни в коем случае не провоцировать дорожно-транспортное происшествие.
Решение вопросов централизованной эвакуации и хранения транспорта по всей республике
сосредоточено в руках этого же госучреждения. Все это создано на основе распоряжения
Правительства. За основу взято Постановления Правительства РФ и издано свое республиканское
Постановление.
Если говорить о ФЦП, то из
средств федерального бюджета РТ за два года получили 34 светофорных объекта и 300
знаков маршрутного ориентирования. Из средств республиканской программы в 2006 –
2007 годах выделено на модернизацию автоматизированной системы управления дорожного
движения (далее – АСУДД) и светофорных объектов почти 21 млн. руб., на обустройство
наиболее опасных участков улично-дорожной сети дорожными ограждениями (850км) —
54,5 млн. руб., оборудование искусственным освещением мест концентрации ДТП — 65,5
млн. руб., создание системы маршрутного ориентирования участников дорожного движения
(установка 93 тыс. знаков) — 14,2 млн. руб.
Теперь о работе со средствами
массовой информации. Это масштабная целенаправленная работа. И здесь не только выступления
руководителей управления, начальников отделов. Каждый начальник и каждый сотрудник
обязан работать со СМИ. Самое главное — и среди журналистов должны быть специалисты,
которые понимают, что такое безопасность дорожного движения и правильно доносят
информацию до населения. Со средствами массовой информации налажено конструктивное
взаимодействие. Руководитель Госавтоинспекции выстраивает отношения с руководителями
СМИ, журналистами так, чтобы это было на помощь делу, обществу.
Профилактике детского дорожно-транспортного
травматизма (далее – ДДТТ) в Татарстане уделяется колоссальное внимание. Профилактика детского дорожно-транспортного
травматизма — самый серьезный элемент составляющей безопасности дорожного движения,
который формируется не один год. Она заключается в обучении детей в дошкольных учреждениях,
школах. Велосипед, «Безопасное колесо», картинг, детская автомобильная школа — все
это элементы системы, которая выстраивается в Татарстане.
Сегодня в РТ есть базовые
школы, базовые детские сады, почти 4 тысячи подготовленных воспитателей и учителей
ОБЖ, которые прошли курсы повышения квалификации по преподаванию правил безопасного
поведения на дорогах. Во многих образовательных учреждениях есть система классов,
площадок для занятий, методическая литература для проведения комплексных мероприятий
с детьми.
В республике организованы
базовые школы для тех, кто занимается картингом. К сожалению, их в республике пока
еще только 63. Есть детско-юношеская автомобильная школа, которая имеет 28 филиалов
по всей Республике Татарстан. У этих филиалов есть автотранспорт, в них оборудованы
75 классов. В этом году Госавтоинспекцией еще 20 районам будет выделено 26 автомобилей.
Такая структура создается, но, к сожалению, сегодня нельзя говорить о том, что система
ДЮАШ интенсивно развивается. Пока нет других образовательных учреждений, кроме тех,
что есть во Всероссийском обществе автомобилистов, которые занимаются подготовкой
водителей и заинтересованы в этой работе. Это — широкое поле деятельности, резерв
для повышения безопасности дорожного движения.
В республике раз в два года
силами ГИБДД МВД РТ, Фонда безопасности дорожного движения, Министерства образования
и науки РТ и муниципальными органами проводятся республиканские конкурсы-семинары
«Зеленый огонек» – для методистов и воспитателей дошкольный образовательных учреждений,
конкурсы-семинары «Школа дорожных наук – для учителей средних образовательных учреждений.
Традиционно в этих мероприятиях
принимают участие более 150 лучших педагогов республики. Конкурсы-семинары дают
возможность адекватно оценивать проводимую в республике работу с детьми, оперативно
решать возникающие на местах материальные и финансовые проблемы. Результат обмена
творческими достижениями проявляется в широком внедрении передовых образовательных
технологий, инновационных находок педагогов и воспитателей.
В средних учебных заведениях
республики созданы 1169 команд юных инспекторов движения, объединяющих в своих рядах
почти 7 тысяч (6921) школьников и лицеистов. Конкурсы юных инспекторов дороги (далее
– ЮИД) «Безопасное колесо» ежегодно проводятся по всей республике. По итогам соревнований
формируется сборная команда Татарстана, которая затем представляет республику на
Всероссийских форумах ЮИД, которые представляет успешно из года в год, занимая призовые
места.
Три года подряд ЮИДовцы Татарстана
принимают участие и в международных детских конкурсах знатоков ПДД и велосипедистов.
И если в 2004-м в Праге и 2005-ом в Сараево команда Татарстана была в числе аутсайдеров,
то в 2006 году в Белграде завоевала серебряные награды.
В мае – начале июня 2006 года
в Казани успешно прошел XXV-й юбилейный Всероссийский конкурс «Безопасное колесо
– 2006», посвященный 70-летию Госавтоинспекции. Представители 82 регионов России
– участники соревнований, пропагандисты и руководители команд не только приняли
участие в соревнованиях, но и получили возможность познакомиться со всеми ступенями
образовательной системы в РТ.
Специально для детских садов
изготавливается оборудование для класса по безопасности дорожного движения, делается
макет микрорайона, где дети живут. Важно, что все свои действия в этом направлении
руководители детских садов с согласовывают с ГИБДД.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15
|