План мероприятий по повышению безопасности дорожного движения на территории муниципального образования "Нижнекамский муниципальный район"
Особо нуждается в корректировке
Положение о Госавтоинспекции. Права, которыми наделена Госавтоинспекция, во многом
прописаны некорректно. Например, Госавтоинспекция имеет право останавливать транспортные
средства и проверять документы на право пользования и управления ими, а также документы
на транспортное средство и перевозимый груз, изымать эти документы в случаях, предусмотренных
федеральными законами. Используя это право по своему усмотрению, госавтоинспекторы
могут остановить любое транспортное средство, в любом месте, в любое время суток
и провести его досмотр без всяких на то причин. В результате создаются помехи дорожному
движению, происходит его торможение, грубое нарушение прав законопослушных граждан,
не говоря уже о возникновении условий для различных злоупотреблений и взяточничества
сотрудников ГИБДД.
Таким образом, обеспечение
безопасности дорожного движения осуществляется посредством:
-
установления полномочий
и ответственности Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной
власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
-
координации деятельности
федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов
Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений,
юридических и физических лиц в целях предупреждения дорожно-транспортных происшествий
и снижения тяжести их последствий;
-
регулирования деятельности
на автомобильном, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве;
-
разработки и утверждения
в установленном порядке законодательных, иных нормативных правовых актов по вопросам
обеспечения безопасности дорожного движения: правил, стандартов, технических норм
и других нормативных документов;
-
осуществления деятельности
по организации дорожного движения;
-
материального и финансового
обеспечения мероприятий по безопасности дорожного движения;
-
организации подготовки
водителей транспортных средств и обучения граждан правилам и требованиям безопасности
движения;
-
проведения комплекса
мероприятий по медицинскому обеспечению безопасности дорожного движения;
-
осуществления обязательной
сертификации объектов, продукции и услуг транспорта и дорожного хозяйства;
-
лицензирования деятельности,
связанной с обеспечением безопасности дорожного движения;
-
проведения социально
ориентированной политики в области страхования на транспорте;
-
осуществления государственного
надзора и контроля за выполнением законодательства Российской Федерации, правил,
стандартов, технических норм и других нормативных документов в области обеспечения
безопасности дорожного движения.
Решение проблемы обеспечения
безопасности дорожного движения относится к приоритетным задачам развития нашей
страны. Это подчеркнул в своем Послании Федеральному Собранию Российской Федерации
Президент России В.В.Путин [33] . Именно поэтому Правительством Российской
Федерации была принята Федеральная целевая программа «Повышение безопасности дорожного
движения в 2006 – 2012 гг.» (далее – Программа).
Целью Программы является сокращение
числа погибших в результате дорожно-транспортного происшествия в 2012 году по сравнению
с 2004 годом в 1,5 раза. Это позволит России приблизиться к уровню безопасности
дорожного движения, характерному для стран с развитой автомобилизацией населения,
снизив показатели дорожно-транспортной аварийности и тем самым уменьшив социальную
остроту проблемы.
Реализация Программы предполагает
проведение комплекса мероприятий по снижению смертности на дорогах. Предусмотрены
три условных сценария (варианта) снижения числа погибших в ДТП.
Первый вариант (здесь и далее – по сравнению с показателями
2004г.) предполагает снижение числа погибших в ДТП на 33%, снижение количества ДТП
с пострадавшими на 10 %.
Второй вариант – снижение числа погибших в ДТП на 10%,
снижение количества ДТП с пострадавшими на 5%.
Третий вариант – снижение числа погибших в ДТП на 5%,
снижение количества ДТП с пострадавшими на 2%.
Таким образом, при реализации
первого сценария количество погибших в ДТП, по сравнению с 2004 г., будет снижено
к 2012 г. в 1,5 раза, а количество ДТП с пострадавшими – на 10%. При этом в рамках
осуществления мероприятий Программы учитывается реализация субъектами Российской
Федерации мероприятий региональных программ, направленных на повышение безопасности
дорожного движения [34].
Однако анализ Программы показывает,
что большинство её положений носит излишне обобщенный характер. Предусмотренные
мероприятия касаются научных разработок и мониторинга исследований, а также изучения
отдельных причин, приводящих к высокой смертности на дорогах. Что касается конкретных,
практических мероприятий, которые могли бы кардинально изменить ситуацию с аварийностью
на российских дорогах, Программа почти не предусматривает.
Только единая политика и согласованные
усилия органов государственной власти, общественных объединений позволит решить
задачу по обеспечению безопасности дорожного движения.
2. Анализ системы управления обеспечения
безопасности дорожного движения
2.1 Состояние безопасности
дорожного движения в РФ
Проблема аварийности на автотранспорте
приобрела особую остроту в последнее десятилетие в связи с несоответствием существующей
дорожно-транспортной инфраструктуры потребностям общества и государства в безопасном
дорожном движении, недостаточной эффективностью функционирования системы обеспечения
безопасности дорожного движения, крайне низкой дисциплиной участников дорожного
движения.
Ежегодно на дорогах России
погибает почти полторы тысячи детей и подростков в возрасте до 16 лет. Около 30
тысяч юных пешеходов, велосипедистов и пассажиров получают травмы и ранения. При
этом, как свидетельствует мировая статистика здравоохранения, более 5% травмированных
в дорожно-транспортных происшествиях детей остаются пожизненными инвалидами, более
90% получают длительные психические травмы [35].
Основными видами дорожно-транспортных
происшествий в России являются наезд на пешехода, столкновение, опрокидывание, наезд
на препятствие, наезд на стоящее транспортное средство. Свыше трех четвертей всех
дорожно-транспортных происшествий связаны с нарушениями Правил дорожного движения
водителями транспортных средств. В каждом восьмом происшествии виноват водитель,
находившийся в состоянии опьянения. Около трети всех происшествий связаны с неправильным
выбором скорости движения. Каждый седьмой водитель, совершивший дорожно-транспортное
происшествие, не имеет права на управление транспортным средством. Вследствие выезда
на полосу встречного движения происходит около 13% дорожно-транспортных происшествий.
Аварийность увеличивается по вине водителей транспортных средств, принадлежащих
физическим лицам. Удельный вес этих происшествий превышает 80% происшествий, совершаемых
по вине водителей. Две трети всех происшествий из-за нарушений Правил дорожного
движения водителями совершается водителями легковых автомобилей [36].
Наиболее многочисленной и
самой уязвимой группой участников дорожного движения являются пешеходы. За последние
8 лет численность пешеходов, погибших в дорожно-транспортных происшествиях, увеличилась
на 30 %. Всего за этот период погибло свыше 100 тыс. и ранено свыше 500 тыс. пешеходов.
Крайне низкая дорожно-транспортная дисциплина участников дорожного движения является
одним из наиболее существенных факторов, влияющих на состояние аварийности в России
[37].
По данным органов ГИБДД на дорогах ежегодно
гибнет людей больше, чем за 10 лет боевых действий в Афганистане. Показательны в
этом плане ежегодные доклады правительству РФ о состоянии безопасности на автомобильных
дорогах. Например, в 2000 году на дорогах страны погибли более 30 тысяч человек.
Показатели аварийности на дорогах приведены в таблице 3 [38].
Таблица 3
Показатели аварийности на дорогах
Показатели аварийности
|
Количество ДТП
|
Погибло, чел.
|
Ранено, чел.
|
В городах и населенных пунктах
|
115045
|
15366
|
126169
|
Вне городов
|
41969
|
14030
|
52601
|
ВСЕГО
|
157014
|
29396
|
178770
|
По данным аналогичного доклада Правительству
РФ в 2003 году число погибших достигло 34,6 тыс. человек, в 2004 году эта
цифра достигла 35 тыс. человек [39].
Концепция федеральной целевой программы
«Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 годах» дает прогноз динамики
погибших на автомобильных дорогах и расчет потребности финансовых средств на снижение
уровня ДТП с гибелью людей (Таблица 4) [40].
Таблица 4
Прогноз показателей безопасности дорожного движения до 2012 года
Показатели
|
Ед. измерен.,
всего
|
2006
-2012 гг. всего
|
В том числе по годам
|
2006
|
2007
|
2008
|
2009
|
2010
|
2011
|
2012
|
Число погибших
|
Тыс. чел.
|
265,3
|
35,8
|
36,5
|
37,2
|
37,9
|
38,6
|
39,3
|
40
|
Количество ДТП с пострадавшими
|
Тыс.
случаев
|
1473,5
|
209
|
209,5
|
210
|
210,5
|
211
|
211,5
|
212
|
В Российской Федерации в 2007
году было зарегистрировано около 230 тысяч ДТП, в которых погибли более 32,5 тыс.
и ранены 285 тыс. человек.
За 4 месяца (январь-апрель)
2008 года в Российской Федерации произошло 52 376 дорожно-транспортных происшествий,
в результате которых погибло 6 930 человек, а 63 482 человека получили ранения.
2 587 ДТП произошло по вине водителей, находившихся за рулем в состоянии опьянения,
10 963 ДТП произошло по вине пешеходов.
За указанный период произошло
4 867 ДТП с участием детей, в которых 218 детей погибли, а 5 001 ребенок получил
ранения [41].
Дорожно-транспортный травматизм
является одной из основных причин смертности среди детей и молодежи в возрасте от
5 до 25 лет. Гибнут, теряют здоровье и калечатся те, кто относится к наиболее активной,
трудоспособной части населения, что приводит к невосполнимым потерям для будущего
страны, подрывает ее демографический резерв.
Большое
число ДТП связано как с неправильным поведением пешеходов, так и с грубейшими нарушениями
правил дорожного движения со стороны водителей. Например, за прошлый год в России
было задержано более миллиона нетрезвых водителей.
Кроме того статистика показывает,
что каждое четвертое ДТП связано с неправильным выбором скорости движения (обычно
речь идет о превышении скорости), каждое пятое — с выездом на полосу встречного
движения и несоблюдением очередности проезда автомобилей на перекрестке [42].
Ежегодно
на дорогах и улицах страны в процесс движения вовлекаются все больше «молодых» неопытных
водителей. Только в 2007 году число лиц, получивших водительские удостоверения на
право управления транспортным средством, составило 2 млн. человек. О несовершенстве
системы подготовки водителей говорят следующие цифры: с первого раза квалификационные
экзамены на право управления транспортным средством сдали 1,2 млн. человек (58,1%).
Плюс к этой причине – низкая водительская дисциплина и правовой нигилизм молодежи
на дорогах. Во многом именно по этим причинам в 2007 году водителями со стажем управления
транспортом до 3-х лет совершено 28365 дорожно-транспортных происшествий, в которых
3745 человек погибли и 39965 получили ранения [43].
Из-за нарушений
ПДД мотоциклистами со стажем до трех лет произошло 1169 (-28%) ДТП, в результате
которых погибло 113 (-36,2%) и ранено 1391 (-31,6%) человек. Характерно, что многие
мотоциклисты и их пассажиры в момент ДТП находились без мотошлема.
При совершении
каждого третьего (30,2%) ДТП по вине «молодых» водителей отмечалось несоответствие
скорости конкретным условиям движения, причина каждого седьмого (14,6%) происшествия
– несоблюдение очередности проезда, вследствие выезда на полосу встречного движения
произошло каждое девятое (10,6%) ДТП, а каждое пятнадцатое (6,7%) ДТП совершено
ими в состоянии опьянения. Причем, по всем этим показателям наблюдается рост [44].
Отдельная
проблема – детский дорожно-транспортный травматизм. Как отмечает Начальник
Департамента ОБДД МВД России генерал-лейтенант милиции Виктор Кирьянов, проблема
детского травматизма на дорогах – это лишь составная часть нашей общей проблемы
– низкой культуры поведения на дорогах, грубейших нарушений Правил дорожного движения
водителями транспортных средств. Пока каждый гражданин не осознает личную ответственность
за соблюдение ПДД, мы по-прежнему будем терять на дорогах самое дорогое – наших
детей [45].
Ежегодно
в каждом десятом дорожно-транспортном происшествие гибнут и получают ранения несовершеннолетние.
Как показали итоги прошедшего года, детский травматизм на дорогах по-прежнему вызывает
повышенную тревогу. В 2007 году в целом по стране снизились основные показатели
аварийности с участием детей и подростков в возрасте до 16 лет. Однако в абсолютных
цифрах эти показатели очень велики: 24930 дорожно-транспортных происшествий, в которых
погибло 1276 и ранено 25720 несовершеннолетних. Большинство ДТП (79,8%) с
участием детей произошло на территории городов и населенных пунктов. Свыше половины
(51,4%) всех пострадавших в ДТП детей и подростков участвовали в ДТП в качестве
пешеходов.
В 2007
году увеличилось количество ДТП, в которых пострадали дети, являющиеся пассажирами.
В результате таких происшествий 579 детей погибли и 9378 получили ранения. В подавляющем
большинстве дети страдают по вине взрослых, которые управляли транспортом в состоянии
опьянения, превысили скорость, выехали на полосу встречного движения и т.д. Практически
во всех случаях дети-пассажиры в момент ДТП не были пристегнуты ремнями безопасности
или не находились в детских удерживающих устройствах. Это тоже на совести взрослых.
В 2007
году зарегистрировано 1835 ДТП, в которых пострадали дети-велосипедисты: 92 погибли
и 1753 несовершеннолетних получили ранения. Каждое седьмое (14,0%) ДТП, в которых
пострадали дети – велосипедисты, связано с наличием на местах происшествий неудовлетворительных
дорожных условий [46].
В апреле 2008г. Всероссийский
центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) опубликовал данные о том, как россияне
относятся к ужесточению системы наказаний за нарушения Правил дорожного движения.
Инициативный всероссийский опрос ВЦИОМ проведен 15-16 марта 2008г. Опрошено 1600
человек в 153 населенных пунктах в 46 областях, краях и республиках России. Статистическая
погрешность не превышает 3,4% [47].
По данным
опроса большинство россиян – 84% информировано о том, что в Кодекс об административных
правонарушениях внесены изменения, ужесточающие систему наказаний за нарушения Правил
дорожного движения, в их числе 40% отмечают, что хорошо знают об этом, и 44% что-то
слышали.
Год назад,
когда в Государственную думу был внесен проект закона, содержащий эти изменения,
о нем были осведомлены 77% респондентов, в их числе 23% - хорошо осведомлены. Уровень
информированности тех опрошенных, у кого в семье имеется автомобиль (таковых 40%),
выше, чем тех, у кого этого транспортного средства нет: о том, что система наказаний
изменена, осведомлены почти все автомобилисты (96%) и три четверти пешеходов (76%);
если среди первых хорошо информированы о данных поправках 70%, то среди пешеходов
меньшая часть – 21%.
Данные
изменения законодательства общество воспринимает скорее позитивно (+65%, -19%).
Автомобилисты и пешеходы положительно отзываются об этих изменениях одинаково часто.
При этом автомобилисты чаще пешеходов критикуют поправки (25% и 12%) и реже затрудняются
с оценкой (9% и 21%).
Причины
ужесточения наказаний, увеличения штрафов за нарушения Правил дорожного движения
респонденты связывают в первую очередь с ростом аварий (18%) и правонарушений (15%)
на дорогах, безответственным поведением водителей (14%), в частности вождением в
нетрезвом виде (6%), с ростом смертности на дорогах (5%), увеличением общего числа
автомобилей (4%). Реже объясняют нововведения заботой государства о гражданах (3%)
или попытками государства пополнить таким образом бюджет (3%), или видят в этом
способ обогащения работников ГИБДД (2%). У автомобилистов ответ на этот вопрос вызывает
меньше затруднений, чем у пешеходов (соответственно, 22% и 41% затруднившихся с
оценкой).
Негативно
данные нововведения воспринимают от 15 до 20% опрошенных. Каждый третий (31-34%)
ожидает положительных сдвигов в скором времени. Каждый пятый (21-22%) считает, что
эти меры уже теперь полностью оправдали себя; причем для автомобилистов такое мнение
более характерно (26-28%), чем для пешеходов (17-18%).
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15
|