План мероприятий по повышению безопасности дорожного движения на территории муниципального образования "Нижнекамский муниципальный район"
Государственный контроль и
надзор за соблюдением законодательства, правил, стандартов, технических норм и других
нормативных документов в области обеспечения дорожного движения, которыми устанавливаются
требования, осуществляется:
-
к проектированию,
строительству, реконструкции дорог, дорожных сооружений, железнодорожных переездов,
линий городского электрического транспорта;
-
к эксплуатационному
состоянию и ремонту автомобильных дорог, дорожных сооружений, железнодорожных переездов,
а также к установке и эксплуатации технических средств организации дорожного движения;
-
к конструкции и техническому
состоянию находящихся в эксплуатации автомототранспортных средств, прицепов к ним
и предметов их дополнительного оборудования;
-
к изменению конструкции
зарегистрированных в Госавтоинспекции автомототранспортных средств и прицепов к
ним;
-
к перевозкам в пределах
компетенции Госавтоинспекции тяжеловесных, опасных и крупногабаритных грузов.
Кроме того, на Госавтоинспекцию
возложен еще широкий круг обязанностей – от подготовки водителей автомототранспортных
средств, их учета, регулирования дорожного движения до выработки предложений по
повышению безопасности дорожного движения. Противоречивость полномочий Госавтоинспекции
заключается в том, что за ней не закреплена разработка проектов законодательных
и иных нормативно-правовых актов в области безопасности дорожного движения, а, с
другой стороны, она наделяется правом участвовать в разработке таких проектов, вносить
в установленном порядке предложения по их совершенствованию.
В подчинении главного государственного
инспектора безопасности дорожного движения находится Научно-исследовательский центр
проблем безопасности дорожного движения МВД России (далее – Центр). В соответствии
с Уставом Центра, утвержденным приказом МВД России от 5 января 1999 г. № 5, одним
из предметов его деятельности является участие в подготовке проектов законодательных
и иных нормативно-правовых актов по вопросам обеспечения безопасности дорожного
движения, разработка предложений по совершенствованию нормативно-правовой базы МВД
России, регламентирующей деятельность Госавтоинспекции. Анализ содержания Устава
Центра показывает, что предметом его деятельности являются исследования и подготовка
предложений по всем направлениям деятельности Госавтоинспекции. Следовательно, качество
законодательной и другой нормативно-правовой базы в области безопасности дорожного
движения зависит от содержания и качества проектов, подготавливаемых Центром.
Центр является некоммерческим
государственным учреждением. Поэтому он должен финансироваться из бюджетных ассигнований
МВД России. Однако Уставом Центра предусмотрено получение доходов от выполнения
научно-технических работ, оказания услуг на договорной основе, а также от добровольных
и имущественных взносов и пожертвований.
Исходя из того, что Госавтоинспекция
относится к милиции общественной безопасности, статьей 10 Федерального закона «О
милиции» на милицию в области обеспечения безопасности дорожного движения возложены
следующие обязанности:
-
осуществлять государственный
контроль и надзор за соблюдением правил, стандартов, технических норм и других нормативных
документов;
-
принимать экзамены
и выдавать удостоверения на право управления автомототранспортными средствами;
-
организовывать и проводить
государственный технический осмотр автомототранспортных средств и прицепов к ним;
-
производить регистрацию
автомототранспортных средств и прицепов к ним, предназначенных для движения по автомобильным
дорогам общего пользования;
-
регулировать дорожное
движение;
-
осуществлять в порядке,
определяемом Правительством Российской Федерации, государственный учет показателей
состояния безопасности дорожного движения;
-
контролировать исполнение
владельцами транспортных средств установленной федеральным законом обязанности по
страхованию гражданской ответственности;
-
в предусмотренных
федеральным законом случаях предоставлять указанным в нем лицам информацию, относящуюся
к осуществлению указанного обязательного страхования [23].
К
техническим средства системы управления безопасности дорожного движения относятся:
знаки сигнальные
и дорожные, оборудование и установки для регулирования дорожного движения, светофоры,
дорожные ограждения и направляющие устройства, разметка, средства технического контроля
состояния дорожного покрытия, обустройство дорог. К транспортным средствам системы управления безопасности
дорожного движения относятся: специальный транспорт, аварийно-спасательное
оборудование, оборудование для организации парковок, приборы подачи специальных
световых и звуковых сигналов, системы обеспечения безопасности водителя и пассажиров,
системы навигации и охранная сигнализация.
К
средствам контроля и надзора относятся:
-
средства технического
диагностирования транспортных средств,
-
средства контроля
экологической безопасности,
-
средства надзора за
соблюдением скоростного режима движения автотранспортных средств,
-
средства освидетельствования
водителей на состояние опьянения,
-
приборы и оборудование
для проведения технического осмотра.
К информационным системам, средства связи и автоматизации
относятся:
-
интегрированные автоматизированные
системы,
-
информационно-поисковые
системы,
-
автоматизирование
системы управлением дорожного движения,
-
средства связи и коммуникации.
Территориальные органы управления Госавтоинспекции субъектов
Российской Федерации являются структурными подразделениями министерств (главных
управлений, управлений) внутренних дел субъектов Российской Федерации и руководят
деятельностью подчиненных им специализированных и иных подразделений Госавтоинспекции
(в ред. Указа Президента РФ от 02.07.2002 N 679).
Руководители территориальных органов управления Госавтоинспекции
субъектов Российской Федерации являются по должности главными государственными инспекторами
безопасности дорожного движения субъектов Российской Федерации, а их заместители
– заместителями главных государственных инспекторов безопасности дорожного движения
субъектов Российской Федерации. Они назначаются на должность и освобождаются от
должности руководителями соответствующих органов внутренних дел субъектов Российской
Федерации по согласованию с руководителем федерального органа управления Госавтоинспекции
и с учетом предложений руководителей органов исполнительной власти субъектов Российской
Федерации.
Подразделения Госавтоинспекции в районах, городах, округах
и районах в городах являются структурными подразделениями соответствующих органов
внутренних дел, обеспечивают выполнение возложенных на Госавтоинспекцию функций,
руководят деятельностью подчиненных им специализированных и иных подразделений Госавтоинспекции
(Указ Президента РФ от 02.07.2002 N 679).
Руководители подразделений Госавтоинспекции (управлений,
отделов внутренних дел) в районах, городах, округах и районах в городах являются
по должности главными государственными инспекторами безопасности дорожного движения
районов, городов, округов и районов в городах, а их заместители – заместителями
главных государственных инспекторов безопасности дорожного движения районов, городов,
округов и районов в городах. Они назначаются на должность и освобождаются от должности
руководителями соответствующих органов внутренних дел по согласованию с вышестоящими
руководителями органов управления Госавтоинспекции (в ред. Указа Президента РФ от
02.07.2002 N 679)
Согласно
поручению президента РФ по итогам заседания Президиума Госсовета РФ в 2006г. создана
правительственная комиссия по обеспечению безопасности дорожного движения.
Правительственная комиссия по обеспечению безопасности дорожного движения (далее – Комиссия) является координационным органом, образованным для обеспечения согласованных действий федеральных органов исполнительной власти в области обеспечения безопасности дорожного движения. Комиссия руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также Положением о Правительственной комиссия по обеспечению безопасности дорожного движения. Основными задачами Комиссии являются:
-
обеспечение согласованных
действий федеральных органов исполнительной власти по разработке и реализации основных
направлений государственной политики в области обеспечения безопасности дорожного
движения;
-
разработка основных
направлений совершенствования правового регулирования в области обеспечения безопасности
дорожного движения;
-
координация деятельности
федеральных органов исполнительной власти по разработке проектов и реализации федеральных
программ повышения безопасности дорожного движения;
-
совершенствование
механизмов координации деятельности федеральных органов исполнительной власти и
органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также повышение
эффективности взаимодействия с заинтересованными организациями и общественными объединениями
по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения.
Комиссия в целях реализации возложенных на нее задач выполняет следующие основные функции:
-
рассматривает проект
государственного доклада о состоянии безопасности дорожного движения в Российской
Федерации и другие вопросы, связанные с оценкой ситуации в сфере безопасности дорожного
движения;
-
организует изучение
причин возникновения дорожно-транспортных происшествий;
-
рассматривает предложения
федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов
Российской Федерации,
-
заинтересованных организаций
и общественных объединений по вопросам:
а) формирования и реализации государственной политики в области обеспечения безопасности дорожного движения; б) совершенствования государственной системы обеспечения безопасности дорожного движения; в) совершенствования правового регулирования в области обеспечения безопасности дорожного движения; г) определяет с учетом поступивших предложений приоритетные направления деятельности по предупреждению дорожно-транспортных происшествий и снижению тяжести их последствий; д) рассматривает вопросы разработки и реализации федеральных программ повышения безопасности дорожного движения; е) рассматривает обоснования потребности в финансовых и материально-технических ресурсах для реализации мероприятий в области обеспечения безопасности дорожного движения; ж) обобщает и распространяет положительный опыт работы комиссий по обеспечению безопасности дорожного движения субъектов Российской Федерации, оказывает методическую помощь в организации деятельности этих комиссий; з) содействует совершенствованию работы общественных объединений и развитию связей с соответствующими государственными органами зарубежных стран по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения; и) осуществляет взаимодействие со средствами массовой информации по вопросам освещения проблем безопасности дорожного движения [24].
Таким образом, в Российской
Федерации сформирована довольно разветвленная система управления обеспечения безопасности
дорожного движения. В настоящее время безопасность дорожного движения выходит за
пределы чисто государственного своего понимания и обретает общечеловеческое содержание,
ибо человек является высшей ценностью в государстве. Поэтому приоритетностью безопасности
дорожного движения вообще становится защита человека и общества в целом. Именно
с этим и должна связываться сущность обеспечения безопасности дорожного движения.
Безопасность дорожного движения формирует основы социальной стабильности, а также
является одним из важнейших факторов качества жизни населения.
1.3
Государственная политика в области обеспечения безопасности дорожного движения
Обеспечение безопасности дорожного
движения является одной из форм реализации единой государственной политики в области
охраны жизни, здоровья и имущества граждан путем предупреждения дорожно-транспортных
происшествий, снижения тяжести их последствий. Данное направление деятельности человечества
имеет огромное социальное и экономическое значение.
Стоимостная оценка последствий
ДТП (гибель, ранения людей, их инвалидность и реабилитация, экономические и другие
факторы) используется во всех странах с развитой автомобилизацией как один из основных
критериев при принятии решений в процессе государственного управления. Данные оценки
позволяют сделать соответствующие расчеты при разработке на различных уровнях управления
целевых программ, проектов и профилактических мероприятий в этой сфере.
Многоплановость и сложность
общественных отношений, складывающихся в сфере безопасности дорожного движения,
обусловливают наличие множества нормативно-правовых актов, регламентирующих деятельность
в данной сфере. Вся совокупность таких актов представляет собой определенную систему,
которую составляют Конституция Российской Федерации, федеральные законы, акты Президента
России, постановления Правительства Российской Федерации, ведомственные (межведомственные)
нормативно-правовые акты как федерального, так и регионального уровней. Наряду с
российскими правовыми актами в эту систему входят и международные документы по безопасности
дорожного движения, к которым присоединилась Российская Федерация.
Сфера безопасности дорожного
движения на федеральном уровне регулируется 14 федеральными законами, 9 указами
Президента России, 35 постановлениями Правительства Российской Федерации. Основополагающими
из них являются: Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности
дорожного движения» (с изменениями: последнее от 22 августа 2004 г.); Закон Российской
Федерации от 18 апреля 1991 г. № 1026 – I «О милиции» (с последующими изменениями
и дополнениями); Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях,
введенный в действие Федеральным законом от 30 декабря 2001 г. № 196-ФЗ (с последними
изменениями и дополнениями от 15 апреля 2006 г.); Положение о Министерстве внутренних
дел Российской Федерации, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от
19 июля 2004 г. № 927 (с изменениями от 5 ноября 2004 г.); Положение о Государственной
инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской
Федерации, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 15 июня 1998 г.
№ 711 (с изменениями от 2 июля 2002г., 3 мая 2005г.); Правила дорожного движения
Российской Федерации, утвержденное Постановлением Совета Министров – Правительства
Российской Федерации от 23 октября 1993г. №1090 (с последующими изменениями, последнее
– от 28 февраля 2006г.).
Федеральный закон «О безопасности
дорожного движения» должен, судя по его названию, определять правовые основы всех
направлений безопасности дорожного движения, в том числе его организацию: правила
содержания и ремонта дорог, обустройство сервисных пунктов, ограничения на дорогах
и т.д. Ведь от того, как организовано движение на дорогах, зависит его безопасность.
Кроме того, Закон регулирует права и обязанности участников дорожного движения,
условия получения права на управление транспортным средством, устанавливает требования
к подготовке водителей транспортных средств и т.д. Однако в первой статье Закона
указывается, что он определяет только правовые основы обеспечения безопасности дорожного
движения на территории Российской Федерации. То есть, в Законе содержится противоречие
между его названием и более широким предметом регулирования. Об этом свидетельствуют
и следующие факты: при перечислении основных терминов, которые употребляются в Законе
(ст. 2), названы:
1) обеспечение безопасности дорожного движения
– деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных
происшествий, снижение тяжести их последствий;
2) организация дорожного движения – комплекс
организационно-правовых, организационно-технических мероприятий и распорядительных
действий по управлению движением на дорогах.
В ст. 5 Закона перечисляются
основные направления обеспечения безопасности дорожного движения, среди которых
есть и направления, относящиеся к организации дорожного движения. Например: установление
полномочий и ответственности Правительства Российской Федерации, федеральных органов
исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
разработка и утверждение в установленном порядке законодательных, иных нормативных
правовых актов по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения: правил,
стандартов, технических норм и других нормативных документов; осуществление деятельности
по организации дорожного движения.
Организации дорожного движения
посвящена и ст. 21 Закона. Но в ней сами мероприятия по организации дорожного движения
не прописаны. В то же время во втором абзаце статьи указывается, что разработка
и проведение указанных мероприятий осуществляются в соответствии с федеральными
и региональными нормативными правовыми актами.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15
|